Новые детали ареста и отбытия Давуд-хана ал-Мушкур

Новые детали ареста и отбытия Давуд-хана ал-Мушкури на остров Родос

Османская Турция превратила греческий остров Родос в место ссылки опасных государственных преступников и содержания под стражей политических заложников. Среди родосских узников из числа политических дессидентов был и известный лезгинский полководец ал-Хаджжи Давуд ал-Джабали ал-Мушкури (1680–1735), руководитель народно-освободительного движения лезгин в первой трети XVIII века. Интерес к судьбе этого человека побуждает исследователей раскрывать всё новые факты, имеющие отношение к лезгинской истории. Уникальные документы постепенно извлекаются из турецких хранилищ. В этой связи, разумеется, и история самого острова, как места ссылки, может способствовать уточнению обстоятельств последних лет жизни ал-Хаджжи Давуда, военного и духовного предводителя лезгинских повстанцев.

В частности, данная проблематика освещена в диссертации турецкого историка Угура Унена (тур. U;ur ;nen) под оригинальным названием «XVIII. Y;zyilda Osmanli ;daresinde Rodos Adasi» («Остров Родос под османским управлением в XVIII веке»). Данная диссертация была защищена на кафедре истории в Университете Аднан Мендереса в 2013 году (тур. Adnan Menderes ;niversitesi Sosyal Bilimler Enstit;s; Tarih Anabilim Dali). Отметим также, что в турецких источниках ал-Хаджжи Давуд фигурирует под такими именами как «Hac; Davud Bey» (ал-Хаджжи Давуд-бек»), «Hac; Davud Han» (ал-Хаджжи Давуд-хан»), «El-Hac Davud Han» и «el-H;c D;vud H;n» («ал-Хаджж Давуд-хан»), «Monl; D;v;d» («Малла Давуд») и т. д.

В части, касающейся ал-Хаджжи Давуда, учёный ссылается на ряд новых документов, обнаруженных им в Государственном архиве Турции, а также на султанские указы (которые будут приведены ниже), опубликованные ранее в 2005 году его коллегой историком Зейнеп Куртом (тур. Zeynep Kurt). В исторических документах содержатся указания о порядке конвоирования ал-Хаджжи Давуда ал-Джабали вместе с его родственниками из г. Гянджа на остров Родос и предписания родосскому губернатору, кади (судье) и начальнику янычаров (охране) о необходимости обеспечить надёжную охрану пленников в одной из тамошних крепостей («замков»).

Из работы турецкого историка Угура Унена мы узнаем, что главным действующим лицом от лица Османской Турции в Кавказском регионе, напрямую участвовавший в смещение с ширванского трона ал-Хаджжи Давуда ал-Джабали, был губернатор провинции Эрзурум (тур. Erzurum Eyaletine Mutasarr;f), сераскер (главнокомандующий османской армии) Ширвана (тур. ;irvan Serc askeri), «хранитель» Гянджи (тур. Gence Muhaf;z;) в должности визиря — Мустафа-паша (тур. Mustafa Pa;a). Именно ему в г. Гянджа, было предписана организация отправки на о. Родос (тур. Rodos) хана Ширвана ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури (азерб. Hac; Davud M;;k;rl;), двух его жён, со всеми сыновьями, братьями и семьями, который до своего ареста, к слову, проживал там же.

Документ №7. Начало октября 1728 г. Стр. №37. Положение №161. Для визиря Мустафы-паши, «хранителя» Гянджи: Положение, в котором говорится, что бывший хан Ширвана и проживающий в Гянджа ал-Хаджжи Давуд-хан вместе со всеми своими сыновьями, братьями и сестрами должны быть размещены/перемещены на о. Родосе:

«Ev;il-i Reb;;’l-Evvel 1141*.
Ekim ba;lar; 1728.
Sayfa No:37.
H;k;m No:161.
Gence muh;f;z; vez;r Mustafa Pa;a’ya:
;irv;n eski h;n; olup Gence’de ik;met eden el-H;c D;vud H;n’;n b;t;n o;ullar;, karde;leri ve ;ilesiyle birlikte Rodos’a yerle;tirilmelerini bildiren h;k;m».


*Примечание: Раби ал-авваль 1141 (тур. «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel») — третий месяц мусульманского календаря, начинается с 04.10. по 02.11.1728 года.
Историк Угур Унен также пишет, про предписание, переданного лично Давуд-хану в начале октября 1728 года с указанием об отстранении от власти.

Начало октября 1728 г. Адресованное лично ал-Хаджжи Давуд-хану. Стр. №37 Положение №162. «Бывшему (!) хану Ширвана ал-Хаджжи Давуд-хану: положение, в котором говорится, что он будет сослан на остров Родос вместе со своими сыновьями, братьями и всей семьей»:

«Ev;il-i Reb;;’l-Evvel 1141*.
Ekim ba;lar; 1728.
Sayfa No:37.
H;k;m No:162.
;irv;n eski h;n; el-H;c D;vud H;n’a:
O;ullar;, karde;leri ve b;t;n ;ile halk;yla birlikte Rodos’a s;rg;n edildi;ini bildiren h;k;m».

*Примечание: Раби ал-авваль 1141 (тур. «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel») — третий месяц мусульманского календаря, начинается с 04.10. по 02.11.1728 года.


Впоследствии ал-Хаджжи Давуд был отконвоирован на о. Родос с четырьмя сыновьями, двумя братьями и их семьями. Их тщательно охраняли с достаточным количеством людей «чтобы вся семья проживала в защищённом месте». В «предписании» также говорилось о том, чтоб охрана тщательно следила за тем чтоб ал-Хаджжи Давуд или кто-то из его семьи не сбежал. В тоже время есть сведения о том, что исполнение данного «предписания» было отложено на некоторое время. Так из донесения капитана Лазаря Шмакова коменданту кр. Св. Крест Б.Т. Киселеву о прибытии османов в Шемаху от 31 марта 1729 года нам известно, что ал-Хаджжи Давуд всё еще находился в Гяндже. Более того Давуд-хан и его сын ‘Абд ал-Карим-бек участвовали в церемонии вручения халата от султана Сурхай-хану I (тур. Serh;y H;n; S;rh;y H;n; Serhay Pa;a; ;irv;n H;n; Serhay H;n, 1680–1748), с присвоением последнему чина двухбунчужного (от «бунчук» — пучок из конских волос, знак различия для пашей разных рангов) паши и жалованьем в 3 тыс. руб.

1729 г. марта 31. — Из донесения кап. Л. Шмакова коменданту кр. Св. Крест Б.Т. Киселеву о прибытии османов в Шемаху. Покорнейше доношу в. высокобл., сего марта 29 дня ехали из Шемахи басурмани, которые были для своих нужд, и сказывали, что прибыл в Шемаху турецкий паша Бурчюм и с ним турок 400 чел.; при нем же Даудбеков сын Апельгерим-бек, а Даудбек сам в Генже, а сколько с ним войска, тово не знают. А турок еще ждут скоро в Шемаху 500 чел. И помянутой паша привез Суркаю халат. А куда их намерение, таво не знают. […] (Опущен текст, не имеющий отношения к теме).

В высокобл. государя всепокорнейший слуга кап. Лазарь Шмаков. 1729 марта 31.
Уже в мае-июне 1729 года (тур. Ev;s;t Zilkade 1142) Давуд-хан вместе со своими сыновьями и братьями прибывает на о. Родос. Ал-Хаджжи Давуду на острове Родос было разрешено передвигаться без ограничений, но «при условии, что он не покинет остров, и с достаточным количеством людей из охраны замка».

В диссертации другого турецкого историка — Зейнепа Курта (тур. Zeynep Kurt) приводятся тексты официальных переписок в том числе и с упоминанием ал-Хаджжи Давуда (которые частично мы уже привели выше). Самый ранний документ (указы, письма, распоряжения и т. д.) с упоминанием Давуд-хана ал-Мушкури датируется концом мая 1727 года:

«Ev;il-i ;evval 1139*.
May;s sonlar; 1727.
Sayfa No:7.
H;k;m No:25.
Erzurum Ey;leti mutasarr;f;, Gence ve ;irvan b;lgesi Seraskeri vez;r Mustafa Pa;a’ya:
;irv;n H;n; D;vud H;na ba;l; Lezgi t;ifesinin Moskov ;ari;esine ba;l; Kazaklar’;n b;rgirlerini gasbettiklerini ve bunlar;n s;hiplerine geri verilerek bar;;;n sa;lanmas;n; bildiren h;k;m».

*Примечание: Шавваль (тур. «Ev;il-i ;evval») — месяц мусульманского календаря, следующий после месяца Рамадан, начинается с 21.05. по 19.06.1727 г.
А самое поздний, началом июня 1730 года. Предписание «не мешать бывшему Ширванскому хану ал-Хаджжи Давуд-хану выходить из замка, чтобы он мог путешествовать со своей семьей и братьями и сестрами, предоставляя им достаточное количество стражников в оба конца и не давая ему найти путь и сбежать от приговора, который быть вынесен»:

«Ev;s;t-; Zilkade 1142*.
Haziran ba;lar; 1730.
Sayfa No:63.
H;k;m No:248.
Rodos Sanca;; mutasarr;f;na, kad;s;na, dizd;r;na ve yeni;eri z;bitine:
Eski ;irv;n H;n; el-H;c D;vud H;n’;n ;ilesi ve karde;leriyle birlikte gezip tozmas; i;in kaleden ;;kmas;na engel olunmayarak, gidi; geli;te ber;berlerine yeteri miktarda muh;f;z verilerek bir yolunu bulup ka;mas;na engel olunmas;n; bildiren h;k;m».

*Примечание: Зуль-ка‘да (тур. «Ev;s;t-; Zilkade») — одиннадцатый месяц мусульманского календаря, начинается с 18.04. по 17.05.1730 г.

Из около тридцати документов в которых упоминается ширванский правитель, лично ал-Хаджжи Давуду адресованы лишь несколько (один мы уже привели выше). Далее Документ №2. Конец июля 1727 года:

«Ev;s;t-; Zilkade 1139*.
Temmuz ba;lar; 1727.
Sayfa No:7.
H;k;m No:27.
;irv;n H;n; el-H;c D;vud ve ;irv;n ulem; ve e;r;f; ile di;er halka:
Bar;; ve g;ven i;inde Gence ve ;irv;n b;lgesi Seraskeri olan vez;r Mustafa Pa;a’yla mektupla;ma ve m;z;kere ile birlikte makb;l olan us;l ;zere hareket etmelerini d;ir h;k;m».

*Примечание: Зуль-ка‘да (тур. «Ev;s;t-; Zilkade») — одиннадцатый месяц мусульманского календаря, начинается с 19.06. по 18.07.1727 г.

Начало августа 1727 года. В данном письме говориться о некой «награде-грамоте» ал-Хаджжи Давуду со стороны «падишаха»:

«Ev;s;t-; Zilhicce 1139*.
A;ustos ba;lar; 1727.
Sayfa No:9.
H;k;m No:31.
;irv;n H;n; el-H;c D;vud H;n’a:
Devlet i;lerinde g;sterilen ihtim;mlar;ndan dolay; p;di;;h;n hil’at-i f;hiresi ile ;d;llendirildiklerini, terf; ettiklerini belirten; ayr;ca gerek s;n;rlar;n korunmas;nda ve gerekse devlet i;lerinin y;r;t;lmesinde ihtim;m;n korunmas;n; bildiren h;k;m».

*Примечание: Зуль-хиджа, или Зу аль-хиджа (тур. «Ev;s;t-; Zilhicce») — является 12-м месяцем исламского календаря, начинается с 19.07. по 17.08.1727 г.
Конец февраля 1728 года.

«Ev;hir-i Cem;ziye’l-;hir 1140*.
;ubat ba;lar; 1728.
H;k;m 107.
Bir s;reti ;irv;n H;n; el-H;c D;vud H;n’a:
Ev;s;t-; Receb 1140.
;ubat sonlar; 1728.
Sayfa No:24.
H;k;m No:108.
Derg;h-; Mu‘all; kapucuba;; (bo;)’ya:
;;r ve Tala e;kiy;s;’n;n K;hit Ey;leti ve Gence b;lgesinde k;yleri ya;malamalar;ndan dolay; B;yezid Sanca;; mutasarr;f; Mahmud Pa;a’y;, Malazgird Sancakbeyi Nuh’u ve ;elve Sancakbeyi Ahmed’i, Diyadin Sancakbeyi’ni m;kemmel ve tertipli kapu halklar; ile birlikte, Erzurum v;lisi olup Gence ve ;irv;n c;nibi niz;m;na memur olan vez;r Mustafa Pa;a’ya destek olarak biran ;nce g;t;rmesini bildirilen h;k;m».

*Примечание: джумада ал-ахира (тур. «Ev;hir-i Cem;ziye’l-;hir») — шестой месяц мусульманского календаря, начинается с 13.01. по 11.02.1728 г.
Анализ документов также показывает, что отстранение от власти Давуд-хана не было для него сюрпризом, и более того, он в каком-то смысле даже участвовал в «штатной передачи власти» на «переходный период». Непосредственные причины отстранения ширванского правителя в документах не фигурируют. Приведённые документы охватывают лишь «Родосский период» жизни ал-Хаджжи Давуда. Также надо иметь в виду, что о решении сместить Давуд-хана от власти были проинформированы султаном как местный куратор, его визирь Мустафа-паша (о его личности мало что известно), так и Давуд-хан ал-Мушкури, одновременно в октябре месяца 1728 года (точное число месяца не известно, возможно кто-то узнал об этом раньше другого).

Как ни парадоксально наличие большого числа документов «Родосского периода» ал-Хаджжи Давуда никак не проливают свет на белые пятна в биографии лезгинского полководца. Вероятно, ответы нужно искать в документах до «Родосского периода» деятельности Давуд-хана.


Важным моментом является причины непосредственной «подчинённости» правителя Ширвана Давуд-хана визирю Мустафа-паше. В этом на наш взгляд кроются детали, почему именно Мустафа-паша был «куратором» Давуд-хана ал-Мушкури в регионе.

Ответ мы находим в сочинении «Каиме», ‘Али-бея Бадр ад-дин-заде. Известно, что ‘Али-бей Бадр ад-дин-заде был чиновником высшего ранга административной единицы Зарушад Карской провинции Османской империи. Его сочинение «Каиме» (тур. «Повествование») — это сведения о Персидском государстве, подготовленные по поручению Высшего совета (Диван) Османской империи.

«Наконец, в [I] 132 году, в пятнадцатый день благословенного месяца реджеб, в ночь благопожелания (23—24 мая 1720 г.) они захватили крепость Шемаху [арестовали] правителя области Хусейн-хана, убили его детей и родственников, полностью ограбили в упомянутом городе постоялые дворы, рынки, дома, дворцы, имущества местных жителей, купцов и торговцев.

В упомянутом эялете, в такой же степени обширной, как [эялет] Эрзерум и подведомственные [ему земли], [Сурхай Мустафа-бей Кумыклы и Уцмий Ахмед, султан] не пощадили просящих помилования шиитов и искоренили их род. А община суннитов хоть и представлена лезгинами, выбрала каим-макамом Эльхадж Давуд-бея, который с давних пор постоянно проживает в нахийе Мюскур, находящегося в районе пристани Ниязова.

Лезгинские беи же [после выбора каим-макама] вернулись со своими людьми в свои края. И поныне упомянутый Давуд-хан является владыкой Ширвана и правит знатными людьми Джара, а купцы и торговцы, будучи в период его правления в спокойствии и безопасности, идут туда и обратно (т. е занимаются торговлей)».
Из приведённого отрывка становится ясно какую должность по представлениям османов занимал Давуд-хан ал-Мушкури, в тексте говорится о «каим-макаме». В свою очередь, должность «каим-макам» в Османской империи подразумевала государственного сановника (крупный чиновник), который исполнял в т. ч. обязанности великого визира, находящегося в действующей армии. Здесь же автор «Кайме» применил этот термин к ал-Хаджжи Давуду, видимо, с учётом событий более позднего времени, когда в 1722 г. Ширван во главе с ал-Хаджжи Давудом был принят в Османский протекторат.

Давуд-хан ал-Мушкури, получивший от османского султана Ахмада III (1703–1730 г.) титул «трёхбунчужного паши», должность «бейлербея» (букв. «бек всех беков»), становился, таким образом, исполнителем решений Дивана (Совета), возглавляемого великим визирем. Если добавить, что в Османской империи в XVI–XVIII вв., в соответствии с традициями управления страной, бейлербей эялета (провинции) рассматривался, как глава местного аппарата управления, выполнявший поручения великого визира, и одновременно, отчитывающийся перед великим визирем о проделанной работе, то, бесспорно, что бейлербей был помощником великого визира в эялете, именно в значении «помощника» великого визира употребил ‘Али-бей Бадр ад-дин-заде слово «каим-макам» применительно к ал-Хаджжи Давуду.

Таким образом Давуд-хан ал-Мушкури фактически был «каим-макам» — «беглярбек эялета» (букв. «глава провинции или области»), «глава местного аппарата управления», отчитывающийся перед великим визирем, т. е. перед главным министром султана Османской империи.

Однако, здесь есть одна нестыковка, упоминаемый выше «губернатор Эрзурума» и «везирь Мустафа-паша» не значится в списках известных нам «великих везирев» Османской империи, но при этом Давуд-хан почему-то находился в его подчинении. Так или иначе, мы попробуем пролить свет на этот интересный момент в будущих публикациях. Ниже мы приведём тексты указов и предписаний османских властей, касающихся деятельности Давуд-хана ал-Мушкури, оговоримся также, что тексты данных документов требуют корректных переводов со стороны соответствующих специалистов.

Документ №1. Конец мая 1727 года:

«Ev;il-i ;evval 1139*.
May;s sonlar; 1727.
Sayfa No:7.
H;k;m No:25.
Erzurum Ey;leti mutasarr;f;, Gence ve ;irvan b;lgesi Seraskeri vez;r Mustafa Pa;a’ya:
;irv;n H;n; D;vud H;na ba;l; Lezgi t;ifesinin Moskov ;ari;esine ba;l; Kazaklar’;n b;rgirlerini gasbettiklerini ve bunlar;n s;hiplerine geri verilerek bar;;;n sa;lanmas;n; bildiren h;k;m».

*Примечание: Шавваль (тур. «Ev;il-i ;evval») — месяц мусульманского календаря, следующий после месяца Рамадан, начинается с 21.05. по 19.06.1727 г.

Документ №2. Конец июля 1727 года. В данном письме сообщается что «положение и безопасность Давуд-хана и благополучие его народа находятся под ответственностью султана»:

«Ev;s;t-; Zilkade 1139*.
Temmuz ba;lar; 1727.
Sayfa No:7.
H;k;m No:27.
;irv;n H;n; el-H;c D;vud ve ;irv;n ulem; ve e;r;f; ile di;er halka:
Bar;; ve g;ven i;inde Gence ve ;irv;n b;lgesi Seraskeri olan vez;r Mustafa Pa;a’yla mektupla;ma ve m;z;kere ile birlikte makb;l olan us;l ;zere hareket etmelerini d;ir h;k;m».

*Примечание: Зуль-ка‘да (тур. «Ev;s;t-; Zilkade») — одиннадцатый месяц мусульманского календаря, начинается с 19.06. по 18.07.1727 г.

Документ №3. Конец июля 1727 года:

«Ev;il-i Zilhicce 1139*.
Temmuz sonlar; 1727.
Sayfa No: 8.
H;k;m No:30.
Erzurum v;lisi olup, Gence ve ;irv;n c;nibi Seraskeri Vez;r Mustafa Pa;a’ya:
;irv;n h;n; el-H;c D;vud H;n ve ;irv;n ulem; ve ah;l;sinin yaz;;malar net;cesinde birlikte hareket etmelerini tavsiye ile bilhassa hud;d d;hilinde bulunan yerlerin muh;fazas;nda ihm;l ve m;s;mahaya izin verilmeyip, teyakkuzda bulunulmas;n; bildiren h;k;m».

*Примечание: Зуль-хиджа, или Зу аль-хиджа (тур. «Ev;s;t-; Zilhicce») — является 12-м месяцем исламского календаря, начинается с 19.07. по 17.08.1727 г.

Документ №4. Начало августа 1727 года. В данном письме говориться о «награде» ал-Хаджжи Давуду со стороны султана:

«Ev;s;t-; Zilhicce 1139*.
A;ustos ba;lar; 1727.
Sayfa No: 9.
H;k;m No:31.
;irv;n H;n; el-H;c D;vud H;n’a:
Devlet i;lerinde g;sterilen ihtim;mlar;ndan dolay; p;di;;h;n hil’at-i f;hiresi ile ;d;llendirildiklerini, terf; ettiklerini belirten; ayr;ca gerek s;n;rlar;n korunmas;nda ve gerekse devlet i;lerinin y;r;t;lmesinde ihtim;m;n korunmas;n; bildiren h;k;m».

*Примечание: Зуль-хиджа, или Зу аль-хиджа (тур. «Ev;s;t-; Zilhicce») — является 12-м месяцем исламского календаря, начинается с 19.07. по 17.08.1727 г.
Документ №5. В данном письме султан повелевает объединит усилия ал-Хаджжи Давуду и визирю ‘Али-паше в связи с мятежом в «народа Макана и Шаквана и других провинций Тебриза»:

«Ev;hir-i Cem;ziye’l-;hir 1140*.
;ubat ba;lar; 1728.
Sayfa No:23.
H;k;m No:106.
Erzurum v;lisi olup Gence ve ;irv;n c;nibi niz;m;na me’m;r vez;r Mustafa Pa;a’ya:
Tebr;z ey;letinin k;lliyetli muk;ta’at;ndan Makan ve ;akvan ve s;ir illeri halk;n;n isy;n etmesi nedeniyle Tebr;z muh;f;z; vez;r Ali Pa;a ve ;irv;n H;n; el-H;c 37 D;vud H;n ile birlik olup Ker ve Aras ge;itlerini tutarak tek bir fert dahi ka;;rmadan ;s;yi;in sa;lanmas;n; emreden h;k;m».

*Примечание: джумада ал-ахира (тур. «Ev;hir-i Cem;ziye’l-;hir») — шестой месяц мусульманского календаря, начинается с 13.01. по 11.02.1728 г.

Документ №6. Конец февраля 1728 года.

«Ev;hir-i Cem;ziye’l-;hir 1140*.
;ubat ba;lar; 1728.
H;k;m 107.
Bir s;reti ;irv;n H;n; el-H;c D;vud H;n’a:
Ev;s;t-; Receb 1140.
;ubat sonlar; 1728. Sayfa No:24.
H;k;m No:108.
Derg;h-; Mu‘all; kapucuba;; (bo;)’ya:
;;r ve Tala e;kiy;s;’n;n K;hit Ey;leti ve Gence b;lgesinde k;yleri ya;malamalar;ndan dolay; B;yezid Sanca;; mutasarr;f; Mahmud Pa;a’y;, Malazgird Sancakbeyi Nuh’u ve ;elve Sancakbeyi Ahmed’i, Diyadin Sancakbeyi’ni m;kemmel ve tertipli kapu halklar; ile birlikte, Erzurum v;lisi olup Gence ve ;irv;n c;nibi niz;m;na memur olan vez;r Mustafa Pa;a’ya destek olarak biran ;nce g;t;rmesini bildirilen h;k;m».

*Примечание: джумада ал-ахира (тур. «Ev;hir-i Cem;ziye’l-;hir») — шестой месяц мусульманского календаря, начинается с 13.01. по 11.02.1728 г.

Документ №7. Начало октября 1728 г. Стр. №37. Положение №161. Для визиря Мустафы-паши, хранителя Гянджа: «Положение, в котором говорится, что бывший хан Ширвана и проживающий в Гяндже ал-Хаджжи Давуд-хан вместе со всеми своими сыновьями, братьями и сестрами должны быть размещены на Родосе»:

«Ev;il-i Reb;;’l-Evvel 1141*.
Ekim ba;lar; 1728.
Sayfa No:37.
H;k;m No:161.
Gence muh;f;z; vez;r Mustafa Pa;a’ya:
;irv;n eski h;n; olup Gence’de ik;met eden el-H;c D;vud H;n’;n b;t;n o;ullar;, karde;leri ve ;ilesiyle birlikte Rodos’a yerle;tirilmelerini bildiren h;k;m».
*Примечание: Раби ал-авваль (тур. «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel») — третий месяц мусульманского календаря, начинается с 04.10. по 02.11.1728 г.

Документ №8. Начало октября 1728 г. Адресованное лично ал-Хаджжи Давуд-хану. Стр. №37 Положение №162. Бывшему хану Ширвана ал-Хаджжи Давуд-хану: положение, в котором говорится, что он был сослан на Родос вместе со своими сыновьями, братьями и всей семьей»:

«Ev;il-i Reb;;’l-Evvel 1141*.
Ekim ba;lar; 1728.
Sayfa No:37.
H;k;m No:162.
;irv;n eski h;n; el-H;c D;vud H;n’a:
O;ullar;, karde;leri ve b;t;n ;ile halk;yla birlikte Rodos’a s;rg;n edildi;ini bildiren h;k;m».

*Примечание: Раби ал-авваль (тур. «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel») — третий месяц мусульманского календаря, начинается с 04.10. по 02.11.1728 г.
Документ №9. Начало октября 1728 г. В данном письме описываются детали сопровождения ал-Хаджжи Давуда до острова Родос:

«Ev;il-i Reb;;’l-Evvel 1141*.
Ekim ba;lar; 1728.
Sayfa No:38.
H;k;m No:163.
Gence’den Rodos adas;na var;ncaya kadar yol ;zerinde bulunan vez;rler, beylerbeyiler, mev;l;ler, sancak beyleri, kad;lar, m;tesellimler, keth;d; yerleri, yeni;eri serd;rlar;, h;ssalar, vak;flar, kasabalar, k;y subaylar;, vil;yet a’y;nlar; ve i; s;hiplerine:
;irv;n eski H;n; el-H;c D;vud H;n’;n b;t;n evl;d u ;y;liyle birlikte bulunulan mahalle ula;mas; durumunda ka;mas;n; engelleyecek ;ekilde ba;;nda n;bet;iler bekleterek a;;rlanmas; ve sa; s;lim askerler e;li;inde bir sonraki yerle;im birimine kadar ula;t;r;larak, Rodos’a var;ncaya dek bu ;ekilde mu;mele edilmesine dair h;k;m».

*Примечание: Раби ал-авваль (тур. «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel») — третий месяц мусульманского календаря, начинается с 04.10. по 02.11.1728 г.
Документ №10. Начало октября 1728 г. Предписание, «приказывающее не отпускать» семью ал-Хаджжи Давуда «и не дать им сбежать» с места заключения:

«Ev;il-i Reb;;’l-Evvel 1141*.
Ekim ba;lar; 1728.
Sayfa No:38.
H;k;m No:164.
Rodos Sanca;; mutasarr;f;, kad;s;, dizd;r; ve yeni;eri subay;na:
;irv;n eski H;n; el-H;c D;vud H;n’;n b;t;n evl;d u ;y;liyle birlikte em;n ve korunmu; bir yerde bar;nd;r;larak serbest b;rak;ld;klar;na d;ir ikinci bir h;k;m gelene dek bir tanesinin dahi sal;verilmemesini ve ka;malar;na m;n; olunmas;n; emreden h;k;m».

*Примечание: Раби ал-авваль (тур. «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel») — третий месяц мусульманского календаря, начинается с 04.10. по 02.11.1728 г.

Документ №10. Начало октября 1728 г. «Положение о том, что бывший хан Ширвана ал-Хаджжи Давуд-хан останется во дворце и отправит припасы и хлопоты на дороге в сопровождении одного охранника Мустафы, чтобы обсудить вопросы, связанные с районом Ширвана, вместе со своими сыновьями, братьями и сестрами, особенными людьми и слугами»:

«Ev;il-i Reb;;’l-Evvel 1141*.
Ekim ba;lar; 1728.
Sayfa No: 42.
H;k;m No:175.
52 Gence muh;f;z; vez;r Mustafa Pa;a’ya:
;irv;n eski h;n; el-H;c D;vud H;n’;n sarayda kalmas; ve ;irv;n b;lgesi ile ilgili meseleleri m;z;kere i;in o;ullar;, karde;leri, ;zel adamlar; ve hizmet;ileri ile birlikte a;al;;; da geriden gelmek ;zere p;di;;h;n ;zel silah;;rlerinden Mustafa’n;n e;li;inde, yol ;zerindeki erz;k ve z;hireleri m;liyece kar;;lanmak ;zere g;nderilmesini bildiren h;k;m».

*Примечание: Раби ал-авваль (тур. «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel») — третий месяц мусульманского календаря, начинается с 04.10. по 02.11.1728 г.
Документ №10. Начало октября 1728 г. Адресовано ал-Хаджжи Давуду ал-Мушкури. «Положение, приказавшее явиться к султану, чтобы обсудить вопросы, касающиеся региона, если ханство будет освобождено и передано кому-то другому»:

«Ev;il-i Reb;;’l-Evvel 1141*.
Ekim ba;lar; 1728.
Sayfa No:43.
H;k;m No:176.
;irv;n eski h;n; el-H;c D;vud H;n’a:
H;nl;ktan azledilip h;nl;;; ba;kas;na devredilmesiyle, b;lgeyle ilgili konular; g;r;;mek ;zere p;di;;h;n huz;runa gelmesini emreden h;k;m».

*Примечание: Раби ал-авваль (тур. «Ev;il-i Reb;;’l-Evvel») — третий месяц мусульманского календаря, начинается с 04.10. по 02.11.1728 г.

Документ №11. Начало июня 1730 г. Предписание «не мешать бывшему Ширванскому хану ал-Хаджжи Давуд-хану выходить из замка, чтобы он мог путешествовать со своей семьей и братьями и сестрами, предоставляя им достаточное количество стражников в оба конца и не давая ему найти путь и сбежать приговор, который должен быть вынесен»:

«Ev;s;t-; Zilkade 1142*.
Haziran ba;lar; 1730.
Sayfa No:63.
H;k;m No:248.
Rodos Sanca;; mutasarr;f;na, kad;s;na, dizd;r;na ve yeni;eri z;bitine:
Eski ;irv;n H;n; el-H;c D;vud H;n’;n ;ilesi ve karde;leriyle birlikte gezip tozmas; i;in kaleden ;;kmas;na engel olunmayarak, gidi; geli;te ber;berlerine yeteri miktarda muh;f;z verilerek bir yolunu bulup ka;mas;na engel olunmas;n; bildiren h;k;m».

*Примечание: Зуль-ка‘да (тур. «Ev;s;t-; Zilkade») — одиннадцатый месяц мусульманского календаря, начинается с 17.05. по 15.06.1730 г.
Документ №12 (25).

«H;k;m: 25.

Erzurum Ey;leti’ne mutasarr;f olub Gence ve ;irvan c;nibi Serc askeri olan vez;rim Mustafa Pa;a’ya h;k;m ki: Moskov ;ari;esi taraf;ndan ;s;t;ne-i sac ;detimde muk;m kapu keth;d;s; c arz;h;l id;b h;l; ;irvan h;n; el-H;c Davud Han d;me’t-mac ;l;hinin havze-i h;k;metinde olan Lezgi t;’ifesi Bak; taraf;ndan Moskov ;ari;esine t;bic K;zaklar;n ;; y;z elli alt; re’s b;rg;rlerini c ahz ve gasb eyled;klerin ic l;m ve hil;f-; sulh u sal;h gasb olunan b;rg;rleri ist;rd;d olunmak b;b;nda ist;dc ;-y; c in;yet itme;in sen ki vez;r-i m;;;run ileyhsin i; bu emr-i ;er;fim v;s;l;nde H;n-; m;;;run ileyh taraf;ndan haber g;nder;b zikr olunan Kaz;klar;n vech-i 96 me;r;h ;zere hil;f-; sulh u sal;h gasb olunan b;rg;rlerin geri istird;d ile ed;-y; ;ur;t-; sulh u sal;h olunmak b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur.

F; Ev;il-i L sene: 1139».

Документ №13 (27).

«H;k;m: 27.

;irvan Han; el-H;c D;vud d;me’t-mec ;l;hiye ve ;irvan’;n c ulem; ve suleh; ve s;’;r ah;l;sine h;k;m ki: S;ye-i devlet-i c al;yyeme iltic; idenlerin him;yet ve s;y;netleri ;b;-i kir;m ve ecd;d-; c ;z;m;m en;rall;hu tec ;l; berah;neh;m hazer;t;ndan mevrus c ;det-i hasene-i ;ehriy;ri ve d;r;ne-i m;stahsene-i t;cd;r; olma;la her vech;le him;yet ve s;y;net ile terf;h-i hal ve tatm;n-i yaln;z aks;-y; mur;d-; h;m;y;n-; p;di;;h;nem oldu;unu mukarrer ve muhakkak bil;b um;runuzda bir g;ne te;evv;; ve ;zt;r;ba d;;mey;b iktiz; iden um;r ve hus;sunuzu d;st;r-; m;kerrem m;;;r-i mufahham niz;mu’l-c ;lem h;l; Gence ve ;irvan c;nibleri Serc askeri vez;rim Mustafa Pa;a ed;mall;hu tec ;l; icl;leh; ile m;k;tebe ve m;r;sele ile m;z;kere ve mak;l ve makb;l olan vech ;zere c amel ve hareket eyleyesiz dey; yaz;lm;;d;r.

F; Ev;s;t-; Za sene 1139».

Документ №14 (29).

«H;k;m: 29.

M;cibince c amel oluna dey; c ;nv;n;na hatt-; h;m;y;n-; ;evket makr;n ke;;de k;l;nm;;t;r. ;irvan Han; el-H;c D;vud Han d;met mec ;l;hiye ve ;mer;-i Da;;stan d;me c ;zzuhuma ve ;irvan’;n c ulema ve suleh; ves;’ir ac y;n ve ah;lisine h;k;m ki: Der-i devlet-med;r;ma irs;l eyledi;iniz k;;;dlar gel;b v;s;l ve h;l;sa-i mazm;nlar;na c ilm-i cih;n-;r;-y; p;di;;h;nem muh;t ve ;;m;l olmu;dur ;b;-i kir;m ve ecd;d-; c ;z;m;m en;rall;hu tec ;l; ber;h;nehum zam;n-; sac ;det iktir;nlar;ndan ber; esl;f-; sad;kat – ittis;f;n;z ittih;d-; d;n; ve ic tik;d-; yak;n; muktez;s;nca taraf-; devlet-i c ;l;yyemize m;ntem; ve s;ye-i saltanat-; seniyyemizde mahm; ve merc ; olagelmeniz ile f;m; bac d dah; c ;det-i hasene-i ;b; ve ecd;d-; beh;;t-rik;d;m;z ;zere mer;him-i tabc ; isl;m-perver-i p;di;;h;nem muktez;s;nca her vech;le him;yet ve s;y;net ile terf;h-i h;l ve tatm;ni yaln;z aks;-y; mur;d-; h;m;y;n-; p;di;;h;nem oldu;unu mukarrer ve muhakkak bil;b um;runuzda katc ; bir vech;le te;v;; ve ;zt;r;ba d;;mey;b iktiz; iden um;r ve hus;sunuzu d;st;r-; m;kerrem m;;;r-i mufahham niz;mu’l-c ;lem h;l; Gence ve ;irvan c;n;bi Serc askeri vez;rim Mustafa Pa;a ed;mall;hu tec ;l; icl;leh; ile m;k;tebe ve m;r;sele ile m;z;kere ve m;n;sib olan vech-i vec;h ;zere c amel ve hareket eyley;b hil;f;na r;z; ve cev;z g;sterilmemek b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur, buyurdum ki.

F; Ev;il-i Z sene: 1139».

Документ №15 (30).

«H;k;m: 30.

M;c;bince c amel oluna dey; c ;nv;n;na hatt-; h;m;y;n-; ;evket makr;n ke;;de k;l;nm;;d;r. H;l; Erzurum valisi olub Gence ve ;irvan c;n;bi Serc askeri olan vez;rim Mustafa Pa;a’ya h;k;m ki: Der-i devlet-med;r;ma bu defc a irs;l eyledi;in mekt;b ve k;;men ve ;irvanl;n;n k;;;dlar; v;r;d id;b, h;l;sa-i mazm;nlar; mac l;m-; h;m;y;num olmu;dur. Serh;y ve B;y;k ;smi’nin te’l;f ve istim;letleri l;z;me-i vakt ; h;lden id;;;n tahr;r eylemi;sin el-h;let; h;z;h; cen;b-; em;ret-me;b ey;let-nis;b sac ;det iktis;b h;l; ;irvan h;n; el-Hac D;vud H;n d;met mec ;l;hi ve Serhay ve ;smi ve s;’;r ;mer;-i Da;;stan ve ;irvan’;n c ulem; ve s;’ir ah;l;sine hit;ben te’l;f ve itstim;letleri m;;tem;l bir k;t c a emr-i ;er;f ;sd;r ve irs;l ve iktiz; iden um;rlar;n; seninle m;k;tebe ve m;r;sele ile m;z;kere ve m;n;sib g;r;ld;;; vech ;zere hareket eylemeleri tavsiye olunma;la sen ki vez;r-i m;;;run ileyhsin taraf;ndan dah; c;mleye ve mahs;san Serhay’a ve ;smi’ye ve s;’irlerine istim;let ve celb-i hat;rlar;n; m;stedc ; k;;;dlar tahr;r ve iftih;ru’l-em;c;d ve’l-ek;rim Mir c Ali Dervi; d;me mecduh; ile g;nderilen te;r;f;t-; m;l;k;ne mezb;r kend;lere tesl;m ve z;r-i cen;h-; ;ehriy;r;ye al;nmalar; iktiz; itmekle taraf;ndan a;a-y; m;m; ileyh yed;yle irs;l vey;hud get;rd;b kend;lerine yan;n;zda ilb;s ve tesl;m ve izh;r-; nevazi; ve muktez;-y; vakt ; h;le g;re ne vech;le muc ;mele olunmak l;z;m ise ona g;re c amel ve hareket ile taty;b-i h;t;r ve te’l;f-i kul;b ve istim;letlerine dikkat ve ihtim;m ve d;hil-i hud;d olan mahallerin te’m;nlerinde ve ;s;l-; mazarratdan h;fz ve h;r;setleri hus;sunda dah; ihm;l ve m;s;mahaya r;z; ve cev;z g;stermey;b iktiz;s; ;zere c amel ve hareket ile bir emr-i n; merd; hud;sundan s;y;net ve vik;yet olunmakda ziy;de tekayy;d ve ihtim;m eylemen b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur, buyurdum ki.

F; Ev;il-i Z sene: 1139».

Документ №16 (31).

«Defter s. 9.

H;k;m: 31.

;irvan Han; el-H;c D;vud Han’a h;k;m ki: ;rs;l eyledi;in k;;;dlar der-i devlet-med;r;ma gel;b v;s;l ve h;l;sa-i mefh;m;t;na c ilm-i cih;n-;r;-y; p;di;;h;nem muh;t ve ;;m;l olmu;dur. Est;r-; hil;fet-;;;y;nem mez;d-i ihtis;s;n;z muktez;s;nca harek;t-; m;stahseneniz r;z;-y; h;m;y;n-; m;l;k;nemi ist;cl;b ve mezb;r dahi ol taraf;n ferm;n-; h;m;y;num ;zere tem;;yet-i um;runda h;sn-i ihtim;m;n;z 99 melh;z-; p;di;;h;nemiz olma;la hal ve ;;n;n;z; terf;c ve ic l; ile emrinize takviyet i;;n hakk;n;zda t;r-i c ;t;fet-i h;srev;nem pertev-end;z-; mekremet olub h;ssa h;lac -i f;hire-i h;d;v;nemden sana sam;r-; f;iz;’s-s;r;ra kaplu bir sevb hilc at-i m;ris;’l-behcet-i sultan; c in;yet ve ihs;n-; m;l;k;nem olma;;n ile irs;l olunmu;dur lede’l-vus;l ihs;n-; h;m;y;num olan hilc at-i f;hire ve kisve-i z;hiremi hutuv;t-; tac z;m ve tekr;m ile istikb;l ve tels;m ve d;;-; sad;kat perverine z;ver ve ;zh;r-; m;b;h;t-; evfer ve in;aallahu tec ;l; ol taraf;n gerek tahd;d-i hud;d ve gerek tanz;m-i um;r-; memleket ve s;ir c uhde-i ihtim;m;na l;z;m ve m;terettib olan um;r ve hus;slar;na ferm;n-; h;m;y;num ;zere niz;m ve h;sn-i hit;m virmeye ziy;de ihtim;m eyleyesiz dey; yaz;lm;;d;r.

F; Ev;s;t-; Z sene: 1139».

Документ №17 (90).

«Defter s. 19.

H;k;m: 90.

Erzurum valisi olub Gence ve ;irvan c;nibi Serc askeri olan vez;r Mustafa Pa;a’ya h;k;m ki: … ve h;l; yan;nda olan ey;letler ve s;’ir tav;if-i c askeriyeden m;c ad; silahdar serdenge;dileri dah; ol tarafda olma;;n bu hus;s i;;n cen;b-; em;ret-me;b ey;let-nis;b ;irvan Han; el-H;c Davud Han d;me’t-mec ;l;hi ve Da;;stan pa;alar;ndan ac zamu’l-;mer;i’l-kir;m Serhay ve K;;;k Osmi ( ) ve s;’ir m;n;sib olan pa;alar ile dah; haberle;;b iktiz;s; ;zere hareket ve e;k;y;-y; merk;menin ;zerlerine bi’n-nefs gere;i gibi gitmek mi iktiz; ider yoksa Marc a; Beylerbeyisi Ri;vanz;de Mehmed Pa;a ve Bayezid Sanca;; mutasarr;f; Mahmud Pa;a…».

Документ №18 (90).

«H;k;m: 106.

Erzurum valisi olub Gence ve ;irvan c;nibi niz;m;na me’m;r vez;r Mustafa Pa;a’ya h;k;m ki: Tebriz Ey;leti’nin k;lliyetl; muk;tac ;t;ndan Makan ( ) ve ;ahvan ( ) ves;’ir illerin halk; d;ire-i it;c attan hur;c ve cibilliyetlerinde merk;z olan ;ek;vetleri muktez;s;nca d;im; tarassud-; f;rsat ve g;h ve b;g;h hafiyyeten birer mikd;r s;varileri ;;kub kurb-; civarda bulunan da; nev;hisinde bac z;lar;na taht ve tarac ve rec ;y; kur;s;na ;s;l-i zarar ve has;retden h;l; olmayub ve ;zerlerine c asker tac y;n olundukda bac z;s; ;irvan taraf;na ve bac z;lar; Moskovlu i;ine firar eylemek c ;deti m;stemirreleri olma;;n mezb;rlar;n l;z;m gelen te’d;b ve g;;m;llar;yla it;c ata irc;c ve ahv;llerine gere;i gibi h;sn-i niz;m virilmek i;;n d;st;r-; m;kerrem m;;;r-i mufahham niz;mu’l c ;lem Tebriz muh;f;z; vez;rim c Ali Pa;a ed;mall;hu tec ;l; icl;leh; evvel baharda bi’n-nefs ;zerlerine me’m;r olub l;kin vez;r-i m;;;run ileyhin hareketinde mukaddem haberle;il;b Nehr-i Ker ve Aras mac berlerinin sedd ; bendleriyle i;lerinden bir ferd firar itdirilmemek ;zere sen ki vez;r-i m;;;run ileyhsin taraf;ndan ve cen;b-; em;ret me;b ey;let nis;b sac ;det iktis;b h;l; ;irvan Han; el-H;c Davud Han d;met mec ;l;hi taraf;ndan kif;yet mikd;r; adam tac y;n ve muh;faza olunmak muktez; olma;la bu husus i;;n H;n-; m;;;run ileyhe tavsiye ve tenb;hi m;;temil emr-i ;er;fim ;sd;r ve irs;l olunma;;n imdi sen ki vez;r-i m;;;run ileyhsin bu emr-i m;him i;;n vez;r-i m;;;run ileyh ve H;n-; m;;;run ileyh ile haberle;;b vez;r-i m;;;run ileyhin hareketinde mukaddemce».

Документ №19.

«H;k;m: 161.

H;l; Gence muh;f;z; vez;r Mustafa Pa;a’ya h;k;m ki: Bi hasebi’l-iktiz; h;k;metden c azl olunan hanlar;n biraz m;ddet kay;r;l;ncaya dek bir m;n;sib cez;rede ik;metleri k;n;n ve k;c ide-i devlet-i c aliyyem olma;la k;dve-i h;n;n p;;;niy;n-; ;sve-i k;ber;-i Da;;st;n-; s;b;k ;irvan Han; olub h;l; Gence’de ik;met ;zere olan el-H;c D;v;d H;n z;de mecduh;nun dah; bi’l-c;mle o;ullar; ve kar;nda;lar; ve ehl ; c ;y;l;yla Rodos’da ik;meti ferm;n;m olma;la i;bu emr-i ;er;fim m;b;;ir tac y;n olunan ile v;s;l;nde h;n-; m;m; ileyhi bi’l-c;mle o;ullar; ve kar;nda;lar; ve ehl ; c ;y;l;yla m;b;;ir-i m;m; ileyh ile mac an Rodos’a irs;l eylemen b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur, buyurdum ki».

Документ №20.

«H;k;m: 162.

K;dve-i h;n;n-; p;;;niy;n ;sve-i k;ber;-i Da;;stan s;b;k ;irvan Han; olan el-H;c Davud Han z;de mecduh;ya h;k;m ki: Bi hasebi’l-iktiz; h;k;metden c azl olunan h;n;n-; s;b;ka biraz m;ddet bir m;n;sib olan cez;rede ik;met ve kay;r;l;ncaya dek emr-i mac ;; i;;n sayid tac y;ni ile terf;h ve ir;hat ;teden ber; k;n;n ve k;c ide-i devlet-i c aliyyem oldu;una bin;en sizin dah; ber vech-i muharrer o;ullar;n;z ve kar;nda;lar;n;z ve bi’l-c;mle ehl ; c ;y;liniz ile Rodos’da ik;metiniz ferm;n-; h;m;y;num olma;la i;bu emr-i ;er;fim ile v;s;l;nde d;st;r-; m;kerrem m;;;r-i mufahham niz;mu’l-c ;lem h;l; Gence muh;f;z; vez;rim Mustafa Pa;a ed;mall;hu tec ;l; icl;leh; mac rifetiyle vech-i me;r;h ;zere o;ullar;n;z ve kar;nda;lar;n;z ve bi’l-c;mle ehl-i c ;y;liniz ile m;b;;ir-i m;m; ileyh ile mac an kalkub Rodos’a varub ;ehrinin ender fer;;-; h;t;r ile ik;met ve dev;m-; c ;mr ; devletim edc ;yesine m;d;vemet ;zere olman;z b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur, buyurdum ki.

F; Ev;il-i Ra sene: 1141».

Документ №21.

«Gence’den cez;re-i Rodos’a var;nca yol ;zerinde v;kic v;zer;-y; c ;z;m ve beylerbeyiler ve mev;l;-i k;ram ve sancakbeyleri ve k;d;lar ve m;tesellimler ve keth;d; yerleri ve yeni;eri serdarlar; ve hav;ss ve evk;f ve kasab;t ve k;ra z;bitleri ve ac y;n-; vil;yet ve s;ir i; erleri z;de kadruhuma h;k;m ki: S;b;k; ;irvan Han; olub Gence’de ik;met ;zere olan el-H;c Davud Han’;n d;rt nefer o;lu ve iki nefer kar;nda;; ve bi’l-c;mle ehl ; c ;y;liyle Rodos’a nakli i;;n emr-i ;er;fimle (bo;) m;b;;ir tac y;n olunma;la mezk;rlar m;b;;ir-i m;m; ileyh ile her kang;n;z;n taht-; kaz;s;na gel;b d;hil olurlar ise mahfuz mahallere kondurub ve m;b;;ir-i m;m; ileyh mac rifetiyle ;zerlerine bek;iler tac y;n ve fir;r ve gaybet eylemeleri ihtim;linden emniyet gelecek vech;le leyl ; neh;r bekled;b ve gider olduklar;nda yanlar;na kif;yet mikd;r; adamlar ko;ub muh;fazalar;nda ihtim;m olunarak ;minen ve s;limen birbirinize irs;l ve ;s;l ve bu vech;le herbiriniz men;zil ve mer;hilde muh;fazalar;nda ziy;de takayy;d ve ihtim;m iderek Rodos’a ;s;l eyley;b bu hususda ser-i m; m;s;maha ve taks;r ile mezk;rlar;n bir tar;kle fir;r ve gaybetlerine b;c is olmakdan beg;yet ihtir;z eyleyesiz c ;y;zen bill;hi tec ;l; bu hus;sda m;s;hele gaybet ve fir;rlar;na b;c is olacak olursan;z her kang;n;z;n taht-; h;k;met ve kaz;s;nda vuk;c bulmak ihtim;li olur ise bil; te’h;r tert;b-i cez; olunaca;;n yak;nen 160 muhakkak bil;b ona g;re ziy;de bas;ret ;zere hareket ve gerek men;zilde ve gerek yollarda muh;faza ;zere ziy;de ikd;m ve ihtim;m ile birbirinize irs;l ve ;s;l iderek ;minen ve s;limen Rodos’a ;s;l eyley;b ser-i m; hil;f;ndan g;yet;’l-g;ye hazer ve m;c;nebet eylemeniz b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur, buyurdum ki».

Документ №22.

«H;k;m: 164.

Rodos Sanca;; mutasarr;f;na ve k;d;s;na ve dizdar;na ve yeni;eri z;bitine h;k;m ki: S;b;k; ;irvan Han; olan el-H;c Davud Han’;n d;rt nefer o;lu ve iki nefer kar;nda;; ve bi’l-c;mle ehl ; c ;y;liyle Rodos’a nakli ve anda ik;meti ferm;n;m olma;la siz ki m;m; ileyhimsiz H;n-; mezk;r o;ullar; ve kar;nda;lar; ve ehl ; c ;y;lini bir mahfuz mahalde ik;met itdir;b m;dem ki ;har mahalle nakilleri i;;n emr-i ;er;fim varmad;k;a birisini mahall-i ;hara sal;vermekden ve bir tar;kle gaybet ve fir;rlar;ndan g;yet;’l-g;ye ihtir;z ve ictin;b eylemeniz b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur, buyurdum ki.

F; Ev;il-i Ra sene: 1141».

Документ №23.

«H;k;m: 175.

Gence muh;f;z; vez;r Mustafa Pa;a’ya h;k;m ki: K;dvet-i h;n;n-; p;;;niy;n ;sve-i k;ber;-i Da;;stan s;b;k; ;irvan Han; olan el-H;c Davud Han z;de c uluvvuh;nun ;sit;ne-i sac ;det-med;r;ma gel;b meks ve ik;met eylemesi ve ol tarafa m;tec allik bac z; um;r ve hus;sun m;z;kere ve istic l;m; i;;n bu tarafa gelmesi muktez; olma;la hus;s-; mezb;r i;;n kend;ye emr-i ;er;fim ;sd;r ve h;ssa silah;orlar;mdan k;dvet;’l-em;cid ve’l-ac y;n Mustafa z;de mecd;hu m;b;;ir tac y;n ve yollarda l;z;m gelen z;d ve zah;re virilmek ;zere m;liye taraf;ndan emr-i ;er;fim ;sd;r ve kend;s; ve o;ullar; ve kar;nda;lar; ve hav;ss-; etb;c ve hudd;m; ile iler;ce gel;b a;al;;; ger;den gelmek ;zere on 171 be; re’s menzil b;rgiri ahk;m; dah; irs;l olunma;la sen ki vez;r-i m;;;run ileyhsin m;m; ileyh el-H;c Davud H;n’;».

Документ №24.

«H;k;m: 176.

K;dvet-i H;n;n-; p;;;niy;n ;sve-i k;ber;-i Da;;stan s;b;k; ;irvan Han; olan el-H;c Davud Han z;de c uluvvuh;ya h;k;m ki: Siz mukaddem; c;mleden evvel c atebe-i c aliyye-i p;di;;h;neme iltic;da m;b;deret ve c arz-; hul;s-; c ub;diyyet ve devlet-i ebed-m;ddetime hidem;t-; cem;len sebkat id;b el-h;let; h;zih; ;irvan Hanl;;; bi hasebi’l-iktiz; ;hara tevc;h olunma;la sizin ;sit;ne-i sac ;detmed;r;ma gel;b meks ve ik;met eylemeniz ve ol tarafa m;tec allik bac z; um;r ve hus;sun m;z;kere ve istic l;m; i;;n bu tarafa gelmeniz muktez; olma;;n ;sit;ne-i sac ;detime gelinceye dek v;kic olan men;zil ve mer;hilde l;z;m gelen z;d ve zah;reniz virilmek i;;n m;liye taraf;ndan emr-i ;er;fim ;sd;r ve a;al;;;n;z ger;den gelmek ;zere o;ullar;n;z ve kar;nda;lar;n;z ve hav;ss-; etb;c ve hudd;m;n;z ile s;v;r ve iler;ce gelmeniz i;;n on be; re’s menzil bargiri ahk;m-; dah; ;sd;r ve i;bu emr-i ;er;fim h;ssa silah;orlar;mdan m;b;;ir tac y;n olunan k;dvet;’l-em;cid ve’l-ac y;n Mustafa z;de mecduh; ile irs;l olunma;la lede’l-v;s;l a;al;;;n;z ger;den gelmek ;zere siz e;lenmey;b d;st;r-; m;kerrem m;;;r-i mufahham niz;mu’l-c ;lem h;l; Gence muh;f;z; vez;rim Mustafa Pa;a ed;mall;hu tec ;l; icl;leh; mac rifetiyle salt ve seb;kb;r irs;l olunan men;zil ahk;m-; mikd;r;nca o;ullar;n;z ve kar;nda;lar;n;z ve hav;ss-; etb;c ve hudd;m;n;z ile menzil b;rgirlerine s;v;r ve m;b;;ir-i m;m; ileyh mac an ;sit;ne-i s;c ;detime gelme;e m;s;rac at eylemeniz b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur, buyurdum ki.

F; Ev;il-i Ra sene: 1141».

Документ №25.

«H;k;m: 248.

Rodos Sanca;; mutasarr;f;na ve kad;s;na ve dizd;r;na ve yeni;eri z;bitine h;k;m ki: S;b;ka ;irvan Han; olan el-H;c Davud Han d;rt nefer o;ullar; ve iki nefer kar;nda;lar; ve bi’l-c;mle ehl ; c ;y;liyle Rodos’da bir mahf;z mahalde ik;met itdiril;b ;har mahalle sal;verilmemek i;;n mukaddem; emr-i ;er;fimle Rodos’a irs;l olunmu;lar idi el-h;let; h;zih; h;n-; m;m; ileyh bac z; evk;tde teferr;c ve tenezz;h i;;n cezire-i mezb;rede v;kic tenezz;hg;hlara ;;kmak mur;d eyledikde kalc adan ta;raya ;;kmas;na m;m;nac at olunmakla cezire-i mezb;rede v;kic diledi;i mahalle gitmesine m;m;nac at olunmamak b;b;nda istidc ;-y; c in;yet itmekle siz ki m;m; ileyhimsiz han-; m;m; ileyh cezire-i merk;mede v;kic eb;d olmayan mahallerden diledi;i mahalle varmas;na m;m;nac at olunmayub ve l;kin ;yle bir mahalle gitmek murad eyledikde yan;na kalc a-i mezb;re m;stahf;zlar;ndan ve s;ir nefer;tdan kif;yet mikd;r; adamlar ko;ub mac an g;nder;b gidi;de geli;de muh;fazas;nda ihtim;m olunub cezire-i mezb;reden ;har mahalle gitmesinden ve bir tar;k ile gaybet ve fir;r;ndan be g;yet ihtir;z ve ictin;b olunmak b;b;nda ferm;n-; c ;l;;;n;m s;dr olmu;dur, buyurdum ki.

F; Ev;s;t-; Za sene: 1142».


Автор: ‘Али Албанви

На фото (реконструкция): ал-Хаджжи Давуд ал-Джабали ал-Мушкури.


Литература / источники


1. «Кайме» Бедреддинзаде Али Бея [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/hCLSm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2022). — Яз. рус.

2. Русско-дагестанские отношения в XVIII — начале XIX в.: Сборник документов. — М.: Наука, 1988. С. 58. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gv9FC, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2022). — Яз. рус.

3. Халаев З.А. События в Джаро-Белоканах первой трети ХVIII в. в сведениях Бедреддинзаде Али-бея и Малла Мухаммада аль-Джари // Общество: философия, история, культура. 2022. №3. С. 142–146. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/hCLZS, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2022). — Яз. рус.

4. 1729 г. марта 31. — Из донесения кап. Л. Шмакова коменданту кр. Св. Крест Б. Т. Киселеву о прибытии османов в Шемаху [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/hN5cT, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2022). — Яз. рус.

5. Эскендеров Б.Э. Имам из Мушкюра [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgigazet.ru/archives/35354, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2022). — Яз. рус.

6. U;ur ;nen. XVIII. Y;zyilda Osmanli ;daresinde Rodos Adasi. Aydin-2013. С. 68–69. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.05.2022). — Яз. тур.

7. Prof. Dr. Orhan Kili;, Zeynep Kurt. 13 Numarali Ve 1727–1730 Tarihli M;himme Zeyli Defteri (De;erlendirme- Transkripsiyon- Dizin). Y;ksek Lisans Tezi. Dani;man Hazirlayan. Elazi;-2005. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.05.2022). — Яз. тур.

8. Ya;ar BA;. ;irvan Hani Haci Davud, Siyasi M;cadelesi, S;rg;n Hayati Ve Ailesi [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ekevakademi.org/Makaleler/962607_29.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.05.2022). — Яз. тур.


Рецензии