Серебряный век

Существует такое понятие как Серебряный век. Его знают те, кто хотя бы в какой-то степени знаком с литературой. Точнее, Серебряный век - это не только литература, это много других видов искусства. Может быть, я, как читающий человек, в первую очередь вспоминаю литературу. Те, кто знает Серебряный век, знают о том, какую сложную судьбу он пережил. Это было яркое горение, высокий взлёт, фейерверк из всего, что до этого создавала русская и мировая культура. Но Серебряному веку было отпущено немного календарного времени. Он создал большой и яркий мир и тут же прогорел, только войдя в стадию своего расцвета. Изменилось время, и салонная поэзия стала больше не нужна. Она не вписалась в обновлённую культуру. Реальная жизнь хотела чего-то нового. Тогда не все понимали, что через какое-то время мы будем раз за разом открывать Серебряный век заново и пересматривать его по второму кругу, и больше, чем по второму. Возникает вопрос, что произошло с создателями культуры Серебряного века? Куда им предстояло идти дальше? Можно было бы написать, что перед ними было два пути, хотя на самом деле путей было больше.
Была актуальной ситуация, когда представители ушедшей культуры оставались в России. Они не могли прямо говорить о том, что им было интересно. Здесь появлялось множество креативных идей, как заговорить о Серебряном веке, которого нет. Кто-то обращался друг к другу завуалированным языком. Находились те, кто продолжал создавать искусство, но уже на такие темы и такими средствами, которые подходили для нового времени. Это просто уникальные образцы искусства, когда автор Серебряного века подстраивается под стиль не Серебряного века. Про этот период времени можно сказать: "Тогда не существовало старой культуры". Но можно сказать и по-другому: существовал целый пласт культуры, которую создавали салонные авторы, заговорившие на обновлённом языке. Можно вспомнить все слова с приставкой "нео". Такую культуру можно назвать "Неосеребряный век".
Второй путь, который тоже выбирал не один человек - эмиграция. Те, кто не вписался в новую реальность, переехали туда, где для них не было опасности. Казалось бы, это благополучная судьба. Но это можно сравнить с тем, что русские эмигранты спрятались в шкаф, в сундук с нафталином. До них не дошло бы ничего опасного, но и социальная жизнь, возможно, тоже. Эмигранты могли сохранять Серебряный век, но чаще всего в компании тех, кто видел это в России и помнил время ушедшей культуры. Остаётся открытым вопрос, насколько часто русские эмигранты вступали в контакт с коренными жителями и принимали участие в том, что происходило в режиме реального времени на месте их нынешнего проживания. Можно прочитать воспоминания о том, что русские эмигранты сохраняли аристократический русский язык и правильно им пользовались. Но они уже не знали современных русских слов и понятий. Возможно, культура их Серебряного века сохранилась, потому что эмигранты уже не знали и не воспринимали ничего нового. Их знания законсервировались.
Скажите, пожалуйста, кто из нас выбрал бы тот или другой путь в похожей ситуации? Кто стал бы взаимодействовать с изменившейся реальностью, а кто переехал бы туда, где её нет или где её ещё нет? Что легче - подстроиться под новое время или спрятаться от него? Я, похоже, выбрала бы эмиграцию, переезд, поиск безопасного места. Я спряталась в сундук с нафталином. Но это не единственный выход, возможно, он подходит не всем.
Можно было бы представить то, что стало возможным в перестроечные времена. Когда Серебряный век стал издаваться, литература вернулась, и нам сложно представить, что когда-то её не было. По произведениям Серебряного века ставят современные спектакли и снимают фильмы. Потом зрители возмущаются, что сценаристы извратили всю идею классического произведения, но это значит, что оно продолжает жить. Что это искусство не для закрытого пространства, отдельной комнаты, шкатулки с ключом и двойным дном.
Какое продолжение выберет каждый из нас?


Рецензии