Стихиали. Введение
Вероятно многим, кто читал «Розу мира» Даниила Андреева (а тем более - тем, кто её не читал или не сумел прочитать до конца), встречающееся в ней понятие «стихиаль» может показаться каким-то нескладным, неудобоваримым. Данная статья является попыткой растолковать это понятие, связать его с поведением людей, с нашими духовными задачами, с историческим прошлым и, надеюсь, недалёким уже будущим.
Современное образование сделало всё, чтобы понятие «стихиаль» могло ассоциироваться у современного человека только с языческими дикими и наивными пережитками далёкого безграмотного прошлого людей. Но сначала обратимся к тексту «РОЗЫ МИРА». Что говорит в нём Д. Андреев о стихиалях:
«Стихиалями называются те монады, которые проходят свой путь становления в Шаданакаре преимущественно сквозь царства Природы. При этом нельзя забывать, что аспектом своеобразного царства природы является и человечество. Стихийные, именно стихийные силы, кипящие в нём, без которых немыслимо его существование, выражают, хотя и не исчерпывают, этот его аспект. Неудивительно поэтому, что есть и такие стихиали, которые связаны с человечеством, с его стихийным, природным аспектом.
Есть среди стихиалей множество духовных "Я" светлой природы, есть демонической, есть и такие промежуточные группы, сущность которых была временно омрачена в ходе их развития. Но всех их объединяет одно: путь их так тесно связан с царствами Природы, как ни у кого более. Это не значит, впрочем, что монада никакой стихиали, ни на одном из отрезков своего пути не может принять инкарнацию в плоти человека, даймона или ангела.
Стихии природы в Энрофе – вода, воздух, земля, растительный покров, минеральные слои магмы и, наконец, та «жизненная сила», арунгвильта-прана, присутствие которой – непременное условие всякой органической жизни в Энрофе, - всё это, по большей части, не плоть стихиалей, а скорее внешний концентрический круг среды их пребывания, пронизанный ими и преобразуемый, - арена и материал их творчества, их веселия и гнева, их борьбы, игры и любви.
Собственная же плоть стихиалей имеет преимущественно струящийся характер: границы и формы непостоянны и способны к взаимопроникновению. Однако так обстоит дело далеко не со всеми стихиалями, и в каждом подобном случае это будет оговорено» (Д. Андреев "Роза Мира" стр. 91).
Что будет для нас важнее всего в дальнейших рассуждениях?
Во-первых, что стихиали проходят своё становление в основном через царства природы, и что многие природные среды есть арена их творчества.
Во-вторых, что некоторые из них иногда могут воплощаться среди людей в качестве одних из нас (последнее важнее всего будет при попытке уяснить сущность земной миссии Порфирия Корнеевича Иванова).
Например, при описании стихиалей воздуха Даниил Андреев показывает, как они влияют на состояние воздушных сред, вызывая тем самым изменения погоды.
Но современный человек (испорченный образованием) вправе сказать: как же это так?! Есть объективные законы природы, в частности законы физики и аэродинамики, которым подчиняется поведение воздушных сред. Как оно может зависеть от произвола каких-то там стихиалей?!
Действительно, современный человек не может изменить законы нашего мира (хотя для очень редких наиболее «продвинутых духовно» людей и это становится в той или иной мере возможным). Однако, как показывает современная физика, фундаментальные процессы и законы носят ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР и ПРОЯВЛЯЮТСЯ СТАТИСТИЧЕСКИ, а не с железной необходимостью. Это-то и даёт возможность человеку проявлять СВОБОДУ ВОЛИ, то есть творить некоторый «произвол».
Изменяя мир по своему усмотрению, мы НЕ МЕНЯЕМ САМИ ЗАКОНЫ ФИЗИКИ, но МЕНЯЕМ ВЕРОЯТНОСТЬ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ в тех или иных случаях в нужную нам сторону.
Например, пользуясь ядерной энергетикой, человек не меняет законы радиоактивного распада и даже период полураспада отдельных элементов, но он обогащает одни из них (то есть повышает вероятность примесей одних элементов в других), соединяет их в такие цепочки с другими, что почти невероятные в природе процессы (цепные реакции) начинают идти и поддерживаться человеком на нужном ему уровне мощности.
Управляя движением собственного тела, мы так же меняем характер вероятности протекания тех или иных физиологических процессов в мышцах или гормональных, мозговых центрах и тому подобное, так что необходимые нам движения (например, сжатие кисти руки) становятся почти неизбежными. То есть природа устроена так, чтобы у нас была возможность проявлять СВОБОДУ ВОЛИ.
Тут можно упомянуть и об открытых системах (каковой является и человек), о возможности бифуркаций и их вероятностного характера, и о многом другом.
Но вернёмся к стихиалям. Не вопреки физическим законам, а с их помощью, стихиали творчески преображают природные среды, меняют их состояния, влияют на судьбы всего живого и неживого в нашем мире. Увы, в настоящее время без осознанного сотрудничества с человечеством! Вот что пишет о возможности соединения представлений о существовании и деятельности стихиалей с научными представлениями о природе Даниил Андреев:
«- Что за нелепость, - подумают иные. – Как будто мы не располагаем исчерпывающими данными, отчего и как возникают туманы, ветер, роса, не знаем механики образования дождя, рек, растительности? И такие сказки преподносятся с серьезным видом в середине ХХ столетия! Недаром автор намекает на то, что ему легче столковаться с детьми: зрелому человеку не пристало слушать такие басни.
Они заблуждаются, эти абсолютисты научного метода познания: ни малейшего противоречия науке здесь не имеется. Подчеркиваю: науке, объективной и серьёзной, а не философской доктрине материализма. Ведь если бы существовало какое-нибудь разумное микроскопическое существо, изучающее мой организм и само в него входящее, оно имело бы основание сказать, в ту минуту, как я шевельнул рукой, что эта глыба вещества, состоящая из таких-то и таких-то молекул, дернулась оттого, что сократились некоторые ее части – мускулы. Сократились же они потому, что в моторных центрах произошла такая-то и такая-то реакция, а реакция была вызвана такими-то и такими-то причинами химического порядка. Вот и всё! Ясно как день.
И уж, конечно, такой толкователь возмутился бы, если бы ему вздумали указать, что «глыба» шевельнулась потому, что таково было желание её обладателя, свободное, осознанное желание, а мускулы, нервы, химические процессы и прочее – только передаточный механизм его воли.
Изучением этого механизма занимается физиология. Это не мешает существованию психологии – науки о том сознании, которое этим механизмом пользуется.
Изучением стихий природы, как механизмом, занимаются метеорология, аэродинамика, гидрология и ряд других наук. Это не должно и не будет мешать со временем возникновению учения о стихиалях, о тех сознаниях, которые пользуются этими механизмами» (Д. Андреев "Роза Мира" стр. 41).
Как это ни странно, сейчас у человечества идёт необъявленная война с миром стихиалей (в СССР война была объявлена под лозунгом: "Нам не нужно ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача!"). Человек старается сам взять власть над управлением состояниями природных сред в свои руки, фактически насильственно вырывая его из-под власти стихиалей. При этом он и не подозревает, что Провидением специально для этого была создана группа духов (монад), которые и называются стихиалями. В Провиденциальном плане было (и остаётся) предусмотренным сотрудничество между людьми и стихиалями, но не для простой взаимной выгоды, а во Имя Божье, то есть в русле Всеобщего Провиденциального Замысла.
Стихиали более предназначены для владения средами природы, чем мы – люди. Для этого им даны врождённые свойства, а нам нужны всякие технические приспособления, которыми мы изрядно гадим природные среды. А вот если бы мы добивались контроля над состояниями природных сред через дружбу и взаимное сотворчество со стихиалями, то экологических бедствий не было бы, и это не стоило бы нам таких колоссальных усилий. Природные катастрофы, которых в последнее время всё больше и больше, показывают, что многие наши усилия тщетны, несмотря на всё наше техническое могущество. Так что впереди нам предстоит, как это и предсказывает Даниил Андреев, возвращение к сотрудничеству со стихиалями, которое в той или иной мере было в древних языческих культах. Хотя это будет не возращение к былому, но совершенно новый этап сотрудничества человека и природы.
Но не только мы нуждаемся в помощи стихиалей, чтобы без большого труда контролировать состояния природных сред и добиваться нужных нам кондиций, но и стихиали в своей эволюции нуждаются в сотрудничестве с нами. Слава Богу, Провидением все устроено так, чтобы для истинной эволюции каждый из нас нуждался бы в сотворчестве с Провидением и друг с другом. Стихиали, имея огромную мощь и власть над природными средами, имеют при том во многом другой тип сознания, чем люди. В нём меньше конкретных и устойчивых форм и черт. Его можно сравнить с типом «музыкального сознания» у людей.
Стихиалям нравится работать с природными средами примерно так, как работает музыкант со звуком, с мелодиями и ритмами. Им, например, нравится нагнетать «тему», поднимать звук до запредельных высот, форсировать его силу, а потом вдруг строить контрапункт данной теме, поворачивать всё резко в иную сторону или стихать и доводить движение сред до предельного «пиано»… и т.д. и т.п.
Больше похожа психология стихиалей и на психологию детей: главное занятие – играть со всем подряд, строить и рушить «песочные замки», громоздить что-то на что-то, сооружать немыслимые формы… - но всё это, зачастую, без чёткого плана и ясно поставленных целей. Поэтому им ближе из людского рода именно дети, но у них во многом такая же, как и у детей, неразвитость интеллектуальной части сознания.
Для того, чтобы у них сформировалась и другая сторона сознания, которая ближе к нашему понятию «интеллект», к нашему конкретному, а так же абстрактному мышлению, им нужно научиться сотрудничать с нами – людьми, проникать в наше сознание, учиться у нас умению долго работать с конкретными устойчивыми формами, научиться переходам от конкретного к всеобщему и наоборот… . В общем, здесь трудно передать все нюансы и детали нашими человеческими понятиями, но нужно уметь отождествиться со стихиалью, с её переживаниями и чувствами, с её мироощущением…
Всё это не так легко, если учесть, что в мире стихиалей картина осложнена и частичным или полным демонизмом некоторых из них. Но в целом путь человеческой эволюции не представим без сотрудничества, осознанного или бессознательного, с миром стихиалей, так как мы погружены в него с самых первых моментов нашего самостоятельного существования.
Свидетельство о публикации №223041900299