Музейный хачещ дань традициям и современный тренд

В апреле 2022 года после масштабной реконструкции Национального музея Республики Адыгея на его территории появился музейный хачещ, стилизованный под традиционную адыгскую кунацкую, который вошел вместе с мастерскими в комплекс «Адыгская усадьба». Сама кунацкая или гостевой дом - это здание площадью около 200 кв. м,   поделенное на мужскую и женскую половины, как это было у адыгов в старину. Внутреннее убранство музейного хачеща передает по-своему национальный колорит, хотя представленные там национальная одежда, предметы быта и изделия декоративно-прикладного искусства, изготовленные современными черкесскими мастерами по подобию подлинных предметов старины, выставлены в витринах как музейные экспонаты и уже имеют свою историческую ценность.

Кроме того, как и предполагалось, этот музейный хачещ уже стал удобной площадкой для проведения интерактивных шоу, творческих встреч, мастер-классов и концертов-хачещ. И благодаря этому сегодня посетители Национального музея Республики Адыгея могут не только ознакомиться с историей, культурой и бытом коренного населения региона, но и активно участвовать в его социально-культурных мероприятиях.  Несомненно, появление такой «Адыгской усадьбы» обусловлено, прежде всего, данью традициям адыгского гостеприимства.

А пять лет назад мастер-исследователь традиционного искусства адыгов, тогда заслуженный художник Республики Адыгея, преподаватель фольклорного отделения Адыгейской республиканской детской школы искусств им. Кима Тлецерука, автор уникальных изданий по адыгской культуре «Искусство адыгской циновки» (1990 г.), «Учимся играть на шичепшине» (2014 г.), «Атлас черкесского (адыгского) шичепшина» (2017 г.) Замудин Гучев говорил, что для сохранения и продвижения самобытной музыки адыгского народа нужно сделать в Адыгее театр традиционного песнопения и инструментальной музыки «Хачещ». Он рассказывал, что «в старину у адыгов в каждом ауле были свои музыканты, гармонисты, джэгуако, хьатьяко - распорядители праздников, а в каждой усадьбе была кунацкая, дом для гостей, где и исполняли народные песни и музыку» (1). Мастер-исследователь считал, что подобный «Хачещ» в Адыгее может быть востребован и местными жителями, и туристами(1).

И вот теперь, год спустя окончания реконструкции всего музейного комплекса, благодаря стараниям руководства и сотрудников музея в «Адыгской усадьбе» проводятся концерты-хачещи известных адыгских исполнителей аутентичной адыгской музыки и народных песен в рамках ежемесячных творческих встреч с уже Народным художником Республики Адыгея Замудином Гучевым, посвященных его 70-летнему юбилею. Примечательно, что коллекция уникальных изданий мастера-исследователя традиционного искусства адыгов пополнилась к этому времени Атласом «Черкесский (адыгский) камыль» (2021 г.). 

Известные адыгские музыканты и мастера адыгского аутентичного песнопения Заур Нагоев, Казбек Нагароков, Артур Абид, Рамазан Дауров, Заур Юсупов, Марина Шхабацева, Дамир Гуагов, Джанти Либзо, Дженет Сиюхова, Гупса Паштова своим талантливым пением и виртуозной игрой на традиционных адыгских музыкальных инструментах знакомят участников таких мероприятий с самобытностью многовековой музыкальной культуры адыгов (черкесов). Тем самым они позволяют почувствовать в современных условиях ту самую атмосферу, которая когда-то царила в традиционном адыгском хачеще, кунацкой-«гостевой».  Наряду с этими мэтрами выступают и новые ученики Замудина Гучева Диана Гучетль, Дарина Тлецерук, Тагир Калашаов, учащиеся фольклорного отделения АРДШИ им. Кима Тлецерука. Юные музыканты ярко демонстрируют свои способности и дарования, а так же исключительное наставническое мастерство своего выдающегося педагога.

А между тем, такие музыкальные хачещи хоть и становятся современным трендом в регионе, пока еще доступны лишь для местной творческой элиты и работников культуры Адыгеи. В силу временного фактора, определяющего проведение тематических творческих встреч, местные жители и туристы пока не могут воспользоваться такой прекрасной возможностью познакомиться с традиционной адыгской музыкой и адыгскими народными песнями. Но, возможно, в скором будущем, особенно в летний сезон, когда будут определены постоянные дата и время, раз в неделю или в месяц, и разработаны программы таких музыкальных хачещ в «Адыгской усадьбе», туристы и многие жители столицы Адыгеи и её районов примут с удовольствием участие в них. Тем более, что традиционная музыка и народные песни, исполненные вживую, способны оказывать как очищающее воздействие, так и обереженное действие.

И со временем благодарные туристы расскажут о музейном хачеще Национального музея Республики Адыгея так же подробно и впечатляюще, как это сделал Замудин Гучев после посещения Этнографического музея города Осака в Японии в 2018 г.: «Первый дом - своеобразный «Хачещ» предназначенный для туристов. Он рассчитан где-то на 50 человек, в нем располагается сцена, возвышающаяся над полом на 20 см. На ней выступают ведущая и исполнители в национальных костюмах. В самом начале представления ведущая рассказывает про народ айну, о татуировках женщин на лице и руках в прошлом. Затем женщины в одинаковых национальных одеждах исполняют народный танец под аккомпанемент тонкорри. Исполнительница на бамбуковой муккури или варгане, язычковом музыкальном инструменте, демонстрирует виртуозную игру. Примечателен головной убор мужчин, он сделан в виде венка, сплетенного из ритуальных молитвенных стружек, в лобной части которого укреплена маленькая деревянная головка медведя. Мужчины в национальной одежде исполняют танец с саблями. Такой концерт длится 30 минут и повторяется в течение дня при заполнении дома туристами» (2).

Или после посещения Этнографического музея микрорайона Кото в Токио: «нас впечатлил в нем японский городской квартал XIX века, воссозданный по аутентичным материалам. В нём 2 раза в месяц происходят выступления народных исполнителей. Песнопение проходит в комнате средневекового японского дома, исполнители сидят на подушечках, лежащих на татами, а слушатели сидят как бы на улице, за раздвижными стенками дома. Правила исполнения песен такие же, как и у адыгов. Ведущая исполнительница сначала комментирует историю песни, а затем остальные поют. Так они в течение часа исполняли национальные японские песни, которые никого не оставили равнодушными, в том числе и нас, нескольких европейцев» (2).

И так, отдавая дань традициям адыгской музыкальной культуры и отвечая современному тренду вовлечения посетителей музеев в интерактивные действа, музейный хачещ в столице Адыгеи будет радушно и гостеприимно встречать туристов региона. Привлекая известных мастеров аутентичного исполнительства к сотрудничеству на постоянной основе, он даст всем желающим прекрасную возможность услышать старинные адыгские песни и узнать их истории, а, возможно, самим подпевать жъыу (хоровой подголосок, сопровождающий исполнение старинной песни). Такое интерактивное музыкальное приобщение к культуре адыгского народа запомнится ими на долгие годы и непременно станет еще одной значимой причиной вернуться в город Майкоп и посетить снова Национальный музей Республики Адыгея с его гостеприимным музейным хачещем.

Источники:
1. Адыгское народное песнопение// Статья Фатимы Теучеж// http://proza.ru/2019/06/08/834
2. Иранкараптэ, Япония! - Диалог культур древних народов/ Интервью с Замудином Гучевым// http://www.proza.ru/2018/04/19/1776


Рецензии