Дагур. MUR плечо, наружность в ав. яз

Дагур. MUR "плечо, наружность" в ав. яз.

Дагур. МУР III "плечо", МУР IV "наружность, внешность", халха-монг. МОЬР(ЭН)"плечо": ав. ГЬУМЕР [humer] "лицо,лицевая часть" (диал. ткж "нос").

Сюда же, вероятно, халха-монг. МОЬРОЬН "река".

Внешние связи: др.-греческое O:MOS, лат. HUMERUS, хатаносакское HAMARI "плечо".

Тождество уверенно перепроверяется по второму значению древнегреческого O:MOS "сырой (о мясе и плодах); незрелый, суровый, дикий, жестокий", OMOTES "сырое состояние, незрелость", ср. арм. HUM "сырой, недоделанный" и т.п..

Ср. с детальным отражением всех значений в аварских диалектах:

1.др.-греч. НЕЗРЕЛОСТЬ,арм. СЫРОСТЬ: ав.диал. ГЬУМА [HUMA] "плесень", ГЬУМАРА-Б "несвежий, тянущийся (о твороге, сыре)"

2. др.-греч. ДИКИЙ, СУРОВЫЙ, ЖЕСТОКИЙ: ав. диал. ГЬУМ "паутина, паук" c точным попаданием в японский (чаще-женский)демонический персонаж GUMONOSU/KUMONOSU, где первое означает "паук", а второе NO-SU "паутина" (ср. ав. НУСИ "паутина", НУСИРЕЧ "паук", НУС "невестка, сноха"). Предкам носителей аварского языка этот демонический персонаж паука-оборотня по всем признакам был известен. Любые случайные совпадения здесь исключены, ср. ав. НУСИ "паутина" и халха-монг. НООС(ОН) "шерсть, шерстяной". Причём ав. лексический материал вдобавок ко всему указывает на представительницу женского пола- НУС "невестка, сноха". Подробности этих мифологических представлений в Дагhестане полностью утеряны, но частично реконструируются с привлечением японской мифологии.


Рецензии