Петров Григорий Семенович

     Петров Григорий Семенович, пятый, самый младший сын моего прадеда Петрова Семена Степановича (1857 - 1910) и его второй жены Бычковой Любви Николаевны (1863 - 1941), родился 25  марта 1905 года.  В воспоминаниях Г. П. Елисеевой («Наши корни и ветви», Псков  2007 г.) упомянуто, что Григорий Семенович родился на станции Батецкая, которая находится между Лугой и Новгородом в семье фельдшера.  Поскольку станция Батецкая располагается в 6 км от деревни Городня, где был дом его матери, то именно в этой Городне он и родился.

     В силу своего малолетства, ни в Первой мировой, ни в Гражданской  воинах не участвовал.

     После школы поступил в Псковский сельскохозяйственный техникум на агрономическое отделение. Кстати, этот техникум, один из старейших в области, открытый  в 1903 году, функционирует  и сейчас на том же месте (Ленинградское шоссе 24), под названием Псковский агротехнический колледж.

     Как пишет Г. П. Елисеева, а здесь, в основном, большая часть информации почерпнута из ее книги, и при всяких разночтениях, я принимал ее сторону, после окончания техникума Григорий Семенович работал  агрономом в поселке Стремутка (в 30 км южнее Пскова на Ленинградском шоссе), там он познакомился с Макеевой Евгенией Антониновной (25.05.1915 – 04.07.2005).  Г. П. Елисеева и Е. А. Макеева – троюродные сестры.

     Евгения Антониновна окончила тот - же техникум, что и Григорий Семенович. В свидетельстве, выданном по окончании техникума, сказано: «Гр. Макеева Евгения Антониновна защитила в квалификационной комиссии дипломный проект на тему «Планирование на льнозаводе», получила квалификацию «техник по первичной обработке льна и конопли».

     Возможно, они вместе учились, поскольку мой отец писал, что в техникуме дядя Гриша  познакомился со своей будущей женой, которая была моложе дяди на 10 лет.

     14 августа 1935 года они поженились (есть свидетельство о браке) и переехали жить в Псков, где получили квартиру на ул. Пушкинская 8 (напротив драмтеатра). Здесь у них родились сыновья: Лев Григорьевич Петров (12.02.1937)  и  Виктор Григорьевич Петров (11.11.1938).

     Евгения Антониновна окончила бухгалтерские курсы и стала работать в штабе дивизии, располагавшейся в здании бывшего Епархиального училища на улице Калинина.

     Отец писал: «Евгения Антониновна была хорошая спортсменка, она была ненамного старше меня, и я ее звал Женей. На городском катке мы с ней часто катались на коньках. Женя была на редкость жизнерадостным и добрым человеком, с неиссякаемым оптимизмом. А дядя Гриша был настоящий силач, высокий, статный, широкоплечий. Он неоднократно участвовал в соревнованиях по борьбе и перетягиванию каната и побеждал, принося мне гостинцы. Нас, троих - четверых мальчиков, он, шутя, перекидывал за палочку через плечо».

     Сохранилось письмо Григория брату Леониду от 24 июля, год неизвестен, но явно до войны, где он писал, что работает на заводе (каком и где?), 3 недели отпуска провел в Городне с мамой, Лелей, Васютой, Олей, Колей и Степаном. Последнему не повезло, когда косили хозяйский огород, Степан Гришиной косой поранил себе руку. Еще он писал, что всю зиму систематически занимался, но перед тем, как ехать в деревню понял, что за 1 1\2 — 2 месяца подготовится в вуз невозможно, поэтому он конкурсных экзаменов держать не будет. Так что не понятно, получил ли Григорий Семенович высшее образование или нет.

    В ноябре 1939 года началась Советско-финляндская война и, хотя официально мобилизация не объявлялась, Григория Семеновича призвали в армию.  Это подтверждается тем фактом, что в документах 1941 года дата принятия присяги записана как  1939 год. Кроме того, Григорий только-что прошел трехмесячные сборы, возможно, именно поэтому его и призвали. Сохранилось несколько военных писем Григория своим братьям Леониду и Степану. Из них следует, что вначале он около месяца служил в части рядом с Псковом, и часто бывал дома. Затем  его отправили под город Медвежьегорск в Карелии. Служил в 7 дорожно-эксплуатационном полку, с начала в роте связи связистом, затем писарем при штабе полка. Война закончилась быстро, и уже в марте 1940 года был подписан мирный договор. Однако, несмотря на то, что его полк передислоцировался снова в Псков, дембель его задержался и домой он вернулся не раньше середины июня.

     После демобилизации, Григорию Семеновичу дали новую квартиру в доме № 2 на улице Детская, где сейчас располагается ЗАГС. Петровы переехали в этот дом, очень удобный для них, поскольку Евгения Антониновна работала рядом, через дорогу.  Но не успели они как следует обустроится, как началась Великая Отечественная Война. Из Книги памяти блокадного Ленинграда можно почерпнуть следующую информацию.

     Уже 25.06.1941 года Григорий Семенович снова был призван в армию Псковским ГВК Ленинградской области и направлен в 8-ой дорожный эксплуатационный полк (дэп) в должности старшего писаря, воинское звание - старшина.

     26. 08.1941 года Григорий Семенович был серьезно ранен  и  06.07.1942 года из 1-го отдельного батальона выздоравливающих (1 обд) был направлен обратно в 8 дэп.

     В 1943 году  Григорий Семенович снова был  ранен и 15.05.1943 года направлен из 4-го обд в 36 запасной стрелковый батальон (зсб), а затем старшина Петров Г. С  воевал в 880 стрелковом полку 189 стрелковой дивизии,  который в то время нес службу боевого обеспечения в районе Пулкова.

     30.08.1943 года  Григорий Семенович был  ранен в третий  раз и уже тяжело, в голову с частичной потерей зрения. Долго и трудно лечился. И мой отец и Муза Леонидовна  считали, что он потерял один глаз. Однако Г. П. Елисеева ничего об этом не пишет, а  Евгения Антониновна говорила, что  Григорий Семенович после лечения что-то видел.

     Евгения Антониновна осталась с двумя младенцами на руках, младшему из которых еще не исполнилось 3-х лет, а старшему было 4 года и 4 месяца. В городе была неразбериха, потянулись беженцы из Прибалтики.  Плановой эвакуации не было. Выбирались, кто как мог. К счастью, начальник штаба дивизии, который ценил Евгению Антониновну как работника и как жену военнослужащего, взял ее с детьми, матерью и братом со срочно эвакуирующимся в Вологду штабом. Выехали они 7 июля 1941 года (то есть на 15 день войны) а 8 июля немцы уже входили в Псков. В Вологде Евгения Антониновна стала работать главным бухгалтером в системе военных госпиталей. В эвакуации им пришлось пережить много бед и невзгод.

     Дело в том, что мать Евгении Антониновны Елизавета Эдуардовна, урожденная Шмидт была немкой. Как сказано в свидетельстве, выданном ей по окончании Мариинской гимназии во Пскове (есть ксерокопия), она родилась 24 апреля 1884 года и крещена в веру христианскую евангелистическо-лютеранского исповедания, подданная Российской империи, из приписанных к цеховому окладу г. Пернова  (Пярну) Лифляндской губернии. Получив специальность домашней учительницы математики, 2 года работала по специальности в г. Старая Русса. В 1912 году вышла замуж за Антонина Петровича Макеева (1891 – 1960). Помимо дочери Евгении, у них родился  еще сын Борис (1922 – 1943).  Году в 1925 или в 1926 Антонин Петрович оставил семью, и Елизавете Эдуардовне пришлось одной воспитывать детей.

     В Вологде  Елизавете Эдуардовне, как немке, было предложено выехать «на поселение». Мудрый и человечный начальник госпиталя сумел добиться, чтобы Елизавета Эдуардовна осталась с семьей. А то, что она была немкой и хорошо говорила по-немецки, на каком-то этапе помогло им в жизни. В Вологде тогда на  разных работах трудились пленные немцы. Однажды какой-то солдат что-то спросил у Елизаветы Эдуардовны, и она ответила ему по-немецки, они разговорились. Солдат рассказал об этом своему старшему офицеру. С тех пор семейство Петровых стало обеспечиваться водой (ее надо было носить ведрами из колодца, что было тяжело для Елизаветы Эдуардовны и  Бориса и непосильно для ребят) и дровами, которые им кололи и приносили к дому военнопленные.

     А Муза Леонидовна вспоминала, что  весной 1942 года в Вологде их навесила Нина Сергеевна (жена Степана Семеновича)  с детьми, которые в это время эвакуировались из Ленинграда. После «Дороги жизни» их поместили в эшелон, который кружным путем направлялся в Казахстан.

     Другая напасть, обрушившаяся на семью, состояла в том, что у Бориса  возник рецидив туберкулезного процесса, которым он страдал с детства, и в результате он умер зимой 1943 года и был похоронен на кладбище в Вологде.

     Будучи в действующей армии,  Григорий Семенович  разыскал свою семью (что во время войны было сделать нетрудно – служба поиска работала хорошо!). Они переписывались. А после окончания войны и демобилизации он получил назначение на должность агронома в НИИ защиты растений (ВИЗР) в г. Пушкин, получил там квартиру в самом здании института в Софии (район  г. Пушкина). Он поехал в Вологду и привез семью домой – теперь уже не во Псков, а в Пушкин. Евгения Антониновна тоже стала работать в ВИЗРе  бухгалтером, а потом и главным бухгалтером, и работала там вплоть до ухода на пенсию по возрасту 17 мая 1974 года. Но потом ее опять временно принимали на работу на разные сроки на протяжении 15 лет – вплоть до 20 февраля 1989 года.


     В октябре 1946 года во время сельхозработ на опытном полигоне ВИЗРа в районе Пулковских высот, где когда-то был передний край обороны Ленинграда, и земля была нашпигована минами, снарядами, неразорвавшимися бомбами, забуксовал работающий трактор. Все побежали на помощь, и тут произошел взрыв. Погибли 4 человека: тракторист, прицепщик, заместителем директора какой-то организации и Петров Григорий Семенович. Он только что прошел  от начала до конца две войны, и было ему 41 год. Всех погибших (вернее, все то, что от них осталось)  похоронили на Лютеранском Волковском кладбище (тут же расположено и Православное), всех рядом, с отдельными надгробиями каждому (есть фото). Муза Леонидовна вспоминала, что в 1996 году Евгения Антониновна отмечала 50-летнюю годовщину смерти Григория Семеновича. Собрала свою семью и тех, кто знал Григория Семеновича.

     Евгении Антониновне пришлось теперь работать на двух работах: на ВИЗРе и в бухгалтерии городской больницы. Она уходила в 8 утра  и приходила в 7 – 9 часов вечера. Хорошо, что дома была ее мать, Елизавета Эдуардовна, которая вела хозяйство с немецкой аккуратностью и педантичностью и занималась воспитанием подрастающих внуков. Когда они пошли в школу, Елизавета Эдуардовна им помогала, поскольку когда-то работала домашней учительницей.

     Материально семейству много помогал  старший брат  Григория – Леонид Семенович Петров, профессор ВНИГРИ и старший брат  Елизаветы Эдуардовны – Вальтер Эдуардович Шмидт. Он жил в Киеве, но перед войной, как немец, был выслан в Красноярск, где преподавал в каком-то институте (был специалистом по лесу). 

     В 1959 году отмечали  75-летие Елизаветы Эдуардовны, приезжали псковичи, гатчинцы и все из Ленинграда (есть фотография).

     Елизавета Эдуардовна прожила долгую и трудную жизнь. Дождалась, когда ее внуки окончат школу и институты, женились и даже понянчила свою правнучку Иришку (дочь Виктора Григорьевича). После долгих скитаний в конце 1959 года возвратился Антонин Петрович.  У него уже был рак в последней стадии. Елизавета Эдуардовна не вспоминала о страданиях, которые он причинил ей и детям, и ухаживала за ним до его смерти в 1960 году.

     В последние годы жизни Елизавета Эдуардовна была плохо контактна, практически ничего не слышала, быстро прогрессировало старческое слабоумие: перестала узнавать родных, часто уходила из дому и не могла найти обратную дорогу. Скончалась 13 января 1976 года на 92 году жизни. Похоронили рядом с мужем на Казанском кладбище в г. Пушкине.

     После смерти матери, Евгения Антониновна Петрова прожила еще 29 лет. Продолжая традиции дома, умела она делать все: хорошо готовила, пекла вкусные пироги, принимала в любое время гостей, хорошо шила себе и внукам, пока они были маленькие. Помогала Виктору  на даче. Научилась обращаться с соломкой, стала делать отличные картины из соломки и научила этому искусству внуков Иру и Вадима.

     Оставшись вдовой в 31 год, она не озадачилась обзавестись новым мужем – все помыслы были о детях и матери. И, благодаря трудам и заботам матери, оба сына получили высшее образование и одарили ее тремя внучками, одним внуком и двумя правнучками.

     В день 89-летия упала и сломала руку, затем начала прогрессировать раковая опухоль. Однако свое 90-летие все-таки отметила, и была счастлива (есть фото), что все снова собрались за столом. Однако болезнь взяла свое, и 4 июля 2005 года  Евгения Антониновна скончалась. По ее просьбе, ее кремировали и положили урну в могилу матери.

     На прощальной панихиде и за столом о Евгении Антониновне было сказано много теплых слов. Ее племянник Андрей (сын брата Григория Семеновича -Степана Семеновича) вспомнил, что только благодаря Евгении Антониновне они с матерью остались живы: она сумела с какой-то машиной прислать им в блокадный Ленинград чемодан с продуктами из Вологды. Выступал и зам. директора ВИЗРа и сказал, каким ценным работником была Евгения Антониновна и что ее высоко ценили как директора,  так и все, кто с нею работал. А все старушки-подружки хором говорили, что когда они дома начинали «хандрить» и «жаловаться на жизнь», им сразу–же говорили: «Сходите к Евгении Антониновне! Пусть она вас подзарядит». Все очень сожалели, что не стало с нами Евгении Антониновны, но и понимали, что это когда-то должно случиться, и зря не рыдали.
                (декабрь 2022)


Рецензии