Моя самостоятельная дочь, 1. Детство
Говорят, такая дата не юбилейная. Но для меня, матери, она очень знаковая…
Совсем недавно моя дочка была Лидочкой, лапушкой…
Теперь она – Лидия Николаевна!
Кажется, 40 лет пронеслись, как одно мгновение. Хотя в памяти моей таких мгновений отложилось много, словно всё было вчера…
С ранних лет моя дочь была очень самостоятельным человеком и в делах, и в суждениях.
Вот даже не знаю, как и рассказывать: то ли похвалиться дочерью, то ли пожаловаться читателю. Пожалуй, пожалуюсь…
Ведь с моей-то самостоятельностью она не очень считалась.
К примеру… О свадьбе своей дочери я узнала из приглашения, присланного мне в Колежму, где я отдыхала летом, занимаясь сельскими делами.
Однако начну «жаловаться» с более раннего возраста.
В два годика, не умея ещё читать, моя дочка «обучала» меня правильному чтению.
Листая книжки с картинками, она каждую страницу «прочитывала» на свой лад. При этом, переворачивая очередную страничку, приговаривала:
- Вот так, мама, читать надо!
В детстве, на мой взгляд, дочка очень хорошо рисовала. А кто читал мои заметки о моём «хобби», то, возможно, помнит о моей несбывшейся мечте стать «художницей».
Так вот, обнаружив у своего ребёнка способности в рисовании, я решила отдать её в художественную школу. Так сказать, реализовать свою несбывшуюся мечту хотя бы в дочке.
Но она все мои намёки о художественной школе оставляла без внимания. А когда я однажды выразила своё желание настойчивым предложением, то услышала вопрос:
- А зачем?
- Ну, там тебя научат правильно рисовать.
- Так я и так правильно рисую.
Так первая моя попытка направить её увлечение в нужное русло, закончилась несогласием с моим мнением. Мне ничего не оставалось, как собрать её рисунки и оформить «выставку её работ» в нашем старом деревенском доме в Колежме, где давно уже никто не живёт.
Но надо сказать, что рисовать она любит и по сей день. В её квартире в Сочи есть несколько работ, которые мне нравятся. В период пандемии и сидения дома мы с ней написали совместные две картины акриловыми красками, которые тоже нашли достойное место на стенах её квартиры.
Школьное обучение для Лиды началось в 6 лет в детском саду. Это считался подготовительный класс перед поступлением в школу.
Дочке очень нравилось быть почти школьницей.
Особенно после того, когда в садик стал приходить настоящий учитель финского языка и «преподавать» этот язык.
Она рисовала картинки, изображая кого-то или что-то, и запоминала финские названия.
Так мы с папой тоже узнали, что:
Петух – kukko
Кошка- kissa
Ребёнок – lapsi
Школа - koulu и много других слов.
Словом, наша дочь возомнила себя учительницей, а нас посадила за парты. Был заведён журнал, в который она ставила нам «отметки».
С каждым днём наше недостаточное послевоенное образование в знании иностранных языков в корне изменилось. Скоро мы повседневные предметы называли только по-фински.
И как знать, каких бы высот мы могли бы достичь, если бы…
Лида училась уже третий год в школе с углублённым изучением иностранных языков.
Как вдруг… Не помню по какой причине в нашей школе вдруг прекратили преподавание финского языка.
Родители погоревали, посетовали и смирились. Ведь английский-то остался. Смирились…
Но только не моя дочь. С подругой Машей (девочка из нашего дома и даже из одного подъезда) они узнали, что рядом есть школа, где дети спокойно учат финский.
Вскоре дочь мне объявила, что они с Машей переходят в другую школу.
Я связалась с мамой Маши, которая была в курсе решений наших детей.
Мы с ней обсудили этот вариант и решили перевести наших девочек в соседнюю школу, которая тоже находилась в 5 минутах ходьбы от дома.
Наших девочек взяли в эту школу и зачислили в класс, где не только были нужные нам два языка, но ещё и был создан детский фольклорный ансамбль на основе финской музыкальной культуры. Руководителями ансамбля были супруги Стангрид. Сергей Яковлевич был Заслуженным артистом Карелии.
А Маша и Лида к тому времени учились ещё и в музыкальной школе имени Свиридова.
Ансамбль назывался «Варпусет» (с фин. – воробьишки). В составе ансамбля были созданы две инструментальные группы, играющие на национальном струнном инструменте кантеле: «джинс-кантеле» (7 мальчиков) и «хейла-кантеле (7 девочек). В составе второй группы играли и наши девочки, Маша и Лида.
В течение нескольких лет обучения в школе этот замечательный коллектив побывал на гастролях во многих странах Европы, в пионерском лагере «Орлёнок». В соседней Суоми моя дочь была, пожалуй, чаще, чем я в Колежме.
К слову замечу, что обучение в этом классе было для всех детей бесплатным. Да и поездки были для нас не так дороги, с небольшой доплатой от родителей.
Да, кстати… Вспоминаю сейчас, как моя дочь оказалась в музыкальной школе.
У меня никогда и в мыслях не было о специальном музыкальном образовании для дочки. Опять же вмешался случай и инициатива самой дочки.
В 1м классе в сентябре Лида вдруг заявила мне, что будет учиться в музыкальной школе. Я не стала даже обсуждать это заявление.
- Очередная блажь,- подумала я тогда.
Но через несколько дней моя Лида выдала мне очередное решение, что завтра она пойдёт «сдавать экзамены» в музыкальную школу. А мне посоветовала:
- Можешь со мной не ходить. Я пойду не одна.
И назвала несколько имён из класса, среди них была и Маша.
Я спросила у Машиной мамы, что она знает об этом. З.Н. подтвердила:
- Да, завтра я поведу Машу на прослушивание для поступления в подготовительный класс музыкальной школы.
На другой день я тоже пошла с ними.
З. Н. рассказала обо всём подробнее, что в нашем микрорайоне на Кукковке открылась музыкальная школа и педагог из этой школы побывал в классе, где учились наши девочки. Вот у неё и записались они на «прослушивание».
В школе я увидела несколько мальчиков и девочек из класса. Они все были или с мамами, или с бабушками.
В класс вызывали по списку. Я совсем не волновалась, надеясь, что мою дочь не примут. Ведь мы не готовились к экзамену.
Но каково же было моё удивление, когда на другой день я увидела в списке поступивших и Лиду. Хотя в списке не оказалось двух мальчиков из нашего класса и некоторых девочек.
Я спросила Лиду, как её приняли без подготовки. Дочь мне беспечно ответила:
- Да там была «легкотня».
И рассказала об экзамене. Надо было повторить «хлопки в ладошки педагога»; пропеть звуки, прозвучавшие на пианино; вроде, ещё какие-то задания – уже не помню. Да, и спеть песню.
Дочь моя в том возрасте много знала песен, в основном для взрослых… Она спела и сказала, что эта песня Игоря Николаева.
Словом, за все задания ей поставили «пятёрки». Потом педагог осмотрел её пальчики и посоветовал учиться «на скрипочке». На что моя самостоятельная дочь ответила, что «на скрипочке учиться не будет, не интересно…»
Но не всегда было так гладко и успешно. Были моменты, когда у неё не заладилось с педагогом по хору, потом не захотелось ходить на сольфеджио. Где-то на четвёртом – пятом году обучения она решила «бросить музыкалку».
Но в этом случае я не пошла у неё на поводу и сказала:
- Вот закончишь школу, а потом и решим, надо ли тебе учиться дальше музыке.
На этот раз дочь послушала меня. Она повзрослела, и все реже я видела в её поступках необдуманных решений.
Кажется, закончилось детство.
В заставке фото: Лида - первоклассница.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №223041901384
потому что она тянулась к хорошему: к рисованию, музыке, к иностранным
языкам. Такая умница! Кто же из родителей был бы против такой
самостоятельности?
С уважением,
Людмила Каштанова 26.09.2023 13:48 Заявить о нарушении
А Вам, Людмила, большое спасибо за чтение и приятные слова.
С признательностью.
Анна Алексеевна Золотовская 26.09.2023 14:03 Заявить о нарушении