Дядя Виталя...

     Почему так странно устроен мир, в котором близких людей начинаешь упоминать хорошим словом и вообще о них вспоминать только после смерти? Забавно бывает слушать новые слова и восхваляющие эпитеты о человеке, когда оратор стоит над вырытой могилой и перед гробом с ним, умным, добрым, хорошим, порядочным и щедрым мирянином, пару дней назад покинувшем бренный мир...

     Он и был тем самым человеком, который достоин именно таких теплых эпитетов, которые я только что произнёс в небольшом количестве, он они действительно правдивы. Во всяком случае с моей точки зрения, ведь именно таким я и помню дядю Виталию, мужа старшей сестры моей мамы...

     ...Сегодня утром меня слегка взбудоражил неожиданный мамин звонок. Урочное время нашей телефонной связи было вчера, мы с ней спокойно поинтересовались о здоровье близких и самочувствии друг друга, о погоде, поздравились со Светлой Пасхой. А сегодня:
     - Сынок, вчера вечером дядя Виталя умер.
     - Как это случилось, мам? Живчик же был.
     - Давление упало сильно, увезли в больницу, там и...

    ...Живчик-то живчиком, а на круг недавно исполнилось ему 86. И в моей творческой натуре незамедлительно начали всплывать детские воспоминания почти полувековой давности...

     Дядя Виталя очень хотел сына. Очень. Он был заядлым грибником и ягодником. Мог сутками ходить по густым хвойным чащам и лиственным лесам, знал все тайные и не тайные тропы, поскольку его военное и послевоенное голодное детство прошло в маленькой деревушке, притаившейся в густой чаще на границе Горьковской и Ивановской областей. Нелёгкая судьба с первых лет подкидывала мальчишке  сюрприз за сюрпризом, когда рано умерли родители и он воспитывался двумя бездетными тётушками. Лесной аромат, сила и мощь деревьев манили мальчишку и научили выживать в дикой природе, по приметам находить родной дом и далекие полянки. Собирать для себя на болотах съедобные ягоды и грибы...

     Пожилые тётушки, не имея возможности дать мальчишке нормальное воспитание, отправили его в интернат. После Великой Отечественной войны таких детей и таких интернатов в стране насчитывалось множество...

     Видимо, тёплые воспоминания о родителях и тётушках не дали молодому парню свернуть с "пути истинного". Он закончил "восьмилетку" и ремесленное училище, став квалифицированных слесарем. Единственное, парню двадцати лет понравались яркие и вызывающие негодование общества обывателей стиляги. Он примкнул к ним, желая стать частью прогрессивной на то время и модной молодёжи. Стиль одежды, манера поведения и недеревенский сленг не заставили себя долго ждать. На поселковых танцах вызвавший зависть всех девчонок незнакомый парень приглянулся Галке, старшей сестре моей мамы. Да так приглянулся, что она его, парня "без роду и племени", быстренько потащила в ЗАГС. Они поженились и через год родилась Иринка, первая внучка счастливых бабушки Маруси и дедушки Коли...

     - Галка, будем стремиться к лучшему, хочу сына, - заявил через полгода после рождения дочери старший зять Виталя за столом у тестя и тещи.
     - Ещё чего? - ухмыльнулась Галка. - Перебьешся, нам одного ребёнка хватит...
     Облом...

     А спустя четыре года после рождения моей старшей сестрёнки Светланки папа и мама родили своего второго ребёнка - меня. И Виталя принялся снова за осаду крепости, то есть своей сварливой и вечно недовольной супруги. Его желание родить сына усиливалось. Он очень хотел все свои знания дикой природы и умения находить в ней то, что не могут другие, передать наследнику. И Галка сдалась. Осада была долгой. Спустя ещё четыре года после меня у них родился второй ребёнок, но... Это была девочка, которую назвали Леной...

     Зависть дяди Витали к моим родителям наблюдалась невооружённым глазом. Подвыпив в гостеприимном доме тестя и тещи, он начинал тискать меня, сажал на колени и разговаривал, как со взрослым, ведая о своих лесных походах и собираниях ягод и грибов. Рассказывал, какие красивые и щедрые места воспитали в нем настоящего мужика знатока леса и как он умеет выбраться из самых густых зарослей еловых чащ и топких болот. Конечно, шестилетним пацаном я не понимал, что он просто хвастает на виду всей большой дедушкиной семьи своими знаниями, хотя, мой папа и два младших брата мамы не хуже него ориентировались в наших лесах и тоже всегда привозили домой полные корзины белых грибов и подберезовиков, маслят и чёрных груздей, лесной малины и клюквы. Лес мужчины в семье знали все...

     - Стаська, давай, я тебя понесу домой на своих плечах, а твой папка пусть несёт мою Ленку, она легче. Да и он пьянее меня, а я крепче, - очередное его хмельное хваствовство резало слух.
     Он сильными руками хватал меня за бока и закидывал на плечи. Наверное, он видел во мне своего сына. Наверное.
     - Виталька! - прикрикивала на него ревнивая жена и пыталась поменять нас местами. - Неси свою ношу! Дочь заделал и теперь терпи! - всегда резкая и дерзкая на слова урезонивала его тётя Галя.
     Но он упрямее её и убегал вперёд по дороге, что бы тётя Галя не могла догнать и нас пересадить. А мой папа спокойно шёл и нёс того, кого предоставили плечам. И так было постоянно, потому что семейные посиделки в выходной в большом доме дедушки Коли и бабушки Маруси были частыми - то баня, то праздник, то посадка картошки, то её прополка, то уборка. Круглый год по воскресеньям...

     Дядя Виталя не умел долго сидеть на одном месте, поэтому часто менял работу. Он не хотел выдавать в лесу своих тайных мест, поэтому, когда большая семейная компания приезжала в лес, сразу ото всех убегал далеко в чащу, не отзывался на перекличке, заведенной среди родни, и быстрее всех приносил полную корзину грибов или ягод, при этом не забывая хватать, какой он находчивый и шустрый в лесу. Все уже воспринимали его хвастовство, как обыденно, привыкли...

     А однажды ему надоела его семья из "трех девок" и он сбежал от них на север. Именно о том побеге вот это моё воспоминание:

http://proza.ru/2017/02/05/697

     Спустя много лет, после смерти их родителей, когда я уже учился в речном училище, в дедушкином доме мы с мамой и тётей Галей разбирали в чулане бабушкины старинные деревянные, кованые по углам металлом с клепками, сундуки и нечаянно наткнулись на те самые модные в 50-е стиляжные прикиды дяди Витали: яркие галстуки-селёдки и галстуки-шнурки с пряжками "Ленинград", в мелкую полосочки и клеточку брюки-трубочки и рубашки в цветочек. Мама и тётя Галя пустились в свои воспоминания молодости и знакомства с будущими мужьям, а в те времена щеголеватыми и модными парнями Виталькой и Ленькой. А для меня тогда все было в диковинку и все интересно. Два галстука-шнурка я долго и с гордостью носил, понимая, что во второй половине 80-х такие видел только у солиста группы "Аукцыон" Олега Гаркуши...

     Было, все было и все помню. Помню, как в начале 80-х мои папа и мама развелись и разъехались по размену в разные квартиры, а дядя Виталя в тайне от своей жены приходил к нам в квартиру и предлагал маме услуги по сбору мебели и иной мужской домашней помощи. Мама понимала, что сестра все узнает и будет скандал, выпроваживала его и не принимала помощи. Он уходил, как "побитая собака", а тётя Галя все равно узнавала о его визите и скандалы имели место быть. Она просто ревновала своего мужа... Наверное... Но он всегда искал повод прийти к моей маме и просто пожаловаться на жизнь... Все эти годы...

    ...- А ты знаешь, Стас, ведь, он последние дней пять все ходил под моими окнами, - продолжила мама свой разговор сегодня утром, - но я не придала этому значения, он же все годы вокруг меня ходил.
     - Как так? - удивился я.
     - А мне же хорошо видно с кресла, кто ходит вдоль дома, - мама живёт на первом этаже старенький деревянной двухэтажки, - ходит, а я смотрю в окно и не решаюсь его позвать.
     - Мам, может, он чувствовал что-то?
     - Да, сынок, он все эти годы любил меня и много раз в этом признавался...
     - И как ты к этому относилась?
     - А как я должна относиться к мужу своей старшей сестры?.. Никак... - она тяжело вздохнула в телефонной трубке. - Они прожили вместе больше шести десятков лет...

     Любил...

     Откровение...

     Так почему же мы о них вспоминаем только тогда, когда они покидают нас навсегда? Скорее всего потому, что в вечной суете и проблемах о близких и любимых людях некогда подумать при жизни... А жаль...

     Светлая им память и самые добрые наши воспоминания...

     17 апреля 2023 года


Рецензии
Наверное, так тяжело жить, когда живёшь с женой, а любишь её сестру... Р.Р.

Роман Рассветов   28.11.2023 20:37     Заявить о нарушении
Возможно, не знаю, хотя... У моей супруги двоюродный сестрёнки моложе её... Там схожая ситуация, что парень женился на старшей, а изменял ей с младшей... Младшенькая, Леночка, любила его, но... Извела себя и умерла в 26 лет... Вот как раз в этом году десять лет было, как умерла во сне...

Станислав Климов   28.11.2023 21:27   Заявить о нарушении
Трагедия... Очень жаль девушку, что же, сама виновата! Мы сегодня с Наташей прослушали замечательную лекцию автора на "прозе" Нины Калашниковой, она ведёт рубрику "Сундучок историй", Герой лекции - Павел Михайлович Третьяков, создатель Картинной Галереи в Москве, узнали много подробностей из его жизни, особенно поразило, что у его родителей от эпидемии скарлатины умерло шесть детей... Ужас! Как ТАКОЕ пережить? А ещё он собственного сына похоронил в 10-летнем возрасте. Очень интересные у него были взаимоотношения с Александром Третьим, тот тоже покупал картины русских художников. А до этого, примерно неделю назад, слушали Её лекцию о А.П. Чехове, тоже узнали много подробностей. Роберт.

Роман Рассветов   29.11.2023 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.