Серебряный век
Была актуальной ситуация, когда представители ушедшей культуры оставались в России. Они не могли прямо говорить о том, что им было интересно. Здесь появлялось множество креативных идей, как заговорить о Серебряном веке, которого нет. Кто-то обращался друг к другу завуалированным языком. Находились те, кто продолжал создавать искусство, но уже на такие темы и такими средствами, которые подходили для нового времени. Это просто уникальные образцы искусства, когда автор Серебряного века подстраивается под стиль не Серебряного века. Про этот период времени можно сказать: "Тогда не существовало старой культуры". Но можно сказать и по-другому: существовал целый пласт культуры, которую создавали салонные авторы, заговорившие на обновлённом языке. Можно вспомнить все слова с приставкой "нео". Такую культуру можно назвать "Неосеребряный век".
Второй путь, который тоже выбирал не один человек - эмиграция. Те, кто не вписался в новую реальность, переехали туда, где для них не было опасности. Казалось бы, это благополучная судьба. Но это можно сравнить с тем, что русские эмигранты спрятались в шкаф, в сундук с нафталином. До них не дошло бы ничего опасного, но и социальная жизнь, возможно, тоже. Эмигранты могли сохранять Серебряный век, но чаще всего в компании тех, кто видел это в России и помнил время ушедшей культуры. Остаётся открытым вопрос, насколько часто русские эмигранты вступали в контакт с коренными жителями и принимали участие в том, что происходило в режиме реального времени на месте их нынешнего проживания. Можно прочитать воспоминания о том, что русские эмигранты сохраняли аристократический русский язык и правильно им пользовались. Но они уже не знали современных русских слов и понятий. Возможно, культура их Серебряного века сохранилась, потому что эмигранты уже не знали и не воспринимали ничего нового. Их знания законсервировались.
Скажите, пожалуйста, кто из нас выбрал бы тот или другой путь в похожей ситуации? Кто стал бы взаимодействовать с изменившейся реальностью, а кто переехал бы туда, где её нет или где её ещё нет? Что легче - подстроиться под новое время или спрятаться от него? Я, похоже, выбрала бы эмиграцию, переезд, поиск безопасного места. Я спряталась в сундук с нафталином. Но это не единственный выход, возможно, он подходит не всем.
Можно было бы представить то, что стало возможным в перестроечные времена. Когда Серебряный век стал издаваться, литература вернулась, и нам сложно представить, что когда-то её не было. По произведениям Серебряного века ставят современные спектакли и снимают фильмы. Потом зрители возмущаются, что сценаристы извратили всю идею классического произведения, но это значит, что оно продолжает жить. Что это искусство не для закрытого пространства, отдельной комнаты, шкатулки с ключом и двойным дном.
Какое продолжение выберет каждый из нас?
Свидетельство о публикации №223041800782