Сказка о веронике

  Светло.  Свежо.  Хорошо  день  начинается.  Радость  утра  вливается  мелодией в сердце. Птичьи трели колышутся в воздухе. Благоухание целебных трав пробуждает спящую душу мелодией жизни.
  Каждый  листик  трепещет на ветру, словно в ожидании чуда. Каждый лепесток таит  в себе несказанное. Тепла земля, проснувшаяся. Манит своими тайнами. Распахнулись окна, впустив посланников солнца.
  Солнечные лучики осветили радостью всю избу. Половицы скрипнули дружно в ответ. Сверчок затенькал своё приветствие за печкой. Кошка  потянулась, выгнув спину, и стала  лапой  ловить  утреннего  гостя.  Полинка,  лёжа  в постели,  наслаждалась картинами радости.
  Бабушка  давно  уже  встала и хлопотала на дворе у летней  кухни. Пекла  оладьи   для своей  любимицы. Полежав  ещё  немного, Поля  соскочила  с кровати и выбежала во двор. Цветы кивнули ей своими головками. Радостно вскрикнул петух. Ветер обнял её тонкие  плечи. Солнце  нежно  коснулось  золотистых и пушистых  волос. Большая белая бабочка опустилась, словно цветок, на голову девочки.
  Тихо, прекрасно было вокруг. Мир просыпался к чуду жизни.
  Полинка,  подпрыгивая  от  наполняющей  сердце  радости,   добежала  до  летней кухоньки, где бабушка готовила завтрак, хлопоча у плиты.
  Услышав  шаги, бабушка  выглянула из  окошка  и  улыбнулась  своему  маленькому кузнечику. Солнечные зайчики  заполнили  собой все её морщинки. Лаской и добротой светились глаза. Свет и радость разливались лучами от её существа.
  – Доброе утро, Полечка! Ты уже встала?
  – Доброе утро, бабушка!
  – Ну, как спала? Хорошо?
  – Хорошо. Мне сегодня во сне снились цветы. Они рассказывали мне сказки!  Такие красивые, каких ты никогда и не слышала! Это было так чудесно,  просто  прелесть! Бабушка, сегодня такое утро, что хочется всё время петь! Давай  пойдём в лес! Так хорошо на улице!
  – Ладно, стрекоза  моя, пойдем.  Только  беги  сначала  умойся  и  переоденься. Покушаем  и  пойдём  в лес, – улыбнулась  бабушка,  потрепав  ласково  золотистую головку внучки.
  Вприпрыжку поскакала девочка обратно к дому.
  Светлая, нежная  улыбка  бабушки  освещала  ей  путь. Сердце её пело в ожидании счастья и отстукивало ритм  рождающихся  мелодий. Приведя  себя в порядок и поев, они стали собираться в лес.
  Полина  слазила на чердак, достала  оттуда  маленькую  корзинку, уложила  в неё куклу  Катю,  носовой  платок,  зеркальце  для  солнечных  зайчиков  и,  подбежав к бабушке, обняла её, пропев звонким голоском: «Бабушка, я уже  готова! Ну, когда мы идем?»
  – Уже идём, – улыбнулась ей бабушка в ответ. И, взяв в одну руку узелок с едой, а  в другую – ручку Поли, она, не спеша, тронулась в путь с нею.
  Пройдя по деревянному мостику через речку, они очутились в лесу. Лесное царство встретило их дружелюбно и весело.
  Травы качались на ветру. Улыбались цветы. Камешки  звенели под ногами. Стрекозы с  бабочками  танцевали  в  воздухе.  Пчёлы  радостно  пели, перелетая  с  цветка на цветок. Тропинка сама ложилась под ноги. Деревья склонялись низко, приветствуя новых гостей.
  Зверушки  выглядывали с любопытством  из всех  углов: вон – белочка  на  дереве почёсывает  ухо, вон – сорока  стрекочет, рассказывая  новости, вон – заяц  серый замер, желая  услышать что-то  новое, вон – мышка-полёвка  вытянулась на холмике, одолеваемая  любопытством, вон – синичка,  замолкшая  среди  ветвей, ждёт  случая показать своё  искусство, а там – золотисто-зелёная  змейка  свернулась на камне. Кто оценит её красоту?
  Из-под  каждого  кустика и камешка,  среди  ветвей и листьев, светятся  разные: большие и маленькие,  разноцветные,  но очень  любопытные  глазки.  Всем  хочется знать, что несут  с собою в их мир новые, пришедшие к ним гости. Радость и тепло? Или тревогу и боль?
  Все затаились и ждут, чтобы узнать сущность пришельцев.
  Веселый смех рассыпался колокольчиками над полянами.
  Нежные  пальчики   слегка   коснулись   цветов.  Ножки  оставили  лёгкие  следы на тропинке  и травах. Ласка  и  доброта  сопровождали  пришедших.  И  тогда  все вздохнули  легко и свободно, и  занялись  своими  привычными делами, наполняя лес своей музыкой и свистом.
  Дедушка-лес улыбался желанным гостям и старался открыть для них свои чудеса.
  – Бабушка, расскажи что-нибудь интересное! Пожалуйста, расскажи!
  – Что-нибудь  интересное? Ладно, расскажу. Вот выйдем только в долину Вероники. Здесь недалеко. Это – удивительное место, Полечка!
  Пройдя вдоль журчащего ручья по склону оврага, путники попали в очаровательную долину. Здесь, действительно, было чудесно! Словно волшебная сказка остановилась тут.
  Ручей, стекавший со склона, переходил в маленькую,  тихую  заводь. Вокруг росли небывалые  огненные  цветы.  Их ярко-оранжевые головки  светились в лучах солнца, подобно огонькам костров. Пушистые ворсинки покрывали стебель. Каждый  цветок был выше  роста  девочки и казался  почти деревцем рядом с ней. Сочная, нежная зелень трав расстилалась перед ними заманчивым, мягким ковром, словно приглашая присесть  на него и отдохнуть. Средь  трав  были  видны  выступы  горных  пород:  гранита и базальта, вкрапления  слюды  отсвечивали на солнце. Облака  зависли  над долиной, словно небесные замки.
  Волнующий  душу  аромат  поднимался  вокруг.  И  казалось,  что  где-то  здесь, в глубине долины, в изящном тереме спит волшебная сказка.  Где же путник, который придёт и прочтёт её?
  Открывшаяся  глазам  долина  встретила  пришедших  тихо и ласково, словно своих старых друзей.
  – Вот  это  место и называется  долиной  Вероники, – сказала бабушка, обращаясь  к внучке. – И сейчас я расскажу тебе о ней сказку. Давай  сядем  тут  среди  этих чудесных цветов на траве.
  Расположившись  удобнее, Полинка  приготовилась  слушать новую сказку о чудесах волшебного леса.
  – Давно-давно,  когда я ещё  была  такой  как ты, – начала сказывать бабушка, – слышала я от старой нянюшки  своей  странную историю  об одной  девушке  по имени Вероника.
  Говорят, что  была она очень худенькой и некрасивенькой, рыженькой и рябенькой, но добра  была  необычайно. Малую букашку жалела, любую скотину, попавшую в беду, выручала, помогала бедным и больным, не требуя ничего себе в награду.  И жила она сиротой и с детства  мыкалась  по  чужим  углам.  Много  обид и несправедливостей вытерпела в жизни  своей. Нанималась  в служанки к помещикам,  чтобы  хоть как-то заработать себе на кусок хлеба. Молча и безропотно терпела всю злость и презрение господ своих. И не звали они её по имени, а кликали просто чернавкой, замухрышкой и многими  другими  обидными  словами, которые  придумали  для неё  эти  глупые и ограниченные люди.
   Молчала  девушка, держа  слёзы на сердце. Терпела и уговаривала себя: «Ничего, Вероника, это всё скоро пройдёт.  Видела я когда-то сон о радости, что ждёт меня. Потерплю ещё немного, чтобы пришло суждённое мне счастье».
  В минуты тоски и отчаяния обращалась за помощью  к  Солнышку Красному. Говорила ему:  «Отец  Наш – Солнышко  Красное, ты  всю  землю  греешь, всех  своим  теплом согреваешь, всем жизнь даёшь. Дай же и мне силу выдержать с честью и достоинством все  несправедливости и обиды, отпущенные  мне! Не дай  наполниться  злом от злых людей! Не дай ответить им тем же, чем они отвечают мне!»
  В минуты  приступа  сердечной,  невыразимой  боли  своей,  припадала  к  Земле, приговаривала:  «Матушка  моя – сыра Земля! Помоги  мне в горестях и слезах моих! Наполни  меня  радостью  жизни! Вдохни в сердце моё тепло живительное души своей!   И укрепи  меня в пути  силой и мощью, и красотой  Твоей, чтобы  выдержала  я  все напасти и испытания, данные  мне  Судьбой!  И не оставь  меня  без помощи и любви твоей!»
  – Так обращалась  Вероника  каждый  день и в каждый свободный  час  своей жизни к Земле родной и Солнышку Красному.
  Люди же никогда не видели слёз в глазах девушки этой.
  Удивлялись они: откуда  берёт она силы, чтобы оставаться весёлой и доброй среди злых людей, окружавших её, при ужасных несправедливостях и обидах, выпавших на её долю?
  Её  весёлость и спокойствие, которыми  она  встречала  любой выпад против себя, раздражала  многих, которые  ненавидели её за эту мощную и спокойную силу. Потому как чувствовали они, что она несравненно прекраснее и сильнее их духом своим. Это питало ненависть их ещё большим ядом.
  И вот  настало  невыносимое  время  для бедной  девушки, одинокой  сиротки. Сын помещика, Фиодор, своими  грубыми  выходками и грязными словами стал преследовать её на каждом  шагу. Дни  стали  для неё  чернее  ночи.  И не выдержала  она  боли сердечной да тоски душевной, и побежала раз ночью в лес, в эту вот долину.  Упала на гранит-камень и зарыдала горько, и застонала отчаяньем и скорбью:
  – Где же ты, приходящая ко мне, мечта?! Моя светлая надежда? Сколько раз видела тебя во сне!  Сколько  раз  просыпалась с бьющимся сердцем, что ты рядом со мной! Сколько  раз  стояла  у окна и  не  могла  успокоиться!  Во сне ли,  наяву ли  ты приходила  ко мне?  И помню  ясно:  качалась  трава  под дыханием  ветра, мерцали звёзды, вздыхали цветы, и ты заполняла во мне всё пространство!
  Кто ты, ускользающий от меня, лучик света? Исчезающий мой мотылёк? Воспоминание прошлого или мечта будущего? Кто ты, неземная и чудесная Любовь моя, околдовавшая сердце и душу мою? Из каких краёв залетаешь ты ко мне во сне, неся  свет утешения и надежды в моих трудных днях?  Каждый раз жду встречи с тобой и ищу тебя везде и повсюду, забывая, что ты приходишь ко мне только ночью во сне!
  Кто ты, дающее  мне  радость, ночное  видение, порхающая бабочка сна моего? Так жду тепла твоей души и надеюсь на чудо!  Вдруг,  когда-нибудь, откроется дверь, и ты появишься на пороге, и освободишь меня от мук моих и заберёшь к себе в светлый твой замок!
   Каждый  раз, глядя в глубину  неба, я зову  тебя: «Приходи, сказка моя ночная! Мечта о несказанной  радости  моей!  Приходи и помоги вырваться душе моей из оков мучений моих!» Сердце  не выдерживает  уже  этой боли! Душа моя обливается кровью невыразимых страданий! Без тебя мне жизнь так тяжела! Не могу быть больше весёлой и спокойной! Чую зло начинает заползать в душу ядовитой змеёй!
   Где же ты, серенада снов моих?!  Не дай мне потерять себя в мире зла!  Нет сил уж  больше  терпеть  происки  ночи и темноты невежества! Где же ты, струна сердца моего?! Отзовись! Забери душу мою к себе! Ибо, более нет сил жить у меня!
  – Так  раздавались в ночной  тишине,  среди  трав  и  кустарников,  под  светом холодных звёзд, вопли несчастной девушки.
  Приближался  рассвет. И когда  первый  солнечный  луч  коснулся  спящей  земли, услышала  она  голос  ласковый и нежный: «Встань, Вероника, любовь моя! Я здесь и пришёл за тобой!»
  Подняла  девушка  заплаканные  глаза свои и в свете утреннего дня увидела того, чьим  обликом  столько  любовалась во сне и к кому  так  тянулась  сердцем своим. Прекрасный  юноша – мечта  её  снов, стоял  рядом и протягивал  к ней  свои руки. Сияние света исходило от него. Серебристый плащ развевался на ветру.
   Пришло долгожданное счастье мечты.
  – Неужели это ты? – пело сердце её.
  – Разве ты не узнаёшь меня? – отвечало в ответ его. – Вероника! Любовь моя! Имя твоё звучит победой Любви и веры во мне!  Знай, мы не могли встретиться ранее. Ты не поверила бы мне.  Каждый  должен  сам  пройти свои испытания. Ты свои прошла и теперь ты  свободна. Я заберу  тебя в свой замок, и ты увидишь прекрасную страну,  в которой всегда интересно, и откроешь там для себя много нового. Неиссякаема  на чудеса  моя  страна!  Мы будем  там с тобой счастливы долго-долго, а может быть – всегда.
  Рассмеялась девушка  так  чисто и весело, как никогда ещё не смеялась в жизни – смехом  Счастья и Любви  своей. И от смеха  её  появились  цветы в долине  той  и засветились они, словно огоньки сердца Вероникиного.  С тех пор прозывают их люди жарками – в  память  о  жаре  сердечном – цветке  чистом  и  огненном, что  живёт в сердце каждого из нас, как богатство души нашей.
  В тот  день, когда  встретила  Вероника  мечту  свою в  долине  этой, видел  её мальчонка  худенький, пастушок  местный. Проснулся  он  ночью  от стенаний и слёз бедной  девушки, но  не знал, как  подойти и утешить  её. Так, глядя  вниз на неё с холма, переживал и плакал вместе с ней, не смея приблизиться к несчастной.
  И вдруг  видит он, как из первых лучей солнца появился рядом с Вероникой рыцарь небесный, молодец  дивный и прекрасный. Обнял, поцеловал  её, и  она тут же стала чудесно  хороша – такой,  какою  всегда  оставалась  в  душе  своей.  Появившееся светящееся  облачко  закружилось  вокруг  них и растворилось  над поляною. Только смятая косынка девушки осталась лежать на траве.
   Долго  ещё  поражённый  пастушок не мог прийти в себя от изумления, с бьющимся сердцем, он  всё  смотрел на то место, где  была  раньше Вероника. А когда встало солнце  повыше, тут и заметил  он  цветы  невиданные в месте  том,  жаром любви и сердца пылающие.
  Больше  никто и никогда  не встречал  этой  славной  девушки.  И мало кто верил рассказу  пастушка.  Многие  думали, что она утопилась в реке с горя от страданий в своей безрадостной  жизни.
  Но сказка о Веронике жива до сих пор,  как пример о стойкости и чистоте светлой души  её.  С того времени,  как  она исчезла, народ  прозвал долину эту – долиной Вероники.
  – Вот,  внученька,  и  вся  история  об  этой  удивительной  девушке, – сказала бабушка, улыбаясь и с любовью глядя на внучку, вытиравшую слёзы.
  Дедушка-лес  качал  вокруг  них  своими  ветвями,  словно  говоря,  что  сказка о Веронике ждёт своего продолжения.

                1993г.


Рецензии
Красивая сказка. Спасибо вам, Елена.Сегодня прочитаю её своей внучке Веронике.

Эльвира Григ   02.12.2023 18:02     Заявить о нарушении