Волга-Волга. Символика воды и моста

Волга-Волга
Режиссер: Г. Александров, СССР, 1938 г.

По нынешним временам, «Волга-Волга» — это простой и немного наивный фильм, но восемьдесят пять лет назад он обладал «страшной силой» — порождал у зрителя социальную активность и новые состояния женственности и мужественности.
Вода — женский символ, и в жизни без нее, во всех смыслах, — никуда! На этом построен весь сюжет фильма: люди перемещаются по воде; Мелководск расположен у реки; женщины ведрами носят воду по домам. («И, выходит, — без воды, и ни туды и ни сюды!») Нас будто бы пытаются убедить, что вся жизнь держится на «женском», а в гетеросексуальности место мужчины — второстепенное. Эта идея на символическом уровне присутствует уже в начале фильма: городок у реки отрезан от цивилизации — в нем нет моста. Вспомним одну из интерпретаций ученика З. Фрейда Шандора Ференци: мост — это символ «органа», который соединяет мужчину и женщину во время коитуса. В фильме на слабость этой связи намекает использование вместо моста проволоки, вдоль которой перемещается паром, заполненный мужчинами и женщинами. Даже лоцман — «специалист по водной среде», разучился строить с ней «нормальные» отношения: то посередине реки паром застревает, то под его руководством корабли садятся на мель. Наконец, сама «женская стихия» обесценивает «традиционную» мужественность и совершает символический гомосексуальный акт с лоцманом, подперев его бревном-фаллосом, демонстрируя зрителю «маскулинность» женщины Страны Советов.
Привычные гетеросексуальные отношения мужчины и женщины нарушены! В прошлом столетии, благодаря появлению «тружениц» и сексуальной революции, появились «упрощенные» варианты семьи, которые не порождают потребность в труде, как способе искупления вины за семейную сексуальность. Можно предположить, что, если нормой становится «человек инфантильный», то сексуальность также инфантилизируется и находит разрядку преимущественно в простых «извращенных» формах, а сами отношения обретают «игровой» характер. «Ребенок» не способен к «взрослой» деятельности, поэтому балалайки не играют, воду из реки возят в бочке, любовь напоминает игру в песочнице, а жители провинциального городка становятся фанатами самодеятельности, пытаясь найти свое «истинное Я» вне профессии. «Игровая» энергия подпитывает не «трудовые подвиги», а уходит в творческое самоудовлетворение. Наблюдается бегство от реальности, погружение в фантазирование, регресс на раннюю оральную стадию развития (занятия пением, игра на духовых инструментах). Нарциссическая конкуренция пропитана не взрослым, а детским энтузиазмом: «Дядя Кузя на самодельной трубе лучше, чем ты на покупной, играет!».
Энергия либидо теперь направляется в культуру не чувством вины, она напрямую реализуется в инфантильной сублимации природной продуктивности женщин и в творческой активности мужчин, которая носит компенсаторный по отношению к способностям женщин характер. Культура все более приобретает игровое, карнавальное содержание, в которой письмоносица Дуня поглощена не семейными делами, а сочинением песен и выступлением на сцене, что иллюстрирует появление труженицы, только «играющей» женскую роль.
Однако прошлые отношения еще не совсем сдали свои позиции. Бюрократа Бывалова и его секретаря Зою Ивановну можно назвать «традиционной» парой, в которой мужчина ориентирован на власть и статус, а женщина рядом с ним помогает ему. Они не поддаются на карнавальные, психотические разрядки, придерживаясь традиционной «взрослой» сексуальности, что на символическом уровне обозначено стаканом с чаем, в который Зоя Ивановна то вставляет ложечку, то Бывалов ее задумчиво помешивает.
Итак, это фильм о том, как традиционная «взрослая» сексуальность и «инфантильная» сексуальность «нового» человека сталкиваются в маленьком провинциальном городке: старое осуждается, новое преподносится как норма и образец для подражания. Результат этих процессов, начавшихся добрую сотню лет назад и воплощенных в сюжете «Волги-Волги», мы видим вокруг. Нельзя сказать, что то, что в результате получилось, — это плохо или, наоборот, хорошо. То, к чему мы пришли, — было неизбежно, и можно лишь поразиться тому, как в фильме были предсказаны элементы нынешней женственности и мужественности и явлен обычный теперь вариант инфантильных отношений.

ИНАКО 2022. Выпуск 10: Сновидения и другая реальность... — Новосибирск: Манускрипт, 2022, С. 89–93.


Рецензии