О природе дара
Поиск того хоккея, что однажды станет искусством – самое вдохновляющее (для меня) занятие. Тебе предстоит оценить перспективу и угадать потенциал. (Глорихантеры присоединяются к команде, когда всё уже налажено, работает с точностью часового механизма и приносит победы).
Рейнджерс двух первых сезонов, пусть и при Панарине, далеки от идеала. Но в них присутствует нечто, что позволяет рассмотреть – неясно, сквозь мутное стекло – возможную красоту.
Таких команд в НХЛ я помню немного. Это Детройт 1993 года, ещё без Русской Пятёрки и с Кубком Стэнли, выигранным последний раз в 1942 году. Это Питтсбург и Вашингтон середины нулевых – их взросление совпало по времени. Тампа – 2014. Это, наконец, Рейнджерс 2019 года.
Точнее всех эту божию искру обозначил патриарх спортивной журналистики Лев Филатов: «никакого особого класса не замечено, но команда играет, а не мучается».
Вполне достаточно, чтобы отправиться в путешествие рядом с ней, не смущаясь его возможной продолжительностью.
******
Я и сейчас – нет-нет, да и хочу вновь очутиться в своей осени 2019-го, когда всё началось. Там в пространстве витало будущее – то, что позволяет не утратить интерес к хоккею. Потому что смотреть игру, где побеждают технократичный Вегас или пашущий лёд носом Даллас, невозможно. Воспитанный на эстетике советского хоккея, чьи скрижали – быстрее шайбы не бегает никто, просто так с ней не расстаются, умный пас предпочтительней прямолинейного броска, и вообще: крепкие парни без игрового интеллекта малополезны в настоящем и не имеют будущего, я всегда искал тот дар, что делает лишь приложением к нему силу, упорные тренировки и ревностное выполнение всех тренерских заданий.
С такой командой очень непросто. Тренер Дэвид Куинн, совпавший с началом новых Рейнджерс, так и не справился с ролью архитектора привлекательного фундамента. Не дано. После трёх сезонов его не уволили. А просто не стали продлевать контракт. Примечательно, что за два года, минувших со дня отставки, ни один клуб НХЛ не заинтересовался услугами Куинна.
Его тренировка в ковидный сезон перед play-off с Каролиной – один из моих любимых мемов. Под камеру он строг и недоступен для игроков. Фразы-слоганы и хмурый взгляд. «Двигаться быстрее», «бороться на каждом участке льда», «следить за собой». На сленге болельщиков таких тренеров именуют «физрук со свистком».
В трёх матчах с Каролиной Рейнджерс явят полную безыдейность, бесславно завершив сезон 2019/2020 и провалив следующий. При всех привычных хайлайтах Артемия Панарина или Мики Зибанежада.
******
До недавних пор, я периодически слышал – и от наших болельщиков, и от североамериканских – что Жерар Галлан, в прошлом крепкий мастер, но без изысков в игре, такой же физрук, как и Куинн. Просто, ему повезло прийти в клуб на более высоком витке эволюции, плюс появились зрелые игроки – дорос до звания лучшего защитника НХЛ Адам Фокс, выдал лучший сезон Крис Крайдер, расцвёл Игорь Шестёркин, не говоря уж о трансферах топ-игроков – Кэйна и Тарасенко.
Лакмусом стала игра нынешних Рейнджерс при реализации большинства. Хоккей 5 на 4 – это не про то, чтобы расставить игроков по правильным позициям и дать установку создавать давление. А там – авось, сами разберутся по ситуации, потому что мастерства у них не вагон, а целый состав поезда. Я много раз видел и в более креативных командах – например, сборная России на Кубке Мира-2016 при Олеге Знарке – что это «авось» в современном хоккее не работает.
В регулярном сезоне у Нью-Йорка 29% реализации большинства. В двух первых кубковых матчах с Нью-Джерси – 40%. Совершенно убийственная статистика, означающая даже для олигофренов математики (вроде меня) одно: почти каждое второе удаление в игре твой соперник превратит в гол.
Вот как это работает: Адам Фокс (puck mover) располагается на синей линии, Артемий Панарин – слева, Владимир Тарасенко или Патрик Кэйн – справа, Мика Зибанежад свободно перемещается повсюду, Крис Крайдер курсирует за воротами и в районе пятачка, откуда подправил уже четыре шайбы в ворота «Дьяволов».
Классическая схема «ромб» (1-3-1). Но, как это и случается в любом искусстве, схематизм мёртв вне человеческого фактора, который привносит в любую схему вариативность без шаблонов. Ромб легко меняется на схему 2-2-1 или 1-2-2, но дело даже не в этом. Обороняясь две минуты чистого времени в меньшинстве, ты не знаешь, откуда придёт угроза и устаёшь. Панарин может отдать скрытый пас или внезапно бросить. Тарасенко – оставить шайбу за спину партнёру вместо броска. Фокс – найти пасом любого. Крайдер – та самая «помеха справа» из бородатого анекдота про водителя за рулём с сидящей рядом женщиной.
Столь вариативное большинство, если не брать времена Русской Пятёрки 90-х и расцвета Кросби – Малкина середины нулевых, присутствует лишь у Тампы. Если вы спросите, отчего бы всем командам НХЛ не взять его в свой тактический арсенал, ответ банальный. Тебе знакомы все ноты, сочини Yesterday. Теория бессильна, если ты не способен её исполнить. И внести личную вариативность в игру или произведение.
Жерар Галлан – большой тренер именно поэтому. Не оттого, что он вывел неизвестный Вегас-2018 в его первый сезон в НХЛ сразу в финал Кубка Стэнли. Подлинный дар – понимать хоккей глубже и тоньше, чем ты мог исполнить сам в бытность игроком.
Осталось лишь обратить дар в место в Истории. Сейчас. Точнее – в июне нынешнего года.
PS: По фото сами решайте, на кого тренер Рейнджерс похож больше: на Черчилля, Рено или Депардье :)
Свидетельство о публикации №223042101008