Пешком от Симферополя до Алушты

     Геологическую практику мы, студенты Ленинградского горного института, после окончания третьего курса, летом 1940 года проходили в Крыму под городом Симферополем в Украинском селении Курцы. По окончании ее нам предстояла экскурсия – пеший переход через Крымские горы в город – курорт Алушту, расположенный на берегу Черного моря. Переход длился несколько дней, во время которого осмотрели несколько достопримечательностей Крымских гор, да и сам переход по необыкновенной и прекрасной местности сопровождался знаменательными для нас событиями. К тому же мы все были молоды и жизнерадостны. Шел третий год нашего знакомства с Верочкой, когда мы крепко сдружились, и эту практику провели практически вместе.

     Наша группа с руководителем практики и экскурсоводом состояла из 25 – 27 человек. В первый день посетили крупную древнюю пещеру Кызыл–Коба, что означало Красную пещеру. Огромный вход в эту пещеру находился в скалистых красноватого цвета известняках, совершенно заросших деревьями и кустарником. Нам объяснили, что эта пещера служила пристанищем древнего человека, в которой было найдено много следов его деятельности. Пещера постепенно осыпалась, и вход в нее был запрещен.

     Дальнейший маршрут проходил с постепенным подъемом на одну из вершин Крымских гор – гору Чатыр–Даг. Подъем был длительным и изнурительным. На поверхности почти голых, хотя и не крутых скал, не было земляного покрова и приходилось шагать по помытым дождем зазубренным и острым известнякам, которые получили название "карры". Эта неровная поверхность скалистых известняков не позволяла ровно ставить ступню ног и спокойно шагать, требовала большой внимательности, а, следовательно, напряженности, что приводило к быстрой усталости и частым остановкам на отдых. Такую поверхность известняков мне пришлось видеть только в Крымских горах. Надо сказать, что обувь наша была совершенно не приспособлена для этого перехода. На мне были легкие, хотя, и прочные сандалии, которые быстро расшатались на этих каррах.

     Не доходя до вершины с пол километра,  экскурсовод объявил, что мы пришли к новой пещере "Соук–Коба", что значит Холодной пещере. Подождав отставших в пути студентов, с ходу упавших на камни от усталости, он зашел в какую – то яму и принес заранее припасенные факелы. Это были палочки, на конце обмотанные какой – то материей, смоченной битумом. Затем он объяснил, что мы сейчас спустимся в глубокую пещеру и нам надо быть очень осторожными и  не отставать друг от друга, так как факелов для всех не хватает. Небо потемнело, и стал накрапывать дождь. Все пошли в подземелье, зажгли факелы.

     Пещера "Соук–Коба" оказалась типично карстовой пещерой, образованной путем стока и циркуляции в известняках подземных вод. Она была  небольшого  сечения высотой в рост человека  и шириной от двух до пяти  метров с разветвлениями. Дно пещеры довольно ровное и сухое. Вначале шло все хорошо, пещера уходила полого вниз, проход по ней был довольно свободный. Потом  стали  появляться сталактиты и сталагмиты, которые иногда соединялись между собой, загораживая проход. Кровля стала влажной, появилось множество наростов. В некоторых местах проходы стали настолько узкие, что некоторые упитанные студенты не смогли полезть и их пришлось на время оставить с факелами и дальше двигаться без них. Впереди с экскурсоводом шло нас несколько мальчиков, девочки все время отставали. Послышался непонятный шум. Экскурсовод сказал, что это идет дождь на поверхности. Сказал в шутку. Но, пройдя еще метров двадцать, мы увидели подземную реку - небольшой бурный поток с шумом протекал поперек пещеры. Дальше проход был закрыт, пещера резко сузилась и стала низкой. От поверхности мы прошли более ста метров.

     Когда мы вышли из пещеры, была хорошая солнечная погода.

     Поднявшись по горе еще около пол километра, мы вышли на вершину Чатыр–Дага высотой около 2,5 километров над уровнем моря, откуда открылась вид на южный склон скалистых Крымских гор и необозримое Черное море. Далеко внизу лежала Алушта. Как завороженные, мы долго сидели на вершине и любовались чудесной панорамой, стараясь запомнить и запечатлеть увиденное. Впереди был крутой обрыв протяженностью более двух километров, поросший мхом. Слева было видно крымское село Демерджи, пункт нашего отдыха.

     Спускались с горы, кто как мог. Мы с Верочкой спускались вдвоем, напрямик по осыпи. Было здорово, весело. Но когда мы достигли асфальтового шоссе Симферополь – Ялта, то мои сандалии совсем развалились, их пришлось выкинуть и далее по асфальту в Демерджи я пришел босиком. Ночевали в пустующей школе, а утром в магазине купил дешевую обувь.

     В окрестностях Демерджи осмотрели две достопримечательности: гору Екатерин–гора и оползни.

     Вначале пошли смотреть оползни. Это огромные скалы и группы скал, скатившиеся с верхних частей гор. Вернее, не скатившиеся, а сползшие по огромной плоскости,  регулярно подпитываемой влагой – явление очень распространенное в горах Средней Азии, в дальнейшем неоднократно мною наблюдаемое. Но тогда нам это было в диковину. Когда студенты с опаской проходили по ним, то было такое чувство, как будто под нами медленно, но незримо двигаются вниз по склону громады скал вместе с нами. Чувство малоприятное, но вполне осязаемое, тем более что нам не разрешали задерживаться на оползневых участках. Но в те дни сильных ливней не было, и опасность была минимальной. В дальнейшем мне приходилось в работе осматривать оползни и видеть трагические последствия с гибелью людей, но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.

     Затем мы лазали и осматривали Екатерин-гору. Эта знаменитая гора известна была с давних пор. Она представляла собой большую скалу в определенном ракурсе напоминающей собой профиль великой императрицы Екатерины II: ее голову, волосы и весь бюст. Достопримечательность потрясающая для тех, кто был знаком с профилем царицы на многочисленных ее портретах. Но не  каждый мог увидеть это на горе, в том числе и не всем нам, так как для этого нужна была настойчивость, для того чтобы вскарабкаться на ту точку горы, с которой можно было это увидеть.

     Поход наш завершился в курортном городе Алуште, раскинувшейся вдоль берега Черного моря, где мы три дня отдыхали и купались в свое удовольствие.

     Это путешествие оставило во мне неизгладимое впечатление о красоте Крымских гор на всю мою жизнь. Но только после войны, через двадцать лет после этого похода, я смог осуществить свою мечту и в течение последующих двадцати лет в летние отпуска посещал курорты и санатории Кавказа и Крыма, постоянно путешествуя в их окрестностях, наслаждаясь отдыхом, красотами гор и моря.

                (февраль 2001)


Рецензии