Falling man

Апрель 2023. Великолепный, сверкающий фасадом,
состоящим из тысячей стеклянных прозрачных кубов, отражающих каждой гранью картину происходящего вокруг, создающих 3D эффект бриллиантовых подарочных коробочек Тиффани&Со, готовых сорваться с места в любой момент, однако собранных воедино и упорядоченных мыслью дизайнера в качестве частей зеркальной стены, бутик Tiffany&Co открыл после длительной реконструкции свои двери гостям!

И я в их числе была приглашена дорогими друзьями, пожелавшими разделить со мной яркую радость момента.

По словам Стефани, менеджера бутика Tiffany&Co Dubai Mall(а), компания 9 месяцев готовила почитателям этот сюрприз. Я поинтересовалась, как она в качестве капитана корабля выдержала, а в ее лице и вся команда, этот затянувшийся строительный шторм. Наблюдаю за взором Стефани, блуждающим по верхам свежего интерьера бутика (эклектика современного запада и шикарного востока), и вижу: вопрос мой  уводит ее от звенящей бриллиантовой чистоты момента на предыдущую стадию; улыбка не трогает ее прекрасное лицо, и она отвечает с заминкой (будто бы все еще вслушивается в строительные звуки за стеной), что это было долгое и не столь увлекательное путешествие. И, что даже теперь, принимая званых гостей в этой торжественной обстановке, расположившись посреди самых невероятных дизайнерских и ювелирных изысков, она не осознает, что работы завершены.

Первый эркер бутика встречает (я не намеренно, но вслед за своим взором, перескакиваю в описании этого помещения через встречающий гостя радушный персонал, простирающий гостеприимно и векторно вглубь руки) - первый эркер бутика встречает шокирующей инсталляцией.

Если читателю доведется добраться до Дубай Молла, не поленитесь заглянуть в бутик Tiffany&Co, дабы убедиться еще раз в том, что современное искусство (я не про ювелирное искусство - кто еще, если не Tiffany&Co, есть его эквивалент) - я про современные прикладное искусство живописи и инсталляции: это совсем не про красоту, а про состояние отдельной, чаще знаменитой, личности (художника) относительно момента ее бытия. Личности со всеми ее переживаниями, проблемами, изъянами, пороками, зависимостями и боязнями в совокупности с известностью - последняя прощает или даже поощряет все нежелательное из вышеперечисленного.

И тем не менее, в храме Tiffany&Co даже нынешнее современное искусство невероятно грандиозно смотрится на общем фоне ювелирной и интерьерной эстетики и, не отпуская, держит - заставляет задуматься над судьбою нашего хрупкого мира.

Для тех, кто не планирует, но имеет интерес познакомиться с предметом, я распространюсь:

Представьте себе огромную зеркальную стену, уходящую всей своей зеркальной поверхностью в зеркальный же потолок. То есть, если подойти близко к стене и запрокинуть назад голову, то увидишь стену бесконечной.

Если же смотреть на эту зеркальность чуть издалека, скажем, с порога, она влечет вас присмотреться поближе, и вы повинуетесь и идете к ней, и тогда все вокруг на неопределенный момент перестает иметь значение - вы просто не верите своим глазам:

Вышеупомянутая стена зияет беспорядочными лунками треснувшего битого зеркала от попадания в него камней. Каждая лунка буквально обведена ореолом маркера множество раз, словно на зеркале изначально были мишени, по которым целился вандал (первое впечатление), разрушая изображение мира вокруг. Вандал ли он! Или первый человек, который не хочет отражаться в блестящем мире грешников. Художник не ограничился этим: стена хаотично закидана еще и стекающими вниз пятнами черной грязи. Однако и «луч света» в виде бирюзового цвета графики по центру инсталляции сообщает о неком фигурном сочленении кубов, напоминающих падающего человека. Падающего ли! Может, падшего?

А теперь представьте себе, что вокруг и около этой странной инсталляции и поодаль, и перед, и за ней - драгоценности ювелирного дома Тиффани.

Надо добавить, что остальные эркеры и углубления бутика дизайнерски исполнены в соответствии с заданной фасадом и фронтальной инсталляцией идеей превалирования в новом мире современного искусства.
В лаунджах для дорогих гостей на потолках дизайнерские люстры в виде гигантских одуванчиков, в вазах свежие букеты с розоватыми и бледно-коралловыми чашами и бутонами кувшинок или же цветов из этого семейства, либо подобных им растений на зеленых толстых стеблях. На стенах работы именитых художников в стиле пуантилизма - де не просто созерцай и рассеивайся, а заостряй свое внимание на прекрасном.

Однако заскучавшему от блеска украшений клиенту, дабы вернуть гостя обратно к эстетике реального искусства, устроители зоны отдыха предусмотрительно подложили альбомы с чудовищными иллюстрациями произведений Жана-Мишеля Баскии: впечатляйся де противоположностью и скорее возвращайся в мир настоящей красоты.

Стоит отдельно отметить и еще одного, отнюдь не второстепенного героя нового бутика - это объемность или, другим словом, воздушность пространства. Высокие потолки отодвигают далеко вверх линию предела территории нового видения, открывая путь новейшей философии дома Тиффани.

Мне думается, что сводится она вот к чему - я вернусь, чтобы композиционно замкнуть в кольцо свое повествование, к фронтальной инсталляции «Падшего» или же «Падающего человека»: если запрокинуть голову и посмотреть на потолочное отражение инсталляции, то видишь, что фигура кубического человека, зеркально отразившись от свободного падения, устремляется макушкой ввысь.

Как-то так, в общем.

19.04.2023


Рецензии