Три Мушкетера

НЕУДАЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

– Мама, Миша пропал! – десятилетняя девочка влетела в комнату, словно ракета. – Я нигде не могу его найти. И в клетке его нет!
– Дорогая, я выпустила его полетать, посмотри в гостиной, – Лена улыбнулась дочке. Маша всегда очень беспокоилась, когда речь заходила об ее любимом попугае. Миша жил у них уже пару лет и за это время стал лучшим другом девочки. Его даже назвали созвучно ее имени. Она без устали играла с ним и фотографировала его. Она любила его настолько, что порой птица начинала уставать от ее внимания. В таких случаях Миша залетал куда-нибудь повыше и делал вид, что не слышит, как Маша зовет его.
– Мария, дай бедному попугаю немножко отдохнуть. С тех пор как у тебя появился фотоаппарат, Мишина спокойная жизнь закончилась. Пожалей его, он ведь все-таки не фотомодель.
– Ну да. Миша гораздо лучше, – уверенно сказала девочка. – Я тогда пойду в гости к соседям, ладно? Поиграю с Митей.
В соседнем доме жила семья Филиппенко: мама Ольга, папа Олег и их шестилетний сын Митя. Семьи дружили и частенько забегали друг к другу на огонек. Оля приходила за солью, хлебом или просто поболтать, рассказать об успехах своего сына, а мужчины вместе ездили на рыбалку по выходным. Лишь одно обстоятельство несколько омрачало счастливое существование этих двух семей – тот факт, что несколько лет назад Мите поставили диагноз «аутизм». Первые дни Оля не могла в это поверить и постоянно пыталась найти странностям сына другое объяснение. Она считала это ошибкой врачей, недоразумением и чем угодно еще. Ей не хотелось верить в то, что ее прекрасный ребенок никогда не станет таким, как другие дети.
В те дни Лена и ее муж проводили много времени у своих друзей. Они считали своим долгом поддержать семью в этой ситуации. Лена проштудировала горы литературы и узнала много нового об аутизме и способах социализации детей с таким диагнозом. Будучи школьным учителем, она прекрасно понимала, как важно помочь Мите и постараться наилучшим образом раскрыть его способности. Ее очень радовало и то, что ее собственная дочь не испытывает никакого дискомфорта при общении с особенным мальчиком. Проработав много лет в школе, Лена знала, что дети умеют быть очень жестокими, особенно к тем, кто отличается от них. Поэтому она всегда пристально наблюдала, не проявит ли Маша жестокости к своему другу. К счастью, девочку совершенно не смущало то, что Митя редко говорил, а порою просто дословно повторял ее слова.
Будучи от природы очень жизнерадостным и разговорчивым ребенком, Маша постоянно щебетала о чем-то, а Митя ее внимательно слушал. Как многие дети-аутисты, Митя избегал новшеств в привычном течении жизни, однако его маленькая подружка часто заставляла его менять свои привычки. Поначалу родителей это немного пугало, но позднее стало ясно, что это идет на пользу обоим детям. Маша училась ответственности, а Митя расширял свой кругозор. Ольга лишь просила, чтобы дети играли у них дома, она боялась, что в незнакомом помещении Митя может испугаться и даже убежать.
Но в этот день все было иначе. Вдохновленная мыслями о своей птичке, Маша твердо вознамерилась показать ее своему другу.
– Тетя Оля, можно мы с Митей поиграем у нас? Я познакомлю их с Мишей. Митя мой друг и Миша тоже, я хочу, чтобы они подружились.
Оля на минуту задумалась. Ей не слишком нравилась мысль о том, что ее сын окажется в незнакомом месте, к тому же она не знала, как он отреагирует на птицу, которую прежде никогда не видел вблизи. С другой стороны, рядом с Машей Митя всегда выглядел расслабленным и довольным, а порой даже говорил с ней, что было для него совсем нетипично.
– Митя, а ты хочешь пойти с Машей? Ты хочешь познакомиться с Машиной птичкой?
Ребенок помолчал, перевел взгляд на Машу, а потом неуверенно кивнул. Это сыграло решающую роль.
– Хорошо, только давайте я пойду с вами. Мы с твоей мамой посидим на кухне, а вы поиграете с Мишей, – Ольга все же боялась оставлять своего ребенка без присмотра.
Едва войдя в дом, Маша потянула Митю за руку.
– Пойдем, пойдем скорее. Миша в своей клетке, она в моей комнате. У него там стоит его кормушка и маленькая ванночка, он там купается. А еще зеркало, он очень потешно разговаривает с ним, – Маша весело рассказывала другу о любимой птичке.
Они вошли в комнату. Попугайчик отвлекся от своих занятий и внимательно посмотрел на детей. Узнав хозяйку и оценив ее спутника, Миша внезапно широко расправил крылья и начал чистить их клювом. Митя замер в паре метрах от клетки. В его глазах явственно читался страх. Он никогда прежде не видел животных так близко, и, вероятно, это его испугало. Митя замер от ужаса, а его подружка тут же почувствовала неладное.
– Митя? Митя, что с тобой? Ты не должен бояться, Миша совсем не кусается, – девочка была растеряна, она и не думала, что ее маленькая птичка может испугать мальчика.
Однако уговоры подружки не помогли, Митя со слезами вылетел из комнаты. Испуганная мама нашла его рядом с входной дверью, которую он тщетно пытался открыть. Ребенок боялся настолько, что готов был бежать куда глаза глядят. Не менее испугана была и Маша. Она не понимала, что происходит, и беспомощность ее угнетала.

МИША и МИТЯ СТАНОВЯТСЯ ДРУЗЬЯМИ

Вечером Лена долго говорила с дочкой. Очень осторожно объясняла, что Митя не такой, как она, что он особенный, но это не значит, что они не могут дружить. Напротив, он очень нуждается в ее поддержке, просто ей, Маше, нужно быть очень осторожной, чтобы не обидеть и не напугать его.
– Хорошо, мамочка. Я думаю, что поняла. Это как с Мишей, его нужно гладить очень аккуратно, потому что он очень хрупкий и можно его поранить.
– Да, дорогая. Это очень похоже. Только у Миши хрупкие кости, а у Мити хрупкая душа.
– Но я все равно хочу их познакомить, – задумчиво сказала Маша.
С того дня ее попугайчик стал постоянной темой ее разговоров с Митей. Она рассказывала ему о том, как забавно птичка вела себя сегодня, о том, как она разлила воду из своей ванночки, о том, как она просила семечек, свое любимое лакомство. Она приносила фотографии Миши и рассказывала о том, что с ним происходило в последнее время. Поначалу, глядя на Мишу, Митя хмурился и смотрел на Машу со страхом и непониманием. Но девочка была терпелива, она не настаивала на личном знакомстве, а продолжала просто рассказывать о птичке. Так проходил день за днем, и однажды попугай стал для Мити частью его мира.
В один из дней Маша рассказала Мите о том, какое маленькое зеркальце стоит в клетке у Миши и как он забавно крутится вокруг него, пытаясь рассмотреть себя. Когда Лена с дочерью пришли в гости к соседям в следующий раз Митя принес им зеркальце. Оно было гораздо больше того, которое он видел на фото в клетке попугая. Он положил его на стол и сказал: «Птица Миша». Его мама и Лена не сразу поняли, что имеет в виду мальчик. В отличие от Маши, которая тут же воскликнула:
– Это для Миши? Митя, как здорово! Миша будет очень рад новому зеркалу, спасибо тебе!
В следующий свой визит Митя прямиком направился в Машину комнату. Он осторожно приоткрыл дверь и заглянул внутрь. Обе мамы напряженно замерли. Они переглянулись, но решили пока не вмешиваться.
– Привет, Миша! – услышали они робкий Митин голос.
В отличие от них, Маша чувствовала себя куда увереннее. Она подошла к другу и, улыбаясь, спросила:
– Хочешь поговорить с Мишей? – она взяла мальчика за руку. – Пошли! Он тебе расскажет, как ему понравилось твое зеркальце.
Дети пошли в комнату. Машина мама посмотрела на свою занервничавшую подругу и сказала:
– Успокойся. Твой сын большой мальчик. Просто позволь ему делать то, что он считает нужным. Тебе пора научиться доверять ему. Все будет хорошо.
Через пару минут из комнаты донесся веселый детский смех. Мамы осторожно заглянули в комнату. Митя сидел совсем рядом с клеткой.
– Привет, Миша. Привет, птица! – говорил он, глядя на попугайчика.
Стало ясно, что их знакомство с Мишей состоялось. Благодаря терпеливости своей маленькой подружки Митя привык к мысли о птичке и понял, что она не представляет для него угрозы.
Еще поразительнее было то, что он стал проявлять настоящую заботу о Машином питомце. Когда они с мамой были в супермаркете, она предложила ему пойти в отдел за маринованными огурчиками, которые Митя очень любил. Однако мальчик уверенно двинулся совсем в другое место. Ольга удивленно последовала за ним и с изумлением увидела, как он положил в корзинку пакет с семечками.
– Миша, – пояснил он и деловито пошел в отдел, где продавались огурчики.
Вечером Ольга увлеченно рассказывала подруге об этой ситуации:
– Понимаешь, Лен, он впервые проявил заботу о другом существе. Он ведь не просто купил Мише семечек, он поставил интересы птички выше, чем свои собственные. Мне это кажется очень важным, это проявление сознательности и ответственности!

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

– Конечно, Оль. Я рада, что теперь они дружат все вместе, – улыбнулась Лена, – а еще мне кажется, что они могли бы вместе трудиться над какими-нибудь проектами. Маша в последнее время очень увлеклась фотографией. Мы подарили ей фотоаппарат, и она фотографирует все, что попадается ей под руку. В основном, конечно, Мишу. Бедный попугай уже устал от нее. Я думаю, что если подать им идею, то они смогут сделать настоящий фотопроект. Я читала о том, что создание фотокнижек используется для того, чтобы раскрыть способности детей-аутистов, так что для Мити это тоже может быть очень полезным. Может быть, Маша сможет даже научить его самого делать фотографии.
Машу, конечно, очень вдохновила идея мамы. Она подошла к делу серьезно и устроила для Миши и Мити настоящую фотосессию. Она подробно рассказывала Мите, что собирается сделать и какая красивая фотокнижка у них получится. Сначала мальчик просто позировал для фото, но когда дело дошло до украшения фотокнижки и вклеивания распечатанных фотографий, он стал проявлять куда больше инициативы и принялся помогать Маше.
Оля читала своему сыну книжку «Три мушкетера». Мите очень нравилась история о храбрых друзьях, и он подобрал аппликации и стикеры в духе этого произведения. Несколько увлекательных дней они провели, украшая свою книжку.
Машин папа, глядя на них, прозвал их тремя мушкетерами.
Они тоже назвали свою книжку «Три мушкетера МММ». Разумеется, тремя мушкетерами были они сами: Маша, Митя и Миша. Однажды папа принес им мушкетерскую шляпу, и они в ней фотографировались. На некоторые фотографии Маша приклеила стикеры с мушкетерскими шляпами. А Мише достался цилиндр, в котором он выглядел просто умопомрачительно.
Было заметно, что Митю глубоко увлекает этот творческий процесс. Он совершенно забыл о том, что всего несколько недель назад с ужасом убежал от маленького попугая. Он очень любил смотреть на то, как Маша кормит Мишу семечками, хотя сам пока никак не мог на это решиться. Каждый раз, приходя в гости, он подходил к Мишиной клетке и здоровался с ним. А иногда они с мамой даже покупали попугаю маленькие подарки. Ольга даже подумывала о том, чтобы завести сыну собственного попугайчика. Они пару раз заходили в зоомагазин, и Мите очень нравилось смотреть на огромные клетки с разными птицами всех цветов.
А у Маши тем временем возникла идея новой фотокнижки. Только теперь она хотела посвятить ее домашним птицам, которых люди держат дома, и Мише в частности. Она хотела описать как самих птиц, так и то, как следует правильно о них заботиться. Они с Митей выбирали различные темы для фото Машиного попугайчика. На них были Мишины игрушки, зеркальце, которое подарил ему Митя, любая Мишина еда и многое другое. Митя позировал для многих фото, но не мог сделать этого для фото под названием «Как кормить Мишу семечками». Он все еще немного побаивался. Маша поняла, что это отличная возможность научить его пользоваться камерой. Она предложила другу сделать фото «Маша кормит Мишу семечками», и, воспользовавшись этим, Маша научила его пользоваться камерой. Мите понравилось фотографировать, и теперь позировала Маша. Они сфотографировали несколько птиц, которые были в местном зоомагазине, и поместили фотографии в фотокнижку.
Маша, Митя и Миша оказались отличной маленькой командой. Маша была генератором идей, Митя ее вдумчивым слушателем и исполнителем, а Миша вдохновителем и даже руководителем. Когда дети сидели за столом и работали над проектом, он смотрел на них с явным одобрением и наблюдал.
Когда Машины друзья приходили в гости, они с удовольствием рассматривали фотокнижки и обсуждали птиц.
А Митин папа, заядлый рыбак, предложил детям сделать книжку про рыб и рыбалку.
Родители не раз радовались, глядя на то, как с каждым днем творения их детей становятся все более осмысленными и творческими. Обычный фотоаппарат и немного фантазии создали настоящий творческий союз, который, несмотря на юный возраст участников, приносил свои плоды. Но куда важнее то, что благодаря этому дружба Маши и Мити очень укрепилась. Общаясь друг с другом и вместе заботясь о Мише, дети учились ответственности и познавали мир. Это вселяет надежду на то, что они сохранят свою дружбу на долгие годы.


Рецензии