Демократическая Интернет Академия ДИА

Аннотация.

Предлагается новый высокоэффективный и экономный метод обучения учащихся с глубокой обратной связью между учителем и учеником в различных областях науки, техники, искусстве позволяющий посредством компьютерной техники и интернета охватить сотни миллионов ученых, инженеров и учащихся школ и вузов как внутри страны, так и за рубежом. Академия будет способствовать  развитию творческого мышления у учащихся, стимулировать и поддерживать  их активность в обучении.  Академия позволит в короткие сроки объединить самых талантливых и самых активных ученых для решения наиболее важных научных и инженерных задач. 

Предлагается отказаться от крупных обособленных зданий детских заведений и строить небольшие по размеру и численности детей ясли, учебные классы которые можно встраивать  в жилые здания. В многоквартирных домах для этих целей можно также использовать обычные жилые квартиры. Предполагается, что в таких специально оборудованных учебных заведениях дети могут находиться продолжительное время и даже жить как мини-интернатах по соседству со своими родителями. Предлагается специальная многофункциональная универсальная школьная мебель, позволяющая более эффективно использовать школьные помещения.    .

Ключевые слова: образование в школе и вузе;  воспитание самостоятельного мышления;  повышение качества образования;  учеба по интернету; учебные помещения; интернаты.  \

Введение. Современные знания, школьные и вузовские программы достаточно подробно изложены в специальной литературе, СМИ и интернете.  Задача учителя сводится лишь помочь учащемуся выбрать необходимую ему информацию и научить пользоваться ею,  освоить необходимый минимум знаний и дать навыки их применению.  При этом чрезвычайно важно развивать у учащегося  самостоятельное и не стандартное мышление.   

Современный учитель обычно проводит занятия с группой учащихся. Группа может насчитывать несколько десятков учащихся (класс учеников в школе, группа студентов в вузе). Практикуются и более широкие аудитории. Лекции в вузах преподаватель  читает одновременно для сотен студентов. Телевидение и интернет расширяют аудиторию учащихся уже до  миллионов. Метод обучения, при котором один учитель  одновременно обучает большое количество учащихся, будем назвать параллельным методом обучения.

Параллельный метод обучения достаточно прост и доступен широкому кругу учащихся и в этом его достоинство. Но, к сожалению, учащиеся имеют разные способности к усвоению учебного материала. Более способные  ученики быстрее усваивают новый материал и теряют интерес к относительно медленному для них обучению. Часто отвлекаются от учебы, шалят на уроках и т.д., а менее способные не успевают за принятым темпом  обучения, отстают и также получают обрывочные знания.  Скорость обучения при параллельном методе обучения в основном ориентирована на среднего по успеваемости ученика, что так же снижает ее эффективность.

Чем меньше группа учащихся, тем можно установить более тесную обратную связь между учителем и учеником. Тем самым учитель может повысить нагрузку на способного ученика, и помочь отстающему ученику. Такой метод также практикуется репетиторами,  когда группа учащихся сокращается до нескольких или даже до одного человека и поэтому его можно назвать индивидуальным или почти индивидуальным. При индивидуальном обучении скорость обучения определяется способностью учащегося воспринимать, а учителя умением излагать  новый материал и  возрастает в несколько раз по сравнению с параллельным методом обучения.   Однако индивидуальный метод обучения чрезвычайно дорог. Требует огромного количества учителей  - репетиторов, что неосуществимо для массового обучения.

Цель работы  предложить способ обучения, который объединяет достоинства параллельного  и индивидуального способов обучения. Суть его в том, что учитель работает с небольшой группой учащихся, например, с двумя тремя учащимися, как при индивидуальном методе обучения. Затем эти учащиеся, освоив учебный материал или его часть, становятся учителями для других групп  учащихся рангом ниже и подобным образом обучают учеников нижних рангов и т.д.  В результате исходные урок учителя с использованием учебников передается как по эстафете ученикам от самого высокого ранга до учащихся самого низкого ранга. Такой метод обучения будем называть последовательным. Последовательный метод обучения позволяет установить  глубокую обратную связь между учителем и учащимися фактически  как  при индивидуальном методе обучения. Учащийся при передаче знаний учащимся более низкого ранга дополнительно осмысливает исходный урок, глубже вникает в его суть и практически сразу реализует свои знания, свое понимание на учащихся нижних рангах.  Что также существенно повышает эффективность обучения. Кроме того темпы обучения у учащихся более высоких рангов могут быть значительно выше чем темп обучения нижних рангов.

В последовательном методе обучения можно ввести бальную оценку усваиваемых уроков как для ученика со стороны учителя, так и ведения урока учителем со стороны ученика.  И если учитель набирает баллов меньше чем один из его учеников, то можно производить ротацию. Учитель группы становится рядовым членом группы, а ученик, набравший больше баллов в группе, становится учителем этой группы. Это позволяет более успешным, учащимся подниматься вверх по иерархии, а менее успешным опускаться. Таким образом, происходит отбор самых способных учеников.

Последовательный метод  обучения легко реализуется посредством простых компьютерных программ и интернета для неограниченного числа учащихся. При этом  учащиеся одной группы могут находиться между собой на больших расстояниях и даже жить в разных странах.   Для реализации последовательного метода обучения в различных современных областях знаний (математики, информатики, физики, химии, генетики, биологии, прикладных науках, инженерии) для широкого круга учащихся от школьников старших классов до специалистов академического уровня предлагается международная Демократическая Интернет Академия (ДИА) [1].  По численности учащихся и преподавателей  ДИА не ограничено.  Например,  для России на начальных порах это может быть 15 рангов по 3 человека в группе, общей численностью более 7 млн. человек это около трети всех учащихся в России [2]. При 19 рангах подобным образом можно охватить уже около 500 млн. чел., т.е. практически всех учащихся планеты. 

Группы могут быть разные по численности. Например, для сотрудников академии около 265 тыс. чел. группы по три человека, а для более 11 млн. студентов и школьников группы  можно уменьшить до 2 человек (таб. 1).  Это позволит более индивидуально подойти к обучению. Заметим, что при этом на одного штатного сотрудника академии приходится более 41 учащихся, что в  4 - 6 раз больше чем в современных вузах [3].

Формирование академии начинается сверху вниз. Возглавляет академию администрация во главе с ректором ДИА. Ректор также возглавляет группу  администрации второго ранга и т.д. Далее по подобной схеме штат ДИА переходит в академический и профессорско-преподавательский состав. Затем в студенческий и школьный. Предполагаемый начальный школьный состав на уровне  пятого - шестого класса и старше  современной средней школы.

Работа и обучение в ДИА сводится к следующему. Сотрудник группы  регулярно  от своего руководителя группы получает задание. Они знакомятся с полученным заданием и оценивают его в балах, например по трехбалльной шкале - 3 (хорошо), 2 (удовлетворительно), 1 (неудовлетворительно). Балы идут в зачет руководителю и определяют рейтинг руководителя.  Задание сотрудниками выполняется  индивидуально  и представляется в виде личных отчетов. Это позволяет между сотрудниками создавать конкуренцию в качестве и скорости выполнения порученного индивидуального задания. Затем отчеты передаются руководителю группы и членам группы. Отчеты  сотрудников также оцениваются в баллах и идут в зачет каждому сотруднику.

Время выдачи задания и получение результатов определяет тактовую частоту ранга работы академии. На уровне общего образования тактовая частота может составлять сутки. Например, учащемуся до 18 часов дня излагается в диалоговом режиме теория и предлагается решить  по этой теории одну или несколько задач и решение представить на следующие сутки до 18 часов. Задержка выдачи задания или  не выполнению отчета в срок оценивается самым низким баллом “1”.  Хорошее решение поставленной задачи автоматически оценивается баллом “2”. И отличное решение задачи баллом “3”. На профессорском уровне подобное задание может выдаваться на неделю, а на академическом уровне на две недели и более. Все задания со стороны руководителя и отчеты по них будут храниться в Архиве ДИА на авторских правах.

В конце каждого месяца баллы сотрудников и учащихся академии будут суммироваться, и определяться текущий рейтинг Rc сотрудника по формуле.
 
Rc  = Kr ( Kn Bn / Tn + Bc / Tc+Kp Bp / Tp )                (2)

Здесь:  Kr -  коэффициент  ранга.  Kr = ar , a = 0.7 ; 0.8 – множитель.

        Kn - коэффициент влияния руководителя группы. Kn= 1.2 ; 1.4.

        Kp - коэффициент влияния подчиненных группы. Kp= 0.3 ; 0.4

        Коэффициенты Kn и Kp – уточняются экспериментально.

        Bn, Bc, Bp – баллы, устанавливаемые руководителем, сотрудником и подчиненным.

        Tn, Tc, Tp – тактовые частоты рангов руководителя, сотрудников и подчиненных.

Далее посредством компьютера по полученным рейтингам проводится перегруппировка групп и их руководителей как по горизонтали на уровне рангов групп, так и по вертикали. Если рейтинг, какого либо сотрудника окажется больше  рейтинга руководителя группы, то такой сотрудник становится  руководителем группы, а бывший руководитель опускается на ранг ниже. Таким образом, происходит ротация сотрудников и учащихся академии.

Ротацию для разных рангов можно проводить с разными интервалами. Например, для администрации – 5 лет, для академиков  и членов корреспондентов – 4 года, профессоров и кандидатов наук – 3 года, аспирантов и инженеров – 2 года.  Для мастеров и техников – 1 год, студентов – полгода, школьников – 3 месяца.   Численно  выпуск составляет около 1/3 штата академии (85 тыс.  техников, инженеров, ученых и высококлассных специалистов в год). При желании выпускник академии сможет вернуться в академию на общих условиях.

Достигнув определенного ранга, сотруднику автоматически присваивается соответствующая техническая квалификация (техник, преподаватель, инженер) или ученая степень (кандидат наук,…, академик). Очевидно, что если сотрудник ДИА начинает терять свой рейтинг, то он достиг предела своего научного роста и он может оставить академию и стать выпускником академии. Таким образом, будет  происходить  отбор самых активных и самых образованных специалистов академии.

Средний возраст сотрудников академии и учащихся  вычислялся по формуле

                Tr  =  Tm  a^r                (3)

Здесь   Tm- номинальный возраст президента ДИА (Tm= 70 лет),  a  =  0.8 – 0.85 – соотношение возрастов соседних рангов,  r – номер ранга.

Номинальное количество учебных часов для школьников и студентов и консультаций  для сотрудников  Tc в каждом ранге вычислялось по формуле 
 
                Tc = t Tg (Tr – Tr-1)                (4)               

    Здесь t – количество часов обучения (2 часа) и консультаций (2 часа) для учащихся в сутки.  t = 2) , Tg - количество учебных дней в году.

При пятидневной рабочей неделе и за вычетом отпуска и праздничных дней  Tg ; 200 дней.


В Академии школьники будут оплачивать свое образование, студенты получат стипендию. Более высокие ранги будут получать заработную плату пропорционально своим рейтингам от общих доходов  ДИА. Средняя заработная плата рассчитывалась пропорционально набранным балам. На свою заработную плату штатные сотрудники смогут покупать необходимое для своей работы оборудование, оплачивать работу своим помощникам, секретарям и т.д. Заработная плата в ДИА составляет 79% от сборов за обучение. Остальные средства будут направляться на обеспечение нормального функционирования всей академии (приобретение оборудования, оплата внешних услуг, пенсионный фонд и т.д.).

Нужно заметить, что работа в ДИА с учащимся, практически индивидуальна, и близка к работе репетитора. При этом современная оплата репетитора в Москве составляет 500 – 3000 руб. час. [4,5]. Тогда как в ДИА  может составить лишь 1000 – 3000 руб. в месяц, при занятиях по 2 часа в день и при пятидневной рабочей неделе. Кроме того способный ученик в течение 1 – 2х лет может достаточно хорошо освоить учебный материал перейти в ранг студента или преподавателя и начать получать стипендию или заработную плату.   Здесь было бы разумно, чтобы учащиеся, школьники открывали для себя счета в  банках и им на полтора – два года предоставляли  кредиты в размере 30 – 40 тыс. руб. на период их начального обучения в ДИА. Это будет способствовать воспитанию у учащегося самостоятельности и ответственности.

Замечательно и то, что в ДИА нет вступительных экзаменов, нет  строгих календарных программ. Есть только минимальный объем знаний для каждого ранга, который будет изложен в компьютерных программах, учебниках и методичках Академии. Все зависит от успеваемости учащегося. Потенциально наиболее способный учащийся, непрерывно повышая своим талантом, своими знаниями и усердием свой ранг, может достичь академического уровня.  Но может остаться на уровне школьника или студента,  если не научился правильно решать поставленные ему задания и попасть в выпускники Академии.

Учиться и работать в ДИА смогут все желающие, как по основной работе, так и по совместительству. К занятиям можно будет приступать в любое время года и, достигнув необходимого уровня образования, по собственному желанию, оставить учебу на любом ранге. Для этого ДИА  будет выдавать соответствующие дипломы. Кроме того каждый учащийся в ДИА будет заинтересован как можно быстрее поднять свой рейтинг. Для этого можно приглашать своих друзей в ДИА  зачислить их своими учениками.  Для вступления в ДИА достаточно будет в любое время заполнить анкету и оплатить вступительный взнос нижнего ранга.

Предполагается, что академическая группа ученых будет занята научно-исследовательской работой, изучать достижения отечественных и зарубежных ученых и вводить эти знания в учебный курс ДИА.  Вести публикации своих работ и достижения членов академии в научных мировых изданиях  и, поднимать авторитет  академии на мировом уровне. Профессора и кандидаты наук будут обучать  прикладным наукам,  разрабатывать реальные проекты и технологии  для строительства и промышленности, составлять учебные программы и учебники для учащихся.

Инженеры, техники, мастера, будут обучать учащихся конструировать машины, проектировать гражданские и промышленные здания, сооружения,  производить и  эксплуатировать новое оборудование. Основная задача преподавателей готовить учебники, методички и задачники для учащихся в соответствии с рангом и учебными часами. Учащиеся и студенты будут заняты освоением этих учебников и программ и сами по своим возможностям и в меру своих способностей составлять новые программы для своих учеников.

"Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста" (А. Эйнштейн). Поэтому современная средняя  школа  в первую очередь должна подготовить человека к будущей жизни, воспитать культурного и коммуникабельного  умеющего потреблять и пользоваться самыми современными благами в зависимости от возраста. И даже выживать в катастрофических ситуациях. А уже ДИА может помочь  освоить желающим учащимся теоретически факультативные  знания  и получить специализированное образование. Очень важно учитывать, что  дети одинаковых склонностей и интересов могут проживать между собой на больших расстояниях и ДИА может помочь установить контакт между ними, способствовать их общению и взаимному обучению.   ДИА в самые короткие сроки может собрать самых лучших, самых активных ученых для решения самых сложных и важных научных и инженерных задач.  Передать знания самым способным и желающим учиться и овладеть этими знаниями ученикам.

К сожалению,  современные школы – это огромные обособленные здания с множеством классов и детьми разных возрастов  совершенно непригодны для серьезного обучения. Они рассеивают внимание детей,  вызывает множество ненужных конфликтов между детьми особенно детей разных по возрасту и  не позволяют школьникам сосредоточиться и учиться в спокойной обстановке. А это чрезвычайно важно в детском возрасте.  Так как такая психологическая нагрузка может вызывать  даже детский психоз и агрессию у детей. Кроме того массовое сосредоточение  детей в одном здании способствует возникновению и распространению опаснейших инфекционных заболеваний, ОРЗ и т.д. Согласитесь, что это просто издевательство и  безумие взрослых в любую непогоду  полусонных детей подвергать  жизненно опасным рискам.  Пеши либо на общественном  и школьном транспорте, везти,  возможно,  даже за  несколько километров, в детские ясли, детский сад либо школу, а измученных дорогой детей заставлять еще и учиться.

Более того современная учебная программа в школах построена так, что трудно учащемуся сосредоточиться.  Один предмет сменяется другим и так 4 – 5 уроков чехарды порой очень сложных ничем между собой не связанных тем и предметов, таких как  математика, литература, география, биология... Все это вызывает сумятицу в сознании учащегося, не дает ему сосредоточиться и осознать новые знания. Поставьте себя на место ребенка и начните  одновременно делать несколько несвязанных между собой  дел, и вы сами убедитесь насколько это  невозможно, безумно, утомительно и непродуктивно.  А ведь для ребенка в школе складывается подобная  ситуация ежедневно. Поэтому современная школа не столько учит,  сколько вредит здоровью и психологически калечит детей. Лишает их естественного  желания учиться. Дети становятся раздражительными и часто протестуют своими шалостями на уроках.

В этом случае выигрывают условия и  методика работы репетитора. Репетитор работает в тихой, уютной и привычной для ученика домашней обстановке.  Сосредотачивает несколько часов внимания ученика на  одном предмете. В результате усвоение новых знаний их понимание и качество ускоряется во много раз. Покажу это на примере моих знакомых. Молодая семья. Она украинка по образованию филолог, он русский – инженер. Живут в Испании.  У них свой бизнес и они постоянно заняты  работой. Поэтому  их ребенок воспитывается чужими людьми. Их сыну лишь шесть лет, а он уже знает четыре языка! С  няней и в детском саду он учил каталонский и испанский, в пять лет гувернантка англичанка  обучила  его  за год английскому. Теперь  уже восемь месяцев россиянка (филолог по образованию) учит его русскому. Они несколько часов гостили у нас.  Я не могу судить о других его знаниях языков, но  русским он владеет в совершенстве без акцента и даже уверенно читает. По заверению его мамы он также хорошо владеет и остальными. Знает некоторые стихотворения русских поэтов, которые мы учили в старших классах.  А самое главное он может даже думать на этих языках. Они ему на всю жизнь стали родными.

Вундеркинд?  Нет.  По мнению родителей, он самый обычный мальчик. И с ним они общаются как с взрослым, серьезно без баловства, нареканий, ограничений и претензий.  К другим  его достоинствам. Мальчик физически развит. Был одет скромно без лишних украшательств (сережек и т.д.). Быстро освоился. Помогал накрывать и убирать стол, подметал, протер поручни. Все делал с явным навыком, удовольствием, аккуратно и сам был опрятен. Потом попросил разрешение поиграть с местными ребятами 4 – 12 лет. Но вскоре вернулся.  Ему не понравилось, что те запачканы, играют в грязном песке, постоянно между собой спорят, ругаются и дерутся. Вот Вам и результат воспитания детей профессиональными воспитателями и воспитание наших детей бабушками и дедушками. Это наглядно показывает, что славянские дети очень способны к восприятию знаний, если их учить в нормальных условиях, а мы их просто калечим традиционными методами обучения и воспитания.

В настоящее время в малочисленных поселениях в России и за рубежом  создаются малокомплектные школы, где в классе может быть от 1 (в скандинавских странах) и  до 10-15 учеников (в России). Более того в малочисленных школах учитель нередко проводит урок одновременно у двух и даже трех классов 1 и 2, у 3 и 5 и т.д. При этом  старшие ученики могут помогать младшим ученикам, усваивать информацию, одновременно закрепляя в памяти пройденный материал.  Отмечено, что лучше всего усваивается и запоминается то, что ты однажды объяснял другим [6]. И таким образом в маленьких школах и малочисленных классах качество обучения возрастает.

Поэтому огромные  обособленные школьные здания, детские сады и ясли  нужно срочно закрывать. Их можно перепрофилировать в  жилые  и общественные помещения, спортзалы, театры, развлекательные комплексы, гостиницы,  производства,…. А вместо этого создавать  маленькие  классы, сады и ясли,  расположенные просто в жилых зданиях. В принципе это может быть даже двух или трех комнатная обычная жилая квартира, желательно на первом этаже, соответственно переоборудована.  В такой квартире  размещались бы один два класса учащихся по 10 - 15 человек. В современных многоэтажных зданиях такие  классы и детские сады можно размещать в каждом подъезде. В сельской местности это могли бы быть отдельные небольшие  дома, на каждой улице.  И тогда дети в привычной для них обстановке, не уходя далеко от дома и не подвергая себя ненужным рискам на городских улицах, в транспорте и т.д. могли бы спокойно учиться. А родители меньше бы волновались за жизнь и благополучие своих детей.

Более того, у детей и родителей интересы, возможности и потребности разные и поэтому между ними часто возникают конфликты. Не все родители подготовлены и не могут решать эти вопросы педагогически правильно. И родители либо отнекиваются, либо наказывают детей не согласных с их мнением.   И особенно страдают от этого  дети,  растущие без братьев и сестер. Они не получают достаточно навыков  коммуникабельности со сверстниками и затем  трудно входят в социум.  Ведь только среди сверстников ребенок чувствует себя личностью, а в окружении намного старше себя и взрослых он испытывает непонимание у унижения с их стороны.

Поэтому разумно просто в жилых зданиях  возможно даже в каждом подъезде, создавать мини интернаты, на 5 - 15 человек. В которых,  дети могли бы под контролем воспитателей и учителей учиться и проводить свободное время,   приобретать навыки по уходу за домом, готовить еду,  вести домашнее хозяйство готовить себя к жизни взрослых. Это было бы намного эффективней, чем воспитание малоподготовленными к такой работе соседями, родственниками и прародителями.    И при отсутствии либо занятости родителей, дети могли бы даже там ночевать и т.д. и даже жить. Ведь многие молодые семьи испытывают массу неудобств из-за того что не на кого оставить ребенка и по этой причине даже не могут обзаводиться  детьми. И поэтому решение этого вопроса в интересах общества, государства. А для детей мини интернаты  исключали бы ощущение беспризорности и безнаказанности, желание хулиганства.

Мини интернаты можно оборудовать самыми современными предметами обихода  и таким образом воспитывать,  у будущего поколения высокую культуру потребления и соответственно высокую культуру производства. Подобным образом это было сделано в детских домах послевоенной Японии, что и определило ее бурный рост экономики.  В мини интернатах дети бы больше приобретали жизненного опыта, раньше  становились бы  самостоятельными и ответственными за свои поступки. Дети и их родители при взаимной потребности всегда могли бы видеться и решать совместно нужные для них вопросы.  А родители имели бы больше времени на личную жизнь.

Мини интернаты чрезвычайно выгодны и с экономической стороны. Действительно, при наличии мини интернатов для родителей достаточно и однокомнатной квартиры. А присутствие детей, вынуждают их селиться в многокомнатных квартирах. И все же это не решает проблему совместного проживания разных поколений и вызывает взаимные стеснения. А наличие мини интернатов позволит существенно уменьшить потребности в многокомнатных квартирах и соответственно расходов на их содержание.  Учитывая, что число детей до совершеннолетия составляет около четверти населения, и площадь на ребенка может быть в два раза меньше,  то  на каждые  восемь  квартир одну обычную квартиру можно использовать как мини интернат. 

Мини интернаты можно обставить специальной мебелью. Здесь следует отметить, что современная школьная мебель еще очень громоздка, направлена исключительно для обучения. Поэтому современные классы, загроможденные партами и такой мебелью трудно использоваться для других целей.  Для расширений функций учебного помещения необходима более универсальная школьная мебель. детали для перемещения и компактного хранения

Для проведения массовых спортивных игр и обучения трудовым навыкам во дворах можно строить детские площадки и отдельные спортзалы, лаборатории и мастерские. В таких помещениях могли бы обучаться и проводить досуг с детьми и взрослые. Особенно в этом плане удобны Грады [7].  Где жилые общественные и производственные помещения расположены в одном здании и  легко перестраиваются.      
 
Выводы. Предложенная система образования может охватить дистанционно многие миллионы учащихся. Чрезвычайно важно то, что при этом учащиеся знакомятся не только с новым для себя учебным материалом, но и ведут обучение других учеников ниже рангом. Это существенно укрепляет освоение нового  материала учащимся, улучшает его понимание и навыки применения полученных знаний. А глубокая обратная связь со стороны учащегося в оценках педагогического мастерства учителя существенно  повысит качество  преподавания. Учащиеся будут не только осваивать учебную программу, но  у них будет, развивается новаторство, способность к самостоятельности в решении жизненных, технических, инженерных и научных задач.  Очень важно, что ученые степени и должности определяются не   комиссиями и высшим руководством,  а постоянной активностью сотрудника академии и учащегося. Это исключает возможность авторитарности, застоя в научном творчестве, догматизм, взяточничество, кумовство,  коррупцию в науке и образовании,  формализм и демагогию.

Расположение учебных классов и мини интернатов непосредственно в  доме проживания учащихся или в непосредственной близости от него  существенно уменьшит риски их здоровью, существенно улучшит качество обучения и воспитания, даст возможность родителям больше уделять внимание своей личной жизни.

Предлагаемая универсальная школьная мебель позволит расширить специфику учебных заведений, а также позволит легко трансформировать школьные и жилые помещения в учебные, спортивные и игровые классы, столовые, спальные комнаты. 

Список литературы

1. Сахненко В.Г.  ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ АКАДЕМИЯ . [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU. №66 (февраль) 2019URL: http://sci-article.ru/ (Дата обращения: 5.03.2019).

2.Число школьников в России в новом учебном году вырастет на 1 ...     [Электронный ресурс ].- Режим доступа: www.tvc.ru/news/show/id/122721 (дата обращения 10. 07.2018).

3. Инструкция: как спланировать год перед ЕГЭ и поступлением в вуз. [ Электронный ресурс ].- Режим доступа:  https://www.ucheba.ru/article/838  ;(дата обращения 8.07.2018).

4. Интернет-образование. Получение высшего образования через ... [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/internet-obrazovanie.html/  (дата обращения 10. 07.2018).

5. Можно ли получить образование в Интернете бесплатно? Часть 1[ Электронный ресурс].- Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/school/articles/ 22152/    (дата обращения 10. 07.2018).

6. Малокомплектная школа: плюсы и минусы.  Электронный ресурс].- Режим доступа:  https://news.rambler.ru/education/39716458/?utm_content =rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 8.07.2018).

7. Сахненко В.Г. ПРОЕКТЫ КОМФОРТНЫХ ГОРОДОВ// ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: г. Пенза, 17 мая 2018 г. Часть 1.[PDF].[ Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34924001  (дата обращения 10. 03.2019).


Рецензии