Нагрудный знак Капитана дальнего плавания

Нагрудные знаки КДП-1902, 1913,1925, 1950 гг.

Якорь символизирует надежду моряка, якорная цепь - надёжность и безопасность мореплавания, а секстан — высшую штурманскую квалификацию.

Нашивки на рукаве тужурки или погонах офицера - это подтверждение должности, но подтверждение высочайшей квалификации моряка— это нагрудный знак капитана дальнего плавания, выдаваемого вместе с дипломом.

Что бы стать капитаном морского судна нужно пройти нелёгкий путь по ступеням морской карьеры. Это получить соответствующее образование и морской опыт (стаж) необходимый для получения первого диплома штурмана (вахтенного помощника капитана), работая матросом или практикантом на судне.
А затем работая в должности 3-го, 2-го, старшего помощника капитана, приобретать соответствующий опыт и знания для получения диплома капитана, дающего право командовать судном. Перед каждой ступенькой следующей должности, обязательно пройти проверку в специальной квалификационной комиссии для подтверждения необходимых знаний.
Такой путь занимает несколько лет и определён специальным морским законом – Международной Конвенцией о подготовке и дипломированию моряков.

В Российском коммерческом флоте в 1903 г. были введены звания капитана 1-, 2-, 3-й 4-го разряда.

В 1909 г. введены четыре морских звания:
-Штурман малого плавания
 Капитан малого плавания.
-Штурман дальнего плавания.
-Капитан дальнего плавания".

Закон устанавливал: лица, получившие судоводительские знания, проплавав полных пять лет, могут быть представлены к награждению званием "Капитан I разряда". Звание "Капитан I разряда" приравнивалось звание капитана дальнего плавания
.
Знак "Капитан дальнего плавания"- имел свой исторический аналог, который носили офицеры штурманской специальности.
Нагрудный знак офицеров штурманской специальности (утверждён 13 июня 1913 г). -
Знак имели право носить: офицеры, успешно окончившие временный штурманский класс и получившие звание штурманского офицера 2-го разряда, офицеры, не прошедшие курса Штурманского Офицерского класса, но имеющие звание штурмана 1-го разряда, офицеры окончившие Гидрографический отдел Морской академии и успешно сдавшие экзамен после практического плавания вместе со слушателями Штурманского Офицерского класса, начальник Штурманского Офицерского класса и преподаватели.

В 30-х годах знаки были изменены:

«ПРИКАЗ НКПС СССР.
№ 6619 18.02.1925 г. г. Москва,

«Об установлении нагрудных знаков для лиц, имеющих звание или приравненных в правах: капитана дальнего плавания МТФ, штурмана дальнего плавания МТФ или судового механика первого разряда МТФ».

1. Лицам, имеющим звание или приравненных в правах: капитана дальнего плавания МТФ, штурмана дальнего плавания МТФ или механика первого разряда согласно Постановления СНК СССР от 2.08.1924 г. о судоводителях и судовых механиках морского торгового флота, присваивается к ношению особые нагрудные знаки на правой стороне груди.
Примечание: Звание определяется имеемым на руках дипломом или практическим свидетельством для судовых механиков.
2. Знак имеет овальную форму и состоит: из якоря системы Морелля вокруг которого обведена якорная цепь. Между штоком и лапами на веретене якоря помещается соответственно:
1) золотой секстан или 2) картушка белой эмали с румбами черной эмали, обод картушки золотой или 3) золотой трехлопастной винт, две лопасти которого упираются в лапы якоря. Якорь и цепь, оксидированные черные. Высота знака 5 см, наибольшая ширина 3,7 см, выпуклость – 1см.
3. Капитану дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым секстаном.
4. Судовому механику 1 разряда морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым трехлопастным винтом.
5. Штурману дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с картушкой компаса.
Зам. наркома ПС Правдин
Зам. начальника ЦАУ Берман.»

Такой нагрудный знак с якорем Морелля, я видел в 1959 году у Ивана Федоровича Иванова- капитана-наставника ЧМП.

В послевоенные 50-е годы прошлого века --эти знаки немного видоизменились (так, появился СЕРП и МОЛОТ, изменился вид якоря и т.д.), и знаки стандартизованного образца стали присваивать---
1-"Капитан (Штурману) дальнего плавания"-присваивается нагрудный знак с золотым секстаном.
2- "Механик 1 разряда (Главный Механик)"-присваивается нагрудный знак с золотым трёхлопастным винтом.

Постоянное ощущение ответственности за экипаж, груз, судно, психологические и физические нагрузки, которым подвергаются капитаны, впоследствии могут явиться причиной многих заболеваний. По мнению врачей, нервное напряжение может быть чревато множеством заболеваний и отклонений. В особенности это касается печени. Печень, в первую очередь, ощущает на себе пагубное влияние, которое оказывают постоянные стрессы.
Нагрудный знак КДП носиться на правой стороне груди (традиционно, не выше первого ряда пуговиц- над печенью). Поэтому, некоторые капитаны, выйдя на пенсию, называют этот знак КДП– орденом печени

P.S.1
в 1978 году, на «Дружбе» мне пришлось сделать несколько рейсов с мазутом из Венесуэлы в США, из них два рейса для тепловой электростанции на реке Гудзон, приблизительно в 60 милях к северу от Нью-Йорка.
 Вёл по Гудзону речной лоцман, которому очень понравился мой нагрудный знак капитана дальнего плавания, и он просил продать его. Начал с 20 долларов и к концу проводки остановился на 100.
Я объяснил ему, что этот знак выдаётся вместе с дипломом капитана, и поэтому я не могу его отдать. Лоцман удовлетворился меховой шапкой.

P.S.2
У лётчиков- командир воздушного судна- 4 нашивки. Нагрудный знак-крылышки, в центре-1 класс.


Рецензии
А я получил первый разряд рефрижераторного механика.
Их ввели в начале 70 годов.
А вот нагрудный знак с Дедом Морозом мне не дали...
Печалька.
С улыбкой
Виктор.

Виктор Москвич   21.04.2023 10:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Сейчас уже все в прошлом, а Деда Мороза можно было придумать и добавить.
С уважением Леонард П.

Леонард Позолотин   21.04.2023 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.