Ось мироздания Олега Максимова

      Судьба дала Олегу Максимову поэтические крылья и не помешала их расправить в полную силу.
      Родился поэт 25 декабря 1944 года в Кишинёве Молдавской ССР. Отец Ефим Власович Максимов учился в Пражском университете, был секретарём литературного журнала. Мама Феодосия Николаевна Максимова работала певицей в ресторанах русского и румынского певца, артиста Петра Лещенко в Бухаресте и Кишинёве. В 1948 году семья была депортирована в Кемеровскую область, в посёлок Спасск Таштагольского района (ГоршорЛАГ). С 1949 года жил с родителями в Таштаголе. Отец в статусе ссыльнопоселенца работал учителем в нескольких школах, дружил с заведующим Горношорским районо, шорским профессиональным поэтом Фёдором Чиспияковым. В 1958 году был амнистирован, в 1989-м – реабилитирован. Отец на всю жизнь остался для поэта примером.

                ***
      Что помнится? Отцовская улыбка,
      Когда в горячке я валился с ног.
      Слова отцовы: «Это всё – ошибка!
      Она ещё откроется, сынок».
 
      Вы выжили тогда.  Достало силы.
      Уже потом, как сквозь ознобный сон,
      Поклялся я у батиной могилы
      Таким же быть, каким всегда был он.
                (Встреча)

      С 14 лет Олег начал работать в механическом цехе Таштагольского рудника, окончил вечернюю среднюю школу. О том времени, о лагерных посёлках Горной Шории, он напишет стихи, вошедшие в сборники «Солончак» и «Амнистия». В них горькие строки о том времени и  жизни тех осуждённых.
      В 1962 году переехал в Кишинёв к родственникам, отслужил в Советской Армии. В 1967 году вернулся в Кузбасс, работал литсотрудником в газете «Красная Шория» (Таштагол), специальным корреспондентом в газете «Красноярский рабочий».
      В семидесятые годы статьи Олега Максимова в газете «Красная Шория» можно было встретить на всех страницах. Он писал очерки, репортажи о горняках, геологах, строителях. В те годы большой популярностью у подрастающего поколения пользовались специальные страницы для пионеров «Горнист» и для комсомольцев – «Зарница». Готовил их также Максимов. Своей мощной творческой энергией он увлекал местных художников, поэтов. После литературных вечеров в общежитии, где он тогда жил, собирал всех у костра, читал свои стихи. А геолог Валерий Спирин тут же подбирал на гитаре мелодию. И получались великолепные песни о романтиках. Часть этих стихотворений вошла впоследствии в книги.
      С 1971 года стихи Максимова стали публиковаться в журнале «Огни Кузбасса». С 1974 по 1977 год был уполномоченным в Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РСФСР по Кемеровской области, жил в Кемерове. Снова уехал в Молдавию, работал специальным корреспондентом в газетах «Молодежь Молдавии», «Вечерний Кишинёв», «Комсомольская правда».
      В 1980-е годы в Кишинёве вышли его первые поэтические сборники. С 1987 года – член Союза писателей СССР. В 1990 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве, вернулся в Кузбасс. С 2013 по 2017гг. – являлся членом редколлегии журнала «Огни Кузбасса».
      Автор поэтических сборников «За журавлём» (1983), «Зона сердца» (1986), «Амнистия» (1988), «Капкан» (1990), «Солончак» (1991), «Закат скифов» (1999), «Под знаком любви» (1999), «Прощения слеза» (2004), «Слеза прощения» (2008), «Плот судьбы» (2009); книги прозы «Архипелаг Надежды» (2016).
      В стихах поэта размышления о вековом укладе и смысле жизни человека. В них есть и исторические образы, и сатирические строчки о несовершенстве современного общества. Течение времени вызывает у него грустное осознание необратимости каждого мига жизни. Оно же приводит его и к пониманию, что противостоять «реке времени» может только слово, только творчество.

                ***
      Сейчас иная жизнь, иные нравы.
      Зачем о прошлом завожу я речь?
      …Есть у людей особенное право:
      В минуту злую ближнего беречь.
 
      Цените человека в человеке!
      Друзей ищите в людях – не врагов!
      Любите ближних. Ныне и вовеки
      Не вешайте друг другу ярлыков.
 
      Самим себе ответчики и судьи,
      Как заклинанье, помнить мы должны:
      Все личные события и судьбы
      Влияют прямо на судьбу страны.
                (Встреча)

      В его стихах постоянно присутствует светлый образ матери. Мать подарила ему возможность видеть этот мир, ощущать себя в земном пространстве. Образ матери у поэта навсегда связан с отчим домом, где все предметы отражают гармоничный в восприятии ребёнка деревенский быт, а в повзрослевшем герое вызывают ностальгию о невозвратно ушедшем времени.

                ***
      Мать позвала. Я выбежал во двор
      И, ослеплённый, замер у порога!
      А было так: струилась вдаль дорога,
      И дивным светом полыхал костёр.
                (Красный холод)

      В стихах присутствуют также горькие и в то же время лирические размышления поэта о непростых отношениях между мужчиной и женщиной.

         ***
      Ты для меня уже не та,
      Черты лица теряют милость.
      Как предрассветная звезда,
      Лучей утрачивает живость.

      С тобой разлука для меня,
      Не так мучительна, как прежде.
      Душа устала от огня
      И разуверилась в надежде.
                (Уже не та…)

      Через восприятие природы поэт передаёт эмоциональное состояние своего героя. Его завораживает и яркая палитра осенних красок, и неизбежность суровой зимы.

                ***
      Доверившись лесной глуши,
      Я предавался созерцанью –
      Осенних красок увяданья,
      Весенних паводков души.
      Всего порою было жаль!
      Я полон был такой любовью –
      Почти вселенская печаль
      Вдруг нисходила к изголовью.
                (Живица)

      Особое место в поэзии Олега Максимова занимает тема Родины. Это слово он ставит на первое место в своих стихах, утверждая ценность родного края, родной земли. «Именно любовь к родной земле, – считает поэт, – и есть ось мироздания».

                ***
      О, полыханье ягод и ветвей!
      С мальчишьих лет во мне неистребимо
      Пылает эта красная рябина –
      Прекрасный образ родины моей.
      И у виска стучалась мысль одна:
      Родиться здесь – какое это диво!
      И вся Россия стала вдруг видна,
      И сердце красным холодом сводило.
                (Красный холод)

      Перестройку и девяностые годы Максимов встретил с надеждой, что теперь, когда наступит свобода, всем станет легче жить. И поначалу у него все складывалось удачно. В Москве один из внезапно разбогатевших друзей зовёт его на работу, предлагая создать информационное агентство. Зарплата высокая, работа – по специальности. Вот только писать надо заказные статьи про конкурентов, мешающих заниматься бизнесом. А попросту «топить» их. Максимов отказывается это делать и вынужден уйти из агентства. Он хотел быть рупором свободы, но не такой ценой.
      Он думал, что теперь будут печатать его стихи, которые не пропускала советская цензура. И вдруг при всей свободе слова ни одно издательство не берётся печатать его книги. Все отмахиваются от его стихов, в которых присутствует жёсткая критика новой власти. В них поэт выражал не только недовольство так называемыми реформами, которые принесли одни лишь бедствия народу, но и говорил об ответственности перед будущими поколениями, перед Богом и мирозданием.

                ***
      Больно жалится? Экое диво!
      За другое не любят её:
      На беде да разоре крапива
      Беспечальное правит житьё.
      Погорельцы отсюда бежали,
      А она зацвела на золе.
      Всех людей с той поры она жалит
      За измену родимой земле.
             (Из книги «Плот судьбы»)

      В Приднестровье Максимов написал для «Комсомольской правды» материал о генерале Александре Лебеде, и тот пригласил его возглавить свою пресс-службу. Но, понимая, что у него вряд ли будет там право голоса, Максимов отказывается. В суверенной Молдове, где вытравливали всё русское, ему предлагали стать членом правительства. И он снова отказывается. Он ещё надеялся найти островки свободы слова за рубежом и объехал почти все страны Европы, побывал в Америке. Но оказалось, что и там нет никакой свободной прессы. Везде за прессой стоят могучие люди, и кому принадлежат газеты или телеканалы, те и диктуют свои условия.
      Поняв всю бесчеловечность наступившей капиталистической системы, в которой нет места живому человеку, Максимов ушёл отовсюду – из всех редакций, где числился в штате или вне штата. От всего отрёкся и с горечью написал об этом: «Я понял, что этому времени, этим людям и этому строю я служить не буду».
                ***
      Для чего выдирался из жил
      На раздёрганных нервах годов,
      Что любил я и чем дорожил,
      И за что умереть был готов?
        («Догорает короткий рассвет…»)

      Он поехал в Таштагол, ставший для него родным. Здесь он обрёл всё то, чего не нашёл больше ни где. Стал жить и писать. И оказался причастным ко всем значительным делам и событиям культурной жизни Таштагольского района.

                ***
      Привет тебе сыновний, город детства!
      Ты не велик, но нет тебе цены:
      Ты помогал мне пристальней вглядеться
      В большой простор родной моей страны.
                (Встреча)

      Поселившись в уютном доме в Бельково под Таштаголом, продолжал писать очерки в газету «Красная Шория», с которой началась его журналистская деятельность. Писал о становлении Таштагольского рудника, чью шахту он в своё время обошёл вдоль и поперёк. Писал об истории города, который рос на его глазах. О воинах-афганцах и о том, каким непростым было их возвращение с войны на Родину. Под его редакцией вышла книга ветерана Афганистана Петра Викторовича Остроухова «Дневник шурави». И, конечно, писал стихи.  На многие стихи Максимова написаны песни. В Кишинёве были выпущены два альбома песен и романсов на стихи Олега Максимова «Волчья ягода» и «Золотая паутина». Автор музыки и исполнитель – музыкант Борис Амамбаев.
      Олег Максимов – автор слов гимна города Таштагол и «Кузбасской величальной», написанной к 300-летию открытия кузнецкого угля.  В 2022 году к Дню города Таштагол была издана книга Максимова «Город сердца моего». Это книга о его любимом городе, который он называл «Маленький Париж» и «Остров Надежды».
                ***
      Я люблю город мой. Где однажды в горняцком забое,
      Среди сильных людей, я узнал, что такое руда.
      Так уж вышло само, что ты стал мне семьёй и судьбою,
      И, поверь, город мой, я о том не жалел никогда.
                (Гимн Таштагольского района)

      Поэт, прозаик, журналист. Член Союза писателей СССР, член Союза писателей Молдавии, член Союза писателей России. Лауреат Премии Кузбасса (2017). Дважды лауреат литературного конкурса «Энергия творчества». Лауреат Всероссийской православной литературной премии имени Святого благоверного великого князя Александра Невского. Награждён медалями «За веру и добро», «За служение Кузбассу», «За развитие Таштагольского района», «За служение Таштагольскому району» 2-х степеней. Неоднократно отмечен Почётными грамотами администрации области и Общественной палаты. 
      Ушёл из жизни 11 апреля 2023 года. Похоронен в Таштаголе.

 


Рецензии