Отзыв на книгу друга

       Месяц назад от коллеги по профессии и друга, Заслуженного   лётчика – испытателя СССР, Николая Григорьевича Рыжкова, живущего в Крыму, пришло письмо: «ВВ, как Вы смотрите на то, что я пришлю Вам свою книгу, мне интересно знать Ваше мнение, как лётчика и авиационного писателя, чьи книги уже достаточно известны в нашей среде».  Я, естественно,  ответил положительно, и через пару недель книга «Служил Советскому Союзу» была у меня. Хотя для информации народу доложу – это уже  четвёртая  книга, которую по собственной инициативе мне презентовали  мои коллеги – пилоты.

     Первую прислал Заслуженный  лётчик – испытатель СССР – вертолётчик,  живущий сейчас в из Казани, но я тогда болел ковидом, поэтому всё прочёл, но ни ФИО автора, ни название книги не запомнил, т.к. всё осталось в Херсоне. Помню только,  что автор много полётов выполнил в Африке, Южной Америке и прочих странах дальнего зарубежья, и с этой точки зрения его воспоминания, безусловно, будут интересны  его коллегам вертолётчикам. Вспомнил - Заслуженный лётчик-испытатель СССР Борис Алексеевич Аксёнов прислал первую книгу...

    Вторая книга «На картах не значится» (Оглядываясь на эпоху, записки лейтенанта) пришла от лётчика – истребителя, подполковника запаса, Владимира Юринова. Она, в основном, описывает становление молодых пилотов на крыло и в каких  суровых условия Дальневосточного гарнизона Орловка это приходилось делать. Написанная нормальным авиационным языком, сдобренная «тонким армейским юмором, повесть читается легко и оставила приятное впечатление, но лично мне не хватило эпизодов про полёты…

    И,  наконец, книга Николая Рыжкова «Служил Советскому Союзу. Честно скажу, чистым самолётчикам, которые ручку «шаг-газа» путают с ручкой, которой раньше авто заводили, если допустили разрядку аккомулятора, читать будет не так интересно, как мне, т.к. многие нюансы техники пилотирования вертолёта в сложнейших ОСП или просто ночью в облаках над морем они просто не поймут, а значит, и не оценят – через горнило каких  испытаний пришлось пройти автору, лётчику – испытателю, Николаю Григорьевичу Рыжкову, чтобы остаться в живых.

     До меня тоже бы не дошёл его драгоценный опыт, но Бог дал за 37 лет лётной работы полтора года полетать на корабельном вертолёте КА-27, причём, не прерывая при этом полёты на сверхзвуковом «Бэкфайере» ТУ-22м3. И хотя общий налёт на КА-27 небольшой, порядка 60 – 70 часов, удалось стать на нём боеготовым днём в полном объёме КБП и наполовину ночью. Дальше Украина совсем обнищала, и керосин давали только для «поддержания штанов» лётчиков передового звена. Но понятие о специфике техники пилотирования вертолётов я получил, и это позволило сделать ВЫВОД – что эту книгу корабельным вертолётчикам, а также тем, кто собирается стать лётчиком – испытателем, надо прочесть обязательно, да и курсантам лётного училища эти знания тоже не помешают.

    Например, из книги я узнал, что при вынужденной посадке вертолёта на воду, если ты не успел выпустить и надуть баллонеты, у тебя есть в запасе 4 – 5 секунд, чтобы всему экипажу покинуть машину. Далее борт идёт на дно, как правило, в перевёрнутом положении, и тут надо суметь выскочить или в самый первоначальный момент, когда вода только начинает заливать кабину вертолёта, что сложно, с учётом того, что вас только перевернули кверху жопой, и вы вряд ли сразу способны адекватно воспринимать обстановку. Или надо   ждать пока кабина не заполнится водой, давление выровняется, и вы сможете выплыть в «открытый космос», но с какой глубины это придётся делать, я думаю, вам даже господь Бог этого не скажет…

   Одну треть книги, в конце, занимают стихи Николая Рыжкова, в основном, написанные в конце 80-х, начале 90-х годов, когда СССР, как империя развалилась, пилоты высочайшей квалификации остались невостребованными и без работы – в общем, из поэзии испытателя видно, какая это была трагедия и горе для нормального простого народа России и других стран СНГ.

    Четвёртую книгу «Нежность к ревущему зверю» Александра Бахвалова тоже прислал друг – действующий лётчик (ТУ-22м3, ТУ-160), подполковник Саша Быхалов. Он учёл, что эта книга является для меня одной из самых любимых об авиации, а также то, что личную библиотеку из 800 книг пришлось оставить в Херсоне – короче, подключил свои связи и через брата Артёма достал мне этот роман, сделав тем самым царский подарок – вот из таких поступков и состоит настоящая дружба…
                http://proza.ru/2013/04/21/662

    А закончить этот опус мне почему-то хочется стихами и песней Константина Фролова, с которым мы дружим 34 года, много вместе «каши съели: и сладкой, и горькой» - ходили вместе на яхте с Голтисом, летали на планерах и парапланах, посетили авианосец «Тбилиси» во время его ходовых испытаний в Чёрном море, общались с Героем России Тимуром Апакидзе; спускались на горных лыжах с горы Чегет, (Костя этот подвиг, кстати, совершил на третий день, как вообще увидел впервые эти лыжи по телевизору), летали на Байконур провожать моего правого лётчика Юру Лончакова в третий полёт – короче – «Где наша только не продала? Наша пропадала везде».
               http://proza.ru/2014/08/30/1831

     А песня называется  ГНЕДОЙ,  Константин Фролов-Крымский

"Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня.
Я с кормы, всё время мимо,
В своего стрелял коня..."
          Николай Туроверов

Вот опять запорошенный инеем бор.
Дробный топот копыт. Скрип седла.
Нынче нас тишина расстреляла в упор
У не взятого нами села.

Мой Гнедой подустал от смертельных атак.
Он храпит и грызет удила.
И понять он не может, не хочет никак,
Что сегодня не наша взяла.

Не гляди так, Гнедой. Я и сам жив едва.
Только как же всё это тебе объяснить?
Для тебя ведь Россия - степная трава,
Для меня - путеводная нить.

Вот поручик, коня осадив на скаку,
Вороного поднял на дыбы.
И рука с револьвером взметнулась к виску,
Обрывая все нити судьбы.

Неужели и мне в окровавленной мгле
Молча падать под ноги коня?
Неужели я больше не нужен земле,
Без которой не будет меня?

Нет прекрасней могилы, чем в этих снегах.
Как, приятель, мы осиротели с тобой!
Для тебя это лишь заливные луга,
Для меня - это вечная боль.

Нам указан порог. Мы уже не нужны.
Вот и всё. Это даже не месть!
Кто вычеркнул нас на скрижалях страны.
А какая без Родины честь!

Те, кто выиграл дикую эту войну,
Не щадили ни душу, ни плоть.
Боже, только бы не погубили страну!
Остальное прости им, Господь.

Мы уходим, Гнедой. В спину нам - суховей.
А в душе пустота. И ни зги - впереди.
Для тебя ведь Россия - роса на траве.
Для меня - это крест на груди.
                1989

        https://www.yandex.ru/video/preview/16304854845772794078


Рецензии
Васильич!ПРекрасные стихи! Хорошего дня.
Твой
В.

Вахтанг Рошаль   21.04.2023 04:34     Заявить о нарушении
Благодарю, Вахтанг, Удачного дня! !!! Твой ВВЧ.

Полковник Чечель   21.04.2023 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.