Сандомир

Польша - это не великая тема, но среди всего на свете особенная.
Польша - прекрасная тема...

Ян Лехонь

В центральной Польше есть древний привислинский городок Сандомир. Находящийся на перепутье Краков - Люблин и Варшава - Жешув, этот город - один из самых поэтичных и живописных. Сандомирским вечером 10 июля 2003 года непроизвольно вспоминались стихи Ярослава Ивашкевича, творца сандомирского литературного "мифа". Передо мной, русским путником, Сандомир предстал как бы Польшей в миниатюре. И здесь я процитирую свой собственный польский дневничок:

"Я прошелся по вечернему Сандомиру, по его покатым улочкам и Рыночной площади (Сандомир, как и Рим, стоит на семи холмах). Постоял на самом краю Сандомирской возвышенности над Вислой и вообразил, что на этом, может быть, месте строил великие утопические планы князь Генрик Сандомирский, герой исторического романа "Красные щиты", мечтая "спаять любовью" разрозненные и слабые польские княжества. Затем я дошел до Сандомирского кафедрального собора Святой Девы Марии. Все то же величественное спокойствие. Как сказал когда-то Ивашкевич: "Сандомирская стрела возносится в небо".".


Легендарное основание города относится к событиям более чем тысячелетней давности. Здесь, по преданию, поселился некто Судомир, любитель охоты и большой мастер рассказывать истории. Кроме того, искусный арбитр: соседи не раз просили его, чтобы он рассудил спорящие стороны, и Судомир всегда принимал решения максимально справедливые и благоприятствующие примирению спорщиков. Даже после смерти Судомира его дворик перед хатой служил как бы городским судом. Сандомир обрел городские права в 1226 году во время правления краковско-сандомирского князя Лешека Белого. В музее-ратуше хранится документы о торговых привилегиях Сандомира от 1276 года: согласно этой грамоте, купцам, держащим путь на Русь или в Венгрию, вменялось в обязанность посещение города. Второй сандомирской реликвией являются перчатки королевы Ядвиги, которые хранятся в очень интересном Епархиальном музее (дом Яна Длугоша). Это изделие из тончайшей белой кожи может целиком уместиться в ореховой скорлупке и служит материальным подтверждением одной легенды. Экипаж королевы, держа однажды путь из Кракова в Сандомир, попал в метель, после которой не смог самостоятельно продолжить продвижение вперед. На помощь пришли крестьяне близлежащей деревни Свентники: в знак благодарности за преданность королева подарила жителям деревни перчатки, одновременно освободив их от барщины. Наконец, третьим знаком богатого исторического наследия является сандомирская корона первой половины XIV века, найденная в окрестностях Собора Святого Якуба при раскопках в начале ХХ века (оригинал - в Вавельском замке Кракова). В романе "Красные щиты" факт находки получает образное перевоплощение. Князь Генрик откапывает корону деда, воспринимая ее как предмет магический: обладатель короны есть Божий избранник, которому дана власть, чтобы осуществить большое историческое предназначение.
Историю некоторых памятников архитектуры Сандомира можно приравнять даже к истории малых городов. Например, костел Святого Якуба, воздвигнутый в XIII веке, одно из древнейших зданий из кирпича, сохранившихся в Польше. Читавшие роман "Пепел" Жеромского наверняка помнят, как над этим костелом нависает угроза разрушения в битве поляков с австрийцами. Настойчивость князя Гинтулта и Рафала Ольбромского помогает предотвратить взрыв храма по приказанаию генерала Сокольницкого. В наше время над костелом также нависла угроза. Недавно американские приватизаторы пытались приобрести его, однако общественность города справедливо рассудила, что продажа исторического памятника - кощунство... Гораздо печальнее судьба Сандомирского замка XIV века, взорванного шведами во время интервенции - "потопа", описанного Сенкевичем в Трилогии. В заново отстроенном замке сейчас располагается Окружной музей. Также сложна история Кафедрального собора, не раз разрушенного и перестроенного. Особенно тяжелым выдалось для него татарское нашествие 1259-1260 г.г. Столетие спустя, в годы правления Казимира Великого, вознесся готический кафедральный собор в его нынешнем облике, став в наше время необычайно интересным для посещения: не последняя заслуга в этом принадлежит экскурсоводам, благожелательным и красноречивым. Взоры туристов притягивают деревянное распятие XV века, орган XVII века, цикл полотен Шарля де Прево "Martirologium Romanum" - страдания христиан в Древнем Риме, четыре образа того же художника из истории Сандомира и многое, многое другое.
Будучи в Сандомире, нельзя не пройтись подземным туристическим маршрутом. Сегодня его длина составляет полкилометра, в том числе двенадцать залов, из которых последний, "ходник гурничы", находится на наибольшей глубине 13 м. Со знаменитыми городскими подземельями, когда-то необычайно разветвленными и уходящими за черту города на расстояние 20 км, связаны легенды. В первую очередь, история о Галине Кремпянке, героине обороны Сандомира от татар. Явившись в стан неприятеля, она заявила, что жаждет отомстить предводителю осажденных за причиненную ей обиду и собирается привести завоевателей в город подземным путем. Галина погубила немалое число татар, заведя доверчивого неприятеля в тупик, и погибла сама, спасая город.
Этот очерк создает лишь эскиз городской истории в каменных сооружениях и музейных экспонатах. Прошлое Сандомира заслуживает самого глубокого изучения не только специалистами узкого профиля. Город притянет всех, кто стремится постичь польский "космос", небольшой, но прекрасный.

К очерку прилагается перевод стихотворения Ярослава Ивашкевича:

На могилах Сандомира
Столько трав произрастает:
Здесь и ландыш, и калина -
В зелени все утопает.

А в соборе Сандомира
Божий суд вершится будто:
Святость бьется с вражьей силой,
Утро, вечер, вечер, утро...

Там на взгорье Старый Город,
Вислы плеск... Светло и ясно.
Все цветет и зеленеет,
Так просторно, так прекрасно.

Очерк и перевод стихотворения были опубликованы в "Литературной странице", № 160 - приложении к газете "Калининградский университет" № 30 (819) от 21 ноября 2003 г.


Рецензии