Почаповская церковь

В августе 2000 года я перешла работать в систему Барановичского районного здравоохранения. Приняв дела, решила сразу же изучить базу сельских организаций здравоохранения. Начала с пяти участковых больниц и одиннадцати врачебных амбулаторий; посещения пятидесятитрёх фельдшерско-акушерских пунктов района растянулись до Нового года.

В октябре я приехала в деревню Почапово, которая расположена в двадцати восьми километрах от города Барановичи и в двух километрах от границы с Гродненской областью. В восемнадцатом веке населённый пункт находился в составе Речи Посполитой; в результате её раздела (1793) деревня вошла в состав Российской империи и стала центром волости Новогрудского уезда.

В 1921 году согласно Рижскому мирному договору Почапово вошло в состав Польши; с 1939 года – деревня  Белорусской ССР; с 1940 года – центр сельского Совета.
Меня тогда мало интересовала история населённого пункта; целью приезда было ознакомление с Почаповским фельдшерско-акушерским пунктом.

Лечебное учреждение представляло собой аккуратный ухоженный дом с благоустроенной территорией. Отопление – печное, водоснабжение – колодец во дворе, санитарный узел – в глубине прилегающей к ФАПу территории.
 
В помещениях – уютно и тепло, много комнатных цветов; в кабинете Людмилы Мороз, заведующего ФАПом, – большое количество санитарно-просветительной информации. 
Для порядка посмотрев медицинскую документацию,  попрощалась с коллегами; фельдшер вызвалась проводить меня.

Неподалёку от фельдшерского пункта находились развалины какого-то здания, поросшие высокими деревьями и травой. Я поинтересовалась у Людмилы Иосифовны, что это за руины?

– Это остатки Покровского храма, который был разрушен во время Великой Отечественной войны. Наш приходской священник Георгий Саввич Сапун очень надеется восстановить его. Говорит, что “если бы удалось возродить храм, то и спокойно умирать можно было бы!” – пояснила Людмила Мороз.

Мы осмотрели сохранившиеся фрагменты здания. Полуразрушенные столпы из бутового камня напомнили мне средневековые замки-крепости. После завершения инспекции уцелевших частей храма, я заверила коллегу:

– Этот храм обязательно будет восстановлен, Людмила Иосифовна, поверьте моей интуиции!

Фельдшер с подозрением посмотрела на меня: надо же, взрослая женщина, а такая “летуценніца” (мечтательница – бел.)!

Загруженность текущими делами переместила информацию о полуразрушенном культовом здании в хранилище долгосрочной памяти. Возможно, подобной забывчивости способствовали нечастые посещения удалённого от города лечебного учреждения, где была хорошо налажена работа по оказанию медицинской помощи населению.

Прошло более трёх лет. Я успела призабыть о своём обещании коллеге относительно культового сооружения, да заведующий ФАПом напомнила.
 
Она позвонила мне для решения рабочих вопросов, и в завершение разговора сообщила:

– А насчёт храма Вы были правы: у нас ходят упорные слухи, что его будут восстанавливать!

Православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был возведён в 1867 году. На его строительство правительством было выделено почти одиннадцать тысяч рублей; участие в финансировании строительства принимали как священник, так и местные жители. При храме действовала церковно-приходская школа и приписная (не самостоятельная, а приписанная к храму) кладбищенская церковь.

В 1879 году численность прихожан составляла около трёх тысяч человек.

В начале двухтысячных годов, по наитию “спрогнозировав” возрождения храма, я не задумывалась, кто же конкретно будет инициатором восстановления храма?

При подготовке публикации я задала этот вопрос Почётному гражданину Барановичского района, Алексею Фёдоровичу Добышу, который в 2000-2005 годы возглавлял районный исполнительный комитет.

– Филипчик Василий Владимирович, председатель наблюдательного Совета совместного белорусско-российского предприятия “Диприз”, который отправился в деревню сразу же после прочтения в Барановичской газете “Наш край” статьи о Почаповском храме, – не задумываясь, ответил Алексей Фёдорович.

Во время встречи отец Георгий рассказал Василию Филипчику об истории разрушенного храма. Руководством совместного белорусско-российского предприятия было принято решение об оказании помощи в восстановлении святыни; именно “Диприз” взял на себя основную работу по строительству церкви.

В 2004 году Георгий Саввич Сапун был награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира 3-ей степени. Во время его вручения восьмидесятилетний священник рассказал о своём давнем желании:

– “Я утром и вечером вижу камни разрушенного храма, и у меня возникает такая мечта, чтобы Господь сподобил меня восстановить этот храм и чтобы я отслужил в нём хотя бы одну службу. Тогда я считал бы себя самым счастливым человеком на земле”.

23 мая 2004 года у сохранившихся стен храма был совершён молебен на начало возрождения святыни. Праздничное богослужение возглавил архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан.

Председатель Барановичского районного исполкома Алексей Добыш приобщил к богоугодному делу руководителей сельскохозяйственных предприятий района, внесших определённый вклад в строительство церкви. Добровольные пожертвования на строительство храма поступали от жителей, предприятий, организаций и учреждений Барановичского района и города Барановичи; не стало исключением и районное территориальное медицинское объединение.

Общими усилиями и с Божьей помощью собор был восстановлен в рекордно короткие сроки – полтора года.

26 ноября 2006 года состоялось освящение Свято-Покровского храма. Праздничную Божественную Литургию совершил Патриарший экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана.

Перед началом торжественного богослужения я детально рассмотрела новострой и прилегающую к нему территорию; по вопросам архитектуры храма меня консультировал руководитель строительной организации Валерий Яшкин, находившийся рядом.

Церковь представляет собой продольный крест с луковичными главками над основным объёмом. Во фронтонной части и над входными порталами – звонницы. Пять главок украшены золотыми звёздами и золочёными крестами. Боковые фасады разделены двумя рядами оконных проёмов и входными порталами.

По периметру церковный двор окружён оградой из бутового камня различных оттенков и  четырьмя каменными башенками с зелёными шатрами по углам. Входом служат белёные кирпичные ворота, накрытые четырёхскатной крышей, над которыми возведена белёная звонница с небольшой крышей.

Звёзды главок и зелёный цвет шатров ограждения вызвали у меня ассоциации с символикой ислама. Большинство мусульманских стран имеют на своём флаге зелёный цвет, который является любимым для приверженцев ислама; в Коране зелёный цвет ассоциируется с райскими благами.
 
Да и звёзды часто встречаются в исламской символике; они олицетворяют “надежду, красоту и свет веры в Бога”, который освещает путь мусульманина и даёт конец тьме.
 
В православии же восьмиконечная звезда символизирует звезду, которая вела волхвов на поклонение Христу Младенцу.

Всех этих тонкостей я тогда не знала; изучив архитектурное и художественное оформление культовых построек, я предложила моему собеседнику пройти внутрь храма.

– В церкви сейчас находится около тысячи человек – максимальная вместимость храма, люди со всей республики съехались. Попробуйте пройти, может у Вас и получится! – с улыбкой ответил Валерий Николаевич.

Мы слушали трансляцию освящения церкви во дворе. По окончании богослужения приезжие гости и местные прихожане вышли из храма; у находившихся в церковном дворе людей появилась возможность зайти в собор.

На стенах притвора обновлённого культового здания – плиты, на одной из них  –  краткая история церкви, а также фамилии граждан, внесших наибольший вклад в возрождение собора: Василий Владимирович Филипчик, мастер-реставратор Белорусского Экзархата Анатолий Дунчик и Троско Валентин Владимирович, семья которого пожертвовала средства на главные убранства храма. Отмечен также автор проекта, архитектор Николай Лукъянчик.

Текст пластины завершается словами:
 
– “Хай вечна стаіць гэтая царква – рукатворнае неба на зямлі, як помнік загінуўшым і памерлым продкам, і нам, жывым, як святы запавет нашчадкам” (“Пусть вечно стоит эта церковь – рукотворное небо на земле, как памятник погибшим и умершим предкам, и нам, живым, как святой завет потомкам” – бел.).

На других плитах – информация об организациях и учреждениях, спонсировавший богоугодный проект; в их числе значится и Барановичское районное территориальное медицинское объединение.
 
В средней части храма в виде разворота книги оформлены две мраморные доски, на одну из которых золотыми буквами нанесены слова:

– “Да вразумит и наставит нас Господь на путь веры, благочестия и разума”.
 
В ней – напоминание о трагедии белорусского народа во время Великой Отечественной войны. В мае 1943 года в Почапово и  расположенной неподалёку деревне Застаринье было сожжено и убито гитлеровцами 423 человека, в основном женщины, дети и старики. Имена шестнадцати погибших воинов-земляков занесены в книгу Памяти храма.

– “И отныне, и на вечные времена, здесь будут совершаться поминовения усопших, возноситься молитвы по невинно-убиенным и об успокоении их душ”, – так завершается текст.

Вторая мраморная пластина озаглавлена: “Вознесём молитвы мученикам и подвижникам, отдавшим жизнь “За други своя”.

На ней – информация о более восьмисот жертв политических репрессий в Барановичском регионе в 1939-1950 годы, а также имена пятнадцати воинов-интернационалистов, погибших в 1979-1989 годах на территории Афганистана.

– “… Храм должен стать местом молитвы за всех православных воинов, отдавших свои жизни ради счастливого будущего нашей страны.

Пусть этот восстановленный храм напоминает грядущим поколениям из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины её верные сыны.

Отныне Св.-Покровский храм вновь жизнеутверждающе возвышается над нашей Барановичской землёй, видимым образом свидетельствуя, что, несмотря ни на какие временные трудности и испытания, Беларусь преображается и идёт вперёд, опираясь на исконные исторические, духовные и культурные традиции …”.

В средней части храма обращает на себя внимание огромная люстра, которая была прислана из российского Нижневартовска; отец Георгий называл её  “северным сиянием”. Резной иконостас, подарок столичного мастера-реставратора Анатолия Дунчика, украшен старыми иконами “Покров Богородицы” в серебряном окладе и “Матерь Божья Троеручица” с частицей мощей Преподобного Иоанна Целебника.

После освящения возрождённого Свято-Покровского храма я ещё трижды бывала в нём. Убранство собора постоянно пополняется элементами церковного декора, а иконостас – новыми образами. 

Сапун Георгий Саввич ушёл из жизни 13 декабря 2015 года, посвятив священническому служению более шестидесяти лет.

Похоронен на территории Свято-Покровского храма.

Автор выражает искреннюю признательность Алексею Фёдоровичу Добышу и Людмиле Иосифовне Мороз за помощь в подготовке публикации.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Нелли. Прошли времена, когда разрушали храмы. Счастье, что идет восстановление старых и строительство новых храмов. Это бесценное наследство, которое вместе с Верой и Памятью о предках передается от одного поколения другому. Пусть редко, но всегда с трепетом вхожу в деревенскую церковь, где с 18 века крестили, венчали и провожали в последний путь моих предков.
С искренней признательностью,

Людмила Нор-Аревян   23.04.2023 22:49     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Культовые здания, как никакие другие, обладают удивительной энергетикой; посещение их очищающе действует на визитёров.

С самыми добрыми пожеланиями здоровья и благополучия.

Нелли Фурс   24.04.2023 08:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.