1. 1. Объяснение понятий экстраверт и интроверт
Прежде мы должны разобрать значение этих понятий
1.1. Объяснение понятий «экстраверт» и «интроверт»
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в этих понятиях много чего понамешано, и точно сказать, кто такой экстраверт и такой интроверт не представляется возможным. И поэтому для начала нужно разобраться с типологиями, по которым определяется интроверсия-экстраверсия. Их довольно много, мы рассмотрим лишь некоторые из них.
1.1.1. Типология Айзенка.
Сначала пройдемся по типологии Ганса Юргена Айзенка. Он связывал экстраверсию-интроверсию с биологическими причинами, а именно с балансом процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Критерий, по которому обычно определяется экстравертность или интровертность – общительность. Так вот, общительность для экстравертов по мнению Айзенка – это некое стремление к возбуждению нервной системы, а замкнутость интровертов – избегание этого возбуждения. Кроме этого, интро-экстраверсия – это одно из базисных измерений личности. Еще два – это нейротизм и психотизм.
Нейротизм – это показатель эмоциональной стабильности. Если коротко, то чем больше, тем хуже. Ибо высокие показатели говорят о неустойчивости, частой и резкой смене настроений, слабой адаптации, слишком сильных реакциях на вызывающие их стимулы. Низкие показатели по нейротизму выражаются в сохранении организованного поведения, целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях, отсутствии беспокойства и нервозности.
Психотизм – показатель склонности к психозу, то есть, противоречия эмоциональных реакций реальной ситуации. Здесь тоже, чем больше, тем хуже. Ибо высокие показатели по психотизму отражают склонности к фантазиям, неадекватному поведению и эмоциональным реакциям, эгоцентричности, равнодушию, конфликтности.
А что с экстраверсией-интроверсией? Давайте сравним по общим, даже в некоторой степени, стереотипным характеристикам. Для этого вставим сюда несколько картинок из инета.
Экстраверты: общительны, легко (но не глубоко) сходятся с людьми, быстро приспосабливаются к новым условиям, стремятся к новым впечатлениям, энергичны и активны, переживания вызываются внешними событиями, а не внутренними, подзаряжаются энергией от людей, энтузиасты, любят доминировать, уверены в себе, смотрят вширь.
Интроверты: малообщительны, медленно и плохо приспосабливаются под условия окружающей среды, тревожны, основные переживания связаны с внутренним миром, сдержаны, смотрят в глубь, любят независимость, подзаряжаются от внутреннего мира.
Совместное рассмотрение всего вышеперечисленного выводит нас к темпераментам. Темперамент - устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Это значит, что темперамент отражает некую основу развития личности, а все остальные качества, типа добрый-злой, глупый-умный, они как бы наклеиваются на эту основу. Первыми предположили наличие темпераментов и, собственно, ввели это слово древнегреческие ученые Гиппократ и Гален. А психофизиологическую основу функционирования темпераментов смог дать русский физиолог Иван Павлов. Он четырем известным типам темперамента выделил соотношения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Но что это такие за процессы? Давайте разберем.
Сила возбуждения - отражает работоспособность нервной системы. Она проявляется в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.
Сила торможения – отражает способность нервной системы образовывать тормозные реакции, которые гасят волну возбуждения. Торможение нужно для отдыха, а также для дифференцировки нервных сигналов, чтоб они шли куда-то в определенное место, а не распространялись по всему мозгу.
Уравновешенность – степень равновесия процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Нужна для подавления резких и неадекватных настроений.
Подвижность/инертность. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Инертность, наоборот, проявляется в большем количестве времени и усилий для переключения с одного процесса на другой.
Ну и теперь давайте, собственно, перейдем к темпераментам.
1) Сильный неуравновешенный подвижный тип — характеризуется высоким уровнем нейротизма, сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным. Это такой взрывной человек, эмоциональные порывы которого трудно остановить, и из-за этого склонен растрачивать большие запасы внутренней энергии. Однако он за счет высокий функциональных возможностей способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение и быстро переключаться между разными видами деятельности. В соответствии с Гиппократом и его учением о темпераментах — это холерик. Является экстравертом.
2) Сильный уравновешенный подвижный — обладает низким уровнем нейротизма, имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. Как правило, хорошо владеет собственными эмоциями и быстро переключается между разными видами деятельности. Из этого вытекает значительный минус этого типа – поверхностность. В соответствии с Гиппократом — это сангвиник (sanguis – кровь). Является экстравертом.
3) Сильный уравновешенный инертный — обладает низким уровнем нейротизма, сильными процессами возбуждения и торможения, но плохой подвижностью. То есть, сам человек этого типа устойчивый, работоспособный, хорошо владеет собой, но испытывает очень большие трудности с переключения с одного типа деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматик (holle – желчь). Является интровертом.
4) Слабый неуравновешенный инертный — характеризуется высоким уровнем нейротизма, слабостью всех нервных процессов: и возбуждения, и торможения, и подвижности. На практике это дает низкие адаптационные возможности, общую слабость психики и подверженность невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолик (melanaholle – черная слизь). Является интровертом.
Что стоит сказать о темпераментах. Во-первых, чистые типы редко встречаются, чаще всего встречаются именно помеси типов. Но даже если предположить, что где-то мы откопали представителей чистых типов темперамента, то можем ли мы сказать, что сангвиник и холерик – экстраверты, а флегматик и меланхолик – интроверты? Вообще нет. Потому что интроверсия-экстраверсия определяется не только эмоциями, но и общительностью, а она может иметь разную природу. Возьмем, например, меланхолика, классического «интроверта». У него слабые нервные процессы, однако имеется высокая чувствительность, что может дать ему превосходное ощущение других людей, их эмоционального настроя. И с этими качествами человек погрузится в общество, будет там плавать как рыба в воде. И после этого мы меланхолика будем однозначно называть интровертом? Ну или давайте возьмем сангвиника, представим, что он решил «уйти в себя», заняться самообразованием, созерцанием мира. И тогда язык уже не повернется назвать его «экстравертом».
То есть, темперамент и экстравертность-интровертность – это разные характеристики нервной системы. Однако темперамент может уравновешивать или, наоборот, акцентировать те или иные особенности личности, из-за чего могут сильнее проявляться интровертные и экстравертные черты. Особенности холериков и сангвиников, в частности, их сильные эмоции, больше располагают к общительности, то есть, к экстраверсии. А спокойствие флегматиков и подавленность меланхоликов больше располагают к интроверсии. Не забываем, что сейчас говорим об классификации Айзенка.
1.1.2. Типология Юнга.
Но давайте с ней уже закончим и перейдем к классификации Карла Густавовича Юнга, которую он изложил в своей книге «Психологические типы» 1920 года выпуска. Вообще, по логике, следовало начать именно с нее, потому что Айзенк как раз переосмыслил понятия Юнга, то есть, выпустил свои работы позднее. Но мне пофиг, если честно. Для логики манифеста удобен именно такой порядок, так что смиритесь
По классификации Юнга экстравертность или интровертность определяется по тому, куда человек направляет свое либидо (то есть психическую энергию) – наружу (экстра) или внутрь (интро). У них разные установки сознания. Давайте их сравним.
Установка сознания экстраверта. Общая установка сознания экстраверта устроена так, что он живет в соответствии с объективными условиями как в хорошем, так и в плохом смысле. То есть, экстраверт «растворяется» в объекте, потому он играет в его сознании более важную роль, нежели его субъективное воззрение. Для упрощения понимания — вот цитаты, которые иллюстрируют данную установку:
- Не мы такие, жизнь такая («Бумер)
- С волками жить – по волчьи выть («Фауст»)
- Бытие определяет сознание (Карл Маркс)
Мышление у экстраверта мерильное, то есть, он в своих выводах больше ориентируется на объект, то есть, на традиции, на авторитетов, на факты, или на свою собственную выверенную формулу, выводящаяся как объективный закон, которому экстраверт подчиняется сам и по возможности старается подчинить других. Пример такой формулы – какая-нибудь «житейская мудрость».
Чувства у экстраверта тоже мерильные. То есть, их проявление так же согласуется с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Юнг приводит такой пример, как выбор женщиной своего объекта любви. Цитата: «Любят "подходящего" мужчину, а не какого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что вполне отвечает субъективному скрытому существу женщины - в большинстве случаев она об этом совершенно не знает, - а потому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи».
Установка сознания интроверта. Общая установка сознания интроверта такая, что она хоть и видит внешние условия, но, все равно, выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. То есть, установка строится на личном восприятии раздражения. Цитаты, отражающие эту установку:
- Измени образ мышления и изменишь жизнь (Брайан Трейси)
- Будь собой – прочие роли уже заняты.
- Я отвечаю за то, что говорю, но не отвечаю за то, что вы слышите.
- Я мыслью, средовательно, существую (Рене Декарт).
Мышление так же субъективно, оно начинается от субъекта и приходит к нему, используя объекты лишь как средство для доказательств. Основная цель мышления – синтез идей.
Чувства субъективны, они согласуются с внутренними ощущениями интроверта и его идеями. Если, как в случае с примером Юнга, говорить о любви, то тут три варианта: или «любовь зла – полюбишь и козла», либо ожидание идеала («принца на белом коне») или подгонка под этом самый идеал.
Есть еще один интересный момент в классификации Юнга – это установка бессознательного. Конкретно – личного бессознательного, потому что он еще выделял коллективное бессознательное, которое мы здесь рассматривать не будем. Так вот, личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при определенных условиях становятся осознанными.
Давайте тоже сравним бессознательное экстраверта и интроверта.
Бессознательное интроверта. Интровертная субъективная установка по тем или иным причинам изначально пренебрежительно относится к объекту, недооценивая его голос. Она как бы хочет либо быть независимым от объекта, либо его контролировать, но получается так, что объект берет под контроль его, потому что бессознательное старается компенсировать недооценку объекта излишней привязанностью к нему.
Бессознательное экстраверта. А вот экстравертная объективная установка, наоборот, пренебрежительно относится к субъективным притязаниям, и бессознательное концентрирует свое внимание на них. Из-за подавления субъективные установки отличаются примитивностью, инфантильностью и эгоцентричностью. И из-за того, что бессознательное старается компенсировать баланс между объективным и субъективным, этим разрушительным установкам дается большая сила.
Однако кроме экстравертов и интровертов Юнг выделял еще и третий тип людей, которые испытывают влияние как снаружи, так и изнутри. И они представляли собой, как говорил Юнг, «дифференцированных нормальных людей, не позволяющих себе разного рода эксцессов». Чуть позже эти люди были названы «амбивертами».
Этот термин предложил американский психолог Эдмунд Конклин в 1923 году как психологическую норму. И затем проводились многочисленные исследования по этому поводу, в которых выяснилось, что, оказывается, самые преуспевающие и стрессоустойчивые люди – это амбиверты. И ключ к их успеху – это адаптивность. Они могут как уступить, так и надавить. Могут как находиться в обществе, заряжаясь от людей и выстраивая социальные контакты, так и отдыхать от них и восполнять энергию в одиночестве. И на их фоне что экстраверты, что интроверты кажутся вообще какими-то лохами кончеными. Даже есть точка зрения, что интроверты и экстраверты – это вообще патологии, то есть, две болезненные крайности. В этом есть своя логика, однако в таком подходе имеются проблемы:
1) Амбиверты составляют абсолютное большинство. А это значит что? А то, что они между собой очень сильно различаются (вспоминаем пословицу: «чем больше людей, тем больше мнений»). Даже не по мировоззрению, социальному положению и всему такому, что мы здесь не учитываем, а именно по балансу экстраверсии и интроверсии. Сам Юнг писал об этой средней группе, которую он же выделил, что одна ее сторона экстравертная, а другая интровертная. То есть, они имеют определенные доминирующие склонности, которые разным людям по-разному удобны. Допустим, амбиверт с ярко выраженными интровертными чертами будет иметь потребности в общении и социальном взаимодействии, но довольно быстро будет пресыщаться тем уровнем общения, что будет все еще недостаточен амбиверту экстравертного типа. И несмотря на то, что амбиверты являются «нормальными», между ними не исключены конфликты, которые возникают между экстравертами и интровертами (именно по причине экстраверсии-интроверсии). Так что выделять амбивертов в какую-то отдельную группу я бы не стал. Понятно, что есть болезненные проявления интроверсии и экстраверсии, но они могли образоваться и из-за тех самых интровертных-экстравертных склонностей амбивертов.
2) Амбивертность вполне может быть результатом взросления. Тоже было немало работ, в которых показывалось, что полярности сглаживались по мере накопления жизненного опыта. И к тому же, с жизненным опытом повышается и стрессоустойчивость, ибо человек в целом как любая биологическая система, способен адаптироваться. И интроверт, несомненно, будет постепенно привыкать к постоянному стрессирующему фактору в виде общества, и где-то даже находить приятные моменты от взаимодействия с ним. Так же экстраверт с опытом научится находить приятные моменты в одиночестве. Однако изначальные характеристики будут задавать, во-первых, ограничения развития, а во-вторых, векторы развития. То есть, если, к примеру, человеку хочется общаться, и его прямо распирает от этого желания, он пойдет и будет общаться, и развиваться будет через общение и взаимодействие к другими людьми. Со временем он, как интроверт, научиться самодисциплине и концентрации, но, тем не менее, значительный вклад в его развитие вложит именно его начальная экстраверсия.
Поэтому введение третьего типа как «нормального», «гибкого» и «адаптированного», на мой взгляд, ошибочно. Потому что мы тогда приходим к вопросу: «А что тогда вообще норма?». И не можем прийти к ответу, ибо у нормы пределы широкие, особенно для такой пластичной вещи, как человеческая психика. И поэтому нам нужно рассмотреть интроверсию и экстраверсию с позиции другой типологии, которая разделит и интровертов, и экстравертов на типы и раскроет нам функциональную характеристику этих типов. И такая типология имеется.
1.1.3. Соционика.
Она называется соционика. Она хоть и основана на теории Юнга (в вышеназванной книге Юнг в значительной мере описал типы личности), но автор соционики не он, а Аушра Аугустинавичюте (и те, кто после нее ей сделали важные дополнения).
По соционике человек обладает как экстравертными, так и интровертными функциями. Функция – это инструмент психики, с помощью которого она взаимодействует с каким-либо аспектом реальности. Функции могут быть одинаково сильными или одинаково слабыми. Экстраверт человек или интроверт определяется программной функцией, то есть, самой сильной ментальной функцией. Из-за этого она наиболее продуктивна и на ней строится мировоззрение. Вот какие функции выделяет соционика:
- Логика
- Этика
- Сенсорика
- Интуиция
При этом каждая из этих функций еще делится на две функции: белую (интровертную) и черную (экстравертную).
Белая (или структурная) логика отвечает за оценку причинно-следственных связей, анализ и систематизацию, понимание закономерностей и систем.
Черная (или деловая) логика отвечает за оценку деловых качеств, целесообразности, организаторские способности, понимание технологических процессов и работы механизмов.
То есть, черная логика – это функция, направленная на конкретную практическую работу. А белая логика – за теоретическое понимание в виде определенных схем.
Белая этика (или этика отношений) отвечает за оценку межличностных отношений, дипломатию, формирование собственного отношения к другим по типу «друг-враг», подстройку под внутренний мир другого человека, а также за моральные оценки.
Черная этика (или этика эмоций) отвечает за выражение чувств, понимание и управление эмоциональным состоянием других людей и контроль эмоционального фона в группе.
То есть, черная этика рассматривает человека как некое пламя, которое можно разжечь или потушить. Белая этика же рассматривает человека как контактирующую личность, то есть, не отрывает его от других людей, от общества, и рассматривает, как он ведет себя там.
Белая сенсорика (или сенсорика ощущений) отвечает за восприятие собственных ощущений, понимание физического состояния другого человека, оценку комфорта и удовольствия.
Черная сенсорика (или волевая сенсорика) отвечает за восприятие материальных объектов и окружающего пространства, оценку расстановки сил, физической силы и волевых качеств людей, их материального положения и веса в обществе, а также за настойчивость и стремление к власти.
Разница между черной и белой сенсориками настолько явная, что, думаю, не нуждается ни в каком пояснении.
Белая интуиция (интуиция времени) отвечает за видение тенденций развития времени, взаимосвязи времен, прогнозирование, управление временем, чувством своевременности, а также за контроль собственного внутреннего мира.
Черная интуиция (интуиция возможностей) отвечает за целостное восприятие мира, оценку потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, видение способностей людей и вариантов.
Белая интуиция – это такая полумистическая функция, которая работает с тем, что трудно уловить логикой и сенсорикой, а черная – она конкретно направлена на внешний мир. Но она не рассматривает его с целью экспансии, она рассматривает его как бесконечный материал для познания и исследования. Вот, это, если коротко, все функции. Они расположены в каждом типе (а их 16) в определенной последовательности, которая называется «модель А».
Как я уже сказал, человек интроверт или экстраверт определяется его самой сильной функцией, называемой программной. Но кроме программной существует еще 7 позиций для других функций. В комплексе они и определяют тип. И вот это, на самом деле, важно. Потому что есть в соционике прямо типичные экстраверты (например, этико-сенсорный экстраверт «Гюго» и сенсорно-логический экстраверт «Жуков») и типичные интроверты (логико-интуитивный интроверт «Робеспьер» и интуитивно-логический интроверт «Бальзак»). А есть интроверты, которых вот не назовешь никак интровертами. Это, например, сенсорно-этический интроверт «Дюма» и интуитивно-этический интроверт «Есенин». Эти типы достаточно общительные, и менее склонны к такой «классической» интроверсии, в отличии от интуитивно-логического экстраверта «Дон Кихота». Соционически это обусловлено тем, Дюма и Есенин – это этики, а этики обычно больше стремятся к общению, чем логики. К тому же, Дон Кихот жесткий интуит, то есть, такой чувак мечтательный, и, как Дон Кихот из книги, обожает проводить спарринги с ветряными мельницами. И это закономерно приводит к конфронтации с обществом и уходу в себя. Все вышеперечисленное накладывается друг на друга, и получается экстраверт, который не очень-то и экстравертен.
Хоть мы здесь не разбираем соционику подробно, но тем не менее, есть еще одна вещь, которую нам надо рассмотреть. А именно квадры. Квадры в соционике – это группы из 4-х типов (2 экстраверта + 2 интроверта), объединенных общими ценностями и психологическими особенностями. Так же они объединены ценностными функциями. То есть функциями, которые у типов квадры находятся в позиции творческой и базовой, то есть, самых сильных функций, на которых строится личность, либо на позициях суггестивной и активационной. То есть, функций, в которых сам тип не силен, но при этом проявление этих функций от других людей воспринимается положительно.
Первая квадра - это альфа. К ней принадлежат этики-сенсорики Дюма и Гюго и логики-интуиты Дон Кихот и Робеспьер. Их ценностные функции - это черная интуиция, белая логика, черная этика и белая сенсорика. Из этого исходит то, что они любят приносить что-то новое в жизнь, открывать, исследовать, и при этом любят и умеют устраивать вокруг себя комфорт, даже вопреки негативу, который накапливается вокруг них. Отрицательно относятся к иерархии, цензуре и проявлению агрессии. Поэтому из этой квадры вышло много ученых, первооткрывателей, а также у носителей этой квадры получаются прекрасные семьи, где все сыты, довольны и накормлены. Всю энергетику этой квадры передает песня коллектива «Грот» под названием «Влюбись». Вот, например, строки: «Мы не чураемся легенд и заоблачных планок. Пусть не серьезно все, что не работа и не квартира, и так нелепы первые наброски аэроплана». Или вот: «Сливные ямы перестроек пестрели в цветах. Гроздьями кухни и комнаты наливались смехом. Во время этого пира комплексовала чума. Любовь неиссякаемая стала нам потехой, мы, перенасытившись ею, сходили с ума».
Вторая квадра – бета. К ней принадлежат этики-интуиты Есенин и Гамлет и логики-сенсорики Жуков и Максим Горький. Их ценностные функции – черная сенсорика, белая логика, черная этика и белая интуиция. Эта квадра обожает борьбу во всех ее проявлениях. И везде ее усматривает. По мнению представителей этой квадры, если ты не умеешь бороться, значит ты, мягко скажем, бесполезен для жизни (которая является бесконечной борьбой). Поэтому из этой квадры выходит много воинов, революционеров, бандитов, в общем, тех людей, в чьей профессии борьба – это необходимая обязанность. Эта особенность так же создает любовь к иерархии – самый сильный должен победить и подняться выше. Кроме этого, представители этой квадры обожают яркие эмоции и поэтику, умеют видеть прекрасное, разбираются в искусстве. Так же очень сильно обращают внимание на эпохи и вообще в целом на время, поэтому любят историю. Всю направленность энергии квадры могут описать строки из трека Саграды и 25/17 «Восток»: «На свет из тени, из подземелий на воздух, пока есть время и силы, пока еще не поздно. Еще не познанное – мой ориентир. Я вижу грозный, прекрасный, яростный мир».
Третья квадра – это гамма. Ее представители – логики-интуиты Джек Лондон и Бальзак и этики-сенсорики Наполеон и Драйзер. Их ценностные функции – черная сенсорика, белая этика, черная логика и белая интуиция. Это самая прагматичная квадра, которая презирает фантазии и романтику. Они ценят труд и особенно заработок. Тут, как и в бете, тоже ценится сила, но немного другого плана – экономического. То есть, не силовой или идейный авторитет, а богатство и социальные связи. Так же приветствуется хитрость, так как представители этой квадры прирожденные дипломаты, которые могут с выгодой для себя договориться с кем угодно. Кроме этого, гаммийцы очень четко делят людей на «своих» и «чужих».
Выходцы из этой квадры – мещане, буржуа, предприниматели, капиталисты и все, кто придерживаются похожих взглядов. То есть, это индивидуалисты, которые считают, что ресурсы должны даваться самым успешным. И чтоб стать успешным, нужно уметь конкурировать с другими. Очень трепетно поэтому в этой квадре ценится институт частной собственности.
Из «романтики», характерной для гаммы, хочу отметить любовь к приключениям. Но и та отличается прагматичностью, потому что они имеют четко выраженную направленность к выгоде – например, найти сундук с сокровищами по пиратской карте или какую-нибудь древнюю статуэтку, чтоб ее потом загнать в известный музей за миллионы долларов. В общем, что-то в духе «Индианы Джонс», «Лары Крофт» или «Пиратов Карибского моря». Ну или фильмов об успешных адвокатах и бизнесменах.
И, наконец, последняя, четвертая квадра – это дельта. Сюда относятся этики-интуиты Гексли и Достоевский и логики-сенсорики Габен и Штирлиц. Их ценностные функции – белая сенсорика, черная логика, белая этика и черная интуиция. Это самая консервативная квадра, которая не любит каких-то изменений и особенно презирает войну. Представители квадры являются гуманистами, которые исповедуют прощение и любовь. Такую тихую, постоянную и вечную. Хоть представители этой квадры так же, как и гамма, любят трудиться, для них труд - это скорее средство воспитания или «приобщения к земле», чем средство достижения выгоды.
Большинство религий в той или иной мере исповедуют ценности дельта-квадры, особенно, христианство. Поэтому дельтийцы часто бывают религиозными. Кроме этого, в большей степени, чем другие квадры, являются конформистами.
Вот песня, которая вкратце отражает ценности дельты и сравнение ее с другими квадрами (гаммой и бетой). Песня называется «Мельница – Баллада о трех сынах»:
«И первый сын возвратился домой:
"Гордись, отец, - я великий герой.
Вся власть моя, и в этом суть
На крови я построил свой путь".
Второй принес золотые дары:
"Смотри, отец, я могу все миры
Купить, продать и слезы всех
Превратить в серебро и успех.
И звучало в ответ эхо горных вершин.
Разменяли богатство души
Ради славы и блеска монет.
А третий сын на коленях стоял:
"Прости, отец, я великим не стал.
Смеренным был, врагов прощал"
Душа твоя и добра и чиста.
И пусть богат ты и знатен не стал,
Но ты хранил любовь мою.
Я тебе свой престол отдаю!»
Вся эта информация о квадрах максимально общая, не рассматривающая определенные нюансы, которые можно понять только достаточно долгое время изучая соционику. Однако есть один нюанс, который знать обязательно – то, что типы включены в квадры, это не значит, что они обязательно будут носителями их ценностей. Соционика описывает много случаев, когда типы имеют ценности не своей квадры. Поэтому я и выделил описание квадр отдельно от описания функций. Ценности квадр могут уравновешивать или, наоборот, акцентировать проявления функций.
Но что могут ценности квадр сказать об интроверсии-экстраверсии? Очевидно, что самая экстравертная квадра, самая эмоциональная, и при этом обращенная во внешний мир – это бета. А самая интровертная, обращенная внутрь себя – это дельта. А что с альфой и гаммой? Несмотря на то, что гамма поощряет институт частной собственности, а также четкое разделение людей на «своих» и «чужих», она является квадрой экстравертов по классификации Юнга. Ибо прагматичность – это крайне высокая степень направленности либидо во внешний мир. Соответственно, альфа-квадра является интровертной квадрой. Потому что их взаимодействие с внешним миром связано, в первую очередь, с их чувствами. Это внутреннее желание комфорта, и при этом жгучая жажда исследовать мир не для того, чтобы получить с этого какую-то выгоду, а для того, чтобы познать самому. То есть, ведущим является субъективное начало.
1.1.4. Типология по типу общительности.
А теперь давайте я расскажу вам другую классификацию. Для этого мы снова пройдемся по классификациям экстравертов и интровертов и вспомним, что там важным критерием является общительность. Хм, общительность. Нам уже интуитивно понятно значение этого слова, мол, качество личности, позволяющее налаживать социальные контакты. Однако под общительностью может так же пониматься некое желание к эмоциональному обмену с окружающими, а также просто информационный обмен. И поэтому нужно разделить общительность на 3 основных типа:
• Экспрессивность
• Контактность
• Воздействие
Экспрессивность – способность к эмоциональному обмену и проявлению чувств.
Контактность – способность к анализу человека и выстраивания с ним определенной линии общения. В народе это называется «присмотреться». Это способность врожденная, но она в большей степени связана со сторонними знаниями и жизненным опытом. Ко этому типу общительности прибегает психолог, который сначала налаживает с ним контакт, выясняя все особенности его личности. Или влюбленные, когда они хотят друг друга узнать получше.
Воздействие – способность к склонению другого человека к желаемым действиям. Она может быть связана с первыми двумя типами общительности в том плане, что они являются помощниками ей. Возьмем, к примеру, ребенка, который для воздействия на родителей прибегает к первому типу общительности. Начинает плакать, громко кричать, если родители ему не покупают желаемую игрушку. Или какую-нибудь женщину, которая, желая чего-либо добиться от своего благоверного, начинает истерить и обижаться.
Эта способность тоже врожденная, но она имеет гораздо более выраженную «врожденность». Даже если у человека будет много жизненного опыта и он будет видеть всех людей насквозь, он не всегда сможет на них воздействовать. Особенно, если у него нет к этому никаких внутренних склонностей. Ибо человек, несмотря на то, что является социальным существом, он в значительной мере автономен, и поэтому склонить его к нужному для себя действию – сложная задача. Да даже убедить его делать то, что нужно в том числе для его самого – задача нелегкая. Возьмем в пример рабочие коллективы. Казалось бы, всего лишь то вместе нужно выполнять задачу, которая нужна для всех. Но нет. Вместо того, чтоб быть исполнителями своей задачи, люди превращаются в разносчиков сплетен и интриг. И решить эту проблему может только человек, который обладает нужным уровнем воздействия. То есть лидер, который сможет, во-первых, поставить себя, то есть, заставить уважать, а во-вторых, заставить работать других.
Воздействие почти всегда сложнее, чем контактность. Хотя, например, отдельным людям проще общаться при помощи воздействия (как например военному при помощи приказов или бандиту при помощи угроз), чем при помощи контакта. И воздействие, понятно дело, гораздо результативнее.
Но какие же тогда типы общительности характеры для экстравертов и интровертов?
Экспрессивность, если судить по классификации Айзенка, больше характерна для экстравертов. Однако по остальным все не так однозначно. По классификации Юнга непонятно, с одной стороны, можно отнести экспрессию к экстраверсии, как к обращенности во внешний мир, с другой стороны, к интроверсии, как исходящую от субъективного. В соционике экспрессию можно привязать к некоторым функциям, например, черной этике (функция, прямо отвечающая за это) и черной сенсорике (функция, которая отвечает, в том числе и за силовое воздействие, а оно тоже частично связана с эмоциональной экспрессией). Если отталкиваться от этого, то экспрессивными будут те типы, у которых эти функции развиты (то есть, они могут стоять не только в позиции базовой, но и в позиции, например, творческой). А там есть как экстраверты, так и интроверты.
То есть, резюмируя все вышеперечисленное, можно сказать о противоречивости приписывания экспрессивности только экстравертам или интровертам.
Контактность, несмотря на интуитивный стереотип, больше характерна интровертам. А воздействие точно характерно экстравертам. Чтоб понять, почему так, вернемся к типологиям, описанным выше.
Экстраверт – это, как мы уже поняли из классификаций, мастер контакта с объектом. И это дает ему способность эффективно манипулировать ими. Неважно, как там потом подсознание компенсирует слишком большую увлеченность внешним миром, важно то, что его собственная психика изначально дает ему преимущество. Он сразу адекватно оценивает объект, с помощью своей общительности (прибегаем к классификации Айзенка) выясняет все свойства объекта и, собственно, пользуется этим объектом как хочет (используя при этом свои большие функциональные возможности). А интроверт из-за начальной неправильной оценки объекта уже никак не может на него воздействовать, во-первых, взять над ним верх по причине того, что силы не хватает, во-вторых, и поэтому вынужден сопоставлять субъективные данные с объективными и искать точки соприкосновения, чтоб хотя бы с наименьшим вредом присоединить себя к объекту.
Для наглядности возьмем следующий пример: бандит и психолог. Это оба психологи, но бандиту никакие книги и специальные исследования по психологии не нужны. Потому что он, контактируя с миром, строит выверенную классификацию личностей и на ходу ее корректирует. Его психология – чувственно-практическая психология воздействия. Она несомненно, более эффективна, чем психология, которая выверяется с субъективной идеей. Хоть последняя и часто встречается в академических учебниках, но она имеет только разве что научно-культурную ценность. Об этом говорит очень простой факт: она подвергается мощной критике, и зачастую вполне обоснованной. Если биологию критиковать довольно сложно, потому что она изучает конкретные фундаментальные жизненные механизмы, то психология к критике слаба по одной простой причине – она изучает высшую психическую деятельность, то есть, максимально вариативный и самоорганизующийся процесс. Но не справедливо было бы сказать, что психология полностью бесполезна. Она много чего дает: систему знаний о человеческой психике, об обществе и предоставляет очень хорошую базу для самопознания. Но, тем не менее, она не каждому дает умение воздействия. Она лишь развивает то, что в человеке есть изначально. Психологию может эффективно использовать только тот, у кого есть врожденная способность к воздействию. То есть, экстраверт.
Свидетельство о публикации №223041800860