Малла Джами ал-Мушкури - богослов, организатор шту

Малла Джами ал-Мушкури — богослов, организатор штурма и разграбления Шемахи в 1721 году.


Малла Джами ал-Мушкури (в оригинале «мулла Джами Мескюри») упоминается в донесении дербентского жителя Муртаза-Кули — Петру I, как один из двух организаторов штурма и разграбления Шемахи 7 августа 1721 года:


«1722 г. августа 23 дня* явился в обозе при Дербенте дербенской житель Муртаза-Кули и подал челобитную е. в., дабы во имя Иисуса Христа соизволил дать ему тайную аудиенцию, понеже имеет он некоторые слова самоважные е. в. донести, которые следуют здесь ниже:


1. Как де были бунтовщики в Шемахе, которые де хотя уже и в город вошли, однако ж де чрез доброе стояние тамошних жителей людей оные выгнаны, но потом де тамошние жители старинные, ведая, что у купцов множество богатства, соединясь с теми бунтовщиками, оных паки в город ввели и всех тутошних и чужеземных разорили без остатку, между которыми главным и во-первых предводителем был Хаджа-Али да мулла Джами Мескюри, которой мулла дал разрешение, дабы разграбили оное все и что в том греха никакого не понесут. Потом и другие к вышеупомянутым еще 3 чел. знатных, а имянно: Хаджи-Ибрагим, Хаджи-Магамет-Эмин, Хаджи-Измаил и многие, которых и имян не может упомнить, к ним пристали и соединились.


2. Которые де российские люди обретались в гостином дворе в Шемахе, и оных в том городе помянутые бунтовщики осадили, когда де тот гостин двор разоряли, что увидя, российские купцы давали в аманаты вышеупомянутым Хаджи-Ибрагиму, Хаджи-Алли, Хаджи-Махамет-Эмин, Хаджи-Измаил и другим многим (которых також имян не упомнит) свои товары, и они де, Хаджи-Ибрагим и другие, взятых от российских и других чужеземцев купцов товаров им назад не возвратили и удержали у себя.


3. Ежели де изволит е. и. в. послать с письмами или хотя с словесным приказанием к шаху или к кому другому, то обещаетца он оное исправлять сохранно и по должности своей во всякой верности, ибо де двор персицкой ему гораздо знаком, також де и министры шаховы ево довольно знают.


4. Объявляет он, что дед де ево и отец и он, Муртаза-Кули, в Дербене фамилии старинной и во время вышеупомянутого бунту в Шемахе, в бытность его тамо, от бунтовщиков разорен и от того пришел во всеконечную скудость, того ради желает он служить е. и. в. и пребыть всегда в верности, не щадя живота своего, также, чтоб е. и. в. повелел пожаловать ему 2 лошади. При сем объявил, что имеет де он и еще некоторое е. и. в. донести, мо де за множеством оставляетца, а объявит де оное по времени впредь […]».


Что касается второго организатора, в тексте он упоминается как «предводитель Хаджа-Али», то здесь вероятней всего идёт речь об визире правителя Ширвана ал-Хаджжи Давуд-бека ал-Джабали ал-Мушкури (1680–1735), организатора свержения Кубинского хана в резиденции Худате в 1711 (по другой, уточнённой версии 1720) году — ал-Хаджжи Га’йбе (ал-Хаджжи-‘Али) Султан-Мураде ал-Алпанви ’ад-Дагистани.



Автор: ‘Али Албанви



*Примечание: возможно здесь ошибка вместо 1721 года указан 1722 год.



АЛ-МУШКУРИ, АЛ-МУСКУРИ, АЛ-МУЬШКУЬРВИ (лезг. МУЬШКУЬР) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к исторической области Мюшкюр (Маскат, Мушкюр, Мушкут); историко-географическая область в южной части Приморского Дагестана и современного Северного Азербайджана. Соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент. Мушкур описан у И. Гербера как округ, населенный суннитами, говорящими по-тюркски. Между тем при описании событий 1711 г. Хаджи-Дауд везде именуется лезгином, даже «лезгинским владетелем», его родное село Дедели фигурирует как лезгинское (как и окрестные села). Остается предположить, что между 1711 и 1727 гг. Мушкур пережил значительные перемены — с этим согласуется выше сообщение И. Гербера о том, что после 1724 г. ал-Хаджжи Дауд «перегнал» значительную часть жителей приморской равнины в Кабалу и Агдаш. О Мушкуре же И. Гербер сообщает: «Уезд невеликий... а через мятежников ныне, которые обитателей мушкурских частию в Шемаху и в другие места увезли, а частию убили и разогнали...». Примерно то же говорит он о судьбе жителей Шабрана и Бермека. Позже существовал Мушкюрский участок (магал), который по-видимому делился в то время на две части: Мушкюр Кубинский (южная половина;) и Мушкюр Дербентский (северная поло­вина, куда как часть входил и Карблухский район).

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.


Литература / источники

1. ‘Али Албанви. Что нам известно о визире правителя Ширвана Давуд-бека ал-Мушкури? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gv5kM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.05.2022). — Яз. рус.

2. АВПР. Ф. 77. Оп. 6. 1722 г. Д. 18. Л. 57, 58. Копия.

3. 1722 г. августа 23. — Из донесения дербентского жителя Муртаза-Кули Петру I о взятии Хаджи-Даудом и Сурхай-ханом Шемахи [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gv5ZZ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.05.2022). — Яз. рус.

4. Русско-дагестанские отношения в XVIII — начале XIX в.: Сборник документов. — М.: Наука, 1988. С. 37. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gv9FC, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.05.2022). — Яз. рус.

5. Эскендеров Б.Э. Происхождение кубинских ханов: новая версия // история, археология и этнография Кавказа. Т. 15. №2. 2019. С. 132–148.

6. Эскендеров Б.Э. Имам из Мушкюра [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgigazet.ru/archives/35354, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.05.2022). — Яз. рус.


Рецензии