Хатха-Йога 121-152

- 121 -

                Савасана

     Техника выполнения: Лягте на спину. Совсем вытяните конеч-
 ности. Теперь начинайте расслабляться. Направьте внимание на
 ступни ног. Расслабьте там мышцы. Расслабьте мышцы икр. Расслабь-
 те бёдра. Расслабьте живот. Продолжайте этот процесс, пока совершен-
 но не расслабите все части тела. Затем расслабьте (мысленно, путём
 внушения) каждый из внутренних органов по порядку: кишки, пузырь,
 почки, жёлчный пузырь, селезёнку и поджелудочную железу, печень,
 желудок, далее лёгкое, сердце, затем мозг с нервной системой,
 зрительную, слуховую, обонятельную системы и т.д. Далее ясно
 представьте себе, что каждая клеточка тела и нервная фибра омы-
 ваются успокоительными волнами отдыха покоя и мягкого расслабле-
 ния. Таким образом кости, суставы, конечности, внутренние органы,
 нервы и клетки - всё нутро абсолютно расслабляется, отдыхает и
 купается в покое. Чувствуйте, что медленное, спокойное и ритмич-
 ное выходящее дыхание раз и навсегда удаляет из тела всякую сла-
 бость, нездоровье, пороки, возбуждение т.д., тогда как входящее
 дыхание наполняет его: покоем, чистотой, любовью, светом и блажен-
 ством. Чувствуйте свою связь с Бесконечностью. Затем расслабьте
 и разум. Будьте мирны и спокойны. Делайте Джапа. Заполните разум
 мыслью о вашем Ишта Девата. Дышите глубоко медленно и спокойно.

       Польза: Эта асана равномерно распределяет кровь. Восстанав-
 ливает жизнеспособность различных мышц и внутренних органов тела.
 Это дешёвое, но мощное тонизирующее средство, укрепляет весь
 организм.
       Эту асану следует делать ежедневно от 15 минут до полчаса.
 Её также нужно выполнять после каждой другой асаны на несколько
 секунд.


- 122 -


               Асана-йога
  1.  Падмасана.  Поза лотоса от 5 до 30 минут, прибавляя по 5 ми-
      Нут в неделю.
  2.  Сарвангасана.  Стойка на плечах. 1-4 минуты, по минуте в неде-
      лю.
  3.  Матсиасана. Поза рыбы.  1-4 минуты, по 1 минуте в неделю.
  4.  Ардха-Матсиендрасана.  Скручивание позвоночника. От 15 секунд
      - 4 минуты, по 15 секунд в неделю.
  5.  Пашимоттанасана. Складывание вдвое вперёд. 15 сек - 5 минут
      по 15 секунд в неделю.
  6.  Бхуджангасана   поза змеи 3-6 изгибов, задерживая голову в
      верхнем положении на 10 секунд, в каждом изгибе, прибавляя
      по 1 изгибу в неделю.
  7.  Сиршасана.  Стойка на голове. 15 сек. - 5 минут по 15 сек. в
      неделю.
  8.  Савасана.  поза расслабления 1-3 мин. 1 по минуте в неделю.

      1. Занятие а). Время указано для лиц с нормальным здоровьем
 и определёнными часами работы. Ученик должен приступать к заня-
 тиям, начиная с минимума и достигать максимума лишь путём ежене-
 дельных прибавок. Занимающемуся ради физического и духовного
 развития всякое увеличение сверх максимума, указанного здесь,
 вовсе не является необходимым, если даже здоровье позволяет
 это делать. Если постоянство занятий какой-нибудь асаной прерва-
 но по той или иной причине, упражняющийся, вновь приступая к
 занятиям, снова является начинающим и должен достигать максимума
 опять же лишь постепенно. Нельзя заниматься асанами до изнеможе-
 ния, после упражнения ученик должен ощущать энергию и бодрость.
 Для начинающего асаны доступны вечером, нежели утром. Через
 месяц он будет в состоянии легко делать их и утром, и вечером.



- 123 -


        б) Падмасана – медитативная поза для Дхьяны. Садхака, все
 своё время посвящающий йоге, в результате постепенного упражнения
 может увеличить период Падмасаны до часу сверх указанного макси-
 мума. Следующие 7 поз имеют отношение к физическому развитию и их
 следует выполнять в порядке нумерации. Занятие Асанами обыкновенно
 ограничивается временем, указанным против каждой асаны в таблице
 во всех случаях здорового развития, если это не требуется для
 излечения болезни. Если нет возможности следить за временем по
 часам при выполнении позы можно посоветовать считать в уме от 1
 до 108 с умеренной скоростью лучше всего прибавляя ОМ, что равняет-
 ся в среднем 2 минутам. Требуемый период времени можно выдержать
 таким образом.
        в) Как правило Матсиасана следует за Сарвангасаной, как
 Савасана за Сиршасаной, так же, выполнив Ардха-Матсиендрасану в
 одну сторону, нужно сделать её и в другую. В общем же, после заня-
 тия любой асаной, приносит исключительную пользу Савасана, создавая
 условия расслабления
        2. Пища. Единственное ограничение при занятии асанами
 Заключается в том, что упражняющемуся нельзя переполнять желудок.
 можно без опасения заниматься асанами, спустя 5 часов после обиль-
 ной еды. Утром, когда желудок пуст, прежде чем упражняться, можно
 выпить 4 унции (около полстакана) холодной воды или охлаждённой
 горячей воды.
       3. Ванна. Когда есть возможность рекомендуется полная
 ванна перед упражнением. Во всех других случаях ванну можно при-
 нять через час после занятий.
       4. Дыхание. Нет определённых установок относительно дыхания
 при занятиях асанами. Асаны регулируют дыхание сами собой.
 Таким образом это правильное дыхание приносит пользу дыхательных



- 124 -

 упражнений обязательных при Пранаяме, и готовит ученика к
 практике Дхьяны.
   5. Место: Обычно асанами занимаются на сложенном вчетверо
 одеяле, постеленом поверх мата 6х3 фута (180х90 см) в
 проветренном помещении или на свежем воздухе.
  6.  Одежда: В целях свободного притока крови к отдельным
 частям тела и беспрепятственного дыхания используются традицион-
 ные коупин или ланготы со сколько возможно меньшим закрыванием
 тела: всякая одежда, плотно облегающая бёдра или всякую иную
 часть тела, является препятствием для свободного притока крови,
 которому в йоговском физическом развитии уделяется значительное
 внимание.
      Для ознакомления с прочими деталями смотрите мою книгу
 «Йоговские домашние упражнения».


- 125 -

                Йоговские асаны
     Всякий человек желает долго жить, быть здоровым и счастли-
 вым. При этом выживает самый приспособленный, а для того, чтобы
 быть физически приспособленным, необходимо здоровье. Здоровье
 насколько нам известно является состоянием равновесия трёх тен-
 денций тела: Вата, Питтха и Слешма, при котором разум и все ор-
 ганы тела функционируют гармонично и поддаются управлению. Это
 такое состояние, при котором человек хорошо переваривает пищу
 (всё, что он ест и пьёт), обладает хорошим аппетитом, пульс и
 дыхание у него нормальны, кровь хорошего качества и количество
 её достаточно, разум и тело здоровы, моча в нормальном состоя-
 нии, кишки действуют свободно и т.д. и т.п. При таком состоя-
 нии здоровья человек улыбается, смеётся. Он наслаждается счасть-
 ем жить. Это счастье не для того, кто не может хорошо покушать
 вследствие болезней желудка, кто не в состоянии ходить вследст-
 вие ревматизма или паралича, кто не видит красот природы вследс-
 твие плохого зрения, катаракты и т.д. В таких случаях земное
 имущество, родные и близкие, друзья и знакомые бесполезны для
 человека, так как если он нездоров, они не принесут ему радос-
 ти. Даже человек, пользующийся известностью, несчастен. Генри
 Форд, известный автомобильный король США сказал: "Несмотря на
 то, что я мультимиллионер, жизнь вовсе не радует меня. Когда
 я вижу простых рабочих моего завода с удовольствием и жадностью
 поглощающих сухую и безвкусную пищу, я им просто завидую. Я
 хотел быть чернорабочим, а не автомобильным королем". Это по-
 казывает, что секрет истинного счастья кроется в абсолютном
 здоровье и безболезненном существовании. Поэтому и следует за-
 ниматься йоговскими асанами, чтобы обрести здоровье.

- 126 -

    Необходимость физического упражнения видна уже на младен-
 це, снующем туда и сюда конечностями. Он изгибается, поворачи-
 вается, а затем криком требует молока. Таким образом мы видим,
 что такое упражнение дано младенцу и ребёнку, самой природой.
 Животные тоже потягиваются, поворачиваются корпусом, бегают.
 Для человека, кушающего больше нежели младенец, нет нужды дис-
 куссировать по поводу необходимости упражнения. Большинство
 людей имеют обыкновение дважды-трижды в день принимать пищу и
 закусывать. Несколько раз, через небольшие промежутки времени.
 Пища ещё не успела перевариться, как человек уже снова кушает.
 Далее известно, что переполнение желудка так же является причи-
 ной болезней. Поэтому наряду с упорядочением питания занятие
 Йоговскими асанами столь же необходимо для человеческого тела,
 как принятие пищи и сон.
    Высокая фигура обладает огромным преимуществом перед
 низкорослой. В этом отношении Хатха-Йога открыла механические
 способы увеличения человеческого роста. Практика некоторых
 асан таких как Сарвангасана, Матсиасана, Ардха-Матсиендрасана,
 Падахастхасана, Салабхасана, Пашимоттаначана, Бхуджангасана,
 Сиршасана, Крийя-Уддияна, Наули увеличивают мускульное натя-
 жение на кости и стимулирует их рост. В результате постоянного
 занятия этими упражнениями рост человека увеличивается.
    Современные игры на открытом воздухе стали слишком пышными.
 При физической культуре по западной системе необходим большой
 двор, от 4 до 6 и более участников, сетки, ракетки, мячи, да
 без них же нет никакой игры. Здесь игроки всегда должны искать
 участников, с которыми бы можно было поиграть и никто не играет
 сам по себе. Известно, что подобными упражнениями можно развить
 внешние мышцы тела и красивое телосложение. Для йоговских асан
 нужен лишь участок ровного пола 6х3 фута и расстеленное поверх
 него сложенное вчетверо одеяло или плетёная ткань.

- 127 -

         Известно, что нервная система играет главную роль в
 функционировании человеческой машины, и нервы произвольно или
 непроизвольно управляют всеми движениями тела. Когда эти нервы
 сохраняют должный тонус и достаточном количестве омываются
 богатой по качеству кровью, индивидуум в безопасности, он свобо-
 ден от болезней. Такое питание обеспечивается упражнением в
 Йоговских асанах. Кроме того, поскольку мозг является центром
 человеческой деятельности, мышления, речи и самого существо-
 вания, постоянный приток к нему соответствующего количества кро-
 ви необходим. В этом отношении йоговские упражнения Сарвангасана
 и Сиршасана вследствие перевернутого положения обеспечивают более
 богатый приток артериальной крови к мозгу, а также к железам,
 расположенным у сердца. Такой богатый приток артериальной крови
 к мозгу усиливает память, успокаивает разум устраняет такие
 глазные болезни как, например, близорукость, а также болезни
 ушей, носа, горла, зубов и т.д. Я хотел бы напомнить, что ни в
 одной из систем, пришедших с Запада, нет упражнений для мозга.
        Польза Асана-йоги велика, и асаны, предупреждая болезни,
 как и другие упражнения, а это же время излечивают болезни.
 Асаны излечивают неизлечимые болезни. Асаны без чрезмерного
 напряжения сердца способствуют притоку крови ко многим желе-
 зам и органам тела. Кроме того, польза их не только физическая,
 но и духовная. Асаны упорядочивают дыхание, делают ровным и спо-
 койным вдох. Следовательно, они помогают сосредоточению. Это
 сосредоточение пробуждает Кундалини силу-змею, которая ведёт
 ученика к Космическому Разуму.



- 128 -

       3 асаны: Сарвангасана, Сиршасана и Пошимоттанасана являются
 важнейшими. Падмасана подходит для медитации. В результате регуляр-
 ных занятий этими асанами человек становится здоровым и приобре-
 тает асана Джайя, благодаря которому будет в состоянии сидеть
 в медитации по многу часов
      Обычно читают, что асаны предназначены лишь для йогов
 и Санньяси в лесах и пещерах, а не для семейных. Это недоразу-
 мение. В настоящее время многие семейные занимаются Йоговскими
 асанами и они получают громадную пользу от этого.
       Опасность для изучающего Асана-Йогу – столь же велика, что
 и для гуляющего по улице. Если это неосторожный легкомысленный
 человек, бросающийся на середину мостовой, игнорируя всякие
 правила, он непременно попадёт в беду. То же и изучающим
 Йогу, если он слишком старается поскорей добиться результатов,
 то он терпит неудачу, потому что перенапрягается прежде, чем тело
 успеет привыкнуть к такому перенапряжению. Если он слишком много
 лет или чрезмерно предаётся половым наслаждениям, он непременно
 потерпит неудачу. В таком случае пусть винит самого себя, а не
 Асана-Йогу.
        Некоторые из последователей Веданты порицают Асана-Йогу
 и заявляют, что она ведёт к Дэха-Абхимана привязанности к плоти.


- 129 -

 Это чистейшее недоразумение. Слабый последователь Веданты не в
 Состоянии размышлять об Атма, так как ничто не пойдёт ему на ум,
 Когда он страдает. Упанишады гласят: «Слабый не достигнет само-
 познания».
        Если кто-либо страдает головной болью и ему принесут ка-
 кую-нибудь весть, он тут же ответит: «Сейчас я не в состоянии
 что-либо воспринять, придите потом». Это потому, что разум свя-
 зан с телом. Следовательно, Асана-Йога необходима как для физи-
 ческой, так и для умственной работоспособности.

      «Всякий, кто активно занимается Йогой, становится Сиддхой,
 молодой он или старый, или даже очень старый, болезненный или
 слабый».


     «Хатха-Йога предписывается и для Раджа-йогов»

      Когда Парасвати наложила на себя епитимью, Шива, явившись
 в образе Брахмачарьи, сказал ей: «Это физическое тело – необхо-
 димое средство для всяких духовных упражнений».

      Шри Бхагаван Патанджали Махариши, основоположник Раджа-йоги,
 говорит в своей Аштанга-Йоге: «Твердая и удобная поза необходима».

        Кришна в Бхагавад Гите заявляет:


- 130 -

 «Йог должен держать корпус, голову и шею прямо и неподвижно.
 Йог, утвердившийся в устойчивой позе, сидя в чистом месте,
 должен медитировать».

         Из выше сказанного ясно, что асаны необходимы для
медитирования.

      Йога взывает к гуманности, к человеку, и его телу, разуму
 и душе. Пандит Джавахарлал Неру, когда ему становится тоскливо,
 применяет свою любимую Сиршасану, стойку на голове, она ему нра-
 вится даже больше за её политическое воздействие на него.
       Некоторые йоговские упражнения, особенно Сарвангасана, по-
 могли Шри Кузумдару, издателю «Атлетической Индии» восстановить
 здоровье и упрочили его веру в эту величайшую из форм развития,
 когда он долгое время и в тяжелой форме болел гастритом, а совре-
 менная медицина была абсолютно не в состоянии оказать ему какую
 бы то ни было помощь. Он считает, что цивилизованное человечество
 должно отвергнуть все прочие системы развития, как низшие и лишь
 временные.
        Первый индийский документальный фильм из серии фильмов об
 индийской культуре (более 2000 фактов) посвящён йоговским позам, их
 выполняет профессор Венского университета. Несмотря на то, что он
 записан на английском языке, фильм рассчитан на демонстрирование
 в разных странах с переводом комментариев на языки Запада.
 Йоговские позы включают в себя асаны для мужчин, женщин и детей.
 Анализируется физическое, психическое, моральное и духовное воздей-
 ствие йоги.
           Шри Прахам Джунг, личный секретарь Махараджи штата Тегри
 В Гималаях страдал отёками ног и болезнями сердца.



- 131 -

        Сердечные мышцы утратили способность в должной степени
 Сокращаться и расширяться в своей функции нагнетания крови. В
 Течение нескольких дней он регулярно занимался Сиршасаной.
 Всякие отёки исчезли. Сердце теперь функционирует нормально.
 Болей нет вообще, и он ежедневно делает эту асану по полчаса.
        Шри Гарри Дикман Президент общества в Латвии (Европа)
 Пишет: «Я не могу понять тех индийцев, которые остаются абсолют-
 но индифферентными к учению Шри Бхагаван Патанджали Махариши и
 к учению Хатха-йога. Научная ценность Хатха-йоги в настоящее
 время признана Берлинским университетом на основании клиничес-
 ких исследований. Рерих из Берлина – простой рабочий, ссылаясь
 на Шри Свами Шанкарачарью, полагает, что «Хатха-йога – это не
 торговля тайнами и не акробатический подвиг, но мир блаженства».
       Женщины тоже могут заниматься асанами без всякого опасения.
 Они должны прекращать занятия во время менструаций.
       Сдержанность и избежание крайностей необходимы. Не занимай-
 тесь асанами с переполненным желудком. Асанами можно заниматься
 и утром, и вечером.
       Занимайтесь асанами регулярно и обретайте чудесное здоровье,
 Долголетие и высокий уровень жизнеспособности. Больше медитируй-
 те в устойчивой позе и достигайте вечного блаженства и бессмертия.
 Слава Йоговским асанам и йогам, обучающим позам.
          - 132 -

               ЙОГОВСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
                Абхъяса Крама

 Асаны                Минуты
                Сиршасана 10
                Сарвангасана или Халасана  5
                Матсиасана  2
 Бхуджангасана, Салабхасана или Дханурасана  3
                Пашимоттанасана  3
          Майурасана и Ардха-Матсиендрасана  3
              Гарудасана и Бандха Падмасана  2
                Мудры
                Маха Мудра или Йога Мудра  2
                Джапа
 Повторение имени Космического Разума, либо
                Гуру Мантра или Ишта Мантра 30
               Медитация
              Саргуна или Ниргуна медитация 30
              Пранаяма
 Упражнение №1 и №2 (см. Учение о пранаяме) или
                пранаяма  Сукха-Пурвак  30
                ____________
                Итого 2 часа

            Бандхи
 Мула Бандху, Уддияна и Джаландхара Бандху
 можно выполнять, занимаясь Пранаямой.

           Асаны
 Падмасану или Сиддхасану можно выполнять, занимаясь
 Джапа и Медитацитей


- 133 -

    1. Вышеприведённая таблица указывает некоторые из
 важнейших Асан, Мудр, Бандх и Пранаям. Лица, располагающие
 временем, могут делать и другие вещи. Вместо Пранаямы
 Сукха-Пурвак, описанной в "Учении о Пранаяме", можно зани-
 маться Бхастрикой, приведённой там же. Бхастрику, Ситали и
 Ситкари можно делать в любое время дня.
   2. Минимальное время, указанное ранее в таблице, следует
 увеличивать постепенно.
   3. Можно извлечь максимальную пользу, если выполнению
 Асан и Пранаямы, сопутствует Джапа.
   4. В любом случае лучше всего приступить к Джапа и ме-
 дитации рано утром в 4 часа сразу же после того, как вы
 встали с постели. В это время разум вполне спокоен и свеж.
 Вам очень легко настроиться на медитацию. Медитация - дело
 очень важное. Ранним утром, когда вы только что встали с
 постели, разум подобен чистой грифельной доске, он свободен
 от обыденных мыслей. Разум входит в медитативное состояние
 без усилий и напряжения.
   5. Многие теряют своё драгоценное утреннее время, уде-
 ляя полчаса на позывы природы и ещё полчаса на чистку зубов.
 Солнце поднимается прежде, чем они садятся медитировать.
 Это плохо. Нужно постараться тратить на то и другое по
 5 минут. Если у вас запор просто позанимайтесь 5 минут
 Салаб, Бхужданг и Дханур Асанами, как только встали с постели.
 Если вы привыкли исполнять требования природы позднее в
 течение дня, можно сделать это по окончании Джапа и медита-
 ции, Асан и Пранаямы.

- 134 -

   6. Сначала займитесь Джапа и медитацией. Потом можете
 приступать к Асанам и Пранаямам. Заканчивайте весь курс, ещё
 немного посидев в медитации.
   7. Если вы можете посвятить полчаса или более одной
 Сиршасане, сократите время других асан.
   8. Полное половое воздержание весьма необходимо. Пища
 должна быть саттвическая. Следует избегать перца, тамаринда,
 горячих блюд, приправленных карри, мяса, чеснока и лука.
   9. Поскольку всегда имеется некоторая сонливость после
 того, как встали с постели, желательно сразу же сделать какие-
 нибудь асаны и немного Пранаяму всего минут на 5, чтобы разо-
 гнать сон и приготовится к медитации. Разум собирается в одну
 точку после упражнения в Пранаяме. Хотя Пранаяма имеет отноше-
 ние к дыханию, она отлично упражняет различные внутренние орга-
 ны и всё тело.
   10. В конце всех Асан следует Савасана.
   11. Сиршасану, а потом Сарвангасану делайте после всех
 асан. Такого мнения придерживаются Хатха-Йоги. Сиршасану и
 Сарвангасану следует выполнять вначале или где-то в середине
 курса, пока вы не устали. Таково мнение некоторых других йогов.
 Делайте Сиршасану иногда вначале, иногда в середине, а иногда
 и в конце курса. Смотрите, как вам удобней. Мнения разнятся,
 поскольку различны темпераменты. Существуют также особенности
 телосложения. Если кто-либо желает делать Сиршасану продолжи-
 тельное время, ему следует заниматься ею только вначале, чтобы
 в конце не оказаться лишенным возможности сделать её вследст-
 вие усталости от других асан.
    12. Когда человек устал, это значит, что кровь, сердце

- 135 -

  Если делать эти асаны в усталом состоянии, мозг, централь-
 ная нервная система в Сиршасане и щитовидная железа в Сар-
 вангасане перестанут питаться хорошей кровью. Таким образом
 лучше

    13.
 саны поскольку мышцы шеи, перегружённые в результате занятия
 Сарвангасаной, освобождаются благодаря Матсиасане (Халасана -
 это лишь видоизменение Сарвангасаны). Халасану можно делать
 после Сарвангасаны. Аналогичным образом Пашимоттанасана может
 следовать за Дханурасаной.

    14. Общий порядок Крийя таков: сначала все Асаны, затем
 Мудры, Пранаяма, и Дхьяна. Поскольку ранее утро удобно для
 медитации, нужно следовать такому порядку: Джапа, медитация,
 Асаны, Мудры, потом Пранаяма. Это лучший путь. Можете придер-
 живаться порядка, удобного для вас. Сделав Асаны отдохните
 минут 5, потом приступайте к Пранаяме.

   15. Всегда помните, что по окончании всех Крийя должно
 быть радостное настроение и спокойное состояние ума. Никогда
 не должно быть чувства усталости. Лучше ежедневно заниматься
 понемногу, чем сделать сразу много, довести себя до усталости,
 а потом оставить занятия на много дней. Регулярность занятий -
 важнейший фактор для достижения успеха и извлечения максималь-
 ной пользы.

   16. Садхакам, посвящающим йоге всё своё время, можно
 делать час Сиршасану и полчаса Сарвангасану. Им можно уделить
 часок другой асанам и Пранаяме. По окончанию всех упражнений
 минут 10-15 подождите, а потом выпейте молока, чаю, фруктового
 соку или слегка закусите. Не ждите долго. Это правило нужно
 соблюдать тем, кто долго делает Крийи.

- 136 -

   17. Во всех занятиях руководствуйтесь здравым смыслом,
 будьте благоразумны и приветливы. Можно повсюду делать
 небольшие изменения относительно времени и порядка упражнений
 в соответствии с вашей Свабхава. Инстинкт будет громко гово-
 рить вам изнутри и направлять вас. Слушайте голос и слушайтесь
 его.

   18. Кто располагает временем, может ежедневно проделы-
 вать полный курс с 4 до 6 утра. Это дело всего двух часов.
 Тем же, кто занят, или приводит в своё оправдание какие-нибудь
 неудачные отговорки и всем прочим, можно заниматься Джапа,
 медитацией, Сиршасаной, Сарвангасаной, Матсиасаной, и Пранаямой,
 Сукха-Пурвак. Всё это очень важно.

   19. Некоторые хатха-йоговские книги запрещают холодную
 ванну рано утром. Причиной тому вероятно возможность просту-
 диться и заработать себе какое-нибудь лёгочное заболевание,
 если принимать холодную ванну в 4 часа утра особенно в холод-
 ных  местах, как например, в Кашмире, Муссури, Дарджилинге и
 др. Для жарких мест нет ограничений. Я всегда сторонник прохлад-
 ной ванны перед йоговскими упражнениями, так как она действует
 освежающе и укрепляюще. Это разгоняет сон, равномерно распреде-
 ляет кровь, создаёт здоровый приток крови к мозгу.

   20.  Ванна предпочтительна перед Джапа и медитацией,
 если вы в состоянии принять её в 5 минут. Если неудобно при-
 нять ванну, можно садиться и медитировать, умывшись и вымыв
 руки и ноги. Это необходимо. Можно вымыть и голову, если волос
 не слишком много.

- 137 -

    21. Асаны и Пранаямы устраняют всевозможные болезни,
 восстанавливают здоровье, возбуждают пищеварение, укрепляют-
 нервы, выпрямляют Сушумна Нади, удаляют Раджас и пробуждают
 Кундалини. Практика Асан и Пранаям награждает хорошим здо-
 ровьем и устойчивым разумом. Поскольку никакая Садхана
 невозможна без хорошего здоровья и никакая медитация без
 устойчивого разума, Хатха-йога исключительно полезна для
 Дхьяна-йогов, Карма-йогов, Бхакти-йогов, а также и для
 последователей Веданты.
   22. О последователи Веданты! Зачем вы безрассудно
 избегаете практики асан и Пранаям! Фактически всякое чело-
 веческое существо сознательно или бессознательно выполняет
 асаны, гуляя, наклоняясь, сгибая шею, двигаясь, сидя, пово-
 рачиваясь и бегая. Поддержание тела невозможно без асан или
 вообще какого-то рода физических упражнений или деятельности.
 Даже ортодокс Веданты бессознательно является Хатха-йогом.
 Ежедневно он выполняет некоторого рода Асану. Так же
 бессознательно занимается он и Пранаямой, поскольку при
 медитации Пранаяма происходит сама собой.

                Хари Ом Тат Сат.

- 138 -

           Таблица йоговских асан для мужчин

 Асаны              Минимум    Максимум   Увеличение в неделю по

           Сарвангасана     1 мин    4 мин          1 мин
               Халасана    10 сек    2 мин          5 сек
             Матсиасана    10 сек    2 мин         10 сек
  Пашимоттанасана    15 сек    4 мин         15 сек
       Бхуджангасана  3*10 сек    6 раз         1 разу
           Салабхасана  3*20 сек    6 раз         1 разу
           Дханурасана     5 сек   20 сек         5 сек
 Ардха-Мадсиендра    15 сек    4 мин        15 сек
            Майюрасана     5 сек    2 мин         5 сек
              Сиршасана    15 сек    5 мин        15 сек
                Уддиана     1 раз    7 раз      по 1 разу
                Наули     1 раз    7 раз      по 1 разу
             Йога-Мудра     1 мин    1 мин         1 мин
                Савасана     1 мин    3 мин         1 мин 
 

- 139 -


         КРАТКИЙ КУРС ЙОГОВСКИХ АСАН ДЛЯ ЖЕНЩИН

 Асаны              Минимум    Максимум   Увеличение в неделю по

        Сарвангасана  10 сек    5 мин           10 сек
            Халасана  10 сек    5 мин           10 сек
          Матсиасана  10 сек    5 мин           10 сек
       Бхуджангасана 3*5 сек  5*30 сек         1+5 сек
         Салабхасана 3*5 сек  5*20 сек         1+5 сек
     Пашимоттанасана   5 сек    30 сек           5 сек
      Уддиана Бандха 3*5 сек  5*30 сек         1+5 сек
 Наули (центральная) 3*5 сек  5*15 сек         1+5 сек
            Савасана  10 мин   30 мин            5 мин 

                Все болезни исчезнут

                Заниматься можно с 12 лет


- 140 -

                Асана для увеличения роста

     Рост дарует человеку индивидуальность. Высокий человек
 вызывает всеобщее восхищение. У низкорослого человека раз-
 вивается чувство неполноценности.
     Занимайтесь нижеследующими асанами и увеличивайте свой
 рост.
     Тадасана, Бхуджангасана, Салабхасана, Джанурасана, Сир-
 шасана, Врикшасана, Сарвангасана, Халасана, Пашимоттанасана,
 Триконасана, Гарудасана, Уткатасана.
     Она наградят вас также хорошим здоровьем и долголетием.


                ДЖИВА БАНДХА
     Техника выполнения. Широко раскройте рот. Коснитесь кон-
 цом языка передних зубов. Теперь немного поднимите нижнюю
 челюсть так, чтобы это позволило привести ваш язык в непос-
 редственное соприкосновение с нёбом. Кончик языка на всём про-
 тяжении упирается в зубы. Языком нужно покрыть всё нёбо.
 Теперь энергично высуньте язык насколько это возможно. Несколь-
 ко раз то высуньте язык, то приведите его в первоначальное
 положение. В этой Бандхе обратите внимание на то, чтобы
 мышцы лица не сокращались. Упражнять следует только язык.
 Джива Бандху можно сочетать с Випаритакарани-Мудрой, рот
 при этом должен быть закрыт. Можно так же сочетать её с
 Симхасаной.
     Польза: Излечивает явления застоя крови в глотке. Очень
 полезна при тонзилите (воспаление миндалин). Лечит также глу-
 хоту. Бандха благотворно действует на щитовидную железу и
 слуховые нервы. Глотка омолаживается. Упражняет шейные
 мышцы и улучшает там кровообращение. В этой Бандхе особое
 внимание уделяется языку, который редко упражняют.


- 141 -

           ОБЩЕСТВО ВОЗВЫШЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

     1. Штаб-квартира общества находится в Ананда-Кутире на
 берегу Ганга близ Ришикеша. Здесь работает группа Санньяси,
 которые посвятили всю свою жизнь служению человечеству. Они
 обучают синтетической йоге и осуществляют её практически.
     2. Издательская лига Сивананды заботится об издании бес-
 ценных, вдохновляющих книг Шри Свами Сивананды, которые при-
 нося утешение, мир и надежду тысячам людей, предлагают их
 вниманию научное сочетание теории и практики разных систем
 Йоги.
    3. Членство открыто для всех, кто дает себе обет осущес-
 твлять Ахимсу, Сатьяцу и Брхмачарью по мере своих сил и
 возможностей и уплатит вступительный взнос 5р. и 2р. за год.
 Членство даёт право на ежемесячный "Свет мудрости" и опреде-
 лённую группу Садханы.
   4. Отдел корреспонденций разрешает сомнения и помогает
 изучающим в их Садхане. Личные ответы Шри Свами Сивананды
 обеспечивают руководство, дают надежду, вдохновение и мужество
 колеблющимся и упавшим духом. Оригинальный метод ведения днев-
 ника является у Шри Свами одним из самых эффективных способов
 вызывать постоянную интроспекцию (самонаблюдение) и добиться
 быстрого успеха в Садхане.
   5. Начальная школа Сивананды распространяет знания местным
 детям относительно упражнения в Киртане, учит декламировать
 Гиту и приучает к самоотверженному служению. Это образцовое
 учебное заведение идеальной деятельности. Ашрам содержит и
 постоянных учеников.
   6. Ученики упражняются в йоге под непосредственным наблю-
 дением Шри Свами и готовятся к деятельности для духовного
 пробуждения человечества.

- 142 -

   7. В ежедневных классах йоги занимаются: Бхакти-йогой,
 Ведантой, Асанами, Пранаямой, Сатсангом, Джапа, Картаком
 и медитацией.
   8. Благотворительная аптека в Ашраме заботится о нуждах
 местного населения, распространяет лекарства бесплатно и обес-
 печивает пациентам специальную диету, когда это необходимо.
   9. Врачи Садхаки, прибывающие в Ашрам, посещают соседние
 Ашрамы деревни, лечат больных.
  10. Лекции с диапозитивами устраиваются во время важных
 Собраний и выездов с целью пропагандирования.
  11. Киноплёнки выпускаются для пользы потомства и для
 тех, кто не имеет возможности непосредственно общаться с Шри
 Свами. Они рассказывают о жизни и учениях Свами и о деятельно-
 сти Ашрама и йоговских упражнениях.
  12. С 23-гаммофонных пластинок звучит голос самого
 Свами. Здесь духовные песни, Киртаны, призывы и лекции. Это
 исключительно ценный материал для Сатсанга.
  13. Справочная и научно-исследовательская библиотека
 располагает большим количеством ценной литературы на различ-
 ных языках известных восточных и западных писателей. Это
 очень удобно для постоянных Садхак посетителей.
 14. Ежедневно в Вишванат Сандир в Ашраме Сивананды
 проводятся Пуджа, Особые Пуджы, Аништана, и Киртаны выпол-
 няются также по просьбе. По такому случаю кормят множество
 Садху и бедняков.
  15. Дважды в год с одинаковыми интервалами проводятся неде-
 ли садханы с соответствующей программой практической Садханы.


- 143 -

 Ценные указания даёт уважаемый Свами, а также обученные и
 опытные Садху и Садхаки. Это эффективное воспитательное и
 возвышающее упражнение в Садхане развивает в учениках здо-
 ровье, энергию, мужество и укрепляет разум.
  16. Для Ятри Кедар-Бадри Аанда-Кутир является местом от-
 дохновения и прибежища. Здесь им обеспечены необходимые ус-
 ловия для дальнейшего путешествия, отдых и восстановление
 сил на обратном пути.
  17. Ежемесячный журнал общества - Вестник йоговских зна-
 ний. Вдохновенные статьи Шри Свами Шивананды и других выда-
 ющихся писателей освещают практические вопросы Садханы и
 разъясняют их миллионам учеников. Журнал отличается свое-
 образием. В нём печатаются заметки и сообщения о деятель-
 ности центра общества и его ветвей.
  18. В Ананда Кутир содержится айюрведическая формация,
 где под руководством специалистов приготавливаются спе-
 цифические лекарства из свежих гималайских трав и дру-
 гих составных частей для придания жизненности, энергии и
 общего оздоровления такие как Чьяванапраш, лекарственное
 масло Брахми, Шиладжит, зубной порошок Дента Ракташ. Брах-
 мачарья Судха и др. Во всех лекарствах использовалась вода
 священного Ганга.
  19. Все ветви общества в разных концах страны и за грани-
 цей поддерживают тесный контакт с центом и направляются им.


- 144 -

                Перечень книг
   Том о праздновании 60-летнего юбилея
   Руководство для женщин
   Философия и учения
   Брахма-Сутра т. 1-й
   Сосредоточение и медитация
   Убеждения Свами Сивананды
   Море блаженства
   Йоговские домашние упражнения
   Этические учения
   Гьяна Йога
   Искры мудрости
   Источник света
   Разум, его тайны и управление им ч. 1-я
   Основные упанишады II том
   Здоровье и долголетие
   Мокша Гита
   Учение о пранаяме
   Что происходит... после смерти
   Йога в повседневной жизни
   Первые шаги в Йогу
   Рассказ об одном из выдающихся йогов
   Беседы о йоге
   Выражения (афоризмы) Свами Сивананды
   Сива Гита (автобиография Свами с иллюстрациями)
   Мудрец из Ананда Кутир
   Сивананда - истинный учитель
   Что нужно Саньяси
   Рызмышление, медитации об ОМ
   Свет, могущество, мудрость


- 145 -

   Сангита Лила Йога
   Пушпанджали
   Йоговские асаны
   Сущность Бхакти Йоги
   Как стать богатым
   Веданта Джьёти
   Сива Лилы
   Практический лечебник для семьи (в 3-х частях)
   Сангита Бхагават
   Санкиртан Йога
   Для диабетиков
   Сивананда - учитель мира
   Мой учитель
   Успех учеников в жизни
   Советы женщинам
   Стотра Панчаратна
   Кены (36 книг)
   Гита (3 книги)
   Прем Радха
   Бхакти Разомритам
   Победа над страхом
   Синтетическая йога
   Перлы мудрости
   Упанишады для деловых людей
   Веданта для начинающих
   Таблица йоговских асан
   Психическое влияние

- 146 -

           Печатаются
    Основные упанишады т. 1
    Кришна, его Лиды и учения
    Хатха-Йога
    Как достичь Вайрачья

                Аюрведическая фармация Сивананды
                Богатый источник здоровья и силы.

     Шри Свами Сивананда давно лелеял мысль создать лабора-
 торию аюрведических лекарств, которая обслуживала бы больных
 и бедняков обретающими новую известность рецептами старейшей
 в мире медицинской науки. Эта мысль осуществилась в 1945 г.,
 когда появилась аюрведическая фармация Сивананды. Теперь она
 вросла в известные фармацевтические труды и нашла восторжен-
 ную поддержку в лице многочисленных клиентов в Индии и за
 границей - в Финляндии, Швеции, Англии, Канаде, США, Австра-
 лии и др. странах.
     Большая часть аюрведических средств изготавливается
 здесь под квалифицированным руководством опытных Айюрведачари,
 что доступно общественному надзору. Рецепты взяты из очень
 древних авторизованных текстов мудрецов и пророков. Лекарства
 изготавливаются из свежих гималайских трав, сильнодействующих
 минералов и воды священного Ганга.
      Больным, прибегнувшим к этим средствам гарантировано
 быстрое и устойчивое излечение. Они снова обретут счастье
 вместе с силой, энергией и долголетием.

                Гималайский Дивьямрим
         Продукция айюрведической фармации Сивананды Ришикеш

- 147 -

           Чандра Прабха
   Это верное средство от многих болезней - от физической и
 психической слабости, диабета, геморроя разного рода моче-
 вых заболеваний, камней в пузыре, сердцебиений, ревматических
 болей и т.д. Мощное укрепляющее средство для детей и взрослых.
 Восстанавливает и улучшает память. Можно применять всем для
 приобретения силы, энергии и жизнеспособности.
    Доза: По одной пилюле утром и вечером с 4 унциями
 (около 100 г.) тепловатого молока в течение 30 дней. Прежде
 примите слабительное. Во время лечения избегайте перец, рас-
 тительного масла, пальмового сахара, сладкое и кислое, алко-
 голя и невегетарианских блюд. Для лиц с нормальным здоровьем
 достаточно одной пилюли в день.

      Цена 2 (8) за толу (180 г.) В флаконах по 1 -2 толы.

             Чьяванапрал
     Регулярное применение этого чудесного лекарства награжда-
 ет хорошим здоровьем и долголетием, избытком энергии, силы и
 жизнеспособности. Это очень эффективное укрепляющее средство
 при изнурительных болезнях, как например при туберкулёзе.
 в также быстро восстанавливает силы выздоравливающих. Единст-
 венный в своем роде эликсир, который укрепляет разум, дарует
 чудесную память и увеличивает способность сосредоточения,
 улучшает пищеварение и обчищает кровь, укрепляет дыхательную
 систему и поднимает её тонус, лечит болезни сердца и мочевые
 заболевания. Это изумительное лекарство при астме.


- 148 -

      Доза: Рано утром следует принимать по чайной ложке,
 выпив тут же полстакана свежего тёплого молока или воды.
      Цена 10 (8) л. Распространяется в банках 1/2 и л.

                Брахмачарья Суджа

       Это великолепное средство при потере сил, недержании
 мочи и мочевых заболеваниях, устраняет слабость физическую
 и психическую, развивает силу, энергию и жизнеспособность,
 очищает кровь, тонизирует печень и лёгкие.

          Доза: 3 маша и 1 толы смешать с 1 Чхатак или 2 унции
 (56,6 г.) холодного молока, запивать 3 Чхатак (6 унций) свеже-
 го холодного молока в течение 40 дней. Примите прежде слаби-
 тельное.
   Принимайте как раз перед восходом Солнца и сразу после зака-
 та на пустой желудок. В случае лихорадки или какой-либо иной
 болезни (за исключением потери сил) принимать нельзя.
         В период лечения пациент должен строго соблюдать
 половое воздержание. Питаться только рисом, хлебом (пшеничным)
 мунгдалом (зелёный горошек), молоком и фруктами. Категоричес-
 ки запрещаются опьяняющие и возбуждающие напитки. Диетические
 ограничения как и при Чандра Прабха.

    Цена 1 за 2 толы. Распространяется в пакетах по 2 и 4 толы
 Для полного курса 20 тол (10р.).


- 149 -

             Чистый Шиладжит
         Мощное тонизирующее средство и очиститель крови,
 панацея при анемии, диабете, физической и психической
 слабости и мочевых болезнях. Так же первоклассное укрепляю-
 щее тело средство, содержит минеральные экстракты в особен-
 ности железо и золото, сгущённые лучами солнца. Полезно при
 диспепсии, туберкулёзе, истерии, гонорее и сифилисе. Лечит
 болезни селезёнки, мускульную атрофию, дистрофию неврасте-
 нию и укрепляет нервы.

            Доза: Лучше применять зимой или в умеренном клима-
 те. 4 грана (0,25 г.) лекарства растворить в 2 унциях (56,6г)
 свежего молока и принимать на пустой желудок утром и вечером
 затем выпить поллитра тёплого коровьего молока. Дозировку,
 если понадобится, можно увеличивать постепенно до 14 гран, а
 также в соответствии с возрастом пациента. Диетические огра-
 ничения те же, что и для Чандра Прабха. Распространяется в
 флаконах по 2,5 и 10 тол.

                Лекарственное масло Брахин Амла
        Питает нервы, снимает нервное истощение и чрезмерный
 жар в организме. Также патентованное масло для волос. Реко-
 мендуется для лиц со слабой памятью и натур раздражительных.
 Необходимо всем.
     Это также специфическое средство при бессоннице, прежде-
 временном поседении волос и лысине. Лечит болезни ушей, следует



- 150 -

                Дентаракшак
      Верное средство для кровопускающих и пористых десен,
 шатающихся и потрескавшихся зубов. Излечивает все зубные
 болезни, особенно полезен при пиорее. Продляет жизнь зубов.

           Распространяется в пакетах по 2 и 4 толы.



                Пада ракша Малам
    Эта мазь очень эффективна для лечения трещин на ногах
 Причиняющие боль щели и трещины в подошвах, особенно по
 краям пятки и под пальцами скоро заживляются в результате
 нескольких прикладываний этого лекарства. Сразу останавли-
 вает боль. Полезна также при фурункулах, прыщах и обыкно-
 венного пореза. Приготовляется из чистых трав. Распростра-
 няется в пакетах 8 и 1.

                Вазант Кузумакар
             (с золотом, жемчугом и мускусом)

       Это одно из важнейших среди айюрведичеких тонизирую-
 щих средств, предписываемых в качестве мощного специфичес-
 кого средства для преодоления обострения всех хронических
 состояний организма и омоложения его. Приготавливается с
 золотом, жемчугом и мускусом, которые известны обновляющим
 и укрепляющим свойством. Некоторые редкие сверх очищенные
 басмы, как напр. Абхрак Басма и др. входят в его состав.
 Даже малая доза сразу окажет на вас сильное укрепляющее
 действие. Быстро искореняет все болезни организма, золото
 регулирует вита, жемчуг приводит в порядок желчь, слизь,
 и кровь, тогда как Кастура очищает всё тело.


- 151 -


 Способствует сохранению юности, укрепляет сердце, лёгкие,
 печень и т.д., стимулирует кровообращение, укрепляет нервы
 оживляет пищеварительную способность, восстанавливает жизне-
 способность, сообщает силу и энергию.
     Все мочевые болезни, как гонорея, хронический уретрит,
 диабет, преждевременное выделение семени, равно как и все
 признаки туберкулёза лёгких, изнурительные болезни, кашель,
 вялое пищеварение, неврастения, бессонница и женские болезни
 сразу уступают этому мощному тонизирующему средству и лекар-
 ству. Даже здоровым людям можно принимать Васант Кузумакар
 как укрепляющее для сохранения высокого уровня здоровья и силы.
        Полный курс рассчитан на 21 день.

    Указания. 2 грана принимать с 2 толами 360 (грамм) масла,
 сливок или мёду на пустой желудок дважды в день за час до
 восхода и, спустя час после захода, солнца. Выпить стакан
 тёплого молока через 15 мин. после принятия лекарства.

     Правила диеты: Во время применения лекарства следует из-
 бегать перца, растительного масла, кислого, тамарида, гур
 (личь) риса и черного горошка.
     Цена 3/12р. За Маша один (тола).


            Даза Муларишта
         Приготавливается с Кистури (мускусом) и 71 порцией
 (142 грана) гималайской травы. Превозносится в айюрведической
 системе как эффективное тонизирующее средство. В частности, по-
 лезно при анерексии (потери аппетита), поносе. дизентерии и
 желтухе


- 152 -
 Это эффективное лекарство для проказы на её ранней стадии.
 Полезное средство при камнях в почках и пузыре, питающее и
 укрепляющее для детей и кормящих матерей.
     Полунции и немного воды, принимать дважды в день после
 еды. Распространяется в флаконах в 40 тол на 3 р.


Рецензии