Дон Жуан. Поэма

По мотивам испанской легенды

Вступление
Друзья, я приглашаю вас,
Оставив дел докучных бремя,
Услышать новый мой рассказ
И унестись со мной в то время,
Когда возлюбленным своим
Мужчины серенады пели,
А то, звеня кликом стальным,
За них сражались на дуэлях.
Прошу ошибки мне простить –
И на старуху есть проруха!
А без огрехов может быть
Лишь труд, где нет усердья духа.

1
Немало пробежало лет
И затерялось за туманом
С тех пор, когда весь белый свет
Услышал имя Дон Жуана.
Он молод и прекрасен был
И наделён лихой отвагой,
Красавиц молодых любил
И виртуозно бился шпагой.
Вся жизнь его – сплошной роман,
Где миллион романов было,
Где множество красивых дам
Героя нашего любило.
И Дон Жуан влюблён бывал,

В пылу любви тогда преграды.
И коль соперник на его
Пути возникнет – без пощады
Убьёт его своим клинком –
И в мир иной уйдёт бедняга,
Почти не мучаясь, легко,
Попав на вражескую шпагу.
Но бог не дремлет! И всему
Он подведёт свои итоги.
И жизнь герою моему
Прервёт своей рукой он строгой,
Чтобы к себе его призвать
На небеса для покаянья
За все романы и свиданья,
Коим он  жизнь решил отдать.

2
И вот однажды мой герой
Записку утром получает,
Что женской писана рукой,
И в той записке он читает:
«Сеньор, прошу меня простить,
Что вам я написать решилась,
И сделать умоляю милость
Понять меня и не судить.
Меня Элизою зовут.
Я молода, мила собою.
Два года как живу вдовою,
С тех пор, как муж обрёл приют
У бога, убиенный шпагой
Врага за родину свою,
С которым бился он в бою
И умер с честью и отвагой.
И вот, устав от жизни вдовьей,
Решив всё заново начать,
Я снова выхожу гулять,
Желая встретиться с любовью…
И так я повстречала вас
Вчера, на площади, где пели
Певцы бродячие, но дела
До них мне не было в тот час:
Не знаю, почему, сама
На вас я взор свой обратила –
И жизнь во мне тогда забила,
Как ключ, когда придёт весна.
И ночь без сна я провела,
О вас одном лишь и мечтая.
О, как бы рада я была,
Вас иногда хотя б встречая!
В конце хочу назначить вам
На площади той самой встречу
Сегодня, как наступит вечер.
Прощайте! Донна де Бастан».
И тут на память Дон Жуана
Приходит женщина одна:
Она была вполне мила:
Глаза, как волны океана,
Которые во время бури
Становятся совсем черны,
Но света всё ж они полны,
Что был нежней самой лазури.
Припомнил он ещё улыбку
Её, которую она
Тогда в толпе передала
Ему, увидев, без ошибки.
И, коль  она сие посланье
Писала, обратив к нему,
К тому ж назначила ему
На вечер нынешний свиданье,
То почему бы не пойти?
Уж лучше бы с вдовою милой,
Чем одному, в тиши унылой,
Скучая, вечер провести!

3
И вот, как только тёплый вечер
Сменился наконец-то с днём,
Наш Дон Жуан, покинув дом,
Отправился к любви на встречу.
В уме он уж воображал
То, как они с вдовой младою
Гуляют, как бы ей одною
Он любовался и дышал,
И, полный счастья и любви,
Готов был ей, всё забывая,
На небо звёздное взирая,
Читать всю ночь стихи свои.
Но было не судьба дойти
Ему тогда до места встречи,
Чтоб с незнакомкой целый вечер,
А там и ночь всю провести.
Тут на героя моего
Гурьбой разбойники напали –
Отдать им кошелёк сказали,
Ножи направив на него.
Но Дон Жуан был не такой!
Он, выхватив из ножен шпагу,
С отчаянной, лихой отвагой
Вступил с разбойниками в бой.
Но силы были не равны –
И пал Жуан в бою с врагами,
Разбойники с его деньгами
Тотчас же были таковы.
Лежит герой мой на дороге,
Не шевелясь и не дыша,
И на небо его душа
Уже летит по зову бога.
И я хотел бы попросить
Отца небесного, чтоб строго
Он не судил и хоть немного
Несчастному бы смог простить.
Монахи, утром проходя,
Труп Дон Жуана увидали –
И мёртвого земле предали,
Молитву за него творя.
Вы спросите: а что вдова,
Что Дон Жуана ожидала?
Отвечу вам, что называла
Его обманщиком она.
Не зная о конце его,
Она порядком рассердилась…
Однако вскоре всё забылось,
Как будто не было того.
И, может, кто-нибудь другой
Её отныне утешает,
Про сон не редко забывая,
Что жалует ночной порой.
2020 г.


Рецензии