Баронесса де Махаон

БАРОНЕССА ДЕ МАХАОН
Жила-была в старину одна девушка. Жила она в лесу и звали ее Августа, но она не просто так в лесу жила, а была дочерью королевского лесничего. Мать ее умерла, когда Августа была еще маленькой, так что пришлось стать ей хозяйкой по дому лесничего и помогать отцу по дому, а когда прошло еще несколько лет, отец ее женился на вдове с двумя дочерьми.
Он даже не подумал, почему ее прежний муж-лавочник так быстро скончался от переутомления такой семейной жизнью, а также с чего вдруг она решила выйти замуж именно за него. Причина же была проста: главное в нем было то, что он именно королевский лесничий, а в лес на охоту нередко выезжал сам король со своей свитой. Так что, у мачехи была надежда пристроить своих дочерей в жены, если уж не королю, у которого была жена королева, то придворным из его свиты. Дочерей своих она очень любила, одевала, обувала хорошо, обучала для выгодного замужества хорошим манерам.
А еще королевского лесничего приглашали иногда на балы, хотя и не за дворянский стол. Мачеха все мечтала о том, чтобы выгодно выдать своих  дочек замуж, а вот Августа стала в доме просто служанкой, чтобы дочки мачехи быстрей привыкли к господской жизни. Она с утра до ночи таскала воду, готовила, прибиралась по дому и во дворе, ходила на рынок, шила и много еще делала, чего и не упомнить, а дочери мачехи отдыхали, слушали музыку, учились танцам... Так и шел день за днем, год за годом.
Вот и в это утро Августа уже с рассветом покормила и подоила корову, насыпала корм поросятам и курам, собрала яиц, замешала тесто, приготовила кофе, поставила суп, молоко и воду на огонь и только начала подметать, как уже сверху закричали сразу обе дочери и мачеха:
-Августа!
-Авгу-уста!
-Августа, где тебя носит, лентяйка!
-Я здесь! –отозвалась Августа.
-Немедленно неси воду умываться!
-И чтобы не слишком горячую!
-И не слишком холодную!
-И смотри, не спали завтрак, разиня!
-И чтобы стол был вовремя накрыт!
-И еда чтоб была горячей!
-Но не слишком горячей!
Августа вздохнула – все это было далеко не впервой, и она уже привыкла делать все быстро и легко, тем более что ленивые дочки ее мачехи подолгу валялись в постелях, но Августа была всего одна, и помочь ей было некому.
Так что она взяла кувшины с горячей водой, с холодной водой и пошла наверх, в спальню мачехи и ее дочерей. Те уже сидели перед зеркалами, и началось обычное-привычное:
-Это просто лед!
-Ты меня сварить хочешь!
-Не трогай это мыло, оно дорогое!
-Этот крем из Италии!
И между собой они тоже ругались:
-Это мой тон!
-Отдай мою помаду!
-Дура, этот запах старит тебя!
-Тебя уже ничем не спасешь!
-Эти белила только мои!
-Не трожь пудру!
Сама Августа давно уже спала на лавке в кухне и умывалась простой водой. И это было уже хорошо, ведь ее могли прогнать спать в хлев, но и слушать каждый день эту ругань ей тоже давно надоело
-Матушка… -начала она. Мачеха недовольно оторвалась от зеркала:
-Какая я тебе матушка!
-Госпожа.
-Так уже лучше. Что тебе?
-Могу я идти в кухню?
-Иди, лентяйка, и чтобы завтрак был вовремя.
-Хорошо, госпожа. –с радостью ответила Августа и поторопилась вниз, пока ничего не начало подгорать и не слишком остыло.
-Ах, -проворчала мачеха, открывая баночку с пудрой, -до чего же она неотесана!
-Ты о ком, мама? –спросила старшая дочь,
-О тебе! –засмеялась младшая.
-Дура! –закричала старшая и кинула в нее подушкой.
-Девочки, девочки,  -мачеха схватила их за руки, -хватит вам драться, размажете дорогие мази, пудры и тушь. Ну как вы могли подумать, мои любимые, что я про вас? Не рвите друг другу волосы, я же про Августу!
-Ах, Августа! –презрительно засмеялись обе дочки и продолжили прихорашиваться к завтраку.
***
В столовой имели право есть только мачеха и дочери, а Августа с отцом ели на кухне уже после их завтрака, когда мачеха с дочерьми удалялись к себе отдохнуть. Отец каждый день за едой вздыхал тяжело, смотрел на Августу и спрашивал ее:
-Доченька, красавица, может, замуж тебя выдадим?
Но сам он отлично знал, что приданого за Августу его жена не  даст, а характера у него самого не было ну никакого. И Августа, как дочь своей матери и своего отца это отлично знала, а потому говорила:
-Ничего, папа, я тебя люблю, вот сестры выйдут замуж, станет нам полегче.
Ничего не менялось и так же было и в этот день.
Времени до обеда было еще полно, но всякое время быстро кончается, когда дел много, а надо было еще помыть посуду, набрать хворосту в лесу, принести воды, приготовить обед, намолоть кофе, перец, полить и прополоть огород… Так что отдыхать Августе было уже совсем некогда; она быстро помыла посуду, взяла веревку и пошла в лес, который был ей отлично знаком еще с детства.
Веточка за веточкой собирала она хворост, стараясь делать это побыстрей, но вдруг зацепилась за что-то и кубарем полетела в траву, едва успев подставить руки, чтоб не разбить лицо. Кто-то рядом вскрикнул:
-Берегись!
Она вставала с земли, когда сильные мужские руки подхватили ее, приподняли ее и поставили на ноги.
Она тут же оттолкнула помощника:
 -Эй! Не трогайте меня!
Перед ней стоял симпатичный юноша, одетый совсем небогато, на шее у него на веревочке висели сапоги.
-Простите, я просто хотел вам помочь, вы зацепились за мой силок.
-Силок! –воскликнула Августа, -Это же королевский лес! За охоту здесь наказывают виселицей! Радуйтесь, что никого не поймали.
-Ну, -засмеялся юноша, -почему же никого?
-Да, -улыбнулась Августа, -поймали. Радуйтесь, что меня.
-Вы никому не расскажете?
-Хорошо. Только помогите мне собрать хворост. –и ее встречный тут же принялся ловко собирать рассыпанные ветки.
Ей понравилось, как ловко он это делал и Августа спросила:
-А вы почему это решили охотиться?
-Да вот, есть нечего.
-И работы нет?
-Теперь вот нет.
-А раньше как было?
Вязанка большая-пребольшая была готова, Августа хотела было взять ее, но юноша ловко вскинул вязанку себе на спину и сказал:
-Ведите.
-Давайте, только на пышный обед не рассчитывайте, моя семья такая. Что смогу, то и принесу.
-Ничего, я же перед вами виноват.
И они пошагали по тропинке к дому. Августе стало интересно, что же случилось с юношей, и она напомнила:
-Так что же было раньше?
-Я был сыном мельника и помогал на мельнице отцу, было у меня два брата, жили мы хорошо, даже зажиточно, а когда отец наш умер, то старший брат получил в наследство мельницу, средний – осла, ну а я кота.
-Господи, -засмеялась Августа, -как в сказке!
-Вот-вот, –грустно усмехнулся ее спутник, - как в сказке. А как вас зовут?
-Августа. Я дочь лесничего. А вас?
Юноша вздохнул печально и ответил:
-Август.
Августа засмеялась во весь голос:
-Бывает же!
-Как видите, бывает.
-А вот у вас сапоги на шее. Что, ваша сказка еще не кончилась?
-Ой, сказка моя кончилась, да совсем не так. Кот взял мои сапоги и ушел, а потом прислал мне их вот с этой бумагой. – свободной рукой Август вынул из голенища сапога, висящего на шее, грамоту, скрепленную королевской печатью, и протянул Августе. Она развернула свиток и прочла изящный текст с завитушками:
ИБО ГОВОРЯТ МУДРЕЦЫ:
ДАЙ ЧЕЛОВЕКУ РЫБУ
И БУДЕТ ОН СЫТ ДЕНЬ,
НО ДАЙ ЧЕЛОВЕКУ НЕВОД
И БУДЕТ ОН СЫТ ЖИЗНЬ.
Я ГОВОРЮ: ЕСЛИ КОТ
СМОГ СИМИ САПОГАМИ
ПРОЙТИ КО ДВОРЯНСТВУ,
ТО И ЧЕЛОВЕКУ ДАНО
НЕ МЕНЬШЕЕ.
МАРКИЗ ДЕ ЛЯ МАТУ.
-Каков прохвост! -воскликнула Августа, засовывая свиток обратно в голенище.
-Что же поделать, теперь он живет в королевском дворце и даже мышей совсем не ловит – просто валяется, мурлычет, когда его гладят, даже замок свой у него есть, который он отобрал у людоеда.
-Ой, ну и что вы теперь собираетесь делать?
-Не знаю. Может, на ярмарке продам, все же вещь. На ней же еще и печати королевские. Вдруг кто хорошую цену даст?
Тем временем они подошли к дому лесничего, и Августа уже шепотом сказала своему спутнику:
-Идемте через дверь кухни. Если все тихо будет, я вам поесть вынесу.
Они тихонько прошли в кухню, юноша положил вязанку у печи и быстро переложил хворост в кладовку. Августа же налила ему супа, молока, отрезала хлеба и поставила все на стол.
-Ох, вкусно то как! –Август ел с аппетитом, а Августа смотрела на него, улыбаясь:
-Вам правда нравится? –Августа удивилась.
-Конечно. А вы почему спросили?
-Ну, может, вы просто проголодались.
-Нет, замечательный суп.
-Эх, -пожаловалась Августа, -мои сестры и мачеха считают, что я совершенно не умею готовить.
-Нет, они вам врут!
-Еще они говорят, что я некрасива.
-Ну, тут они вам просто нагло врут, -сказал Август, но Августа встала и сурово сдвинула брови:
-Мне отец про таких мужчин говорил, хватит меня заманивать, давайте доедайте быстро, забирайте свои сапоги и идите себе на ярмарку, еще дел столько!
-Ну, Августа, -взмолился Август, -ну, не обижайтесь, давайте я вам помогу!
-Хорошо. –ей все же не хотелось, чтобы он уходил, –Вот, берите ведра и воды наносим.
Август тут же схватил ведра, и еще полчаса они весело носили воду, и Августа теперь совсем не устала, хотя кадушки были полны и в доме и в хлеву. А потом они пропололи и полили огород, собрали овощи, и сделали еще много чего, и Августа хотела уже снова покормить Августа, но тут в ворота кто-то постучал.
Августа отперла калитку, на дороге стоял пожилой невысокий человек в парике и камзоле, рядом с ним был ящик на больших колесах, который он, видимо, прикатил сюда сам.
-Гутентаг, фройлян. -произнес человек, поклонившись, и вытер пот со лба кружевным платком -Здесь жифет лесник?
-Нет, -ответила Августа, -лесник живет у озера, -она показала рукой, -это один лесник. А другой лесник живет там, за холмом, -она показала рукой в другую сторону.
Гость слушал, на лице его было глубокое раздумье.
-Я. Натюрлих.  –он грустно вздохнул, -Дас ист нихт гут. Фидно я заблудился. Фройляйн, могу ли передохнуть перет тальней дорогой?
-Конечно, конечно, заходите, отец скоро придет.
-А. – гость кивнул, -Фатер. А кто фатер фройляйн?
-Королевский лесничий.
-Фантастиш! –закричал гость и просто заплясал от радости, -Я! Я! Натюрлих! Нихт лесник! Лесниший!
Он наклонился к Августе и быстро заговорил:
-Их бин магистр хороших манер Карл Вундерлих. –он учтиво поклонился, -Дас ист, - он указал на ящик, -майн аппаратурен. Их бин визван фюр преподавание поведения в обществе и за столь. Фрау унд цвай фройлян. Зи ист айн фройлян?
Августа сразу загрустила, вспомнив о сестрах и мачехе, отперла ворота, и магистр вкатил свой ящик во двор. Там он начал немедленно расстегивать замки на ящике, раскладывать какие-то панели, выдвигать что-то, вынимать откуда-то какие-то штучки, надувать какие-то пузыри, цеплять провода, присоединять рукоятки. Вскоре на дворе был накрыт небольшой раскладной стол на четыре персоны с сервизом,  вокруг были расставлены складные же стулья. На блюде лежала надувная каучуковая курица. Рядом стоял штатив с плакатом и два ящичка с ручками.
Август уже думал, где же там Августа, и пошел ее искать, он прошел во двор и теперь тоже с немалым удивлением смотрел на все эти чудеса.
Наконец Вундерлих осмотрел все это хозяйство, довольно крякнул, повернулся к Августе и только сейчас заметил Августа.
-О-о! - он радостно  потер руками, -Дас ист гут! Фир персон. Комплетен тиш. Демонстратирен!
Магистр покрутил с натугой ручку одного ящика, и зазвучала мелодия; после некоторой подготовки Вундерлих, не очень попадая в ноты, запел:

Вам представить очень рад:
Дас ист вундер аппарат!
Высочайший вольт-ампер
Фюр изысканный манер.

Если вы хотите «ам»,
Орднунг нужен всем делам.
Я вас буду научать
Вилка, ложка применять.

Стол едою накрывай,
Начинаем обучай.
Пусть еда дас ист макет,
Это нихт малейший вред!

Если вы не то хватай,
То разрядом получай!
Я имею план для вас
Каждой вилке стол унд час.

Кто полезет на рожон
Будет молния сражен.

Музыкальный ящик захрипел, мелодия затихла, но магистр не обратил на это внимания - он быстро покрутил ручку другого ящика и, загадочно улыбаясь, попросил Августа:
-Битте, мин херц, присятьте, отфедайте птицу.
Август неуверенно сел за стол, не понимая, зачем ему есть эту несъедобную на вид курицу.
-Битте, Битте, -попросил магистр, все также улыбаясь. Август неуверенно протянул руку к ножу, но только он коснулся его ручки, как руку его пронзила боль. Август вскрикнул, вскрикнула и Августа, а магистр довольно засмеялся, поднял палец к небу и произнес:
-Дас ист метод! –подошел к столу и протянул руку к другому ножу со словами:
-Дисес мессер. –И тут же отлетел от стола, с криком упав навзничь. Август и Августа кинулись к нему, лежащему на земле, казалось, он умер, но когда Августа побрызгала на лицо магистра водой, тот открыл глаза со стоном и тихо прошептал:
-Доннерветтер! –и тут же, покраснев, начал извиняться, -О, фройлян, простить меня за низкую ругань, память подводить старик.
 -Ничего, ничего, -успокоила его Августа, -магистр, мы так рады, что вы живы, мы прощаем вам все.
Вместе с Августом, они начали ставить магистра на ноги, тот снова падал и весь этот шум, наконец, привлек внимание ее мачехи, сидевшей в спальне с дочерьми.
-Господи, -сказала она своим дочерям, -что там эта бездельница творит! Сплошной шум, что она, гусей упустила?
-Нет, -сказала старшая, подпиливая ногти, -наверное, за поросятами гоняется.
-Вот пойди и посмотри! –сказала младшая.
-А чего я? –сразу удивилась старшая, -Тебе надо, ты и иди!
-Мне не надо, это тебе надо.
-Хватит уже орать, девочки, -оборвала их мать, -мне и без вас шума хватает, голова болит! Все вместе идем и посмотрим. Заодно и позабавимся.
И они пошли к окну.
-Смотрите, мама, да она каких-то бродяг привела! –сказала младшая.
-И, наверно, кормила нашей едой! -воскликнула младшая.
-Точно. -сказала мачеха, -Дочки мои, это нельзя оставить без наказания! Идемте, девочки. –и они понеслись вниз по лестнице, горя от бешенства.
Возмущенные они выбежали во двор и окружили Августа и Августу, ведущих магистра в кухню.
-Мерзавка! –грозно сказала мачеха, уперев руки в бока, -Так вот что ты делаешь, вместо того, чтобы работать!
-Кормишь бродяг! –вскрикнула старшая,
-Гуляешь с парнями! –вскрикнула младшая.
-И не оправдывайся, марш на кухню, обед не готов!
-Все сделано,  госпожа, -тут же ответила Августа, радуясь, что Август помог ей, -обед ждет, вода принесена, пирог в печи. Огород прополот, полит.
-Все равно иди!
-Как скажете, госпожа, -Августа беспомощно посмотрела на Августа и пошла на кухню, ей хотелось плакать от обиды.
Мачеха же повернулась к Августу, поддерживавшему магистра на ногах.
-Ну а вы что встали? Вон отсюда! Кто вы вообще такие?
-Разрэшите предстафиться, магистр хороших манер Карл Вундерлих, -едва пролепетал старик, поправляя слетевший парик. Мачеха сразу заулыбалась и стала приветливой:
-Девочки, посмотрите, приехал тот, кто поможет вам стать благородными. О, магистр, мы вас так ждали! Проходите в дом, магистр, мы скоро садимся обедать, сейчас вас накормят, дадут умыться. Младшенькая моя, помоги господину магистру
-О, -испуганно проговорил магистр, когда его схватила за руку младшая дочь, -данке, данке.
Настала очередь Августа.
-Ну а ты кто такой? У тебя даже обуви нет! Иди отсюда и на милостыню не надейся!
-Конечно, хозяйка, -спокойно сказал Август, -только сапоги свои королевские на кухне заберу.
-Что? –Мачеха сразу насторожилась, - ты сказал «королевские». Что это за сапоги?
-Э, нет, хозяйка, -погрозил ей пальцем Август, -я не дурак. Сперва я сапоги заберу, а потом расскажу. –Август уже придумал кое-что.
-Ладно, ладно. –мачехе не терпелось узнать побольше про эти сапоги, -Августа, -крикнула она в кухню, -принеси сапоги этому бродяге.
Августа и рада была снова увидеть Августа, но понимала, что как только отдаст ему сапоги, он уйдет, и от этого ей было грустно неимоверно. С тяжелым сердцем она принесла  сапоги, отдала их своему любимому и пошла назад в кухню.
А мачеха снова повернулась к Августу:
-Ну, бродяга, расскажи теперь, что это за сапоги?
-Это сапоги моего кота, который, надев их, стал дворянином. Он отдал их мне, чтобы и я тоже смог пройти во дворянство.
-Ой, -засмеялась мачеха и замахала руками, -какой же ты дурак! Что ты за сказки рассказываешь!
-Почему сказки? Вот, взгляните,  печать двора и его личная печать маркиза на шнуре, вот грамота.
-Да ну, -мачеха махнула рукой, -иди уже, хотя… -она задумалась, - постой. –И кликнула старшую дочь:
-Доченька, позови-ка магистра, он человек образованный, его не обманешь.
Через пять минут магистр рассматривал печати и грамоту:
-Я, я! Натюрлих. Дас ист натураль кёниг печать, дас ист рука королевский писца Гумберта Гумберта.
Мачеха призадумалась:
-Постой-ка. А сам-то ты почему не становишься дворянином?
-Ну, -Август почесал затылок и поморщился, -вы бы хотели служить своему коту?
-Нет, хотя… знаешь, ради такого, можно и послужить, ведь он очень близок к королеве?
-Да. –кивнул Август, -а я вот боюсь, что он мне припомнит, как я его за хвост таскал. Тут и головой поплатиться можно. У меня-то хвоста нет.
-А чего же ты тогда собираешься с сапогами делать?
-Продам на ярмарке, а потом куплю дом, мельницу, женюсь…
-И все за пару ношеных сапог?
-Не простых. Это же сапоги, ведущие к королевскому двору!
Мачеха снова призадумалась, а потом уже по-доброму предложила:
-Так зачем же тебе идти куда-то? Давай я их у тебя куплю.
Но Август понимал, что не все так просто:
-Тоже мне, нашли дурачка! А у вас столько денег есть?
-Ну не денег, но я могу тебе дом дать, -у мачехи созрела идея, -да и жениться тоже есть на ком.
Обе ее дочки стояли рядом, они тоже все это слышали, Август посмотрел на них и спросил:
-На этих что ли?
-На ней! –сразу закричала старшая и вытолкнула младшую вперёд, но та не уступила и тоже крикнула:
-Ее бери! –и стала выпихивать старшую.
-Тихо, девочки! –прикрикнула на них мать и снова обратилась к Августу:
-Я дам тебе отличную невесту. – с этими словами мачеха повернулась к кухне и крикнула ласковым-преласковым голосом, -Августа, дитя мое, иди сюда!
Августа даже не поверила поначалу, что мачеха зовет именно ее, но когда та позвала ее еще раз и столь же нежно, все же вышла. Как же она была рада, увидев, что Август все еще стоял во дворе!
-Ну вот, сказала мачеха, -посмотри на нее, какая красавица, чем тебе не невеста?
Августа просто не верила своим ушам, сердце ее забилось, а мачеха продолжала:
-Молода, красива, готовит отлично, по дому, по огороду работает, убирает…
-Что-то вы ее слишком расхваливаете. -с сомнением в голосе сказал Август, -Действительно ли она так вкусно готовит?
Августа была в гневе, ведь он сам так хвалил ее еду, но он ей едва заметно подмигнул, и она успокоилась, а Август продолжал:
-К тому же, жениться – это только одно, нужен же еще дом, приданое кое-какое.
-Дадим, дадим мы вам дом на дальней опушке, инструмент, одеяло, Августа –она же дочь лесничего, может ягоды, орехи, корешки и хворост собирать. Не пропадете. Поросят пару, курицу, петуха дадим. Достаточно.
Ох, знала Августа, что это за дом! Старый маленький сарай с очагом. Но уж так она хотела вырваться, наконец, из этого плена! Тут и отец с работы подошел и, конечно, сразу со всем согласился, перечить жене он не мог.
Утром в церкви сыграли свадьбу,  на которой были кроме молодых только отец, мачеха, дочери, новая служанка, которой Августа передала хозяйство, и магистр. Там Август и Августа надели друг другу на пальцы оловянные колечки. Золото было для них слишком дорого.
Приданое мачеха позволила взять ровно столько, чтобы можно было перевезти на тачке. Так получили молодые старый котел, помятый чайник, сковородку без ручки, половник, нож, две чашки, две ложки, две миски, два горшка, лопату деревянную, тупую пилу со сломанными зубами, ржавый топор, веревку, простыню, платье, которое осталось от матери Августы, простыню в заплатках и одеяло, которым Августа накрывалась, когда спала. Незаметно еще отец подложил маленькую ручную мельницу. Дали поросят, кур.
Отец только вздохнул и махнул рукой, а мачеха сказала:
-Бери и помни нашу доброту!
Днем Август и Августа перевезли свое небольшое имущество в дом на опушке. Август только поцокал языком, оглядывая дом, а потом сразу начал замазывать глиной трещины в стенах, собирал пни, ветки, чинил стропила, заделывал крышу травой, строил загончик для скота…
А Августа тут же развела огонь в очаге и принялась готовить. Так они и начали свою семейную жизнь. Ведь с милым рай и в шалаше, а это был даже не шалаш, а почти что дом.
Вечером пришел отец. Августа напоила его отваром из трав и он, наконец, улыбнулся:
-Вот и вышла ты замуж, дочка. Быстро-то как.
-Прости, папа, просто так вышло.
Отец погладил ее по волосам, вздохнул:
-Нет, дочка, просто совсем недавно ты такой маленькой девочкой была. –Он вздохнул, встал. –Пора домой.
-Папа, заходи почаще.
-Хорошо, дочка, ты же у меня такая хозяйка.
Он вздохнул, обнял Августу, и пошел по тропинке домой. Августа долго смотрела ему вслед и думала, как же теперь отцу будет трудно без нее.
Так постепенно пошел день за днем, Август собирал в лесу орехи, грибы, ягоды и хворост и носил в город на продажу. Иногда заходил отец… Уже Август купил на базаре третью чашку и теперь все вместе они, сидя за грубым столом, срубленным из пня, пили отвар из ягод. Под вечер отец грустнел, прощался и уходил, а Августа так же печально провожала его.
Прошел месяц, звезды повернулись на небе, и пришла пора большой охоты, когда король созывал своих придворных, родных, друзей и ехал в лес со всей свитой. Целый день трубили рога, гремели выстрелы, лаяли собаки, ржали лошади, а вечером все, кто участвовал  в охоте, приглашались на королевский пир и бал. Высокой чести этой был удостоен и отец Августы – королевский лесник вместе с его семьей. Только Августу не брали на эти праздники, так как сначала она была маленькая, а потом мачеха хотела, чтобы не балу были только ее дочки.   
Уже за неделю до этого мачеха с дочерьми заказали новые платья, новые туфли, новые духи, новые парики, новые украшения и теперь прихорашивались перед зеркалом, отпихивая друг друга.
-Отодвинься! –кричала старшая.
-Не лезь, -вопила младшая.
-Девочки мои, не ссорьтесь, платья порвете! –кричала им мать.
-Она мою брошь взяла!-жаловалась младшая.
-Это не твоя брошь! –вопила старшая.
-А чья?
-Моя!
-Я первая ее взяла!
-Я первая ее увидела!
- Глаза себе выколи!
И они с визгом набросились друг на друга, вырывая брошь, мачеха кинулась их разнимать, но вскоре они сами отпрыгнули в стороны, тяжело дыша, сломанная брошь лежала между ними.
-Корова! Ты наступила на нее! –крикнула младшая
-Это ты ее сломала! Вот я тебя! –заорала старшая.
Мачеха набрала в легкие воздуха и заорала так, что ее, наверно, услышали даже лесники у озера и за холмом:
-Хватит!!! –В кухне грохнула упавшая сковородка и вскрикнула служанка, -Я тут кручусь, чтобы вас выдать замуж получше, а вы только деретесь друг с другом! Быстро оделись и марш учиться хорошим манерам!
Через пять минут они спустились вниз, там их встретил ошарашенный криком мачехи магистр. Мачеха ласково обратилась к нему:
-Дорогой магистр, вы не могли бы ускорить обучение, вечером бал и мы хотели бы увидеть, как ваше обучение нам помогло.
-Я, я, -пролепетал магистр, -натюрлих. Фечером, абен.
-Нет уж, давайте сейчас. Дочки мои готовы, начинайте.
Магистр обреченно вздохнул, расставил свои инструменты, и вскоре над домом лесничего зазвучали крики боли и ругань дочерей и мачехи. Наука им не давалась, и магистр уже решил потихоньку удрать из этого безнадежного дома.
Августе же в это время было совсем не до них – Август утром ушел в город продавать ягоды и она осталась одна, но по своему дому работать ей было куда приятней, чем у мачехи. И хотя дел было много, но она успела сделать их почти все, хотя дела у хозяйки в доме не кончаются никогда.
Август должен был подойти ближе к вечеру и Августа уже начала чистить овощи для обеда, но в этот момент во дворе вдруг раздался стук копыт, а потом кто-то быстрыми шагами подошел к дому и резко распахнул дверь. Августа обернулась – на пороге стоял король! Его портрет висел на стене дома отца, и не узнать его было просто нельзя.
-Смотрите-ка, в этой развалюхе кто-то живет! –воскликнул он, - Вина я тут не жду, но хоть воды налей своему королю, я хочу пить.
-Ваше Величество, -спросила Августа, -не желаете ли молока?
-Что ж, -король осмотрел маленький, но чистый дом и наконец сел на стул, развалясь, -давай молока.
Августа учтиво поклонилась и налила королю молока в лучшую кружку.
-Хорошо, прекрасно. – король отставил кружку на стол и внимательней посмотрел на саму Августу, -А ты сама кто?
-Дочь лесничего Августа. Живу здесь с мужем.
-Дочь лесничего? –король задумался, -Хм, неужели он прячет тебя от меня? Я не припомню тебя на балах, а тебе лет… -он пощелкал пальцами в воздухе и вопросительно глянул на Августу.
-Девятнадцать, Ваше величество. – подсказала Августа.
-О-о, девятнадцать. И ты ведь ни разу не была у меня на балу. –также задумчиво продолжил король.
-Не была. –согласилась Августа.
-А почему же? Ведь вся твоя семья, отец и мачеха и две ее дочери бывали и не раз, а ты ведь весьма, весьма хороша. –глаза его скользили по Августе и ей было неприятно от этого взгляда.
-У меня просто не было подходящего платья.
-А в этот раз у тебя, надеюсь, есть платье?
Алиса указала руками на пустой стул и весело сказала:
-Вот, Ваше величество, смотрите, какое прекрасное платье, его видят только очень умные люди.
Король удивленно посмотрел на пустой стул, потом на нее, встал, засмеялся, подошел к стулу и сделал вид, что берет в руки платье, рассматривает его, кладет обратно. Потом он повернулся к Августе и произнес:
-Да, действительно, великолепное платье. Ну что ж, дорогуша, я приказываю тебе прийти сегодня в этом самом прекрасном из платьев ко мне во дворец на бал. –Августа тихо вскрикнула, а король уже жестко добавил, -И не вздумай меня обмануть, не то я накажу и твоего мужа и твоего отца.
Августа и так была уже напугана, но эти слова ее напугали так, что она просто онемела, а король повернулся и довольный собой вышел из дома, вскочил на коня и умчался, смеясь.
А Августа совсем без сил села на стул и почти плакала. Как же она себя ругала за эту неудачную шутку! Что она теперь скажет Августу!
В это время раздался легкий треск, комната озарилась светом и прямо из стены вдруг вышла женщина. Августа была уже настолько в плохом настроении, что это ее совсем не напугало. Свет немного угас, и Августа узнала свою крестную, про которую говорили, что она занимается колдовством.
Крестная осмотрелась, хмыкнула, сложила руки на груди и, повернувшись к Августе, произнесла:
-Августа, милая, я обещала твоей маме заботиться о тебе. До сих пор ты довольно хорошо сама справлялась с трудностями. Ты и замуж вышла по любви, и хозяйство собственное завела, но сегодня ты попала в серьезную переделку и можешь легко потерять свое счастье.
-Ах, тетя, я сама не рада.
-Действительно, что ты поняла теперь? Что короли тоже были маленькими и читали сказки? Что теперь король вырос? Что ты думаешь теперь делать?
-Не знаю, тетя. Мой муж меня просто не будет уважать, а сестры и мачеха…
-Ну, сестры и мачеха, может, и хотели бы оказаться на твоем месте, ведь тобой заинтересовался сам король, но они грубы и некрасивы и такой милости, поверь мне, не дождутся никогда.
-Ох, -прошептала Августа, -надо было и мне быть грубой.
-Не надо быть плохой, Августа, но надо быть умной. –крестная огляделась еще раз, -А может, так и оставить? Ты со своей красотой станешь королевской фавориткой…
-Нет! –воскликнула Августа, -Только не это! У меня же есть муж, он меня освободил.
-За пару ношеных сапог? Ну же, Августа, ты не слишком дешево себя ценишь?
-Но это все, что у него было!
-Но и ты совсем не так плоха.
-Но я люблю его! –Августа была в полном отчаянии.
Крестная улыбнулась:
-Дитя мое, к сожалению, я очень много наколдовала сегодня…
-Значит, вы мне не поможете!
-Не перебивай, Августа.
-Хорошо, тетя.
-Так вот, хотя я очень много наколдовала сегодня и очень устала, и уже мало чем смогу тебе помочь, но ты сможешь кое в чем помочь себе сама.
-Но как?
-Теперь, Августа, слушай внимательно. Кое что я тебе все же дам, только сначала решим вопрос с твоим, -крестная вздохнула и покачала головой, -платьем. На бал ты пойдешь, но не бойся, стыдиться тебе будет нечего. Бал будет ночью и когда твой муж уснет после тяжелого дня, разденься, открой дверь, возьми в руки свечу, зажги ее и скажи: «Мотыльки ночные, легкие, смешные, ко мне прилетайте, меня одевайте». Запомнила? -Августа кивнула. -Хорошо, девочка. К тебе слетятся сотни и тысячи белых ночных мотыльков и начнут кружиться вокруг тебя, они и станут твоим платьем. Свечу сразу задуй, чтобы мотыльки не сгорели.
-И что дальше?
-На твою свадьбу меня не пригласили, так что я тебе подарю кое-что сейчас. Так, вот тебе мой ридикюль. В нем для тебя есть носовой платок, веер и маска, чтобы тебя не узнали, но они не волшебные, вот тебе туфельки, – она достала малюсенькие как желуди туфельки, -стукнешь их каблучками два раза и они станут тебе по размеру, оденешь их и когда стукнешь ими еще два раза, они станут помогать тебе танцевать, как только зазвучит музыка, ведь тебя не учили всем этим модным танцам?
-Нет, тетя.
-Вот видишь. Когда же захочешь перестать танцевать, щелкни два раза пальцами. А вот тебе карточка, на которой будет имя, под которым ты предстанешь. – Крестная вынула из ридикюля визитную карточку, но она была пуста. Августа удивленно посмотрела на крестную и тетя задумчиво сказала, -Ну, сильно зарываться не стоит, поэтому пусть здесь будет написано:
«БАРОНЕССА ДЕ МАХАОН»
Как только эти слова были произнесены, карточка вспыхнула синим холодным огнем и тут же эта надпись появилась на ней, украшенная изящнейшим рисунком.
-Пожалуй, этого хватит. Осталось только добраться до королевского дворца. Этой ночью ветер станет твоим быстрым прекрасным конем, и этот конь донесет тебя и до дворца и до дома.
-Спасибо, тетя.
-Вот тебе еще духи сонные, они делают все обоснованным, как во сне, для тех, кто вдыхает их запах, нанеси их перед заклинанием. –Крестная протянула небольшой флакон.
-Ох, спасибо вам… -тетя остановила ее жестом:
-Но помни. Духи твои выветрятся через несколько часов и все станут удивляться, глядя на тебя, мотыльки утром улетят, да и ветер сможет быть с тобой только до утра. Надо сделать так, чтобы король полюбил баронессу и разлюбил тебя.
-Так что же мне делать?
-Первое – ты не должна лгать, второе – ты должна быть как бабочка неуловима и прекрасна, береги свое платье – мотыльки ранимы, третье – тебя никто не должен узнать, а ведь там будет не только король! Четвертое – ты не должна бояться. И тогда у тебя получится все и даже больше. Да, и никому про это не рассказывай, даже мужу. Хотя… тебе все равно не поверят. Ты все поняла? И не забудь закрыть за собой дверь, чтобы твой муж не простудился во сне и не проснулся от холода.
-Да, тетя. Только… -Августа замялась, -я хотела спросить одно… еще с детства.
-Спрашивай.
-А как вы стали моей крестной, если вы занимаетесь нехристианским колдовством?
Крестная весело засмеялась и перекрестилась.
-Господи, Августа, ты всегда была просто несносной почемучкой! Наверно, и твои дети будут такими. –сказав это, крестная с легким шорохом растворилась в воздухе.
Весь остаток дня Августа была как на иголках. Она постоянно повторяла про себя заклинание для мотыльков, пока готовила ужин, во время еды и когда застилала постель. Даже Август заметил что-то и спросил:
-Милая, что с тобой сегодня?
-Нет-нет, дорогой, -ответила Августа, едва не выронив простыню, -все нормально.
-Ты что-то беспокойная, отдохни лучше. Ложись спать, оба мы устали, а завтра и встанем раньше.
-Хорошо, -согласилась Августа, -ты ложись, а я сейчас приду.
Август разделся, лег в постель и вскоре уже крепко спал. Августа дождалась, пока его дыхание стало тихим и ровным, потом разделась сама, быстро побрызгала на себя духи из флакона, взяла свечу, зажгла ее, но потом подумала о том, будет ли удобно мотылькам, взяла туфельки и постучала их каблуками друг о друга. Сразу же туфельки начали расти в ее руках, и как только они прекратили расти, Августа надела их. Туфельки оказались ей очень даже впору. Теперь можно было приступать к главному – Августа открыла дверь, взяла в руки свечу, зажгла ее и сказала:
-Мотыльки ночные, легкие, смешные, комне прилетайте, меня одевайте.
И немедленно со всех сторон зазвучало шуршание, оно было все громче и громче, струйками со всех сторон к ней слетались тысячи мотыльков, которые тут же разлетались вдоль ее тела. Ей было немного щекотно, но вот они немного успокоились, только легкий шорох был слышен. Они закрыли ее полностью от середины ног до шеи, образовали изящный воротник и опушки на рукавах. Был у этого живого платья и прекрасный шлейф. Не забыли мотыльки и про шляпку. Вся одежда ее была живой, непрестанно двигалась, но при этом полностью скрывала ее.
Августа задула свечу, и тут же с улицы послышался гул, похожий на ржание коня, Августа осторожно выглянула и увидела коня, который был будто создан из пыли. Она закрыла дверь, но даже не успела подойти к коню-ветру, как вихрь уже подхватил ее и понес куда-то легко и быстро, и вскоре она увидела впереди королевский дворец. Сердце ее заходилось от волнения, но она приказала себе успокоиться, почувствовав, как задрожали и подались в стороны мотыльки.
У дворца ее конь снова издал громкое ржание, подлетел к самому крыльцу, и Августа легко соскочила с него. Отступать было некуда. Внутри уже играла музыка, звенел смех…
Герольд обратился к ней с поклоном:
-Как вас представить, сударыня?
Она протянула ему визитную карточку, герольд прочел ее, вошел с ней в зал, стукнул три раза жезлом о пол и громко огласил:
-Ее милость баронесса де Махаон!
Все в зале замолчали и повернулись к Августе, внимательно рассматривая ее, а прямо перед ней за столом, хотя и далеко, сидел рядом с королевой сам король.
Августа снова собрала всю свою смелость, и сделала реверанс, в чем ей немало помогли туфельки. Это ее немного успокоило. Король встал и с интересом подошел к ней вглядываясь в лицо, но она прикрылась маской.
-Странно, -сказал король, пристально глядя на нее, -я был уверен, что знаю всех дворян в королевстве…
-Вы уверены, Ваше величество, что я из вашего королевства? –Августа помнила, что лгать ей нельзя.
-Да. Действительно, вы ведь наверняка иностранка, но вы отлично говорите на нашем языке. Вы давно приехали?
-Только что.
-О! У вас прекрасное платье!
Августа деланно рассмеялась и прикрылась веером, убрав маску:
-Вы наконец-то это заметили.
-Оно прекраснейшее из платьев! –восхитился король, обходя ее кругом,-Оно просто живое!
-Его было непросто создать, Ваше величество.
-Охотно верю.
-А во мне прекрасно только платье? –Августа немного приоткрыла лицо.
-Вы – самая прекрасная дама на этом балу.
-Вы мне льстите, Ваше величество.
-Я уверен в этом, вы же знаете цену королевскому слову.
Но тут распорядитель объявил менуэт, зазвучала музыка и Августа, ловко увернувшись от объятий короля, желавшего обхватить ее за талию, сказала:
-Идемте танцевать, Ваше величество!
-Да, идемте.
Король надеялся, что она устанет, но туфельки сильно помогли ей и она, почти не уставая, отплясала три тура, меняя партнеров.
Потом была тарантелла, после полонез и мазурка.
Как же она испугалась, когда на одном круге ей пришлось танцевать со своим отцом! Тот вдруг посмотрел ей прямо в глаза и вновь мотыльки защекотали ее кожу крылышками, но вот отца сменил какой-то гусар, и Августа вздохнула спокойно.
Повеселило ее, как маленькая девочка в короне, видно, принцесса, танцевала с котом в крохотных сапожках, камзоле и шляпе. Кот совсем не показался ей очень довольным. «Да, видно жизнь при дворе не мед, вот бы рассказать Августу про это!», - подумала она, но решила, что он ей не поверит.
Рассмешило ее и то, как танцевали ее сестры и мачеха. Уроки им явно не пошли впрок.
Но вот кончился танец и вновь король подошел к ней.
-Баронесса, вы забыли обо мне?
-Нет, Ваше величество, -Августа прикрылась веером и ловко отошла от него, -разве можно забыть о первом мужчине в королевстве?
-Почему же вы все время от меня убегаете? Неужели я вам неприятен?
-Ну почему же? Просто нельзя быть приятным по принуждению. Не будьте столь настойчивы.
Они уже вошли в зеркальную галерею, и тут Августа заметила, что они здесь одни. Это ей совсем не понравилось.
Король же все наседал:
-Ну как же не быть настойчивым со столь прекрасной и загадочной дамой? Вы же прекраснее всех, кого я знал до сих пор!
-О, Ваше величество! И скольким несчастным девушкам вы это говорили?
Ей приходилось все время ускользать от рук короля, чтобы мотыльки из платья не пострадали.
-Поверьте, то были только минутные увлечения. Здесь другое. Ваша милость, -король встал перед ней на колено, -почему я в немилости у вас? Вы же знаете, чего стоит слово короля!
- Именно потому, что знаю. Вы же женатый человек и должны помнить о своей клятве перед Богом.
-О, жена! –король вскочил, -Я женился по необходимости. Это можно легко решить, -король даже не задумался, -яд или монастырь и все!
Августа просто оторопела от такой решимости и сразу напомнила королю:
-Ваше величество, а вы не боитесь, что это не понравится ее родственникам? Она же дочь соседнего короля и у нее есть брат и дядя. Вы готовы к войне?
-Да, действительно. Это сейчас было бы некстати. –король смутился.
-И мне совсем неохота быть причиной этой войны.
-О! При вашей обворожительности это простительно.
Августа решила напомнить ему о себе
-Да и могу ли я доверять вам, если вы решили сегодня позабавиться с простолюдинкой прямо на балу?
-О боже! -Король смутился еще сильнее и покраснел, -Дорогая баронесса, простите мне эту маленькую шалость!
Августа  слегка ударила его веером по руке:
-О, Ваше величество, с маленьких шалостей порой начинаются большие неприятности.
В этот момент она увидела, как ее отражение убрало маску с лица – это была ее крестная! Та одобряюще покивала головой и снова закрылась маской. Король обернулся назад, но все уже было как обычно.
-Баронесса, но кто вам это рассказал? Это должно было стать сюрпризом!
-Вот видите, Ваше величество, теперь это уже совсем не сюрприз. Я узнала об истории этой девушки и решила прийти вместо нее. Неужели мое платье хуже? Вы же поступили грубо.
-Что же мне делать чтобы вы меня простили?
-Решайте сами, согласитесь, это была глупая шутка.
-Да, да, надеюсь, вы меня простите.
-Это будет зависеть только от вас. Она была очень огорчена
-Я прикажу прогнать ее.
-Вы все также жестоки и грубы, мой король.
-Простите меня, моя повелительница…
-Я должна скоро ехать… -Августа отлично помнила о том, что волшебства хватит не надолго.
-Вы покинете меня?
-Да, мой король. Если вам есть, что передать той бедной девушке, что живет в крохотном доме, скажите мне.
-Завтра, завтра утром я пришлю ей денег. На что я могу рассчитывать?
-На то, что никто не получил на этом балу. Только на руку.
И она протянула ему руку для поцелуя. С какой страстью кинулся король целовать ее! Августа с омерзением чувствовала эти влажные поцелуи и поспешила вырвать ладонь:
-Ну-ну, Ваше величество, имейте достоинство. Я покидаю вас, вам остается теперь только ждать, когда я снова приеду. И больше, -она погрозила ему веером, -не шалите.
С этими словами она выскользнула из галереи, быстро прошла сквозь зал и вышла через главный вход. Конь-ветер ждал у дверей, снова вихрь подхватил ее и понес теперь назад к дому; едва она соскочила с коня, как мотыльки разлетелись во все стороны, и Августа едва успела вбежать в дом и закрыть за собой дверь. Тут она перевела дыхание, положила сумочку на полку, прислушалась, –Август все также спал, -и быстро забралась под одеяло. Август только немного поворочался, но не проснулся. Она еще раз вздохнула и задремала.
Утром Август разбудил ее совсем не сразу, сперва поставил на огонь кашу, воду и только потом поцеловал ее:
-Вставай, милая, завтрак скоро будет. Устала вчера?
-Да, дорогой, а что ты меня не разбудил?
-Уж больно ты сладко спала. Смотреть бы и смотреть. Снилось что-то?
-Бал во дворце.
-Ой, любимая, ну ты и выдумщица!
Они сели за завтрак, но едва закончили есть, как в дверь постучали. Август открыл дверь, на пороге стоял королевский курьер.
-Здесь живет дочь королевского лесничего с мужем? –уточнил он.
-Да, -ответил Август.
-Приказано передать ей сто золотых. Расписаться может?
Августа подошла, вытерла руки о передник и расписалась.
-Ого! –усмехнулся Август, подбросив кошелек, -Неплохой подарок! К чему бы это?
-Может, к свадьбе, -сказала Августа, -хотя, скорее, просто королевский подарок.
Вечером к ним пришел отец, они пили травяной отвар и когда Август отошел, отец наклонился к Августе и спросил:
-Дочка, ты ведь была там, на балу?
Августа покраснела и ответила:
-Да, а как ты меня узнал, папа?
-Ой, дочка, ну как бы отец не узнал собственную дочь! Только, знаешь, засомневался. Уж больно знатная дама вышла.
-И хорошо. Я бы тебе все-все рассказала, да ты не поверишь.
-Ну ладно, ладно, не рассказывай.
Когда он ушел домой, Августа повернулась к мужу:
-Дорогой, нам теперь, наверно, надо построить большой дом.
-Да! -он ее приобнял, -И корову надо, чтоб свое молоко было.
-Ну, начнем!
И вскоре они переехали в большой дом, а потом туда же перебрался и отец Августы, и жили они вместе, и Август обучался ремеслу лесничего, а потом крестная Августы крестила уже и ее детей.
А король… Он загрустил и только снова ждал, когда же приедет прекрасная баронесса.


Рецензии