Внутренний враг человека

                Внутренний враг человека или самая главная тайна зла

           Эпиграф:

               "Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно" ( прп. Амвросий Оптинский).
              (То есть увидеть-то в себе грех увидишь, а искоренить его в себе очень трудно)

                Предисловие

У человека есть два главных врага: внешний и внутренний. Внешний враг – это дьявол. Внутренний – это человеческая гордость. Этот враг внутри нас является главным помощником дьявола. Без нашего внутреннего врага дьявол не может успешно влиять на нас. Поэтому очень важно знать особенности этого внутреннего врага, чтобы научиться с Божией помощью  бороться с ним. В этой борьбе залог духовного успеха.


          Гордость - это внутренний "змей", выдающий себя за нашу сущность.

Гордость можно уподобить незримому змею, тремя своими кольцами охватившему три силы нашей души (ум, чувство и волю) и держащему их в своей власти. Этот змей есть изобретение дьявола, его ложь, поселившаяся и укрепившаяся в нас. Поэтому Священное Писание называет дьявола отцом лжи. Эта ложь, отцом которой он является, есть клевета на Бога и губительная лесть человеку, якобы способному самостоятельно стать подобным Богу. Поверивший этой клевете и лести духовно умер. Поэтому Священное Писание называет дьявола не только отцом лжи, но и человекоубийцей.


           Три формы  гордости, держащие в своей власти силы нашей души.

Г о р д о с т ь   в уме, чувстве и воле принимает формы соответствующие этим трём частям (силам) души.

В уме она принимает форму  с а м о м н е н и я,   в чувстве форму  с е б я л ю б и я,  а в воле форму  с в о е в о л и я.  Конечно у гордости есть много иных форм, однако именно эти являются коренными. Они как три змеиные кольца незаметно удушают наши душевные силы.   

Незаметны они потому что искусно маскируются под эти силы и с дьявольской хитростью выдают себя за наше собственное  я.

Страстное желание первенства, превосходства и возвышения себя над другими как голова поднимается над тремя кольцами  этого змея.

Умная, раздражительная и желательная  силы  не только удушаются кольцами  самомнения, себялюбия и своеволия, но ещё и порабощены этой гордой главой, возымевшей власть над всеми тремя силами.

Змей этот обращает  энергии трёх наших душевных сил на удовлетворение тщеславия, сластолюбия и сребролюбия, заставляя их питаться тем, чем он сам проклят питаться вечно, - прахом.

Защищается этот змей щитовидным панцырем   с а м о о п р а в д а н и я,  внешними шипами которого является осуждение ближних и ропот на Бога.


                Откуда возник в глубине нас этот змей? 

Начало этого фальшивого эгоистического я было посеяно в душе первых людей дьяволом через змея как вера в возможность счастливого самостоятельного существования, независимого об Бога ("Будете как боги...") и как желание осуществить его.

Этой льстивой ложью, всеянной в душу человека,  дьявол внёс раскол между человеком и его Творцом. И человек  потерял благодатную способность соединяться душою с Богом, быть с Ним единым целым, обретать в Господе полноту своей жизни.

Христос  вернул нам возможность обрести в Нём нашу целостность, нашу  истиную божественную полноту.

Вот что об этом пишет  прп. Макарий Великий: «Как скоро Адам преступил заповедь, – змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа. И Господь говорит: всякий, кто не отвергнется себя самого и не возненавидит душу свою, не Мой ученик (Лук.14:26); и: «любяй душу свою погубит ю» (Иоан. 12:25).

Ибо грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов. Посему, кто исполняет хотения души своей, тот исполняет хотения сердца; потому что душа с ним связана и соединена. Поэтому, кто покоряет душу свою и гневается сам на себя и на пожелания, какие в нем есть, тот подобен покоряющему град врагов своих и сподобляется прийти в добрую меру духа, и Божественною силою восприемлет в себя   ч и с т о г о   ч е л о в е к а,   и делается чем-то большим себя самого, потому что такой обожается уже и соделывается сыном Божиим, приемля в душу свою небесную печать. Ибо избранные Божии помазуются освящающим елеем, и соделываются людьми сановитыми и царями.» (прп. Макарий Великий, беседа 15)

      Природа этого змея

Итак, змей, живущий в нас как вторая душа, по своей природе является  д ь я в о л ь с к о й    л о ж ь ю,   поселившейся в душе и отравляющей её. В основе этой лжи лежит клевета на Бога и лживая лесть человеку. 

    Обнаружение своего злейшего врага, скрывающегося внутри нас.

Поэтому преподобный Макарий Египетский советует всякому вступившему на путь духовной жизни  обнаружить и  хорошо рассмотреть  в глубинах своей души чуждое и враждебное этой душе начало, которое находится "при душе" "как другая душа". 

«Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха - уму твоему, и рассмотри этого, на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей; потому что сердце есть необъятная бездна. И если убьешь сего змия; то хвались чистотою пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся и грешный, умоляй Бога о тайных твоих.» (прп. Макарий Великий)

Этот змей злейший и коварнейший враг, которого мы принимаем благодаря его невероятной хитрости  за   с а м и х   с е б я.  В нём сосредоточены  главные корни всех страстей. 

Этот змей  гордости, как уже было сказано, тремя  кольцами самомнения, себялюбия и своеволия  обвился вокруг трёх сил души  (умной, желательной и раздражительной), не позволяя этим силам выполнить заповеди любви, единственно способные сделать нас счастливыми.

Этими кольцами  он  удушает нашу душу, не давая ей дышать благодатью Святаго Духа.

В миру хорошо подметили  удушающее воздействие жадности и приступов гнева. "Жаба душит" "задыхаться от гнева" и т. д.   Однако жадность  и гнев душат явно, а самомнение, себялюбие и своеволие - тайно.

Можно побороть в себе порождения этого змея: чревоугодие, сладострастие и сребролюбие, однако змей гордости от этого не ослабеет и будет по прежнему незаметно удушать  три силы души. Поэтому вся борьба с  Божией помощью должна быть направлена в первую очередь против змея гордости, его главы  и трёх удушающих колец.    

    Главная тайна зла скрывается в нас.

Увидеть в себе это злое начало, выдающее себя за нашу самость (личность, персону), и постоянно замечать её сокровенное действие, определяющее наше поведение, значит открыть   с а м у ю   г л а в н у ю   т а й н у   з л а,   прячущуюся от нас  в глубине нашей души как хитрый змей и главный союзник дьявола.

Искоренить в себе эти злые навыки (самомнение, себялюбие, своеволие, желание первенства и возвышения или главенства), ставшие нашей испорченной природой, всё равно что отсечь тайные корни всех страстей, а значит и грехов.


     Характер борьбы с коренными страстями.

Однако отсечь эти тайные корни всех страстей одним волевым усилием невозможно.  Для того, чтобы  избавиться от страстных навыков необходим постепенный  долгий,  систематичный  и   т я ж ё л ы й   труд над собой. Однако труд этот не только тяжёлый, но и очень увлекательный, полезный и  благодатный, потому что в нём помогает нам сам Господь. Помогает Он и в во всяком ином благом труде, однако в этом - особенно.

       Борьба с фальшивой самостью и возвращение к своему истинному "я".

     Ложное представление о себе.

Итак, в результате ошибочного отождествления себя с самомнением, себялюбием  своеволием и желанием первенства и возвышения, ставшими нашей испорченной природой, у нас сформировалось ложное представление о себе.

      Наша истиная сущность, дарованная нам во Христе.

Истинная же наша сущность открывается нам в осознании божественной жизнью самой себя, которое даровано нам во Христе. Это осознание  развивается  в нас через евангельские притчи, через внимание к жизни Спасителя, образ и примеры её, постепенно восходя многими озарениями к духу Христову, который и есть это осознание.

       Что необходимо для принятия этого дара?

Однако кроме озарений, даруемых Господом нужна и наша внутренняя работа, борьба с тем, что мы раньше считали самим собою, то есть борьба с ложным отождествлением себя с самомнением, себялюбием, своеволием и желанием первенства и превосходства. На место, занятое этим ложным представлением о себе и приходит осознание себя во Христе, даруемое нам свыше как истинное счастье.

Поэтому Святые "восставали на себя как на врага", то есть как со злейшими врагами боролись со "своим" самомнением, себялюбием и своеволием и оставили после себя подробное руководство в этом самом трудном деле, то есть о том как тремя силами души прилепиться в молитве, таинстве Причастия и богомыслии к Богу и от этого духовного соединения рождать добро-детели*, спасительные для души. Об этом подробнее рассказано  в статье "Спасение, его цель методы и средства".

----------------
* Добро-детели – «добро» «делающие» душе.


                Приложение (Терминологический аспект)

Слово "гордость" многозначное. Во избежание недоразумений, возникающих  из-за этого у современного читателя при чтении статьи, помещаю ниже определение того, что в настоящей статье подразумевается под гордостью.

Когда Святые Отцы пишут о гордости, они имеют в виду либо высокоумие, приписывающее себе дары, полученные от Бога, либо чувство своего превосходства над другими, либо страстное желание этого превосходства.

Это позволяет нам определить  гордость как  комплексную страсть, в полном своём развитии имеющую три составляющие:

1) Высокое  м н е н и е   о себе (самомнение, высокоумие, "искренняя уверенность в своем превосходстве"*), которое проявляется в уме.

2)  Самодовольное  ч у в с т в о   своего превосходства и возношения над другими, которое проявляется в чувстве. (Оно отличается от тщеславия тем, что порой не нуждается  в положительном мнении и похвалах других, вполне довольствуясь самомнением).   

3)  Сильное  ж е л а н и е   (жажда) постоянного превосходства  и возношения над другими, которое проявляется в воле. Cамым распространённым и незаметным проявлением этого желания является своеволие, то есть желание, чтобы всё было по моему. В своеволии выражается наше сильное желание  иметь постоянное превосходство своей воли над волей других людей и волей Божией.

Высшая  степень жажды своего  превосходства это  желание равенства Богу и независимости от Него вплоть до богоборчества или отрицания  существования Божия.


Рецензии
Есть девичья гордость и подобное. А есть гордыня идолов самих себя - фарисеев саркофагов окрашенных. Иначе двусмысленно.

Моисей для Бога "самый кроткий человек на земле". А для фараона мира сего - самый гордый и самый дерзкий. Хотя на самом деле дерзновенный. Иначе у вас двусмысленность.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 12:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дмитрий.

С одной стороны Вы правы: есть чувство гордости и есть гордость как страсть. Гордыня – это высшая форма гордости как страсти. В настоящей работе, религиозной по своему характеру, имеется в виду прежде всего второе значение этого слова. Это видно из описания составляющих гордости. Аскетическая литература пишет о гордости прежде всего в этом значении. То есть это давняя традиция, насчитывающая столетия.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   19.04.2023 13:51   Заявить о нарушении
Во первых может быть не очень хороший перевод вместо гордыни слово гордость. Тем более в России с постоянным соблазном крепостничества. И обвинений от саркофагов окрашенных фарисеев и фараона мира сего на Кроткого Моисея в гордости. И на духовных младенцев мужского пола в народе.

Потом по Св Иоанну Мосху совершенное духовное высказывание таково, что не может быть превратно и во вред понято без злого умысла к тому (но даёт полезную палитру смыслов для людей). По моему у вас не совсем так.

Кроме того есть ещё таинственность и у фарисейской тайны беззакония. Если вы и им угождаете, то за бремена неудобоносимые свои сатана фарисей мог что-то обещать с 666 и вам. Такой "внутренний враг", как вы говорите.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 14:44   Заявить о нарушении
С другой стороны, встаёт вопрос: насколько чувство гордости свободно от страстного начала. Однако это отдельная тема, которая требует особенного исследования.

Поэтому я предпочитаю выражению "Мы гордимся подвигами наших отцов"- "Мы свято чтим подвиги наших отцов". Хотя А.С. Пушкин в своё время и писал, что «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…». А словосочетанию "девичья гордость" я предпочитаю "девичья честь", так же как и Вы предпочли словам "гордый" и "дерзкий" в отношении Моисея "дерзновенный". Однако я никому не навязываю свою точку зрения.

Владислав Плеханов   19.04.2023 14:45   Заявить о нарушении
Вы пишете: "Во первых, может быть не очень хороший перевод вместо гордыни слово гордость." Однако переводили святые люди и ни одно столетие. И никому не пришлов голову, что перевод плохой ("megalopsychi", "superbia" - по русски "гордость").

Ваши предположения в отношении меня в последнем абзаце мне не совсем ясны. Что Вы имеете в виду?

С уважением,

Владислав Плеханов   19.04.2023 15:08   Заявить о нарушении
Святых отцов есть разные переводы. Хорошие и не очень, когда шлифовали "как бы чего не вышло". Близкие к тексту или по смыслу или не очень.

Даже в словах, которые вы приводите правильно переводить гордыня. Megalo-physis - очевидно речь идёт об уродском искажении кроткой и дерзновенной человеческой природы. В сторону величины и или диспропорции. Даже было бы лучше, чтобы было слово более яркое такое в русском, чем даже гордыня.

Superbia - тут есть высокомерие и надменность и суетность в этом латинском слове. И также смысл ложной блистательности от чуждого лжесвета. Опять же уродливые девы без елея в светильниках. И богач блистательно пиршествовавший недостойным причастием жизни. А не просто "гордость".

Как раз эти слова в оригинале обличали бы крепостничество в частности, и не несли бы двусмысленности против "воздыхания всякой плоти о свободе сынов".

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 15:34   Заявить о нарушении
Если megalo-psychi - то же в смысле искажения черт и красок личности, лица, а не природы. Опять же вне имени-живой иконы в книге жизни Агнца причастие.

Тогда как гордость вне контекста - это не искажающая картина болезни. А просто одна из энергий палитры энергий человеческой природы. Возможно при ряде обстоятельств сама по себе и удобопреклонимая во зло гордыни и этих слов ещё более характерных о злокачественной проказности внутри и снаружи "все тайное станет явным". Но не злая изначально просто гордость.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 15:42   Заявить о нарушении
Например Максим Исповедник толкует самолюбие Елисея пророка в милоти служения Ильи, как такую медведицу в хорошем смысле. Когда он говорит "Боже, если я правда твой пророк, то накажи их". Потому что есть и искупление "животным" - энергиям природы в плате Петра апостола "то, что Бог очистил, ты, Петр, не почитай нечистым".

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 15:45   Заявить о нарушении
Ага, чтобы понимать слова подвижников надо самому быть хоть сколько подвижником по лицам. Стяжавшим елей Благодати без уродства внутри.

Иначе "но Он (Слово) не вверял себя им, зная, что в человеке". Вы просто вне контекста действуете "буквой убивающей" как сей фараон. И обрезанием смысла как будто на Писании покрывало Моисея по прежнему. И "а им остальным только в притче".

Сатана - это прежде всего лицемер-фарисей так препарирующий лицемерно творение и благие чувства созданные Благим Творцом. Чтобы обвинить и Иова, как его лжедрузья в гордости. И Творца. Как виновника зла и несовершенного создателя, вместо себя.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 15:52   Заявить о нарушении
У Афанасия Великого сатана как раз и есть отпадающий мысленный помысел внутри Евы быть идолом самой себя, фарисейкой в Творении. Но для этого надо лицемерить, чтобы так исказиться. Но Ева устыдилась, а Иуда Искариот нет.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 15:56   Заявить о нарушении
Или например на французском гордость и гордыня вообще не однокоренные слова: fierte/ и orgueil. И fierte/ вообще не говорится в негативном смысле. Наоборот. На французском скорее логичнее сказать если бы сатана был горд в хорошем смысле, то не позволил бы себе так низко пасть, как Иуда Искариот и Каифа со своего достоинства апостола и первосвященника мужа.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 16:14   Заявить о нарушении
Потому что как раз Еву чувство стыда, можно сказать созвучно чувство в том числе достоинства и ощущение его утраты заставило опомниться и не последовать до самого конца совету змия.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 17:24   Заявить о нарушении
+достоинство образа и подобия Кроткого Бога

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 17:27   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий.

Во избежание ненужных споров по поводу значения слова "гордость" поместил в конце статьи дополнение, в котором я разъясняю свою (да и не только свою) терминологию. В этой работе я ограничиваюсь только этиим значениями этого слова, не затрагивая других.

Приложение (Терминологический аспект)

Слово "гордость" многозначное. Во избежание недоразумений, возникающих из-за этого у современного читателя при чтении статьи, помещаю ниже определение того, что в настоящей статье подразумевается под гордостью.

Когда Святые Отцы пишут о гордости, они имеют в виду либо высокоумие, приписывающее себе дары, полученные от Бога, либо чувство своего превосходства над другими, либо страстное желание этого превосходства.

Это позволяет нам определить гордость как комплексную страсть, в полном своём развитии имеющую три составляющие:

1) Высокое м н е н и е о себе (самомнение, высокоумие, "искренняя уверенность в своем превосходстве"*), которое проявляется в уме.

2) Самодовольное ч у в с т в о своего превосходства и возношения над другими, которое проявляется в чувстве. (Оно отличается от тщеславия тем, что порой не нуждается в положительном мнении и похвалах других, вполне довольствуясь самомнением).

3) Сильное ж е л а н и е (жажда) постоянного превосходства и возношения над другими, которое проявляется в воле. Cамым распространённым и незаметным проявлением этого желания является своеволие, то есть желание, чтобы всё было по моему. В своеволии выражается наше сильное желание иметь постоянное превосходство своей воли над волей других людей и волей Божией.

Высшая степень жажды своего превосходства это желание равенства Богу и независимости от Него вплоть до богоборчества или отрицания существования Божия.

С уважением,

Владислав Плеханов   19.04.2023 17:57   Заявить о нарушении
Вы смешиваете мысли отцов подвижников вне контекста подвижничества и свои.

Змей-внутренний помысел фарисейский и прельстил Еву душу тем, что Бог де превознесен над творением, а творение ущербно де в богпознании. А значит Он недобр де вместе с заповедью жизни значит де необязательной.

При том как раз и вплел свою неправоту в рассуждение о правильной заповеди.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 19:38   Заявить о нарушении
Но Евангелием показывает, что не вознесен и полностью доступен творению через Благодать, а творение не ущербно и полностью на равных сотворчествует во всем с Кротким Божеством.

Разрушая яд змея-фарисея.

Иначе в неравенстве страдание по Василию Великому

И Учитель отвечал "а если сказал бы, что не знаю Отца, то был бы лжец подобный вам". И говорить что нет ощутимо стяжающих Благодать - нечестие хуже ереси по Нов Богослову.

Вы остаетесь по прежнему двусмысленны.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 19:42   Заявить о нарушении
По моим ощущениям вы фарисейскую праведность отчасти проповедуете.

Опять же у Павла "не делайтесь рабами никому никогда, за вас заплачено дорогой ценой,"

И по святым Логос во плоти искупитель и ума. И эта дружба ума с Логосом ценна и свидетельствует и о правоте чувств. А не сомнительные экстаза тетушек фанатичных и подобное.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 19:47   Заявить о нарушении
Младенцы мужского пола, которых уничтожить ищет фараон фарисей саркофаг окрашенный. По Св Кириллу Александрийскому незлобивые (младенцы) нашедшие источник воды жизни в сердце умном, предстоящие с непокрытой головой. С собственным независимым созерцанием созвучным при том созерцанию остальных подобных, не компиляторы. Без 666 закваски фарисейской. А вы так этот источник света наровите назвать змием злым.

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 19:52   Заявить о нарушении
По моему вы выписывание систему, чтобы каждое движение Духа дышащего где хочет объявить можно было по прихоти (опричнинской гойда) змием...

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 20:00   Заявить о нарушении
Это кстати может быть созвучно ереси монофелитов о внутреннем закрепощении, которую патриарх Кирилл частенько прямо открыто исповедует:

http://proza.ru/go/proza.ru/2023/04/16/664

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 20:25   Заявить о нарушении
Также и чисто практически вы тоже не совсем правильный опыт объясняете. Не надо в себе всматриваться и специально искать зло, чтобы быть загипнотизированный и затерроризированым. А потом, ужаснувшись, ему же и подчиниться в лице фарисеев с бременами неудобоносимыми. И ещё других учите, как в МММ.

Наоборот Господь сказал своей подвижнице эфиопке, как душе "возлюбленная, не смотри на него так, потому что Я его победил"

Дмитрий Хохлов 2   19.04.2023 22:09   Заявить о нарушении
Или вот я тоже подумал - у вас, например, Вартимей слепец кричавший "сын Давидов, помилуй меня" подпадает под гордеца со змием внутри. Вартимей, которого затыкала толпа почитателей менее искренних. Хотя о другом слепце "не виноват ни он ни родители его", а о толпе наоборот "змии, порождения ехиднины".

То же Закхей залезший на дерево. Хотя они - младенцы мужского пола в народе.

Опять же "что услышите на ухо - проповедуйте с кровель" и "не сходите уже в дом взять чего". Не предавайте никак достоинство вашего призвания. И Господь ноги омоет от немощей человеческих "омытому только ноги омыть, потому что чист весь". А не "самарянин и бес в тебе" - это говорит правда злой змей.

Дмитрий Хохлов 2   20.04.2023 10:33   Заявить о нарушении
Или например "как ветви смоковницы весной, когда увидите все то сбывающимся - возвысьте головы ваши, потому что близко избавление ваше". Это заповедь и даётся Благодатью, а не злым змием.

Дмитрий Хохлов 2   20.04.2023 10:58   Заявить о нарушении