О связи монг. ХОНЬ, чеч. Хьун с ав. Хьиндалал

О связи этнонима ХОН с ав. Хиндалал

Халха-монг. ХОНЬ "овца", чеч. ХЬУН "лес" (хьен "дерево"), ав. ХЬОН "семя, молотое льняное семя, зерно" (диал. хьом).

В прошлых статьях мы писали о том, что халха- монг. "овца" соотносимо с чеч. ХЬУН "лес", ав. ХЬВЕН "луг" и т.п. через промежуточное дагурское значение "горный лес". "Овца" и "лес" семантически сближаемы, так как указывают на "растительность" (т.е. "косматость").

Чеч. хьун (инг. ХЬУ) соответствуют ав. Р-ОХЬ, бежт. ВАН (< хьVн), гунз. ГЬАН "лес".

Ав. ХЬИН "мягкая трава, растущая в болотистых местах", диал. хумсил, шум (ср. дарг. шумери "мята"), хьум, хьунци, хенех, хьамахь.

С этой основой связано значение хьина-б "тёплый". Мягкую траву использовалась ,как стельки, вкладывая в чарыки (кожаную обувь), а также набивая ею матрацы. Тем не менее, никаких "болотистых мест" в горном Дагhестане нет. Подобный ландшафт кроме Прикаспия, существовал, согласно Гумилёву Л.Н. в местах проживания хионитов ("болотные городища хионитов", раскопанных археологом Толстовым), а также в Шумере. Потомками шумеров считаются т.н. "болотные арабы" Южного Ирака. Связь с Шумером формально находит своё подтверждение и в ав. диал. ШУМ (дарг. ШУМЕРИ "мята").Однако это лишь аккадское обозначение области, самоназванием же было sag-gig-ga "черноголовые".

Ав. ХЬНДАЛАЛ -традиционное обозначение ауарских садоводов (жителей тёплых долин Дагhестана), ср. халха-монг. ХОЬНДИЙ "долина",ХОЬНДОЬЛДОЬХ "распологаться в поперечном направлении". Эта категория ауарского народа Дагhестана не называла себя ma'arulal. Таким образом, можно фиксировать две группы, - ауары луговые и ауары верхние (они же -горские). Упоминание в источниках эпохи Кавк. Албании "сильвов" могло свидетельствовать о тех, кто "на склонах гор" (они же солчи, салал), вторая группа должна была тяготеть к "хонам" армянских хроник. Андийцы, судя по их самоназванию (гъванал, хванал и hon "село"), вполне могли входить в одно объединение с "хонами". Исчезновение из поля зрения исторических хроник "бесчисленного народа хонов" армянских хроник  по времени совпадает с переходов контроля над дагестанским Прикаспием (Vrkan) к Тюркскому каганату. Ему предшедствовало появление аваров (обров-хаганидов) из за Волги, разгром савиров и массовое обращение хонов в христианство. Мы полагаем, что часть хонов должна была покинуть Дагhестан, присоединившись к уархонам (обрам-хаганидам) ввиду острой заинтересованности последних в увеличении численности своего объединения. Это весьма логично, если учесть, что перейдя Волгу в 558 г. авары первым делом нанесли поражение савирам Дагhестана. Последние в тот период были весьма активны как союзники Византии и враги Сасанидского Ирана. Те аварские послы, которые оказались с дипломатической миссией в Константинополе, византийскими сановниками были признали "гуннами". Если даже это не более чем простое обобщение типа "скифов", то всё равно "гунными" византийцы древних тюрков (тюркютов) не называли.

В иран.языках, что "хионы", что huna всегда ассоциировались с врагами, "дьявольским отродьем".И дербентский укрепрайон "Стражи хонов" и крепостная стена "Красная змея" на границе с совр. Туркменистаном выстроены Сасанидами именно против них, причём в обоих случаях они приходятся на области с названием Vrkan- Dahaestan.


Рецензии