Мысли на заметку. 7 июня 2016 года

       Если задумаешься, Кант и Шопенгауэр (вместе с Платоном) открыли не так много. Подумаешь, кто не знает, что отражение в зеркале в корне отличается от того, что зеркало отражает. Проще сказать, отражение предмета — отлично от самого предмета. В создании отражения участвует не только отражаемый предмет, но и зеркало, которое этот предмет отражает.

       В создании отражённого образа мира задействован не только отражаемый мир, но и органы восприятия, управляемые мозгом. То есть моё видение мира — это всегда обоюдная взаимосвязь между мной и миром. Весь вопрос заключается в том, где поставить разделительную черту между мной и миром.

       Первый вариант: и мозг, и органы восприятия — это всё «Я», и граница между мной и миром (между «Я» и «не Я») проходит по границе моего тела.

      Второй вариант: и мозг, и органы восприятия — принадлежат миру, а граница между мной и миром проходит между сознающим началом (не телесным, не вещным) и мозгом, а далее — телом.

       По сути дела, это вопрос об опыте. Отношение с миром через мозг — это опосредованный опыт. Посредником является мозг с органами чувств и восприятия. Отношение между сознающим «Я» и мозгом — это непосредственный опыт. Именно этот опыт можно назвать отношением между «вещью в себе» и «миром явлений».

       Внутренне мы сознаём себя собой: чистый субъект, до всяких восприятий и чувств. Внешне это воспринимается нами как всё живое, вечно становящееся и развивающееся, реализующее волю к жизни.

       Время, пространство и причинность принадлежат не мозгу и не миру, они есть форма взаимосвязи между мозгом и миром. Становление самого мозга и органов чувств — это тоже опыт, поэтому время, пространство и причинность не могут быть нам даны a priori.

       A priori (до опыта) существует только чистый субъект, который может стать бактерией, растением, животным, человеком, Эйнштейном и Толстым — кем угодно.

       Безотносительна только сознающая сущность. Всё остальное как-то относится к ней; всё остальное, следовательно, — относительно.
 
       Все смерти, которые были и которые будут, это формы возобновления отношения между сознанием и многочисленными формами сознания, а также отношение форм сознания между собой.

       A priori нам даны не время, пространство, причинность, а способность создать «смысловую вселенную». Так или иначе субъект определяет смысл, а смысл уже порождает всё остальное. Отношение «Я» с «не Я» в форме пространства, времени и причинности несёт какой-то смысл. И этот смысл реализуется в форме того мира, который мы знаем и который мы способны осмысливать. Реализуется осмысленность как форма бытия.

       Бог — это всегда крайний предел, доступный нам как изнутри, так и снаружи. Это и есть тот абсолют, который возникает из понимания относительного.
       _________________

       [...].

       Не ходил. Холодно, обещали в ночь заморозки.

       [...].
       _________________

       Днём спал, и стало очевидно, когда проснулся, что пространство, время и причинность — это не формы нашего восприятия, а это формы взаимоотношения субъекта и объекта. (Другие субъекты тоже выступают как объекты.)

       Любая связь не определяется одной стороной, но всегда двумя (или больше).

       Выходит, не правы ни идеалисты, ни материалисты.

       Связь не возникает сразу, она проходит этапы становления. Последние тысячи лет человек не менялся, менялось его взаимосвязь с миром. (Абстрагирование.)


Рецензии