Штрихи к Портрету мастера. Уроки мастера
Главной особенностью его занятий - было ощущение абсолютной свободы от какого-либо плана. Казалось, что преподаватель не придумал еще, что он собирается предложить студентам сегодня. Урок мастера начинался еще до его появления в классе.
Основатель МХАТа К.С. Станиславский говорил: “Театр начинается с вешалки.” Уроки К.Н. начинались с предыгры, Уже на подступах к классу, за дверью, можно было услышать голос мастера:
- Здравствуй, здравствуй, милочка, - говорил он кому-то. Или - Рад видеть тебя, дружок. Позже зайди на кафедру.
После непродолжительного шарканья, широко распахивалась дверь в класс и на пороге возникла сутулая фигура преподавателя. В одной руке он держал легендарную авоську набитую нотами, рецензиями, отзывами - одним словом всем тем, что бог послал ему на ту пору. В другой руке - был отвратительного вида зонт. Учитель ловким движением “стряхивал” у порога калоши, делал он это только в тех случаях, когда очень спешил. Обычно свои “клоунские атрибуты” он оставлял в гардеробе, под лестницей.
Где сейчас овеянные славой вещи мастера? Сохранил ли их кто-нибудь? А может они, побитые молью, и присыпанные изрядным количеством пыли, валяются где-нибудь на антресолях? Или давно уже “покоятся” на одной из Петербургских свалок?
Когда ж и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, вещи, вещи! Где вы ныне?
Там, где умершие мечты.
Как жаль, что никому не пришло в голову создать “Музей вещей”, принадлежащих плеяде легендарных театральных педагогов, работавших в разные годы в институте на Моховой. Жаль, что уже никому не придет в голову сочинить очередной песенный опус типа:
А в музее Ленина
Два пальто простреленных,
Два костюма стареньких,
Да пара башмаков.
Да кепка, да ручка,
Да больше НИЧЕГО.
Как было бы здорово прийти в такой музей и увидеть знаменитые калоши и авоську мастера, лицезреть недельный набор джемперов Аркадия Иосифовича Кацмана, незаметно прикоснуться (не дай бог, чтобы кто-то заметил из персонала музея) к расческе мэтра, которой он тщательно укладывал крашеные волосы на своей гениальной голове. Всласть полюбоваться коллекцией клетчатых фуражек Георгия Александровича Товстоногова. Близко увидеть в тяжелой оправе, с толстыми стеклами очки, через которые Его театральное величество смотрело на своих подданных.
После короткой эпохи И.Э.Коха - известного спортивного фехтовальщика, в зрелые годы решившего
переквалифицироваться в театрального педагога и заведующего кафедрой сценического движения, наступила длительная эпоха Кирилла Черноземова - выдающегося преподавателя по пластике. Легендарного педагога знало несколько поколений студентов, аспирантов, актеров, режиссеров и просто людей интересующихся театром.
Дерзкий и отчаянный дух мастера долго витал в стенах института и его окрестностях. Не было ни одного театра в Ленинграде , где бы не работал К.Н. Он был нарасхват и умел работать в любом качестве: режиссером по пластике, фехтованию, этикету, балетмейстером и просто драматическим режиссером своих оригинальных спектаклей. Ему были под силу все жанры, казалось, эпохе Черноземова не будет конца.
Но вернемся в класс. Мы его оставили у порога.
Избавившись от калош, он приветствует студентов и шаркающей походкой направляется на кафедру, здоровается с концертмейстером Еленой Борисовной Фирсовой, старушкой преклонного возраста, выуживал из своей авоськи ноты и вручал ей со словами:
- Извольте посмотреть, баронесса...
Просмотрев ноты, Елена Борисовна давала указания, какую музыку лучше использовать сегодня на уроке. К.Н. никогда не спорил и полностью полагался на ее вкус.
Почти каждый урок К.Н. начинался с короткой беседы о профессии актера и режиссера. Кафедрой для бесед был рояль. Когда он направлялся к роялю, студенты уже знали - сейчас мастер будет “держать” речь.
Практическая часть условно делилась на две части: в первой - студенты повторяли пройденный на прошлом уроке материал, во второй - разучивали новые упражнения. Черноземов никогда не объяснял, как надо делать упражнение. Он просто выходил на площадку и показывал его. Студенты, стоящие за его спиной повторяли движения за ним.. Это напоминало уроки в балетной школе. В течение дня уроки чередовались: режиссеров телевидения сменяли кукольники, кукольников - актеры музкомедии, а их - режиссеры драмы. Все уроки отличались друг от друга, но на каждом можно было почерпнуть много интересного и поучительного.
Свидетельство о публикации №223042001471