Мысли на заметку. 26 апреля 2016 года
_________________
Нельзя выразить всё своё мироощущение в целом. А оно есть, и другого слова, как я его СОЗНАЮ, не придумаешь. Я знаю, что оно у меня есть и поэтому я могу ответить на любой вопрос, исходя из этого моего миросозерцания. Непротивление — единственная форма своеволия, всё остальное — подчинённость заданному.
Но возникает вопрос, а зачем человеку своеволие. Я исхожу из того, что всё, не приносящее мне блага, есть зло; и я должен бороться с этим злом. Непротивление есть отказ от борьбы за благо. Но зачем? Очевидно, что это полная глупость, но только если человек не разделён сам в себе. Для животного таких вопросов не существует. Человек же разделён в себе на существо разумное и на существо животное. «Непротивлением» человеческое существо отказывается считать благом благо животное. «Непротивлением злу» мы можем назвать непротивление злу блага животного.
Злу блага разумения человек при этом противится всеми силами и средствами.
И опять же выходит, это не абсолютное своеволие, а относительное. Своеволие относительно животной сущности, но не относительно человеческой. А абсолютное своеволие и представить-то себе невозможно, потому что это — ничто.
_________________
Работал на компе, не ходил. Чувствовал вроде ничего, но к 4-ём температура и — уснул.
Вечером смотрел Черниговскую у Познера. (У Познера сегодня брат умер.) Ничего особенного, но задумался над абстрактным мышлением. Это самое интересное в человеческом мышлении.
Абстрактное понятие и его содержание, которое постоянно может изменяться, дополняться, очищаться, обобщаться, уясняться и т. д. У двух разных людей абстрактное понятие «Человек» имеет разное содержание. И это содержание не понятийное, а смысловое.
Любое абстрактное понятие изменяется с углублением абстрагирования. Сложнейшая система, сложнее нейронной в мозге. Есть конкретные понятия, есть абстрактные понятия, а есть смыслы смыслов и т. д., и т. п.
Понятийно-образная система мышления выстраивает сложнейшую структурную иерархию смыслов.
Уровень обобщения и уровень конкретизации: это как звуковая дорожка выглядит.
Каждое абстрактное понятие имеет крайний уровень конкретизации и крайний уровень обобщения.
А между крайними точками может быть сколько угодно смыслов.
Человек находит решения, оперируя смыслами, а не понятиями и не образами. Понятия и образы — это знаки, которые описывают смыслы.
— «Какой смысл вы вкладываете в понятие Бог?» — вопрос означает, что нужно высказать смысловое содержание понятия «Бог» в связи со всей системой смыслов.
Действовать осмысленно означает действие, которое исходит из иерархии смыслов.
Чтобы высказать, в чём смысл такого-то явления, нужно много слов (понятий), выстроенных в систему. И человек этот смысл знает, не высказывая его каждый раз понятийно, знает и оперирует целыми системами смыслов.
Смыслы связываются в закономерности, порождая целые системы смысловых закономерностей. Образно это похоже на галактическую паутину Вселенной.
Человек путешествует по ней в своей голове, уясняя её смысл, общий смысл. Это и есть механизм абстрактного мышления. Что означает каждое открытие? Уяснённый смысл какого-то явления, который надо перевести в понятия и зафиксировать в знаках, а потом проверить в эксперименте (в физике) или соотнестись с другими мыслителями (в метафизике).
Человек мыслит не словами, а смыслами, блоками смыслов и системами смысловых закономерностей.
Как это связано с абстрактным мышлением? Это и есть смысл абстрактного мышления, который я сейчас пытаюсь сформулировать. И у меня не очень хорошо получается, но я ухватил его смысл.
(На отдельном листочке. «У кого смысл жизни «давай поженимся», для того любая метафизика всё равно сведется к женитьбе. Смысловая модель. Их много, но смерть не укладывается ни в одну из них. Смерть убивает смысл. Отсутствие смерти убивает смысл».)
Свидетельство о публикации №223041901010