Человек-оркестр

Каждое утро мы можем наблюдать удивительную картину – рождение дня. Миллионы лет, каждый день - неповторим. Но люди перестали замечать эту красоту. Как перестали замечать неповторимость каждого человека: тысячи, сотни тысяч, миллионы – на экране, в книге, в жизни… Но однажды мы вдруг ощутим всем существом, какое необыкновенное сегодня утро: такого я ещё не видел! И так же замрём от неожиданности, открыв для себя мир человека, который встречался нам каждый день, но казался похожим на те миллионы, которые нам не интересны… Как, например,

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ КУЛЬКОВ –

«человек – оркестр»: и режиссёр, и оператор, и сценарист, и самодеятельный композитор, и музыкант, и певец, который в одиночку делает большое кино. В массе людей он кажется со-вершенно обыкновенным. Конечно, женщины его наверняка замечают: красивый, стройный, интеллигентный, очень приятный в общении. Не бедный. Самостоятельный. Одарённый. И так далее – список достоинств можно продолжить. О его достоинствах и успехах в мире кино написано столько, что пришлось потратить не один день, чтобы прочитать, осмыслить, выделить главное, чтобы донести это главное до того, кто будет читать очерк, самое главное, и поближе познакомить земляков с тем, кто много лет живёт рядом.
Многие, конечно, о нём слышали, кто-то знаком с ним даже лучше автора этих строк. Ещё бы не знать! Он – единственный не только из Балашова – из всех провинциальных городов России – кто решился в одиночку делать настоящее кино!
Просмотрев только часть публикаций из местных, областных, столичных газет и журналов, поняла, что сказать что-то новое о Кулькове, состязаясь с маститыми журналистами, киноведами и критиками, мне будет не просто. Огромные развороты с броскими, иногда ироничными названиями: «Партизан» из Балашова удивил самого Михалкова», «Малый переулок большого кино», «Поезд «Балашов – Канны» прибывает на первый путь», «От Хопра – «К берегу пятого океана» и пр. Впору – отказаться.
Но, всё уже закрутилось! Встреча была назначена, отступать некуда. Конечно, герой будущего очерка мне тоже был давно знаком. Как ни странно, заочно. То есть, по тем же публикациям, по слухам – город-то маленький, всё у всех на виду. А вот фильмы нашего весьма известного земляка в родном городе мало кто видел. Не потому, что не хотели, а потому, что не помогли Игорю Владимировичу устроить большую и интересную встречу со зрителем. И сейчас – не поздно! Будем надеяться, что мы ещё сможем посмотреть все работы талантливого кинотворца.
И.В. не в восторге от того, что о нём пишут. Говорит, что многое искажают. Решила исправить «грехи» авторов публикаций, и всё, что вы прочтёте далее – почти конспективная запись нашего разговора с Игорем Кульковым. Правда, в некотором сокращении, т.к. для четырёхчасовой беседы места нам просто не хватило бы.
Но, начну всё-таки с того, что написано о Кульковых – отце и сыне - до меня. В книге «Большой, как солнце, Балашов» учёный – краевед, профессор БФ СГУ Вахрушев В.С. приводит отрывок из книги другого нашего земляка – известного во всей стране поэта Н.Е. Палькина: «Его (В. И.) сын Игорь Кульков, окончивший филфак местного пединститута, тоже не посрамил главу семьи, но только совсем в другой сфере культуры. Он стал самодеятельным кинематографистом. Преодолев невероятные трудности разного рода, Игорь создаёт ряд художественных кинолент то серьёзного, то развлекательного плана, самостоятельно выходит с ними на кинорынок и удачно продаёт их некоторым дистрибьютерам, в том числе и зарубежным. Это просто удивительный случай! (с. 230). Чем известен отец Игоря Владимир Иванович, расскажем в отдельном очерке.
Итак, родился 15 июля 1962 года в Балашове. Основная сфера деятельности – кино. Несмотря на то, что сегодня кино создаётся огромными коллективами, Игорь считает его авторским делом. «Надо успеть и суметь снять то, что есть во мне – в сознании и душе», - говорит Кульков. 20 лет он занимается только кино. Сняты десятки документальных лент о жизни города. Немало роликов посвящено жизни балашовской епархии: праздникам, важным событиям, строительству храмов.
Кино произвело огромное впечатление ещё в очень раннем возрасте, после первого же посещения кинотеатра. В 4-5 лет уже собирался снимать кино. Это случилось после того, как отец провёл его в кинобудку, и Игорь увидел, как показывают кино. В 6-7 лет рисовал мультфильмы, ещё не зная, что такое раскадровка.
Когда на пятёрки закончил первый класс, отец принёс старенький киноаппарат «Ук-раина», и юный киношник уже смог дома монтировать фильм. В 10 лет в доме появилась любительская кинокамера. С этого момента снимал домашнее кино.
В 14 лет познакомился с Александром Александровичем Алаевым. Он вёл кружок в Доме пионеров, и к тому моменту сделал уже несколько игровых фильмов. Стал дружить и сотрудничать с Алаевым. Попросил у него камеру получше. Увлечение не прошло и тогда, когда окончил школу. 4 раза поступал во ВГИК. Первые два раза просто не принимали всерьёз – слишком молод. Отдавали предпочтение людям с опытом. Конкурс – 300 человек на место. А принимали всего… 15! После армии вновь поехал поступать, снова во ВГИК, к Наумову. Экзамены сдал хорошо, но по конкурсу не прошёл. В четвёртый раз Наумов согласен был его взять, но « вышестоящие» оказались против. Уехал, сильно огорчившись. Но теперь понимает, что это, может, и к лучшему: сохранил свою индивидуальность.
Стал писать сценарии. Первый сценарий назывался «День шестой» - о проблемах мо-лодёжи, о событиях в Афганистане, где гибли наши ребята. Тема оказалась под запретом – слишком больная, слишком актуальная. Сценарий не взяли, несмотря на положительные отзывы. Потом ещё была сказка «Чёрный всадник». Но поставить её из-за сложности воплощения можно было только в условиях Голливуда. Следующий фильм, точнее, сценарий его – «Пасмурные снега» - о дедовщине в армии. На студии Горького его взяли, но не поставили, так как грянул 1991 год.
Тогда стало понятно, что выход один: создавать собственную студию и снимать самому. Но, как снимать, когда не было не только студии, но и плёнки. Плёнки не было вообще ни у кого. Потому, что развалился Союз, поставки прекратились. Но у Игоря плёнка была! Помогли отец и местные власти: обменяли по бартеру продукцию балашовского КПТ, а точнее, куртки-дутыши, производимые швейным цехом текстильного комбината, на киноплёнку украинской фабрики «Свема».
В течение двух лет снимался фильм «К берегу пятого океана». Натурные съёмки проходили и в окрестностях Балашова, и в Крыму. На главные роли пригласил своих друзей из вокально-инструментальных ансамблей, в которых сам играл в студенческие годы и позже. В «Калейдоскопе» даже получал зарплату. Повышенная стипендия за хорошую учёбу в институте плюс зарплата – это было круто! И после армии увлечение музыкой продолжалось: играл в ансамбле при машзаводе (завод АТП). Ну, это – к слову. Закончить фильм долго не мог: не было денег, не было оборудования. Наконец, в декабре 1996 года в местном кинотеатре «Победа» состоялся премьерный показ. Наверное, это было ошибкой. На экране был преподаватель местного института. В зале – его студенты, которые не столько смотрели фильм, сколько комментировали игру обожаемого декана. Реакция была неадекватной. Как написали в одной из областных газет «Балашов пожал плечами». Но о фильме всё же заговорили. Правда, вдали от родного города. Появились отклики. Так, в журнале «Новые фильмы» он был назван «интеллигентным приколом в приключенческом жанре». В «Киноглазе», издающемся на английском и русском языках, распространяющемся не только в России, но и в США, он представлен как «авантюрная киноновелла с элементами мистики». Среди 32 лент, отмеченных жюри, фильм нашего земляка стоял седьмым. А всего на кинорынок было выставлено около 300 картин. По итогам было заключено 11 договоров на прокат фильма «К берегу пятого океана» в кинотеатрах России и некоторых стран СНГ. Оценки были очень похвальными. Выше были только у фильма «Брат». К слову сказать, на этом, конечно, поживились, кто только мог. И при прокате, и при продаже видеокассет. Много было украдено денег. Да, это всегда обидно, когда одни трудятся, а другие наживаются. Сейчас фильм реставрируется, оцифровывается, чтобы получить новую жизнь.
За два десятилетия поисков, тяжёлого труда, творчества много было неудач и побед. Много проблем. Когда была создана эксцентричная комедия, на которой можно было зара-ботать много денег, грянул 1998 год, - дефолт - который многих, в том числе и Игоря, оставил у разбитого корыта. Он был разорён. Нужно было всё начинать сначала. Ну, как не вспомнить Киплинга! Честное слово, его «Заповедь» - на все случаи жизни:

…Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только воля говорит: «Иди!»

Много было проблем и личного характера. В том числе, и смерти любимых родите-лей, которые последовали одна за другой с интервалом в месяц. И разрыв с любимой женщиной – матерью его сына Мити. Но об этом Игорю Владимировичу говорить ещё очень трудно. И мы не коснулись бы её, если бы не желание понять, как это отразится на дальнейшем творчестве И. В. Но, вернёмся к тому, что уже создано. Он – сторонник авторского кино. Типичный пример – его кинолента «Уходящая натура». Фильм весьма успешно прошёл на 25-ом Московском международном кинофестивале. На кинофестивале в Севастополе в 2005 году также завоевал популярность у зрителей.
    Уходящая натура – это и термин живописцев (главные герои фильма – два художника), это и – буквально – уходящая природа, уходящая из человеческой жизни естественность. Чем дальше человек уходит от природы, тем сложнее и бессмысленнее становится его жизнь и тем труднее выживание. Чем дальше уходит от человека природа, тем более несвободным и слабым он становится. Человек в «цивилизованном» мире – раб. Раб государства. Раб техники. Раб денег. Раб правил, которые зачастую идут против природной сущности человека. Этот сюжет воспринимается как жизненная концепция автора. Это находит подтверждение и в его ответе на заданный мной вопрос: «Почему Вы не в Москве?» «Потому, что я люблю свой город. Уютный, спокойный, дающий возможность творить, созидать». Свою новую киностудию Кульков выстраивает в живописном уголке, в сосновом бору, в окрестностях родного города Балашова.
Кстати, к определению персонажа «человек – оркестр», использованное в начале очерка, можно смело добавить, что Игорь ещё и строитель – универсал. Слово «выстраивает» здесь употреблено и в переносном смысле, т.е., воплощает идею авторского кино. И в прямом: кладка стен, все столярные, слесарные и отделочные работы выполнены полностью им. Вывод:
 идеи есть. И силы, и знания, и талант – тоже. Осталось пожелать удачи!
Январь 2015 В. Ильина

При написании очерка использованы многочисленные публикации,
наиболее значительные из которых приводятся ниже:
В. С.Вахрушев «Большой, как солнце, Балашов»: Издательство «Николаев», 2006. – 264 с.
Евгений Зыков «Студия «Киноверфь» PROкат +, № 1 январь – февраль 2006, с. 52
«Уходящая натура» - рекламный проспект «Союзкинорынок», с.55.
Российские кинопрограммы – 2003. ХХV Московский кинофестиваль. Анонс фильма «Уходящая натура».
Киномеханик - № 9 2003 г. «Уходящая натура», с. 37.
«Новые фильмы» - ежемесячный информационный журнал, № 8 – 1998. Мировой рекорд, с. 8.
Александр Тишков «От Хопра – «К берегу пятого океана». Саратовские вести, 11 декабря 1997 г.
Евгения Синёва «Малый переулок большого кино». – Саратовский Арбат, № 8, 19 февраля 2003.
Наталия Котова «Кино, которое мы обретаем». – Неделя области, № 37 (46), сент. 2003
Надежда Андреева «Поезд «Балашов – Канны» прибывает на первый путь».Проспект – медиа, № 95 (1025), 2005
Анастасия Чертова «Партизан из Балашова удивил Михалкова». – Родной Саратов, № 8, 24 февр. 2010.
Светлана Бочарова «Уходящая натура». – Независимая газета, № 19 (3123), 2004, с.!6
В основе очерка – запись беседы автора с Кульковым И.В.


Рецензии