Пылающее сердце 1
Глава первая: в небе Литвы и Псковщины.
JG54, она же - "зелёное сердце", войну встречала в Прибалтике, а затем выполняла грязную работу: бои в небе Ленинграда. Многие её асы в тот период отметились откровенными преступлениями, уничтожая транспортные самолёты, эвакуировавшие мирное население. Например, весьма известный деятель Макс-Хельмут Остерманн.
В первые недели войны эскадра действовала в районе Даугавпилса, а затем Острова. Истребительные части советских ВВС на этом участке понесли большие потери в первые же дни, поэтому эскадра не встречала в этот период особенного сопротивления со стороны истребителей. В основном эскадра билась против советских бомбардировщиков, которые летали на задание без прикрытия и несли большие потери. Однако время от времени от их огня терпели ущерб и немцы. Так, уже 23 июня в бою был подбит стрелками командир 9 отряда оберлейтенант Ханс-Эккехард Боб, и при вынужденной самолет его разбился. Лётчик этот имел свыше 20 побед и был на тот момент одним из лучших асов эскадры. Этого пилота на Восточном фронте советские лётчики периодически крепко брали в оборот.
29 июня стрелки советских бомбардировщиков сняли с неба самолёты оберфельдфебеля Макса Штотца и фельдфебеля Карла Кемпфа из 7 отряда, в будущем оба стали известными асами. Оба, правда, посадили самолёты на брюхо, но о восстановлении речь не шла. Также один бф-109 потерял 9-й отряд. К сожалению, советские бомбардировщики понесли в том бою огромные потери. На следующий день стрелки сбили ещё четыре самолёта, в том числе командира 5 отряда Хюберта Мютериха, который тогда смог спастись.
5 июля впервые был сбит серьёзный ас не огнём стрелка, а в воздушном бою. А именно - хауптманн Арнольд Лигнитц, командир третьей группы. Поскольку в то время ситуация была критическая, командование перебрасывало в данный район части, которые приписаны были совсем к другим фронтам. Так здесь оказались 158-й и 159-й иап, которые числились в составе СФ. В тот день 159-й иап отражал удар бомбардировщиков в районе Порхова. В этом бою было заявлено две победы, одна из них тараном. Истребителей заявлено не было по той причине, что Лигнитц не был сбит, а только подбит, успев сбить один "Миг". Он дотянул до своих позиций и сел на брюхо, но самолет был позже списан.
Потери, кстати, эскадра несла в этот период ощутимые, правда в основном в матчасти. 6 июля советским истребителям удалось впервые в воздушном бою нанести крупное поражение "зелёным сердцам". Этот бой заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробно.
В тот день звено "Мигов" из состава 155-го иап сопровождало СБ в район Порхова. Немцы уже привыкли, что СБ ходят без сопровождения, и не рассчитывало на "тёплый приём" от советских истребителей. Группа JG54 допустила ошибку, сразу атаковав СБ и не сковав боем истребители. Видимо, их попросту немцы не заметили: МиГи шли выше. А затем, в момент атаки немцев, советская небольшая группа с крутого пике внезапно атаковала немецкую группу, превосходящую нашу по численности. Ведущий группы, Сторожаков Алексей Николаевич, ветеран войны против финнов, атаковал ведущего бф-109, тот мгновенно загорелся и пошёл вниз. Не тратя времени, Сторожаков обстрелял и второй бф-109, успех был столь же впечатляющим. Лётчик Антонов Леонид Владимирович атаковал ведущего второго немецкого звена и тоже сбил. Немцы, потеряв ведущих, совершенно растерялись, а советские пилоты продолжали свои яростные атаки, сбив ещё два бф-109. Причём Сторожаков отличился трижды в том бою, третья победа записана ему как парная. По итогам боя подтвердили пилотам четыре победы из пяти.
Бой этот был уникален для тех суровых дней и показал, что немцев бить можно. Побили их качественно и их же оружием.
Пострадали в том бою пилоты 7 отряда - лейтенант Хельмут Бидербрик и унтерофицер Теодор Штайнвендтнер, оба прибегли к помощи парашюта. Подбиты были пилоты 8 отряда - оберлейтенант Хайнц Ланге, 5 побед на счету, и лейтенант Эрвин Лейкауф, 7 побед, оба совершили вынужденные, после которых самолёты списали. Командир 9 отряда Ханс-эккехард Боб, имевший уже 29 побед, был подбит, совершил посадку на брюхо, самолёт был сильно поврежден и отправлен в долгосрочный ремонт. К сожалению, Сторожаков Алексей Николаевич погиб в сентябре 41 года, посмертно получил Звание Героя.
15 июля в очередной раз сбит был Ханс-эккехард Боб. Он дотянул до своих позиций на горящем самолёте и совершил вынужденную. Самолет разбился, но везучий Боб не пострадал. Любопытно, что он был сбит в бою с лётчиками 5-го иап ВВС ВМФ. Положение было таково, что уже и морские лётчики вынуждены были биться в районе Старой Руссы. Бой был крайне тяжёлый. Немцы атаковали группу полка в районе аэродрома. Был сбит лётчик Копылов, ещё один самолёт подбит и разбился на вынужденной вместе с пилотом. Но лётчик Бондаренко Семён Григорьевич во время боя смог поймать в прицел самолёт Боба и дал меткую очередь. В будущем Бондаренко стал замечательным асом.
На следующий день был в воздушном бою подбит лейтенант Ханс Байссвенгер из 6 отряда, в будущем - знаменитый ас. Он уже и тогда имел на счету около 20 побед. Подбит он был в бою с пилотами 158-го иап. Выйдя из боя, он совершил посадку на брюхо, самолёт его получил очень серьёзные повреждения и для дальнейшей боевой работы не годился. Заявок на него советские пилоты не оформили.
1 августа пилоты 154-го иап и 159-го иап снова преподали урок опытным асам из состава 7 отряда. Бой отчасти напоминал схватку 6 июля: так же точно немцы атаковали советские бомбардировщики, так же точно их атаковали советские пилоты с вертикали, выбирая в жертву лидеров немецких звеньев. Сбиты были два оберлейтенанта - командир отряда Гюнтер Шольц и ас Макс-Хельмут Остерманн. Оба кое-как совершили посадки на брюхо, но самолёты разбились, а Шольц ещё и был ранен. На счету асов были 21 и 22 победы соответственно. Отличились лётчики Пилютов Пётр Андреевич и Лукьянов Александр Михайлович.
Немцы рвались к Ленинграду. В августе начались бои за этот город, дорогой сердцу каждого Советского жителя. Об этих боях мы расскажем в следующей главе. А, подводя итоги боев в небе Даугавпилса, Острова и Порхова, мы видим, что, несмотря на большой перевес немцев, иногда удавалось и их прижать весьма крепко. Увы, в большинстве случаев немецкие лётчики всё же сажали свои живучие бф-109 на брюхо. Поэтому пока что эскадра в воздушных боях не понесла потерь безвозвратных из числа асов, имевших свыше 10 побед. Все самые серьёзные испытания ждали эскадру впереди.
Свидетельство о публикации №223041800837