Граф Монте-Кристо. 2002

Проект: "Несколько просмотренных экранизаций знаменитого историко-приключенческого романа Александра Дюма-отца "Граф Монте-Кристо" ("Le comte de Monte-Cristo", Франция, 1844-1846), а также прочтение самого романа".


Романа? О-о-о! Тхрэ, тхрэ бьян! ("Tres, tres bien!" "Очень, очень хорошо!". Французский язык. Где в "tres", "e" - под ударением. Не все сайты принимают иностранные языки, знаете ли. А мне надо запоминать, как правильно. Так что... Будем указывать. Иги-бу!). Ведь...   

"Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!".

(Валентин Берестов).

Э-э, месье... Прочитали уже роман-то...

Да? А, ну, тогда...


2. Несколько экранизаций.

Что ж, уважаемые... Раз три старых, франко-итальянских фильма (1943, 1954, 1961) не смогли получить в моих глазах высшей награды, то надежда остаётся лишь на советскую версию. А так как её я собираюсь оценивать лишь в конце проекта (на "десерт"), то сейчас просто посмотрим первую попавшуюся на глаза экранизацию и приятно проведём вечер, от души её критикуя, хо-хо! Ведь от других я больше НИЧЕГО НЕ ЖДУ. А стало быть, расслабимся и полюбопытствуем, что же такого придумали очередные "ценители" мировой, классической, художественной литературы... Да ещё и в 2002-м году...


Экранизация № 4. "Граф Монте-Кристо" (США, Великобритания, Ирландия, со съемками на Мальте, 2002).

Итак... Включаем...

И что мы сразу видим? Что этот фильм идёт всего 2 часа и 11 минут! А зная, что в конце покажут титры, то, значит, и того меньше! У-у-у, ребята. Так не годится... Вы что, киношники, издеваетесь? Шесть частей большой книги пытаетесь запихнуть в два часа, так? Совсем не уважаете великого французского писателя Александра Дюма-отца! Да тут не меньше 3,5 часов должно быть! А вы... Ладно, поглядим, что же там "намутили"...


"В 1814-ом году, французский император Наполеон Бонапарт был сослан на остров Эльба, у побережья Италии. Боясь попыток его освобождения, английские драгуны расстреливали любого, пытающегося высадиться на берег, независимо от того, каковы были его намерения...".


Интересное начало... Немного спорное, но... Принимается...

Далее трёхмачтовое торговое судно "Фараон" спускает шлюпку на воду, чтобы как можно скорее доставить к ближайшему лекарю своего серьёзно приболевшего капитана...

У вас капитан ещё жив? Хорошо, понимаю. Да и поступок благородный. Молодцы...

В лодке, помимо обычных матросов, находятся: капитан, его второй помощник Эдмон Дантес (Джеймс Патрик Кэвизел-младший. Ёлки-зелёные! Это же сам Иисус Христос из "Страсти Христовы" Мела Гибсона! Вот это актёра подобрали на роль графа! Сильно!) и его друг детства... аристократ Фернан Мондего (харизматичный и представительный Гай Пирс)...

Что?.. Фернан? На "Фараоне"? А что он там делает? Дурака валяет, в качестве гражданского лица или же следит за грузом, как инвестор? Любопытно... И уже сын графа. Неожиданный поворот... 

Ну, высаживаются моряки на берег, натыкаются на английских драгунов, завязывается перестрелка... (А белым флагом помахать, раз явились без предупреждения, не подумали? Лишь бы людей валить направо-налево, американо-британцы). Тут вмешивается сам Наполеон (Алекс Нортон) и приглашает к себе, э-э, на допрос... Всё вскоре улаживается и матросы теперь в гостях, но их капитан умирает.

"Вы уверены?".

"Если бы вы повидали с моё, Дантес, то чувствовали бы смерть". 

Каков Наполеон (актёр Алекс Нортон хорош)... Незадолго до этого события, бывший император тайно вручил Эдмону одно письмо, которое, естественно, увидел Фернан, и которое также тайно прочитал, пока его друг спал... 

Что? Понимаю. Вы можете сказать, что, мол, глупый, наивный Дантес мог и не брать это злосчастное, компрометирующее его письмо (кстати, наивность паренька была здорово показана!), но я отвечу, что это была плата за врача, и уход за больным капитаном, который, к сожалению, умер. А так как Эдмон был человеком чести, то... 

Хм... А лихо закручивают... Пока киношники (мы до них ещё доберёмся) молодцы... 

Отплывая от острова, мы наблюдаем, как Наполеон смотрит вслед удаляющейся от берега лодки и ухмыляясь говорит: "Короли и пешки, маршал, императоры, и глупцы"...

О-о-о... А мне начинает нравится режиссёр этого фильма и сценарист, кто бы они ни были! Потянем ещё немного интригу и не будем читать имена этих людей. А заодно и их страницу в "Википедии" (как я всегда и делаю)...

Морское путешествие продолжается, корабль благополучно достигает берегов Марселя и... И мы, наконец-таки, видим на борту Данглара (Альби Вудингтон)! И это впервые за четыре экранизации! Ура! Но! Он здесь не бухгалтер, а первый помощник капитана (Дантес - второй). А это значит, что ему придётся объяснять своему хозяину месье Моррелю (Патрик Годфри), почему произошло недопонимание между ним и Эдмоном при споре, мол, спасать капитана, высаживаясь на опасный остров или нет. И месье Моррелю больше понравился ответ молодого человека. И именно его, Дантеса - простого, доброго, но храброго парня, а не этого, опытного, сурового морского "волка" хозяин и делает новым капитаном "Фараона". Вот вам и повод, чтобы разозлиться, психануть, подумать об увольнении, но главное - отомстить! Принимается такая версия!..

На пристани появляется Мерседес и... И это первая из четырёх дам, что мне ПОНРАВИЛАСЬ!!! Познакомимся же с актрисой. Как её зовут? Кто она? Почему такая хорошенькая? Впрочем, последний вопрос отбросим. Он явно лишний, хо-хо!..

Итак, кто она? А она польско-американская актриса Дагмара Доминчик, которая немного говорит на французском и испанском языках (помимо польского и английского, соответственно). У неё красивое, приятное, милое личико, а также добрый взгляд. Да и сама барышня - представительная, хоть снимается больше в сериалах, чем в обычных фильмах. Но ведь главное-то себя найти, не так ли? Раз ей больше понравилось в различных сериалах, то почему бы и нет?.. Короче, перед нами Мерседес. И это один из нескольких типажей, которые я принимаю. Несмотря на то, что это не жгучая каталонка... Но я ей верю. И точка. 

Мерседес и Эдмон проводят вместе красивый день на живописном берегу... Э-э, Марселя? Нет! Мы, зрители, не такие дураки! Это была Мальта! Как сказано в английской "Википедии", мол, 80% всего фильма было снято на Мальте! А ну и видно. Такая особенная, отличающаяся от Франции, красота... Но принимается. Да и чего тут такого? Влюблённые сидели на берегу Марселя, прыгнули в воду, и от избытка чувств, решили устроить догонялки. Ну, и успокоились только у Мальты, где развели костёр, да провели приятный вечер, хо-хо!..

А в это время пьяный Фернан сидит в таверне и жалуется Данглару, что Мерседес вновь отвергла его. И хотя он её не любит, мол, она нужна лишь, как трофей для победителя, ему обидно, что эта красивая, весёлая, добрая и жизнерадостная девушка предпочла знатному сыну аристократической крови простого моряка. Моряка, у которого тоже, как и у него, Фернана Мондего, есть свои тайны... 

"Какие тайны?" тут же поинтересовался Данглар. И сын графа всё и рассказал...

Ааааа! Вот это да! Просто включил себе версию, от которой, вообще, ничего не ждал, а она стремительно "набирает очки" и с каждой минутой становится всё интереснее и интереснее! Ну, киношники! Это небольшая, но заявочка на высший балл!.. Напомню: мне рейтинги - до "лампочки". Я даже обрадуюсь тому, если эта версия понравится мне одному, мол, буду против всего мира, как ренегат, отступник. Но так как она, уже при бюджете 35 миллионов долларов собрала по миру 75,4 миллиона, то не провалилась в прокате и, стало быть, единственным мне уже не быть. Ну, и ладно. Однако это далеко не все ключевые моменты истории, и моя радость вскоре может смениться огорчением. Не будем спешить, успокоимся и посмотрим, что же было дальше...

Эдмон спокойно ужинает со своим отцом у себя дома. В гостях Мерседес. Тут врывается полиция, арестовывает парня и ведёт на допрос к прокурору Вильфору (Джеймс Фрейн, ещё один сериальный актёр, который, однако засветился и на большом экране. Кстати, у него типичное лицо хитрого, ловкого дельца. Видно, что нечист перед законом и имеет тайные делишки на стороне. Ай-яй-яй, господин прокурор). Вильфор сажает невиновного молодого человека в замок Иф (который здесь также больше похож на острова Мальты. Ну, что поделать. Так киношникам показалось живописнее. Однако принимаю), даже зная, что тот не умеет читать! (Ого! Неплохой ход!).

Правда, ещё перед посадкой в лодку, Эдмону удаётся бежать. В отчаянье он прибегает в шато к своему другу Фернану, просит помощи, защиты. Ведь тот его друг детства... На что Мондего вынимает саблю и злобно так отвечает: "Друг детства? Ты сын клерка! Мне не престало якшаться с подобным родом!".

Весь раненный, в слезах моряк не понимает за что Фернан с ним так поступил. А всё оказалось просто... Скука, причуды богатых, классовое неравенство, эгоизм, использование людей в своих целях. Но Дантес любил Мондего не за его деньги, а за то, каким он был. Любил, уважал и считал своим другом. И тут такой удар... Человек, которого он считал почти братом, предал его, посмеялся над бедностью, растоптал чувства, позавидовал повышению, невесте, да ещё и несколько раз ранил саблей до крови, показав, мол, как во много раз он превосходит его в фехтовании, смотря сверху вниз.

Гениально! Аплодирую стоя! Такой красивой, слаженной ОТСЕБЯТИНЫ я не ожидал! Браво!..

Бедного Эдмона привозят в замок Иф и жестоко избивают плетью. Кто? Сам начальник тюрьмы Арман Дорлеак (Майкл Уинкотт). Мол, всё хорошо, парень. Так мы встречаем новичков. А потом, таким же образом, напоминаем им, что прошёл год. И никакого календаря не надо, отметок на стене... Во, садист какой.

"Если вы спрашиваете: "Бог мой! Почему я?". Ответ прост: бог к этому не имеет никакого отношения. В это время года его обычно не бывает во Франции".

А он шутник, этот начальник тюрьмы. И кажется, у нас появился ещё один враг у Эдмона. Ведь Гаспара Кадрусса здесь нету!

Нету Кадрусса? Да. Это я сразу заметил. Вот и сокращение истории на целый час. Раз нет Кадрусса, то нет и его жены Карконты, алмаза, драки за алмаз, ну и прочего... А начальник тюрьмы напрашивается. Даже у меня кулаки зачесались. Он мешок навоза ещё тот...

Вернёмся к тюрьме... Камера моряка... Здесь не было ни стола, ни кровати, только ведро (нужник) и тарелка (чтобы получать немного еды). Потолок был настолько высоким, что даже, если бы встали друг на друга два человека, то они бы всё равно не смогли достать до верха. Окно находилось там же - на недосягаемой высоте. Можно было слышать море, шум птиц, но видеть всё это не предоставлялось возможным. Дверь в камеру открывалась редко. В основном поднималось снизу маленькое окошко, куда ставилось и забиралось ведро, а также наливалась, накладывалась еда (прямо, карцер какой-то!)... В целом, это было куда более неприятное место, чем описывал Дюма-отец, да показывали франко-итальянские кинематографисты. Америка и Великобритания превзошли сами себя, не ожидал. И ещё эти побои плёткой раз в год... Неудивительно, что Дантес захотел покончить с собой не на четвёртом году заключения, а уже на втором... Но увидев стену с надписями, зарубками, отметками, оставленными предыдущими заключёнными, обратил внимание на одну: "Бог воздаст мне по справедливости", бросил эту затею, вернулся к жизни и протянул ещё два года. Ну, а на четвёртом, как и в книге, встретил аббата Фариа. И им оказался... ДАМБЛДОР! То есть, самый первый Дамблдор! Великий ирландский актёр Ричард Харрис!..

Н-да... Вот так поворот... Многим было обидно, что он ушёл из жизни в мир иной, так до конца не развернувшись в "Гарри Поттере", но Дамблдор из него получился отменный. И такой человек оказался аббатом Фариа. Друзья мои, это, это... Большой плюс! Жирный плюс!..    

Альбус научил Эдмона читать и писать, говорить на нескольких языках, фехтовать на палках, бороться на ножах, помог открыть глаза на правду (почему прокурор Фильфор сначала отпустил парня, а потом дал задний ход, а? Из-за покрывательства отца и, конечно же, своей "шкуры"). И всё это в обмен на дружбу, общение, ну, и на содействие в строительство нового туннеля (ведь бедный аббат рыл не в том направлении, отчего и попал в камеру к Дантесу, а не на свободу. А на новый ход нужны опять силы и годы... Обидно, хоть плач, да, Дамблдор?). Вот так они и жили. Один обучая, второй вникая, слушаясь и повторяя, и оба копали, пока...

Пока не произошёл небольшой обвал в туннеле и аббата слегка не придавило. Эдмон, конечно же, вытащил старого, мудрого друга, но Фариа, он же наш профессор Дамблдор, директор школы чародейства и волшебства Хогвартс ушёл в мир иной. Правда, перед этим отдал молодому узнику карту и рассказал про сокровища кардинала Чезаре Спада, спрятанные на острове Монте-Кристо...

Чтобы быть честным, скажу, что перед мной была пока что первая версия, где так долго, детально, драматично, интересно и поучительно показали тюрьму, аббата Фариа, его знакомство с Дантесом, обучение, уроки мудрости и смерть. Я не знаю, что будет дальше, но пока фильм идёт на твёрдую десятку... Однако зная Америку, предположу, что они что-нибудь да и испортят. Тем не менее, аббата Дамблдора я запомню надолго. За него низкий поклон и большое спасибо! Вы, киношники, не только не испортили этот момент, но и показали всё так, что превзошли мои ожидания. Браво!!!.. Вернёмся к истории...

Фариа умер. Стражники несут мешок к обрыву. Начальник тюрьмы, этот постаревший мерзавец Дорлеак идёт позади, причитая, что ему скучно. Охрана раскачивает саван и... И на счёт "Три!" Эдмон высовывает руку, хватает связку ключей у начальника и вместе с ним летит со скалы. Ха-ха! Получил, Дорлеак? Это тебе за многочисленные годы "угощения" плёткой (ведь полосы на спине останутся на всю жизнь)! К сожалению, он не разбился о камни, а выплыл. Пришлось освобождаться от ядра, всплывать и бороться с этим гадом. Раз начальник не смог разбиться, то "поможем" ему, свернув шею. И зачтём это, как самооборону. Тут либо он, либо мы. Третьего не дано. Зачёт. И отметим ещё слова одного из стражников, наблюдающих всё это с высоты утёса.

Когда стало ясно, что Эдмон победил, то этот охранник сказал: "Конечно, можно было и поаккуратнее"... Хо-хо! То, что никто из них и не думал стрелять - было более, чем очевидно. Народ находился в неком шоке от увиденного. Ещё бы! Живой "покойник"!.. А мы идём дальше...

Наш повзрослевший бывший моряк, отсидевший 13-14 лет в тюрьме оказывается на первом попавшемся берегу и первым делом смотрит на замок Иф вдали. Тогда он благодарит аббата, понимает, что свободен и начинает радоваться, как маленькое дитя! Солнцу, воде, воздуху, небу!..

Американцы! Британцы! Чертяки! Что вы со мной творите? ЭТО ПЕРВОЕ, ЧТОБЫ Я СДЕЛАЛ, ДОБРАВШИСЬ ДО БЕРЕГА - ВДОХНУЛ БЫ ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ!!! И ЗАКРИЧАЛ БЫ НЕ СВОИМ ГОЛОСОМ - "Я СВО-О-О-О-О-ОБО-О-О-О-О-ОДЕ-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Н!!!".


"Я свободен, словно птица в небесах,
Я свободен, я забыл, что значит страх!
Я свободен с диким ветром наравне,
Я свободен наяву, а не во сне!".

Валерий Кипелов, "Я свободен".


Бли-и-и-н... Кажется, мне больно будет увидеть первый промах в этой экранизации. Я от неё ничего не ждал, а она... Н-да... Продолжим...

На берегу оказывается банда контрабандистов во главе с итальянцем Луиджи Вампа (Жан-Бенуа Блан)... Мол, мы тут отдыхаем и наказываем старого приятеля Жакопо (Луис Гусман). Он здорово нас подвёл. Но мы сохраним ему жизнь, если же он тебя зарежет в честном поединке, один на один, на ножах. Если же ты его прикончишь, то мы тоже плакать не будем и возьмём тебя с собой. Выбирай.. Только хотим предупредить, что Жакопо - один из лучших в своём деле. Стоит только нам его развязать, как у тебя не останется и шанса. А отпустить тебя не можем. Подорвётся мой авторитет, как лидера, извини... Ну, что скажешь, беглый каторжник?..

"А то и скажу, что ты, возможно, не так часто бываешь на людях и мало видел".


Так у Эдмона появился его верный друг Жакопо... Что? Нет. Он его не убил. Просто быстро обезвредил и нашёл нужные слова боссу. А так как Дантес был ещё и лихой моряк, то сослужил контрабандистам хорошую службу, ну, и через три месяца был свободен. Да ещё и оказался при деньгах. Заслужил... 


Марсель... Он снова здесь. Но! Дантес пока не богат, не носит дорогую одежду. У него длинные волосы, усталый вид и постоянное беспокойство на лице. Усы и борода украшают теперь это самое лицо... А голова полна мыслей... Моряк гуляет по городу и вспоминает печальные события прошлого... Наконец, он видит вывеску: "Судовая компания Данглара" и понимает, что месье Моррель уже не главный судовладелец в Марселе... Он спешит к нему за ответами, представившись другом Эдмона Дантеса, подчеркнув, что тот умер. Добрый старик рассказывает ему, что Данглара он сначала сделал своим компаньоном, а тот после выжил его из фирмы (о-о, жаль... Нового "Фараона" не будет), заняв почётное, высокое место и сменив название. Что отец Эдмона умер, обожаемая Мерседес вышла замуж за Фернана и уехала с ним в Париж, а Вильфор стал теперь королевским прокурором, ну, и также живёт в столице Франции. Опечаленный всеми этими новостями, бывший каторжник дарит немного денег доброму старику, покупает небольшой парусник и вместе с Жакопо отправляется на Мальту, где, по словам киношников, находится остров Монте-Кристо. А что? Живописное же место... И начинаются поиски таинственного клада... 

Сокровище... "Пещера без свода", "Скала "Слон", "Покоится оно от глаз людских, где солнце светит из-под водной толщи" - прочитал Дантес написанные аббатом Фариа пометки на карте. Затем зашёл Эдмон под скалу, вошёл в пещеру, нырнул в воду и увидел десятки больших сундуков, лежащих на дне морского грота. А в них... Мама родная! Всевозможные богатства!.. И всё ему. В качестве компенсации за проведённые в тюрьме годы... А позже, сидя у огня, Эдмон Дантес решает использовать эти сокровища, чтобы стать графом Монте-Кристо. И мстить обидчикам... 


Вот на этом, пожалуй, всё сильное в фильме и заканчивается. Как бы я ни хотел, но американцы, британцы оказались вновь американцами и британцами... А жаль... Так хорошо шли...

Похищение в Италии происходит уже после Парижа, а не до, что выглядит глуповато. Альбер здесь не сын Фернана, а Эдмона, мол, Мерседес, вышла замуж за Мондего, чтобы скрыть свою беременность, а не только от отчаянья, депрессии, безысходности. Данглара граф повесил на "Фараоне". Прокурора, в его тайных и незаконных делишках, разоблачил в бане (сауне). Фернана разорил. Ну, а дуэль между ними была больше похожа на сцену из "мыльной оперы", чем на дуэль человека, желающего взять достойный реванш за поражение многолетней давности. И финал. Граф остаётся вместе с Мерседес и своим сыном, о существовании, которого просто не знал. Эх... 

А Гайде... А кто такая Гайде? Мы не знаем никакой Гайде! Её тут нету! Намёк на любовь к Ближнему Востоку? Что вы! Граф просто богатый путешественник. Ничего особенного тут не наблюдается...

А Фернан только бабник, изменяющий Мерседес, азартный карточный игрок и небольшой махинатор, заключающий тайные сделки то с Дангларом, то с Вильфором. Так же проще всех сразу объединить, сократить время и быстро вывести на "чистую воду"... И всё это понятно, но Дюма-отец был не такой. Он показал каждого из врагов в отдельности, придумав и выстроив для них логическую, жизненную линию. Такую, какая могла быть в реальности, учитывая характер, нрав, повадки и привычки этих людей. И это было сильно! А киношники...      

Н-да... Всё так хорошо начиналось...

Ну, а что если отбросить книгу, посмотреть и представить себе эту историю, как отдельное произведение, а? Можно попробовать. Отбросили, посмотрели, представили. Всё равно получается плохо. Слабо. Второй час слишком мелок, в отличие от первого.

Тогда... Что скажет известный киносайт "Кинопоиск" (где я когда-то публиковал от души свои рецензии и даже как-то смог оказаться в 10 лучших авторов за год, заняв 7-е место)?.. 6,7 из 10. У-у-у, так я и думал. Совсем не то. Значит, всё в порядке. Вот, если бы кино оказалось сильным, то было бы обидно. А так... Мне не получилось вновь стать ренегатом и отступником. Я оказался солидарным с обществом. Намудрили киношники, ох, намудрили...


Что ж... Настало время с ними познакомиться...

Режиссёр: Кевин Рейнольдс (а! Так вот откуда жестокий начальник тюрьмы с его плёткой на годовщины! Это же человек, поставивший "Робин Гуд: Принц воров", а также "Водный мир". Кстати, оба с Кевином Костнером. И такому режиссёру доверили экранизацию Дюма-отца, да? Ну-ну... Впрочем, первый час он снял, как надо).

Сценарист: Александр Дюма-отец (книга, роман, оригинал), Джей Уолперт (адаптация для кино и переделка. Ага, в том-то и дело, что переделка. Грамотно переделывать тоже надо уметь).

Композитор: Эдвард Шермур (пожалуй, единственный из этой тройки, кто заслуживает высшей награды. Впрочем, работы этого британского композитора мы все хорошо знаем. Тут и комедии, и приключенческие фильмы, и драмы, и триллеры, Ну, и конечно же, фильмы ужасов. Талантливый, разноплановый человек).


На это всё, да?.. Да... Только... Что же этому фильму поставить-то? Ведь первый час - был выше всяких похвал... Хм... Вопрос... Чтобы быть честным и непредвзятым... Что-то среднее между 7 и 8 баллами. 7,5. Ибо тюрьма, Дамблдор, Мерседес в начале фильма - потрясли на долгие годы вперёд. Да и сам американский актёр Джеймс Кэвизел (которому, кстати говоря, в этом фильме было 33-34 года) произвёл очень хорошее впечатление. Ну, недаром же перед нами был Иисус Христос из "Страсти Христовы" Мела Гибсона. А этого драматизма у Джеймса не отнять. Так что ему тоже большой плюс. Короче, заслуженные 7,5 баллов.

Не одобряю лишь устроенную в конце "Санта-Барбару" (между прочим, очень плохо снятую), простоты в кульминационных сценах, боевик, вместо красивой дуэли, а также лёгкое неуважение к оригиналу (суды, кстати говоря, были бы к месту, но их, увы, убрали). Это же французская литература...   

7,5 из 10. И на этом закончим.

Продолжение следует.


Благодарю за внимание!

С вами был Алекс Джей Лайт...


P.S. Ещё раз хочу сказать "Спасибо!" за Дамблдора. Я чувствовал, что его не до конца раскрыли. Чувствовал. Хоть здесь смог насладиться в полной мере этим мудрым старцем. А он оказался далеко не прост. Хоть и виделся дряхлым дедушкой. Ричард Харрис, ты молодец... Спасибо...


Рецензии