Россия с доисторических времен
На первый взгляд формулировка «доисторическая Россия», как предмет исследования кажется некорректной, но не на пустом месте возникают государства. Имеются определенные связи современных этносов здесь с теми, что проживали в далеком прошлом.
Место России в мировой истории, в зависимости от принятия той или иной концепции ее развития, оценивается по-разному. От извечного отставания и необходимости догонять западную цивилизацию, которой придерживаются сторонники западнических концепций, до отнесения России к обществам восточного типа. Вариантом такой точки зрения является признание России азиатско-европейским государством, изначально восточным, стремящимся периодически избавляться от всего западного, как чуждого и наносного ее народам.
Отдельно рассматриваются широко обсуждаемые в прошлом концепции славянофилов и сторонников самобытности России, последователей старца Филофея, провозгласившего, как считается в XVI веке: «Москва – третий Рим».
Русские евразийцы несколько иначе представляли российскую самобытность. Согласно их концепции, Россия есть особый евразийский мир явившийся, как результат синтеза Востока и Запада.
В статье предлагается взглянуть на Россию с позиций евразийцев, но изменив точку отчета русской истории, начав с доисторических времен. Сделать это непросто в виду отсутствия письменных источников III – II тыс. до н.э. Зато имеются косвенные указания на происходившие события из результатов археологических и других исследований, в том числе работы археогенетиков.
Доисторические времена материковой Евразии
Один из создателей идеи евразийства России, профессор Георгий Вернадский (1887 – 1973) под названием Евразии имел ввиду не совокупность Европы и Азии, а Срединный материк, как особый географический и исторический мир (1):
«Нет «естественных границ» между «Европейской» и «Азиатской» Россией. Следовательно, нет двух Россий «Европейской» и «Азиатской». Есть только одна Россия – Евразийская, или Россия-Евразия».
Выдающийся этнограф Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992) определял границы материковой Евразии, как внутреннюю часть Евразии от Манчжурии до Карпат, ограниченную с севера непроходимой тайгой, с юга горными хребтами и Великой китайской стеной. Она, по его мнению, представляет и определенную этногеографическую целостность (2).
Это может означать, что история всех народов, проживавших здесь имеет непосредственное отношение к истории России и к русскому государствообразующему народу. Сам Л.Н. Гумилев относительно этого писал:
«В процессе этногенеза всегда участвуют два и более компонентов. Скрещение разных этносов иногда дает новую устойчивую форму, а иногда ведет к вырождению. Так, из смеси славян, угров, алан и тюрок развилась великорусская народность». (3).
Во времена позднего неолита (V – III тыс. до н.э.) в материковой Евразии происходит переход от охотничье-собирательского хозяйствования к зарождающемуся скотоводству и земледелию. Тогда же происходит распад языковых общностей и формирование современных языковых семей (индоевропейская, уральская, алтайская). Этот же период отмечен ростом мобильности и массовыми миграциями из евразийских степей в Западную Европу.
Миграции во многом стали возможны благодаря одомашниванию лошади, особенно после того, как они стали использоваться для верховой езды. Outram A. K. с соавт. считают, что уже в середине IV тыс. до н.э. население культуры Ботай, на севере современного Казахстана, потребляло лошадиное молоко и мясо, а также использовало упряжь, которая, вероятно, облегчала езду верхом (4). К середине III тыс. до н.э. верховая езда становится обычным явлением в степной Евразии. Транспортный прорыв способствовал распространению культур, языков и технологий вдоль возникавших торговых путей. Лошадь стала и основной боевой единицей.
По мнению профессора Виктора Федоровича Зайберта:
«Ботайская культура является матрицей степной цивилизации, которая дала всему миру начало конно-транспортной эры, она определила векторы развития на тысячелетия вперед» (5).
Здесь важно отметить, что одна из основателей курганной гипотезы распространения индоевропейских языков, Мария Гимбутас еще в пятидесятые годы прошлого столетия высказала предположение о миграциях населения ямной археологической культуры из Понто-Каспийских степей в Европу. А сравнительные генетические исследования останков древних людей в степной Евразии и в Западной Европе показали, что миграции носителей гаплогруппы R1b по мужской Y- хромосоме из Волго-Уральского региона в Западную Европу привела к замещению там автохтонного мужского населения. Что косвенно может свидетельствовать о силе и могуществе степных мигрантов с обладанием соответствующего этому вооружению.
Примерно в этот же период истории человечества в Южной Сибири и Саяно-Алтае проживали представители афанасьевской археологической культуры (3600 – 2500 лет до н.э.). Антропологический тип афанасьевцев называют протоевропеоидным. Генетические исследования останков представителей афанасьевской культуры показали генетическое сходство с останками представителей ямной культуры Волго-Уральского региона. Самое убедительное доказательство получено по Y-хромосомам, которые в этих культурах относятся к гаплогруппе R1b1a1a, причем в обеих преобладала субветвь R1b1a1a2a (маркер L23). Анализ фенотипических SNP маркеров указывает на то, что и внешне афанасьевцы были похожи на ямников – в обеих культурах преобладают аллели, связанные со светлой кожей и голубыми глазами. Что касается проживавших здесь же представителей окуневской археологической культуры, у них не было генетической преемственности с афанасьевцами. По Y-хромосоме большинство окуневцев принадлежали к азиатским гаплогруппам Q и NO1 (6).
Окуневцы обладали развитой металлургией, знали медь и бронзу. Наряду с ковкой применяли литьё. Антропологический тип окуневского населения, вероятно, был смешанного европеоидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного.
Считается, что ямники из Волго-Уральского региона пришли в Сибирь. Но предшествовавшие этой генетической мутации по Y-хромосоме люди с гаплотипом R1a появилась в Южной Сибири гораздо раньше, примерно 20 – 15 тыс. лет назад. Еще более запутывают вопросы направления древних миграций археологические свидетельства обитания представителей так называемого сейминско-турбинского населения. Эти памятники обнаружены вдоль южной границы лесов и тайги от Алтая до устья реки Оки, впадающей в Волгу и далее до Балтийского побережья. По образному сравнению В. Бочкарева, «как острой и длинной иглой, они прошили огромную толщу североевразийских культур эпох энеолита и бронзы» (7).
Находки представлены топорами-кельтами, наконечниками копий, кинжалами, ножами из высококачественной бронзы. Изделия украшены орнаментом и фигурками в особом художественном стиле, названном «сейминско-турбинским». Некоторые исследователи считают его предтечей скифо-сибирского звериного стиля эпохи раннего железа (Там же).
Таким образом можно отметить, что от Саяно-Алтая до Урала и Понто-Каспийских степей в неолите и ранней бронзе проживали племена, обладавшие высокими технологиями в металлургии и ремесленном производстве из меди и бронзы. Они украшали свои изделия скульптурными группами, состоявшими из фигурок зверей и людей, а главное, первыми начали использовать лошадь в качестве транспортного средства. Кроме всего прочего воины древних культур здесь обладали не только мощным вооружением, но и большим воинским искусством, если учитывать особенности появление их в Западной Европе.
Также и в одном из учебников по истории Швеции указывалось, что около 2000 года до н.э. на юге Скандинавии появились скотоводческие племена. Их воинственность нашла отражение в названии данной культуры – культура боевых топоров. Они быстро заняли господствующее положение в Северной Европе. Согласно скандинавской мифологии родина пришельцев локализовалась где-то к северу от Азовского моря и к востоку от реки Дон. Исландский хронист XIII в. Снорри Стурлусон в «Круге Земном» располагал Великую, или Холодную Швецию к северу от Черного моря. Река Дон (Танаквисль, Танаис) разделяла части света. К востоку от нее располагалась Страна Асов со столицей Асгард. Правил ею Один.
Полированный боевой топор считают характерным признаком и символом скандинавских культур. Всего несколько народов смогли додуматься до простой на первый взгляд конструкции — делать отверстие для топорища, в числе их мигранты из Великой степи, считал британский археолог Гордон Чайлд (1892 – 1957). Бронзовые кельты с «пещеркой», обнаруженные археологами в Сибири, С.В. Хаврин относит к андроновскому времени (Хаврин С.В., 1999). А кельт, найденный в деревне Большепичугино Кемеровской области и кельт с «пещеркой» в карасукском могильнике Чарков улус, показывает, что верхняя граница бытования подобных кельтов в Минусинской котловине Восточной Сибири могла доходить до последней четверти II тыс. до н.э. (Герман П.В. с соавт., 2018).
Кельтами называют и загадочный народ, появившийся в Западной Европе в VIII – VII вв. до н.э. На территории между современными Бургундией и Богемией обнаружены курганные захоронения, в которых найдены 4-х колесные повозки. Откуда пришли кельты, пока не установлено.
К выше сказанному о доисторических времена следует добавить, Л.Н. Гумилев считал, что с большей долей вероятности народы позднего неолита и бронзы (III – II тыс. лет до н.э.) подобными исторической эпохи, когда письменные источники стали освещать историю этносов (3).
Легендарные арии
Следующей культурой, предлагаемой к рассмотрению, андроновская культурно-историческая общность эпохи бронзы (1800-1400 гг. до н.э.). Из названия вытекает, что андроновцев уже рассматривают и как историческую общность. Они обитали в степях и предгорьях Урала, Сибири, Казахстана и Центральной Азии; названа археологами по месту первой находки стоянки людей у села Андроново, вблизи города Ачинска в Восточной Сибири. Где начиналась эта культура нет единого мнения.
Особое внимание уделяется синташтинской археологической культуре андроновской культурно-исторической общности. Ее иногда называют петровско-синташтинской. Название получила от поселения на реке Синташта (левый приток Тобола) между 54° и 52° сев. широты. Были обнаружены синташтинские городища. Находки имели огромное значение для формирования представлений о жизни людей позднего бронзового века. Только на территории Челябинской области их найдено около двадцати (9). Наиболее изучено городище Аркаим. Поселения аркаимского типа эпохи поздней бронзы с курганными захоронениями обнаружены на большей территории Челябинской области, юго-востока Башкортостана, на востоке Оренбургской области и на северо-западе Казахстана. Самыми ценными находками стали колесницы. Конные колесницы, подобные синташтинским, считаются грозным и дорогим оружием II тыс. до н.э.
Курганные захоронения связывают и с ариями. Считается, эта культура была преимущественно кочевой с элементами земледелия. Английский историк, социолог и философ Арнольд Дж. Тойнби (1889 – 1975) ариями называл варваров, появившихся в Северо-Западной Индии в начале индской истории. Они пришли из Великой Степи через Гиндукуш:
«…Древнеегипетские документы свидетельствуют, что в течение первой половины II тыс. до н.э. арии вышли из Великой степи в том месте, откуда 2000 лет спустя вышли тюрки. Арии предвосхитили тюрков планом своего расселения. Если некоторые арии (что известно из индийских источников) пересекли Гиндукуш и устремились в Индию, то другие прошли через Иран и Сирию и к началу XVII в. до н.э. были уже в Египте» (10).
То есть в индийских и древних египетских документах зафиксировано, что арии пришли к ним из степей Евразии.
На рубеже III - II тыс. до н.э. в Юго-Западной Азии уже существовало универсальное государство Шумера и Аккада, созданное в 2298 г. до н.э. После его распада в 1947 г. до н.э. аморит Хаммурапи восстановил его. А в период между падением империи Хаммурапи в 1905 г. до н.э. и так называемым Новым царством Египта XVI в. до н.э., в Сирии господствовали арийские переселенцы, известные под именем гиксосов, которых еще называли «царями пастухов» (10).
По мнению американского археолога и антрополога Дэвида У. Энтони, ранние арийцы заимствовали слова для обозначения тигра, обезьяны, верблюда, осла, чечевицы, хлеба, канала, кирпича, здания и плуга, из культурной среды восточного Ирана и Пенджаба, с которыми первоначально были, по-видимому, незнакомы. Лошади для арийцев были особенно важны в качестве ритуальных жертвоприношений, запрягались в колесницы. Но лошади не были родными для Индии или Ирана (11).
Таким образом имеются все основания предполагать, уже опираясь и на письменные источники, массовые миграции представителей андроновской культурно-исторической общности, в первую очередь легендарных ариев, шли из степей и предгорий Урала, Сибири, Казахстана и Центральной Азии на юг и на юго-запад, вплоть до Египта.
Кочевники
В I тыс. до н.э. на степных просторах Евразии от Прибайкалья до Карпатских предгорий доминировали киммерийские и скифские кочевники. К концу тысячелетия главной силой здесь, вплоть до восточных окраин Римской империи, становятся сарматы.
Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда, «звериный стиль» в искусстве засвидетельствованы археологическими раскопками от реки Хуанхэ в Китае до Дуная в Европе. Это стало основанием для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях не позднее IX—VIII вв. до н.э. и просуществовала по крайней мере до III в. до н.э. (12). История скифских кочевников в значительной мере загадка для современников, и многие авторы опираются на исторический труд Геродота. Скифами называли их греки, персы - саками. Сарматов (савроматов), массагетов (дахов) и др. часто называют близкородственными скифам племенами.
В настоящее время знания о генетическом происхождении киммерийцев ограничены, так же, впрочем, как и сарматов. А генетический анализ материнских линий скифов предполагает смешанное происхождение и градиент примесей с востока на запад по всей евразийской степи (C. Der Sarkissian, et al., 2013; A. Juras, et al., 2017; M. Unterl;nder, et al., 2017).
Maja Krzewi;ska с соавт. по результатам исследования демографической динамики в Понтийско-Каспийской степи, с анализом геномов людей позднего бронзового и железного веков, сообщает:
«Кочевники железного века (киммерийцы, скифы и сарматы) дополнительно несли гаплогруппы мт-ДНК, связанные с Центральной Азией и Дальним Востоком (A, C, D и M). ...Появление восточноазиатских гаплогрупп в степных популяциях может быть связано с кочевниками железного века, начиная с киммерийцев». …Кочевники железного века в основном носили гаплогруппу R1b по мужской Y-хромосоме. Исключением был киммериец (cim358), который носил родословную Q1, связанную с востоком».
Одним из выводов этих авторов стало предположение, что киммерийцы имели много общего с населением Сибири (1400 – 800 гг. до н.э.) конца бронзы и начала железного века. Выдвигается гипотеза возможной миграции киммерийцев из Южной Сибири и Саяно-Алтая (13).
С началом новой эры, вплоть до II тыс. в материковой Евразии с определенной периодичностью возникали огромные кочевые империи, активно влиявшие на жизнь окружающих земледельческих государств: Римской империи, Византии, Китая, Индии и Персии. Известный российский историк, кочевниковед Николай Николаевич Крадин, на работы которого сегодня ссылаются многие зарубежные исследователи, к трем способам производства у древних обществ по А.И. Фурсову (рабовладение, феодализм и азиатский способ производства) добавил четвертый, принадлежащий кочевым империям, предложив именовать его экзополитарным или ксенократическим способом производства (14).
Н.Н. Крадин придает большое значение кочевым империям в истории Евразии. И А.Дж. Тойнби в свое время писал, что был период в истории человечества, когда номадизм был более прогрессивен экономически, нежели земледелие (10).
Первым признанным степным политическим образованием, которое идентифицируют как империю, называют государство хуннов. За десятилетия, предшествовавшие возникновению империи Хунну, в этом регионе присутствовали три крупные степные конфедерации: юэчжи на западе, хунну - в центре и дунху - на востоке. Были здесь и другие группы кочевников, в том числе племена усуней. Хунны, по-видимому, смогли поглотить все эти народы. У хуннов уже была развитая традиция аристократической иерархии и военной организации, которую на протяжении веков повторяли многие их степные преемники, включая монголов (15).
В период своего расцвета империя Хунну контролировала регион, охватывающий всю современную Монголию и простиравшийся на юг до региона Ордос, в петле Желтой реки на севере Китая. На севере контроль распространился на бореальные леса Сибири, включая современные Туву и Бурятию Российской Федерации. На западе – степи, вплоть до Каспийского моря. В начале I тыс. н.э. хунны и подвластные им племена приходят в Европу, где их называют гуннами. Они сумели изменить геополитическую карту Европы; распалась рабовладельческая Римская империя с образованием феодальных государств, предшественников современных европейских стран.
Дмитрий Иванович Иловайский (1832 – 1920) считал:
«По разрушении царства Аттилы гунны не думали пропадать куда-то на восток или проваливаться сквозь землю. Соединенные на время могучею волей и энергией этого замечательного человека, они потом посреди обычных княжеских распрей и междоусобиц утратили господство над Германским миром, снова разделились и продолжали жить отдельными племенами, будучи известны византийским и латинским писателям под разными племенными названиями, как-то – болгар, кутургуров, утургуров, ультинзуров, бургундов, савиров и т.п. Следовательно, если болгаре, будучи славянами, в то же время были тождественны с гуннами, то гунны являются не кем иным, как славянами» (16).
Эта точка зрения относительно кочевников интересна тем, что кочевники в своей экспансии практически всегда оставались на завоеванных ими землях. Распадались их союзы, они оседали на земле и бывали, как правило, ассимилированы более многочисленными оседлыми народами, а их потомки переходили на языки завоеванных ими народов. Д.И. Иловайский ошибся, вероятно, лишь в славянском происхождении болгар. После распада европейской Империи гуннов в Северном Причерноморье возникает государство Великая Болгария. В VI в. в него входят потомки распавшейся гуннской державы и пришедшие сюда тюрко-угорские племена. В 619 г. болгарский хан Кубрат принял от византийцев крещение, что усилило его позиции в Причерноморье. После смерти Кубрата Болгария распадается. Одна её часть во главе с ханом Аспарухом откочевала за Дунай, где в правление христианина царя Бориса I окончательно превратилась в славяно-болгар. Другая часть болгар уходит на север, где образуется государство Волжская Булгария.
Необходимо вспомнить и другие могущественные государства в азиатской и европейской частях материковой Евразии. Как, например, могущественную степную империю, названную историками «Тюркский каганат»; «Хазарский каганат»; «Киевский каганат». О них много написано в учебниках по истории, в том числе о связях и влиянии на окружающие государства. Особое место в истории Евразии, конечно же, занимают крупнейшая мировая сухопутная Монгольская империя и Золотая Орда, из которых, по мнению основателей идеи русского евразийства, выросло Московское царство и Российская империя.
В статье преднамеренно избегались вопросы, касающиеся языков, которые могут увести в сторону от рассмотрения влияния обитателей материковой Евразии на мировую историю. Да и очень уж изменчива и непостоянна сия категория в этногенезах народов здесь с их индоевропеизацией, тюркизацией, славянизацией и русификацией. Читатели вправе сами решать, имели древние обитатели перечисленных археологических культур, племена и народы материковой Евразии к русскому этносу, или русские исключительно славяне?
Что же касается генетической составляющей русского народа по гаплогруппе R1a вопрос существенный, но, на наш взгляд, не определяющий. В Польше и Украине в процентном соотношении носителей R1a даже больше. Самое же большое число представителей этой гаплогруппы проживают ныне в Кыргызстане и Таджикистане бывшего СССР. А попытки жестко привязывать современные этносы к формам черепов, цвету кожи, расе и генам имеют сомнительное основание. Человечество это уж проходило в прошлом столетии... Тогда как Александр Сергеевич Пушкин, невзирая на корни его предков, был и остается великим русским поэтом.
Литература
1. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Сер.: Золотой фонд политической мысли. М.: Алгоритм, 2014. С. 7.
2. Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. Сер.: Библиотека истории и культуры. М.: Айрис-пресс, 2013. С. 252 -253.
3. Гумилёв Л.Н. История Евразии. М.: Алгоритм; Эксмо, 2009. С. 25, 48.
4. Outram, A. K., Stear, N. A., Bendrey, R., Olsen, S., Kasparov, A., Zaibert, V., Thorpe, N., and Evershed, R. P. (2009). The earliest horse harnessing and milking. Science 323: 1332–1335. // Rogers J.D. Inner Asian States and Empires: Theories and Synthesis, 2012.
5. Зайберт В.Ф. Ботайская культура. - Алматы: ";аза;парат", 2009. - 576 с.
6. Hollard C. et al. New genetic evidence of affinities and discontinuities between bronze age Siberian populations. American Journal of Physical Antropology. Режим доступа: https://doi.org/10.1002/ajpa.23607.
7. Бочкарев В. Эпоха бронзы в степной и лесостепной Евразии // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т.1. Народы степной Евразии в древности. С. 46 – 59.
9. Зданович Г.Б. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. Комплексные общества Центральной Евразии в III – I тыс. до н.э. Челябинск — Аркаим, 1999. С.92.
10. Тойнби, А. Дж. Постижение истоии; пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Айрис-пресс, 2010. С. 63 – 72; 113, 188 – 215.
11. Antony D.W. Tree deadle sins in steppe archaeology: culture, migration and Aryans // BEYOND THE STEPPE AND THE SOWN. Proceedings of the 2002 University of Chicago Conference on Eurasian Archaeology. BOSTON, 2006.
12. Кляшторный С.Г. Саки // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. 1: Народы степной Евразии в древности. Казань: Рухият, 2002. С. 93 – 105.
13. Maja Krzewi;ska, G;l;ah Merve K;l;n;, Anna Juras et al. Ancient genomes suggest the eastern Pontic-Caspian steppe as the source of western Iron Age nomads. Science Advances | Research Article 1 of 12 ANTHROPOLOGY.
14. Крадин H. H. Кочевые общества // Крадин Н.Н. Структура власти в государственных образованиях кочевников//Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993 // Крадин Н.Н. Империя Хунну. Владивосток, 1996 // Кардин Н.Н.Кочевники в мировой истории. https://www.socionauki.ru/journal/articl les/258187/.
15. J. Daniel Rogers. Inner Asian States and Empires: Theories and Synthesis // J. Archaeol. Res. (2012) 20:205–256 DOI 10.1007/s10814-011-9053-2.
16. Иловайский Д.И. Начало Руси. Сер.: Подлинная история Руси. М.: Алгоритм, 2012. С. 320 – 334.
В качестве иллюстрации "Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию". Картина художника Ильи Глазунова из открытых источников
Прибайкалье, п. Нижний Кочергат. Апрель, 2023 г.
Свидетельство о публикации №223042000217
Константин Прусский 20.04.2023 13:40 Заявить о нарушении
Сабит Ахматнуров 2 21.04.2023 15:37 Заявить о нарушении