Штрихи к Портрету мастера. Заключительный экзамен

Пришло время подводить итоги. Для меня это была самая сложная неделя пребывания в ассистентуре. Нам предстояло активно потрудиться в качестве преподавателей по сценическому движению и фехтованию на разных курсах актерского и режиссерского отделений. Мы должны были проводить первую половину урока - разминочную, вторую - завершали штатные педагоги кафедры. Они же, потом, и оценивали наше преподавательское мастерство.
   
    Практическая часть уроков давалась нам всем легко и это понятно, так как все стажеры имели некоторый опыт работы по специальности в своих вузах. Хорошее освоение ленинградской методики преподавания, на протяжении всей стажировки, сыграло в этом немаловажную роль.

   Настал день заключительного экзамена по теории, где решалась судьба наших научных работ. Кафедра должна была решить - имеет ли смысл продолжать работать над ними, или остановить по причине научной бесперспективности. Конечно, каждому из нас хотелось продолжать работать дальше. Нам предлагалось доходчиво, за короткий период времени, объяснить экзаменационной комиссии практическую целесообразность научной темы, прочертить ясную перспективу ее полезности в театральной педагогической деятельности.

   Закончив свое сбивчивое выступление, я ждал от комиссии дополнительных вопросов. Наступила тишина. Видя это, Мастер поправил галстук, который его тяготил, он устал от сегодняшнего экзамена и традиционного черного костюма с черной удавкой на шее. Ему явно хотелось “залезть” в удобную для него фланелевую рубашку с расстегнутыми рукавами, скинуть тесные темно-коричневые скрипучие ботинки и надеть свои, видавшие виды, “прохоря”, но надо было терпеть и соблюдать экзаменационный этикет.
 
    Учитель засопел, посмотрел на своих коллег и с хитрецой спросил меня:
  -  Перед вами сидят три ведущих преподавателя кафедры сценического движения. Могли бы вы, пользуясь теорией Бернштейна, на которой построена вся ваша научная работа, определить на каком уровне построения движений каждый из нас работает?
 
   Этим вопросом Мастер ставил меня в неловкое положение, поскольку мне надо было оценивать работу каждого преподавателя, что для стажера было неэтичным. Конечно, можно было слукавить и никого не обижая, дать для всех удовлетворяющий  ответ, но как это сделать, тогда я не знал. Дипломат из меня был никудышный. И потом - это был заключительный экзамен, и на кону стояла моя научная работа, над которой я работал около двух лет!
 
    Понимая мою нерешительность, К.Н. с теплотой в голосе, произнес:
  - Не смущайтесь, профессор. Вы наш коллега, такой же, как и мы преподаватель. Поэтому можете честно отвечать на вопрос.  Я думаю, нам будет очень интересно услышать ваш ответ. Смелее!
   
  В те годы кафедра сценического движения ЛГИТМИКа ориентировалась на научно-методические исследования И.Э.Коха, Последний построил свои методические выкладки на учении Н. А. Бернштейна - создателя “физиологии активности” и уровней построения движений. Двигательный навык по Бернштейну может быть построен благодаря строгой иерархии уровней мозга. Всего их пять. Каждому уровню подвластна своя программа выполнения действий - от примитивных действий до действий на уровне творческого воображения. Актерская и режиссерская деятельность выше Уровня “4”, поскольку отличительной чертой этих профессий является способность прогнозировать и проектировать свои (актер) и чужие (режиссер) действия на будущее. Все специфические акты человеческого поведения Бернштейн адресовал к Уровню “5”. Этому уровню предшествуют низшие уровни, на которых строится координация движений, решается логика и последовательность действий. Каждый преподаватель в своей работе проходит через эти уровни, но высшим достижением в его профессии становится Уровень “5”.
       
     На каверзный вопрос Мастера  надо было дать честный ответ. Я не стал лукавить и ответил прямо:
  - С.П. Кузнецов работает на 3 уровне (это был преподаватель по танцу), А.П. Олеванов - на 4 уровне, а вы  -  на 5 уровне!
   
   Через час мы сидели на кафедре. Кроме К.Н. - там никого уже не было. Мастер всех поздравил с окончанием стажировки и пожелал творческих успехов на педагогическом поприще. Пожав каждому руку, он сказал, чтобы мы зашли в аспирантуру и получили удостоверения  об окончании учебы.    
    
    Вечером того же дня я уже трясся на полке в поезде, уносящим меня домой. Прошло много лет, но память сохранила “Портрет мастера” и события тех далеких дней. Спасибо ей за это.
 
 
 


Рецензии