Праведники

1.

Городок с ближайшей железнодорожной станцией, где обосновались после языковых курсов Таня с Лёвой и двенадцатилетним сыном Вовиком был маленьким, всего 6000 человек населения, однако же Kreisstadt (районный центр) со всеми полагающимися этому статусу организациями и учреждениями, гордившийся тем, что до объединения Германии это был самый маленький районный центр в ФРГ. С квартирами в нем было напряженно, зато без особых проблем можно было снять дом. Или полдома.

Так Таня с Лёвой и поступили - сняли полдома (4 комнаты в двух этажах, чердак, подвал, небольшой участок) с полной меблировкой  у семьи пенсионеров, которые жили во второй половине дома, пристроенной позже. Мебель в доме была сплошь антикварная - темные шкафы, буфеты, комоды, заполненные посудой на любой случай жизни, постельным и столовым бельем, полотенцами, книгами - современными и старинными, в темных кожаных переплетах. На стенах, обшитых деревом, висели потемневшие картины в старинных рамах, не представлявшие ценности, но очень подходившие к интерьеру. Все в идеальном порядке.

Правда, оказалось, что стены у снятого Левитиными домика - практически картонные, а от открытых газовых каминов глубокой осенью и зимой толку мало,  так что в доме почти постоянно царил холод. А ещё соседи в доме напротив держали корову, которая периодически утробно мычала по неизвестной причине, от чего Тане, сугубо городской жительнице, становилось тоскливо и неуютно. Но всё-таки они продержались там 10 месяцев, с ноября и до конца лета. Весной и летом там было чудесно, но памятуя о прошлой зиме, Левитины не рискнули остаться там ещё на одну зиму, сняли опять же полдома, но уже построенных капитально.

Но всё это было уже потом, а пока они просто радовались, что наконец нашли нормальное человеческое жильё, пусть временное, но всё-таки не общежитие. Прописались, поставили на учет машину, зарегистрировались в Auslaenderbehoerde (Ведомство по делам иностранцев, сокращенно - АБХ) - всё как положено. Но однажды раздался телефонный звонок. Лёва был на курсах, трубку сняла Таня. Звонил шеф АБХ. Вежливо представившись, спросил - не возражает ли уважаемая фрау Левитина, если он к ним наведается.

- У нас какие-то проблемы? Документы не в порядке? - струхнув, спросила Таня.

-  Нет-нет, всё в порядке, просто хотелось бы поговорить с вами в неформальной обстановке, - ответил шеф АБХ.

Разумеется, Таня не стала возражать. Да и с чего бы? Пусть приходит. Договорились на субботу, когда дома все, в том числе и муж Лёва, который тогда учился на курсах от фирмы Сименс в Кёльне.

Звонок в дверь раздался минута в минуту. Кроме шефа АБХ, у двери стояли еще двое. Высоченный старик скандинавского типа со шкиперской бородкой и маленькая худенькая женщина, лет на 10 моложе старика. Шеф АБХ извинился, что сделал Левитиным сюрприз, придя не один. Представил им старика и женщину.

- Это,- сказал он, - пастор Петер Гляйс и его жена Дороти. Они очень хотели пообщаться с вами. Я здесь по их просьбе.

Оказалось, пастор Гляйс пришел предложить  свою помощь. Левитины не поняли - какую именно.

- Спасибо, у нас всё есть, нам ничего не надо,- словами из анекдота в переводе на немецкий ответил Лёва.

- Может быть, вы хотите съездить в Израиль?- спросил пастор. - Мы с женой возим экскурсии на Святую землю, уже 12 раз там были. В марте мы опять летим туда.

В Израиль Таня с Лёвой хотели, даже очень, они ещё никогда там не были. Но им не по карману была дорогая поездка с проживанием и экскурсиями, всё это им обещали многочисленные друзья и родственники, настойчиво звавшие их в гости.

- Не проблема, - сказал пастор. - Совсем не обязательно оплачивать всю поездку целиком. Вы можете только лететь с нами, в любом случае билеты на самолет обойдутся вам вдвое дешевле обычной цены.

- Мы согласны, - быстро сказала Таня, не дожидаясь мужнина ответа. Чего тут раздумывать? Надо ехать!

Тут и до Лёвы наконец дошло, что всё это не шутки. И если к тебе приплыла золотая рыбка и спросила: "Чего тебе надобно, старче?" - грех не воспользоваться. Так что, пока Таня с пастором осуждали детали будущей поездки, Лёва спросил шефа АБХ:

- А нельзя ли нам как-нибудь получить Reiseausweise fuer Fluechtlinge (паспорта для беженцев)?

С  советскими паспортами Таня с Лёвой имели большие проблемы. С ними можно было жить, но практически для любой поездки - даже в соседнюю Бельгию - в начале девяностых требовались визы. А синий Reiseausweis fuer Fluechtlinge, в просторечии именуемый Fremdenpass (паспорт иностранца), эти проблемы решал, хотя бы по странам Европейского Союза можно было ездить без виз. Получить такой паспорт считалось большой удачей, контингентным беженцам, которыми были Левитины, их выдавали очень редко, в основном по незнанию, ошибочно считая контингентных беженцев относящимися к беженцам вообще, которым такие паспорта выдавали на законном основании.

- Я попробую, - сказал шеф АБХ.

Кстати, забегая вперед скажу, что слово своё он сдержал, выдал Левитиным со временен Reiseausweise fuer Fluechtlinge, а их ребенку - Kinderausweis (детский паспорт), вообще-то положенный только имеющим немецкое гражданство. Это было уже на грани чуда, если не вовсе за гранью.

Левитины терялись в догадках, не имея ни малейшего представления, с чего вдруг свалилось на них такое везение. С какой стати эта троица решила их облагодетельствовать?

Узнали они об этом уже после поездки в Израиль, когда по-настоящему подружились с пастором и его женой.

2.

Жизнь пастора Гляйса не была легкой. Он родился в 1923 году, в девятнадцать лет попал на Восточный фронт, под Сталинград. Повоевать почти не успел, даже не был ранен - сразу попал в плен. Он был счастлив - для него война закончилась. Жизнь в плену, конечно, не сахар, но он выжил. Сказал - благодаря молитвам. Надеяться, кроме как на бога, было не на кого, он был из религиозной семьи, вот и молился. Работал не покладая рук, он был сильный и многое умел, так что был на хорошем счету в лагере. Победа в 1945 году не сильно изменила его жизнь - в Германию он вернулся только в 1954 году. Больше десяти лет провёл он в плену! Но он не роптал - сказал, искупал вину за всех немцев. То, что попал в плен, считал счастьем и промыслом божьим, был уверен, что если бы не плен, он бы там, на Восточном фронте, непременно сгинул, плен - это была большая удача. Когда вернулся, решил стать евангелистским священником. Выучился, получил приход, женился на Дороти, которая была намного моложе него. Она была из Силезии, ее семья жила там испокон веку, но после окончания войны, где-то в начале 50-х годов прошлого века, в числе других немцев, их депортировали из Польши в Германию, там они с Петером и встретились.

У них было трое детей, все девочки, но Петер с Дороти на этом не остановились. Кроме своих, они воспитали еще троих приемных детей: двух девочек-кореянок, сестричек, и мальчика из Пакистана. Когда Левитины с ними познакомились, все девочки были уже замужем, у Петера с Дороти подрастало  7 внуков, только пакистанец был пока не женат. Корейские девочки вышли замуж за немцев, причем от одной у них были типично немецкие внуки, а внучка от другой была чистой воды кореянкой, одна-единственная. Вживую Таня с Лёвой их, правда, не видели, но Дороти показывала им фотографии.

Жизнь их текла размеренно и упорядоченно, когда вдруг Петер понял - это неправильная жизнь. Это было что-то вроде Голоса свыше - то ли сон, то ли видение,  но Петер осознал, в чем состоит его жизненное предназначение. Конечно, он несет людям слово божие, но не по-настоящему: умом, а не сердцем. А надо - именно сердцем. И когда он вышел в отставку (ну, или как там это у священников называется), он продолжал проповедовать, но уже не в церкви, а у себя дома.

Выходило - не новая религия, но что-то типа секты, у него появились последователи. В принципе, от евангелического учения он не отошел, единственное, во что он уверовал с подачи Голоса и чего не было в евангельском учении, так это вера в то, что МИР ЖИВ, ПОКА ЖИВЫ ЕВРЕИ. И их надо всячески поддерживать, и им надо всемерно помогать выполнять своё предназначение. Это он и проповедовал, это была уже его МИССИЯ. И потому стал возить группы христиан в Израиль, наладил связи с мессианскими евреями (мессианские евреи - почти христиане, они верят в то, что Христос был мессией, то есть спасителем, в то время как все остальные приверженцы иудаизма в это не верят и продолжают ждать мессию). А тут ещё и Таня с Лёвой подвернулись - настоящие живые евреи, первыми приехавшие в городок из развалившегося СССР, которые в глазах Петера явно нуждались в помощи, хотя сами этого и не осознавали. Начальник АБХ был его прихожанином, с ним Петер и договорился, что он их Левитиным представит, он мечтал совершить доброе дело прямо тут, на месте, можно сказать, не отходя от кассы.

Кстати, желание Петера помогать и поддерживать распространялось не только на евреев. Гляйсы регулярно ездили с гуманитарной помощью в Волгоградскую область, туда, где Петер попал в плен.

- Вы представляете, что удивительно - 50 лет прошло, даже больше, а там ничего не изменилось! Те же ветхие деревни, те же ужасные дороги, те же бедные люди,- делился он с Левитиными своими  впечатлениями от этих поездок.

Таню с Лёвой это почему-то не удивляло.

Они и в самом деле подружились - Левитины с пастором и его женой. Гляйсы жили в деревушке неподалёку от городка, в котором обосновались Левитины, регулярно бывали в их городке, периодически заезжали их проведать, да и к себе приглашали. У них был чудесный старый дом с огромным, не по-немецки заросшим садом, очень уютный, с большой террасой, с грилем, с кормушками для птиц, с лесом практически сразу за оградой. Левитиным там очень нравилось, так что они никогда не отказывались, когда пастор с женой приглашали их в гости. Угощение было немудрящее, самое простое: Дороти пекла какой-нибудь пирог - с творогом, с фруктами, подавала свежеиспеченный хлеб из ржаной муки, которую сама же и молола с помощью электрической мельнички - на удивление вкусный, с добавками в виде семечек и грецких орехов; к хлебу было варенье из ягод, что росли в саду, фрукты, творог, чай, молоко.

Петер на старости лет пристрастился к рисованию. В основном это были немудрящие акварели - неяркие сельские пейзажи. Один такой пейзаж до сих пор висит у Левитиных - Петер подарил его Тане на день рождения.

Как-то они предложили Левитиным перейти на ты, что тех страшно удивило. Для них это было непривычно, они  были иначе воспитаны. Но со временем Таня с Лёвой привыкли и воспринимали такое обращение на ты к людям значительно старше себя как само собой разумеющееся.

Потом Дороти заболела. У неё был рак, но, слава богу, в начальной стадии и неагрессивный. Таня с Лёвой навещали её после операции. Поразительно она выглядела - как довольный жизнью человек. Им она сказала, что смерти не боится, ей не о чем беспокоиться, богу виднее - жить ей дальше или земное её существование заканчивается, но она почему-то уверена, что час её ещё не пробил. Всё и в самом деле закончилось хорошо - без облучения, без химии.

Через пару лет они собрались продать дом и перебраться к старшей дочери в Кобленц. Они решили, что так будет проще для всех - и забот меньше, и дочь рядом, и внуки. Так они и сделали. А потом и Левитины переехали во Франкфурт, где Лёва нашел  очередную работу, так что больше они с Гляйсами не виделись, только обменивались открытками. Так они узнали, что Петера больше  нет.  Он прожил долгую жизнь - до преклонных 95 лет.

А Дороти всё еще жива, она регулярно поздравляет Левитиных с праздниками - христианскими и иудейскими. Ей ещё нет и девяноста.

Более достойных и благородных людей трудно представить. Праведники в прямом смысле этого слова.

Продолжение
http://proza.ru/2023/03/27/1501


Рецензии
Здравствуйте Элина. Поздравляю вас с занятием призового места в конкурсе. До окончания конкурса не стал писать рецензию по этому рассказу. Думаю, сейчас можно. Хочу дать вам некоторую историческую информацию:

После харьковской катастрофы тысячи беженцев устремились из Украины в сторону Сталинграда. Это был единственный путь. Волжские переправы были заняты эвакуацией заводов и рабочих этих заводов. Поэтому беженцы рассредоточились по сёлам, хуторам, станицам Сталинградской области и Калмыкии. Большинство из этих беженцев были евреи. Если какое=то количество русских несмотря на тяготы перенесли оккупацию, или были отправлены в Германию, то евреи были полностью все уничтожены.
Вы пишите: - Попав под Сталинград он, "повоевать почти не успел,...сразу попал в плен". Не верю - те кто попал в плен, начали сдаваться не сразу, а после 4-х месяцев упорных боёв в котле.
4-го мая 1950-года было объявлено, что завершена репортация всех немецких военнопленных (1940000 чел.) В фашистском плену погибло 58% русских, в нашем плену только 14,9%. Осуждённых за военные преступления начали отпускать в 1954-м году. Герой вашего рассказа вернулся в Германию именно в 1954-м. Это о чём-то вам говорит?
Меня не устраивает название вашего рассказа. Праведник-цадик у евреев, это харизматический религиозный лидер. Праведники не евреи, это люди спасавшие жизни евреям во время фашистского режима, рискуя своей жизнью. Ваш пастор был осуждён за массовое уничтожение евреев под Сталинградом, в лучшем случае он, раскаивающийся грешник и то, что он вам в чём-то помог сейчас в мирное время, не даёт вам права называть его праведником.

Алексей Борзенко   01.05.2023 18:13     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо за отзыв.

Вас не устраивает название моего рассказа. А почему, собственно? Праведник - многозначное понятие.

1. "Праведник-цадик у евреев, это харизматический религиозный лидер", пишете вы. К пастору Гляйсу это высказывание никакого отношения не имеет, он не еврей.

2. Праведники не евреи, это люди спасавшие жизни евреям во время фашистского режима, рискуя своей жизнью" - ваше утверждение.
Тут вы путаете понятия. Есть понятие "праведники народов мира" (а не вообще праведники) - лица, спасавшие евреев в период Холокоста, которым присвоено почётное звание «Праведник народов мира» израильским Институтом Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» (к ним мой пастор Гляйс также никакого отношения не имеет).

3. И есть библейское понятие "праведники": Праведниками Библия называет не абсолютно безгрешных людей, а тех, кто старается жить правильно, согласно заповедям Творца (нет безгрешных, безгрешен только сам Творец - так в Библии). Общеизвестный пример - апостол Павел, который был тем ещё грешником (преследовал первых христиан, заточал их в тюрьмы), но искренне раскаялся и стал праведником в библейском смысле (а по-вашему, апостол Павел никакой не праведник, а просто раскаявшийся грешник, так?). Таков и пастор Гляйс, проведший больше десяти лет в русском плену, но не озлобившийся, а наоборот, продолжавший искупать свою вину доступными ему средствами (и вину всех немцев, вторгшихся на территорию СССР, как он говорил) даже уже выйдя на свободу и вернувшись в Германию (возил гуманитарку в Волгоградскую область после развала Союза, в самые тяжелые времена, возил немцев в Израиль с просветительскими целями и т. д.

Элина Плант   01.05.2023 18:53   Заявить о нарушении
Ваш рассказ я прочитал внимательно. На длительные сроки военные преступники, были осуждены за массовые уничтожение мирных жителей среди которых оказалось очень много евреев. Многие из них, как и герой вашего рассказа, были осуждены на 15 лет и более. По просьбе канцлера Германии, они были освобождены досрочно, не отбыв положенных сроков. Если вы видели, знаменитые кадры, колонн немецких военнопленных - это их ведут в Кировский район города, где для них освободили производственные помещения ряда заводов с отоплением, канализацией, горячей и холодной водой, в то время как наши беженцы, возвращаясь в город до 50-х годов жили в землянках без всяких удобств. Такой город из землянок находившийся рядом с концлагерем в Бекетовке назывался "Москва". Ваш герой выжил в концлагере, а смертность жителей этой "Москвы" была на порядок выше чем у немецких военнопленных. Нет, не заслуживает ваш "праведник" какого либо снисхождения.

Алексей Борзенко   01.05.2023 19:29   Заявить о нарушении
Не верю в его искреннее раскаяние т.к. он вам соврал,что "повоевать совсем не успел...сразу попал в плен". За что он получил свои 15 лет, как военный преступник, он вам не сказал? Или повоевать не успел т.к. служил карателем?

Алексей Борзенко   01.05.2023 20:04   Заявить о нарушении
Алексей, вы тут меня забросали данными, совершенно мне не нужными. Я не делала никаких обобщений, просто писала о человеке, которого знала лично. Поэтому выводы, которые вы делаете совершенно бездоказательно (типа "Ваш пастор был осуждён за массовое уничтожение евреев под Сталинградом"), мне тоже неинтересны, ведь я знаю, что это - неправда. Там и без всяких судов пленные дохли, как мухи (смешно, ещё и судить их, время на них тратить!), вот, например, информация о Россошках: "Ныне в Россошках, в 34 км от Волгограда, раскинулось грандиозное мемориальное кладбище погибшим немцам. Там собраны останки почти 50 тысяч немецких солдат, а на стелах увековечено имена 120 тысяч погибших немцев. Есть кладбища и румынам и венграм, и итальянцам." Их действительно пытались спасти от смерти, они были нужны для работы, для восстановления разрушенного народного хозяйства, но получалось плохо - они были в массе завшивленными, обмороженными дистрофиками, со всеми мыслимыми и немыслимыми болезнями, которыми заражали друг друга при контактах, частично с ранениями. Петера Гляйса никто не судил (кстати, он еще не был тогда пастором, а был 19-летним юнцом), он просто выжил, потому что был в неплохой физической форме и мало успел повоевать, чем и "подписал" себе "трудовой контракт" на 11 лет на стройках СССР (такие, как он, выносливые и рукастые, очень ценились в качестве рабсилы).

P. S. Да, кстати, вы ничего не ответили мне на вопрос об апостоле Павле, ближайшем соратнике Иисуса. Когда он прибился к Иисусу, что должен был тот делать? Думаю, вы бы оказались святее сына божьего, и уж точно прогнали его прочь. Или? В общем, тема апостола Павла не раскрыта:=)))

Элина Плант   02.05.2023 01:08   Заявить о нарушении
К сожалению я вырос в нерелигиозной среде и не буду пытаться вам раскрыть тему апостола Павла. Я коренной житель Волгограда. С приведённой вами информацией хорошо знаком. Не согласен только с одной вашей фразой: "П.Гляйса никто не судил".
Повторю ещё раз. Все военнопленные, около двух миллионов человек, были отпущены домой до 1950-го года и только военных преступников, осуществлявших массовые уничтожения гражданского населения, судили и наказывали, кого большими сроками лагерей, кого и смертной казнью.Есть много документальных фильмов подобных трибуналов и исполнения смертных приговоров. К сожалению их редко сейчас показывают.
После смерти Сталина канцлер Германии выпросил у Хрущёва передачу военных преступников в Западную Германию, что и осуществили в течении 1954-55-го года.
Ваше утверждение, что "Гляйса никто не судил" в корне не верно.

Алексей Борзенко   02.05.2023 06:59   Заявить о нарушении
Отпущены до мая 1950-го.

Алексей Борзенко   02.05.2023 07:35   Заявить о нарушении
"К сожалению я вырос в нерелигиозной среде и не буду пытаться вам раскрыть тему апостола Павла."
-----------------------------------------
А жаль. Любопытно было бы узнать ваше мнение. Ведь апостол Павел - вполне реальная историческая фигура, про него полно литературы. Читать-то вы умеете, своё мнение высказываете безапеляционно по любым вопросам, а тут почему-то вам нечего сказать.

"Ваше утверждение, что "Гляйса никто не судил" в корне не верно."
-----------------------------------------
Почему же? Он прошел фильтрацию в 1949-ом, это да, но фильтрация - не суд. Суд - это ваши домыслы.

"Все военнопленные, около двух миллионов человек, были отпущены домой до 1950-го года и только военных преступников, осуществлявших массовые уничтожения гражданского населения, судили и наказывали"
---------------------------------------------
Вы так уверены, что все? Как вы можете за это ручаться? По-моему, вы лукавите. Петеру, скорей всего, просто не повезло.

"После смерти Сталина канцлер Германии выпросил у Хрущёва передачу военных преступников в Западную Германию, что и осуществили в течении 1954-55-го года."
----------------------------------
Вы опять хитрите. Не в 1954-55 гг были отпущены военные преступники, а на год позже. Вот что есть на эту тему в интернете:

"В октябре 1955 года после визита канцлера ФРГ К. Аденауэра Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О досрочном освобождении и репатриации немецких военнопленных, осуждённых за военные преступления»[3], и из СССР были репатриированы более 14 тысяч немецких военнопленных, осуждённых за военные преступления."

Вот так. Указ в октябре 1955, а Петер вернулся в Германию в 1954-ом. Почему его не выпускали раньше - сейчас уже не узнаешь, он считал - за то, что хорошо работал (если вы сейчас скажете, что "Советский суд - самый справедливый суд в мире", и был таким в сталинские времена, я вам всё равно не поверю), но дело уж точно не в его якобы военных преступлениях. Если бы его за что-то подобное осудили, он бы раньше конца 1955, а то и 1956-го в Германию не вернулся.

Элина Плант   02.05.2023 11:39   Заявить о нарушении
Фраза в оригинале звучала так: "Да здравствует наш суд, самый ГУМАННЫЙ суд в мире". Не поверите, но, к сожалению, это так. Слишком много гуманности, результаты которой мы сейчас расхлёбываем.

Алексей Борзенко   02.05.2023 12:03   Заявить о нарушении
"Слишком много гуманности, результаты которой мы сейчас расхлёбываем."
-----------------------------------------------------------------------------
Звучит как анекдот...((((

Элина Плант   02.05.2023 17:08   Заявить о нарушении
Придя к власти гуманист Хрущёв, в массовом порядке освободил уголовников, бандеровцев, тех же фашистов. Результат той гуманности мы сейчас и расхлёбываем, а вы говорите - анекдот.

Алексей Борзенко   02.05.2023 17:31   Заявить о нарушении
Глупости это всё. Вон возьмите Австралию: туда англичане своих каторжников ссылали. Представляете: бывшие каторжники построили Австралийское государство. И хорошее, между прочим, государство. "Австралия является одной из развитых стран, будучи четырнадцатой по размеру экономикой в мире, и имеет девятое место в мире по ВВП в расчёте на душу населения. С пятым по величине индексом человеческого развития Австралия занимает высокое место во многих сферах, таких как качество жизни, здоровье, образование, экономическая свобода, защита гражданских свобод и политических прав." А плохому танцору завсегда ноги (или яйца?) мешают...

Элина Плант   02.05.2023 17:58   Заявить о нарушении
А вот бандеровцам хорошее государство построить, что мешало?

Алексей Борзенко   02.05.2023 18:04   Заявить о нарушении
Вы полезли уже не в ту степь, уважаемый товарищ, я потратила и так достаточно времени на то, чтобы разъяснить вам очевидные вещи. Дальше - без меня. Всё, тема закрыта.

Элина Плант   02.05.2023 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.