Франциск Ассизский с цитатами и комментариями
Франциск Ассизский
"Господи, дай мне душевный покой,
Чтобы принимать то, чего я не могу изменить,
Мужество — изменять то, что могу,
И мудрость — всегда отличать одно от другого." - надо было просить столько мужества, мудрости и душевного покоя, чтобы изменить всё. А так он собирается раздвоиться, как все: что могу, сделаю, что не могу, не сделаю - вот и всё, и никакой святости. Мудрость он просит для лавирования... - хотя в опасной жизни без этого тоже никуда.
"Начни делать необходимое, затем возможное, и внезапно увидишь, что уже делаешь невозможное" - незаметно увлекся и самого себя удивил - такое тоже со всяким бывает
"Одного солнечного луча достаточно, чтобы отогнать много теней." - может, лучше иметь дело с солнцем, а не с "лучом" Ассизским?
„Тот, кто работает руками — рабочий. Тот, кто работает руками и головой — мастер. Тот, кто работает руками, головой и сердцем — художник.“ - любой человек - это троица, даже рабочий. Как правило, я рабочих больше уважаю - и ни хера не верю в "сердечных" художников (так что, только насчёт мастеров согласен - и подавляющее большинство художников - именно они) Я даже в собственную сердечность вот прямо сейчас не очень верю - тем более, что велено не метать бисер перед свиньями... Во-первых, его уже огромные горы наметано, а во-вторых, пусть-ка разберут мое мастерство... Булгаков тоже не совсем напрасно своего героя "мастером" назвал...
В общем, по ощущениям от цитат - это типичный проповедник... (Но он сам написал "песнь о солнце" - т.е. беда не в нем, а в почитателях - не могут не творить себе кумиров, баб без кумиров вообще не бывает...)
П.С.:
„Святая мудрость ставит в тупик сатану и все его злодеяния.“ - на порядки чаще случается обратное!
„Господи, сделай меня проводником Твоего блага. Дай мне силы обращать ненависть в любовь, несправедливость — в милосердие, неверие — в веру, отчаяние — в надежду, тьму — в свет, печаль — в радость. О Божественный Повелитель, сделай так, чтобы я в первую очередь желал не быть утешенным, но утешать, не быть понятым, но понимать, не быть любимым, но любить. Ибо мы получаем, когда даем, и когда прощаем, нам прощается. Ибо только умирая, мы рождаемся для вечной жизни.“ - он очень красиво говорит, сильно этим выделяется - но к реальности мне его слова очень трудно приложить. Хочет каких-то немыслимых превращений плохого в хорошее, хотя богом себя не считает... Мастер красивых проповедей, эффектных фраз?
„И люби тех, которые так плохо поступают с тобою, и не желай другого от них, если Господь не судил иначе. Люби их так, как они есть, не требуя, чтобы они были лучшими христианами.“ - типичная, но тоже ложная риторика. Ты же реальный человек, а не бочка с мёдом?! Всех бы кормил мёдом, любовью, но где его столько взять? И чего любить свиней, дубы, камни, железные мечи, кастрюли, фарисейские делишки и прочая и прочая. Бог способен и камень обратить в хлебы - да и то больше теоретически - а я не бог и точно на такое не способен; должен рассчитывать свои силы и места приложения чувств... (И опять до чего современно звучит, подлец - не у него ли учились целые поколения речистых проповедников...)
„Наши поступки — это наше, последствия же их — дело небес.“ - о последствиях нам тоже надо подумать... Всё на небеса, на бога старался свалить. "Боже, помоги, сделай, дай хорошие последствия"... "Человек слаб, поэтому ему надо обращаться в бюро добрых услуг". Всё это фальшивые и пустые красоты, риторические рулады...
„Вся тьма в мире не может погасить свет одной свечи.“ - ага, если есть домик, который её защищает. Всё-таки нужно солнце и никак не меньше, чтобы справиться со всей огромной тьмой... А иначе нам придется прятаться, ограничивать себя, быть меньшими, чем можем...
„Никого нельзя называть врагом, все ваши благодетели, и никто не причиняет вам вреда. У вас нет врагов, кроме вас самих“. - опять знакомая риторика, но и она очевиднейшим образом не дружит с реальностью. Даже лень опровергать - она сама опровергается!
П.С.2:
Среди этих монахов и монашеских орденов легко запутаться, поэтому привожу наиболее краткую и ясную заметку на эту тему некоего
Бульбозавра:
"Бенедиктинцы, это монашеский орден, организованный Бенедиктом Нурсийским в 530 году. Их главная цель, это миссионерство и строгое соблюдение строгих церковных правил.
Бернардинцы, они же Цистерцианцы, это ответвление бенедиктинцев. Это тоже монахи, но если бенедиктинцы помимо своей просветительской деятельности участвовали в военных действиях, то Бернардинцы войны полностью исключают и главное видят в торговле, науке и производстве.
Орден Францисканцев, появился в самом начале 13 века в Италии, тоже монахи и главной целью у них является противодействие стяжательству папских иерархов. Они являются противниками всякого рода родства, когда должности и чины Папа распределяет между своими родственниками . Чем выделяются Францисканцы, так это их отказ от всякой собственности — они нищие.
Доминиканцы, это наверно больше военный орден, который борется с «ересью». Раньше, именно они жестоко и бескомпромиссно расправлялись с еретиками. Они себя называют «Псами Господними». Физический труд для них «под запретом», главное наука. Это Орден нищих «инквизиторов», считающими, что именно они являются «цензорами» правоверности католиков."
Но на добровольную нищету способны только фанатики, поэтому не все следовали этому правилу и всегда было две линии - "строгая" и "мягкая"... Получается, что францисканцы - это попытка вернуться к настоящему христианству, не уходя из государственной религии, из католичества . Понятно, что под контролем пап сильно-то не забалуешь... А доминиканцы участвовали в расправах над "катарами" (которые сами себя называли "добрыми людьми") - т.е. они уничтожали как "ереси" любые попытки выйти из католичества ради поисков подлинного христианства...
То было время крестовых походов и т.д. - т.е. очень сильного подъёма религиозности; мертвая гос религия не могла вместить этот пыл, поэтому существовала и процветала эта монашеская отдушина для особо ретивых фанатиков...
Сам Франциск Ассизский - это больше легенда , поэтому сомневаюсь, что цитаты точно принадлежат ему... Он очень напоминает хиппи, как ни странно! Вроде бы, его друзья написали воспоминания о нем, но где они? Всюду только сладкие славословия явно рекламного и мифологического характера...
Этот монах имел большую популярность, хайпанул на своей экстравагантной нищете и т.д , но орден он ли создавал? Очень похоже на то, что с самого начала много инициативы проявляли другие - и с другими целями, в соответствии со своими вкусами. Прикрывались этим блаженным хиппи... - а с другой стороны, стали рекламировать его как чудотворца и т.д.... Не такая уж простая история и нам, с большого расстояния, о многом приходится только догадываться....
„Восхваляйте и благословляйте моего Господа, и благодарите, и служите ему с великим смирением. Аминь.“ - да, "мудрец" тот ещё, для баб и прочих амёб... Но зато они оправданы, если не лицемерят, а песни поют и делают добрые дела (ни того, ни другого, ни третьего - молятся! Эх, не возлюбил я молитвы и об этом всю жизнь моя мать сокрушается...)
„Дела, которые вы совершаете, возможно, будут единственной проповедью, которую некоторые люди услышат сегодня“ - не знаю, что он имеет в виду, но ему надо бы знать, что рекламные дела не считаются! А у католиков рекламные дела очень в чести! (и среди бедных, и в какой-нибудь Африке) "Левая рука не должна знать, что делает правая"! Иначе не избежать гордыни и фальши, и сами дела окажутся пшиком... Между прочим, на этот пункт практически никто в религиях не обращает внимания, ведь там всё - показуха; не только дела, но и проповеди, и молитвы, и покаяния... Он один уже их все отменяет... Парадоксальный пункт, требующий "невидимой" жизни и проповеди!! Все трактуют "смирение" совершенно иначе, как полное подчинение богу и только! Что, кстати, тоже совершенно неверно, христианам как раз нужно дерзновение! И это ещё один парадокс. "Что запретите или разрешите на земле, то будет запрещено или разрешено и на небе"! Люди никак не могут вместить христианские истины, в глубине души они думают, что это только модернизированный ветхий завет, "мягкий" ветхий завет - в самом лучшем случае добавляя, что в нем воюют любовью - вот только любви-то и нет, ей просто неоткуда взяться и негде закрепиться в ветхозаветной системе. Водичка их "любви" бессильно омывает ветхозаветные камни, не может превратить их в мягкие хлеба... (Я уж не говорю про тех "воспитателей", кто "из любви" бьёт, убивает - у тех уже не водичка, а кровь...)
„Хвала тебе, мой Господь, через все твои создания, особенно через моего господа, Брата Солнце, который приносит день; и ты даешь свет через него. И он прекрасен и сияет во всем своем великолепии! Он имеет сходство с тобой, Всевышний“. - все солнцепоклонники гораздо ближе к христианству, чем любители ветхих Библий! "Будьте как дети"! Хотя сейчас дети пошли, которые и солнце не ценят - экраны их как колодцы в себе утопили ещё чуть ли не в трехлетнем возрасте... Тот солнцепоклонник, кто при виде светила внутри озаряется радостью - я не про желание мерзких баб позагорать на пляжу, например, чтобы их телеса становились ещё аппетитнее...
„Пусть каждый человек пребывает в том искусстве или занятии, к которому он призван. И за свой труд они могут получать все необходимое, кроме денег. … Пусть никто из братьев, где бы он ни был и куда бы он ни пошел, не носит и не получает деньги или монету каким-либо образом, или не делает так, чтобы их получали, ни за одежду, ни за книги, ни в качестве платы за какой-либо труд, или вообще по какой-либо причине, кроме как из-за очевидная необходимость для больных братьев. Ибо мы не должны больше пользоваться и ценить деньги и монету, чем камни. И дьявол стремится ослепить тех, кто желает или ценит это больше, чем камни. Поэтому давайте позаботимся о том, чтобы, оставив все, мы не лишились Царства Небесного из-за такого пустяка. И если нам доведется где-нибудь найти деньги, давайте относиться к ним не больше, чем к пыли, которую мы топчем под ногами“. - самый настоящий хиппи! Но я никогда не восхищался хиппи - ни в целом, ни кем-то из них по-отдельности. Они искали только беззаботной жизни, были антиподами обычных мещан и трудоголиков, но больше мало чего понимали и не утруждали себя пониманием, только болтали и бренчали... Всякие "нет войне", свободные любови с наркотиками и буддизмы в их исполнении не производят впечатления... - хотя на югах почему бы и не расслабиться?! ...Я, скорее, вижу их родство с нынешними детишками-игроманами - они такие же узкие, чокнутые, самовлюблённые и несерьёзные... Первое поколение модников-инфантилов...
Жизнь без денег создаёт проблемы, делает существование специфическим - но один этот пункт, как и нищета в целом, к христианству мало приближает. "Нищим можете благотворить, но нищих всегда имеете..." - хотя, с другой стороны, в притче Иисус набирает учеников именно среди нищих, ведь им проще "оставить всё, чтобы следовать за ним"... Оставить все свои фенечки-игрушечки... - наверняка у францисканцев тоже они были!
„... "Да, истинный слуга непрестанно обличает нечестивых, но он делает это больше всего своим поведением, но истина, которая сияет в его словах, в свете его примера, во всем сиянии его жизни" - считать себя истинным ("сияющим примером"), а других нечестивцами - это большой грех! С ним невозможно не утонуть в фарисействе... Может даже навестить мания величия...
„Хвала тебе, мой Господь, через сестру Луну и звезды; на небесах ты сотворил их драгоценными и прекрасными“ - вот одна из фенечек - называли луну "сестрой", а солнце "братом"...
„Хвала тебе, мой Господь, за то, что ты даешь пропитание своим созданиям, благодаря Ветру и Воздуху, облакам и бурям, и всей погоде“. - труд не упоминается, большого понимания сельского хозяйства не видно...
„Каждый день Он смиряет Себя точно так же, как это было, когда Он сошел со Своего небесного престола в утробу Девы; каждый день Он приходит к нам и позволяет нам увидеть Его в смирении, когда Он нисходит из лона Отца в руки священника у алтаря“. - ну, что за цирк, что за спектакль, что за литература... В любимую игрушку превратили, как словесную, так и реальную (позолоченные распятия, девы Марии и т. д. и т.п.)
„Мой дорогой сын, будь терпелив, потому что телесные слабости даны нам в этом мире Богом для спасения души. Так что они имеют большую ценность, когда их терпеливо переносят“ - призыв быть терпилой, и только. Телесные слабости по закону компенсации часто сопровождаются повышенной чуткостью - вот что надо было сказать...
„И демоны не распинали Его; это вы распяли Его и распинаете до сих пор, когда наслаждаетесь своими пороками и грехами“. - правильно, но это не всё: "прости им, ибо не ведают, что творят" - т.е. они просто ничего не понимали со своим ветхим заветом... Никаких порочных плясок во время распятия никто не устраивал, они просто уничтожали очередного "еретика" - которых потом (уже во имя самого Иисуса!) уничтожили ещё миллионы....
„Мы должны стремиться не столько молиться, сколько стать молитвой“ - стать идеальным рабом! Уж и не знаю, кого такие "идеалы" прельщали... - самых забитых и кротких баб, разве... На коленках по земле передвигались?! Вместо того, чтобы пытаться летать научиться - ведь наша душа-то летучая... И ум быстрый... И тело способно вытворять чудеса... Хотя смирение это хорошо перед навалом напастей - ведь почему они нападают на некоторых? Потому что они идиоты (и я - идиот)
„ именно отдавая, мы получаем;
Именно в прощении мы получаем прощение;
Именно умирая для себя, мы рождаемся для Вечной жизни“ - пытался соответствовать максимализму нагорной проповеди и зачем-то на свой лад её перекладывал и пересказывал... Конечно, самоотречение - это максимальная самоотдача, но "умирая" для мирской, ложной жизни мы должны "воскреснуть" для жизни истинной - и эта жизнь совершается не только для других, но прежде всего для себя. "Возлюбите ближнего как самого себя" - т.е. основа - это любовь к себе.... А то полно отрекающихся от себя - ради религии, культуры, государства, "родины", жены и детей, каких-то кумиров... (Из всего перечисленного только малую родину, жену и детей действительно стоит любить , как ближних своих, но - как себя и вместе с собой....)
„Освятите себя, и вы освятите общество“. - "станьте иисусами и у вас тоже появится 12 учеников (включая, правда, сюда и предателя с трусами и Фому неверующего)". Как по мне, ещё только Павел действительно освятил себя - но это удалось ему только за счёт большого ума и, хоть общин он и создал немало, но их освященность по-любому на порядок слабее его собственной и похожа на жалкие копии - после которых неизбежно начинается возвращение в ветхозаветное состояние... Следующие поколения должны были быть больше предыдущих, больше самого Павла! - но костёр не разгорелся, остались лишь угольки... - хотя из каждого уголька и сделали перстни, но они уже были украшениями обычной религии... Костёр и не мог разгореться, на это не было ни единого шанса, ведь язычники как ветви сырые - такие никогда не горят....
„Превыше всей благодати и даров, которые Христос дает своим возлюбленным, - это благодать преодоления себя“. - преодоление своих недостатков и слабостей, может быть?! (А ведь это нелепое словосочетание является устойчивым, штампом из штампов!) И вся эта мешанина из даров и благодатей тоже вызывает омерзение - он просто не понимает ничего и производит пышные словеса...
„Мы были призваны залечивать раны, объединять то, что распалось на части, и возвращать домой тех, кто сбился с пути“. - значит, считали себя здоровыми, нераспавшимися и несбившимися - всё это самомнение и заблуждение. Никто не может быть намного, кардинально лучше других, потому что среда влияет, засасывает всех в общее болото - можно опережать на шаг, можно иметь отдельные локальные дарования и сильные стороны - и не более. И этого, кстати, достаточно для того, чтобы немного продвигаться вперёд, чтобы было чем заняться и быть полезным другим... Кардинально важно только одно: правильно понимать христианство, в правильном направлении видеть цель. Это может быть кардинальным отличием - хотя при этом всё равно будешь находиться вместе со всеми , с кардинально неправильно понимающими - они не отпустят; двигаться можно только всем сообща...
„Истинный прогресс тихо и настойчиво продвигается вперед без предупреждения“ - и куда же продвинулись?! Вечные иллюзии и миражи - часть нашего "регресса", трудности нашего пути...
„Если у вас есть люди, которые исключат любое из Божьих созданий из-под приюта сострадания и жалости, у вас будут люди, которые будут поступать так же со своими собратьями“. - тоже был вегетарианцем, наверное. Если ума не хватает, то будь хотя бы добрым к кошкам, собакам и птичкам (хотя все перечисленные друг друга едят, ненавидят!) Я , конечно, тоже всё живое люблю, вплоть до последней травинки, но на земле сплошной "приют сострадания и жалости" создать не мечтаю, слишком уж это всё утопично. Опять же, человеку сильно помочь невозможно, ведь собственные привычки, тупость и неразвитость обязательно потащат его в прежнюю блевотину... Прогрессировать можно лишь настолько малыми и непредсказуемыми шажками, что действительно правая рука не будет знать, что делает левая... Себе самому, кстати, тоже помочь почти не могу, при всем желании эта помощь почти всегда неудачна, нередко даже вредит....
„Я был всем нечестивым. Если Бог может действовать через меня, то Он может действовать и через любого другого“. - верно, но это как раз то, что я говорю - Франциск тоже почти как все. Т.е. он неверно написал только одно: "был" - он и остался "нечестивым"! Сама его претензия на "честь" уже нечестива! Мать Тереза, блин... (Кстати, таких бабушек в деревнях - даже не каждая вторая, а каждая первая; в каждой есть похожая доброта... Но вот ума настоящего нет ни в одной, даже при всём жизненном опыте...)
„Ибо именно отдавая, мы получаем“ - но надо чтобы было что отдавать... Раздал имущество и стал раздавать советы? Но насколько хороши они... (Не очень хороши, хуже евангельских и заслоняют их...)
Раздавая имущество, можно получить благодать, но раздавая советы можно получить, разве что, имущество! (Или горечь в душе, потому что чужим советам никто не последует... Хотя, он был кумиром для многих и потому всё же тужились и пытались исполнить...)
„Там, где есть милосердие и мудрость, нет ни страха, ни невежества“ - есть! В жизни сплошные смеси, и, в итоге, нет ничего в чистом виде, разве что короткие приступы страха, недолгие озарения мудрости; приступы милосердия при наличии невежества по многим вопросам.... Божественно небо - но оно сплошь и рядом всё в тучах и облаках, в вате красивой, но бесполезной, а то и просто под безнадёжно серым покрывалом... (При этом и ослепительно синяя простынь тоже надоедает и перестает радовать... - слишком мало мы с ней видим в себе соответствий...)
„Помните, что когда вы покидаете эту землю, вы не можете взять с собой ничего из того, что получили, - только то, что вы отдали“. - мы покидаем эту землю не с тем, что получили или отдали, а с тем, что есть в нас... (Честно: у меня внутри всю жизнь ситуация была достаточно аховая - хотя какой-то прогресс и есть... А другие и вовсе на том свете явно в другом, чем я, месте окажутся - и не на рай или ад, а на кукиш будет похоже то место... слишком простое... Но их оно, конечно, устроит - может быть, даже покажется раем...)
„Куда бы вы ни пошли, проповедуйте Евангелие и, если необходимо, используйте слова“. - в средневековье все были пропитаны "Евангелием" по самое не могу - зачем же ещё проповедовать? Ведь апостолы и Павел находились в абсолютно другой ситуации - никто не знал про Иисуса, никаких Евангелий, церквей и миллионов "христиан" не было и в помине...
„Мы не должны быть мудрыми и благоразумными по плоти, но, вместо этого, мы должны быть простыми, смиренными и чистыми“ - набор слов, на самом деле. Где начинается и где кончается "по плоти"? И почему не надо мудро относиться к плоти? А три прилагательных - это мало, я могу написать тридцать три. Мечтать о том, какими мы должны быть, не вредно... Понятия о простоте или чистоте или смирении могут очень сильно различаться... Вот Путин - по-моему, вполне смиренный и простой - но понравился бы он Франциску, любителю Франции, монашества и католичества?
„Ни один брат не должен проповедовать вопреки форме и предписаниям святой Церкви, если только он не получил разрешения от своего служителя. Министр должен позаботиться о том, чтобы не давать это разрешение никому без разбора. Однако все монахи должны проповедовать своими делами“ - дай волю людишкам болтать, тут же бы вся чинность и стройность разрушилась, поперла бы жизнь, тотальная ересь, часто смешная - но это было бы правдой и реальным положением дел! Нет, всем нужен красивый, солидный официоз, хотя он не имеет никакой связи с действительностью... (С коммунизмом была точно такая же история - его тоже проповедовали и разъясняли лишь обученные люди с подвешенным языком...)
"- Все эти мужчины и женщины … которые в своем теле служат миру через желания плоти, заботы этого мира и заботы этой жизни: они находятся в плену дьявола, детьми которого они являются и чьи дела они совершают“ - и это его любовь к людям? Мы все - пленники мира и дьявола , голимые грешники - а от его расклада пахнет инквизицией и кострами... Это типичный случай: пряником "добродетели", даже чисто словесной и показной, фанатики обойтись не могут, нет настоящего удовлетворения (и результата!), поэтому в руки берется кнут...
„...любите друг друга, как говорит Господь: "Сия есть заповедь Моя, чтобы вы любили друг друга, как Я возлюбил вас". И пусть они проявляют свою любовь делами, которые они совершают друг для друга, согласно тому, как говорит Апостол: "Давайте любить не словом и не в языком, но на деле и по правде".“ - любить надо Троицу божественных качеств, которой обладает каждый человек - но всё остальное любить вовсе не стоит... А то уголовники тоже любят друг друга и все соратники и коллеги испытывают друг ко другу братские чувства... В себе самом тоже надо различать то, что достойно любви, то, что достойно ненависти и то, к чему можно отнестись равнодушно...
„Хвала тебе, мой Господь, за нашу сестру Телесную Смерть, из объятий которой не может вырваться ни один живой человек. Горе тем, кто умирает в смертном грехе! Счастливы те, кого она застает исполняющими твою самую святую волю. Вторая смерть не причинит им вреда.“ - может, перед самой смертью людям удается стать святыми? Человека может сильно изменить даже обычная болезнь... Но тогда слишком обделёнными окажутся те, кто умирает и погибает мгновенно; или во сне... (Непонятно, лёгкая смерть - это проклятие или благословение?!)
"Смерть в смертном грехе" - во время полового сношения, что ли? А если оно с женой, по любви?! А вот за судьбу воинов, на войне убиваемых, я действительно беспокоюсь... - хотя, с другой стороны, такой яркий и очевидный случай почему-то совсем не упомянут в Евангелиях (по крайней мере, так, чтобы я запомнил его...) Евангелия писали мирные люди, им война просто не приходила на ум... ...Или, допустим, человек помирает в статусе рабовладельца! Да и просто быть богачом, если рядом немало бедных людей - непростительное преступление, глупость и подлость...
(Не испытав смерть до конца, как ты её поймёшь до конца? А если испытаешь, то уже только на том свете расскажешь, что понял.... Хотя есть же люди назад возвращавшиеся.... Или исцеленные от смертельных болезней - но у них, может, способностей не было всё понимать? и уникальный опыт остаётся без значительной пользы...)
„Господи, сделай меня орудием твоего мира. Там, где есть ненависть, позволь мне посеять любовь“. - казалось бы, красивая фраза, но почему в Евангелиях нет?! Не задумывались, религиозные идиоты? Фразеры чёртовы...
Ладно, хватит с него (хотя религиозные темы я могу обсуждать бесконечно)
Свидетельство о публикации №223041901023