Таверна-музей

Таверна-музей Джемиля Халилоглу и его жены Музьген расположена на вершине холма, у подножия которого протекает река Компсатос, а ее воды впадают в озеро Вистонида, у деревни Коттани, что расположена недалеко от греко-болгарской границы и считается одной из самых отдаленных деревень. Если будете в Греции, непременно посетите эту таверну. Хоть она и далеко от популярных туристических маршрутов, но путь уникален тем, что вы пересекаете неизведанный мир, другую Грецию.

Это путешествие в прошлое, где время будто остановилось и течет в размеренном и спокойном темпе. С одной стороны, вас окружает девственная природы, буковые леса, средневековые мосты, а с другой - вам встречаются женщины в платочках, дома из камня, развалюхи-автомобили, кафе, которые также функционируют как продуктовые магазины, молодые люди с мотоциклами теми еще старыми-раритетами, церкви, которые соседствуют с мечетями, знаменитые турецкие бани, построенные еще в османскую эпоху - вот лишь некоторые из вещей, которые впечатляют в этих поселениях.

До недавнего времени деревня Коттани входила в число греческих деревень, преданных забвению временем по причине удаленности, малочисленности и разной этнической принадлежности ее жителей: даже сейчас в Коттани насчитывается не более 30 домов, которым по 200 лет, и около 30 жителей, Однако, в рамках программы Европейского союза Interreg III / Phare CBC Греция-Болгария началось возрождение поселка и превращение его в туристический объект:

- от деревни Коттани проложили пешеходный маршрут с расчищенной тропинкой, за три часа можно добраться до следующих 2 населенных пунктов (Кундурос и Ликотопос), с которыми нет автомобильной дороги. Также существует пешеходный круговой маршрут Коттани-Кундурос - Цалапетинос - Калотихо - Ликотопос-Коттани (расстояние 25 км), рядом с долиной реки Компсатос.

- в окрестностях деревни открылась необычная таверна-музей с местной кухней, она нижнем этаже двухэтажного каменного здания, которому более 200 лет.

Владельцы этого заведения - Джемиль Халилоглу и его жена Музьген - более чем вежливы и делают все, чтобы хорошо обслужить, а также познакомить с обычаями, традициями и гастрономией жителей данного района - помаки*. Как рассказывает Джемиль, в этом самом доме он родился, и жил его дед до начала 70-х годов. Сейчас их с женой главная цель не только управлять таверной, но и сохранить это место таким, каким его оставили предки.

Стены украшены семейными реликвиями, текстилем, многочисленными фотографиями и редкими предметами старины. "Посетителей притягивает старинная мебель, антиквариат, фаянсовая кухонная утварь, национальные костюмы помаков, вязаные одеяла, а также ковры из козьей шерсти ручной работы" - рассказывает Джемиль.

На низком кофейном столике стоит пара стаканов, лежит трубка, четки, допотопный радиоприемник, рядом уместился холодильник для льда и чугунная печка. Все это с трудом умещается в интерьере дома, в то время как на мощеном дворе предлагают покататься на ослах, выставлена даже старая-престарая карета, журчит вода на  водяной мельнице. Везде стоят, лежат, висят разные предметы сельского быта, которыми в прошлом пользовались в повседневной жизни помаки Фракии.

Центральное место таверны-музея, его сердце - это открытый очаг, откуда обычно доносятся невероятно-вкусные запахи, рядом уместились большие формы для выпечки традиционных пирогов.  Джемиль, бывший повар ресторана в городе Ксанти, взял на себя приготовление блюд схарас (жарка на открытом огне). В меню есть и салаты из свежих овощей, и блюда по местным рецептам, которые Музьген готовит с большой сноровкой и знанием дела. "Все блюда приготовлены по традиционным местным рецептам, в то время как основные блюда варьируются в зависимости от сезона. Все это результат смешанной гастрономии местного народа с соседними (греки, болгары, турки, цыгане".

Кроме того, меню предлагает питы открытые и закрытые, замесной хлеб, баклажаны, запеченные с сыром, таш-кебабы и тушеного кабана. Также в списке блюд числится пататник, известный как картофельный пирог, домашний рассольник, хунгиар бейгенди, чечевичный суп, колбасные изделия, судзукос и, конечно, tsakusta tou glikadia (варенья-соленья).

Конечно, существуют проблемы, с которыми сталкиваются жители в течение двадцати лет, проживая в этом пограничном регионе. "Деревня была соединена с другими населенными пунктами нынешней грунтовой дорогой только в 1998 году. До тех пор нам приходилось путешествовать на лошадях, ослах или мулах горными тропами. Жаль, что никто до сих пор не позаботился построить хорошую дорогу, чтобы люди могли приезжать чаще, так ведь комфортнее и безопаснее.

Снег и экстремальные погодные условия часто полностью прерывают нашу связь с остальным миром. Вот почему, особенно зимой, мы работаем только по пятницам и в выходные.  Еще одной проблемой является телефонная связь или ее отсутствие, в деревне нет до сих пор Интернета. Нет у нас и кассового аппарата, некоторые клиенты, по понятным причинам, недовольны.

Мы ни на минуту не пожалели о том, что открыли таверну в этом отдаленном месте, но нам нужна помощь государства. Мы вернулись, чтобы возродить деревню, и в какой-то степени нам это удалось".

С сожалением он вспоминает: "Бывало раньше, если вы шли просить о чем-то, то вас считали турком. Мы не могли получить лицензию, купить недвижимость или даже получить права на машину. У нас было два удостоверения личности. А если вы совершили что-то неподобающее и забыли свои документы, вас высаживали из автобуса и заставляли возвращаться к себе домой пешком. Неприятные моменты. Приходилось получать официальное разрешение на въезд**: постоянный транзитный контроль за пересечением границы внутри другой границы".

Без сомнения, таверна Джемиля и Музьген Халилоглу- это живой музей вкусов и ни с чем не сравнимое посвящение в святая-святых помакской идентичности.
______________________________
* Помаки (болг. помаци, греч.pomaki, тур. Pomaklar) — наименование болгароязычной этнорелигиозной группы смешанного происхождения, проживающей на территории исторической Фракии и исповедующей ислам. Этнографическая картина помаков довольно сложна. После раздела Фракии в результате Балканских войн 1912—1913 годов между независимыми государствами Болгарией, Грецией и Турцией и её передела после Первой мировой войны, помаки стали одним из разделённых народов.

Современные помаки живут преимущественно на юге и юго-востоке Болгарии, в основном в Родопских горах к югу от Пловдива и в Пиринской Македонии. Значительное количество помаков проживает также в соседних регионах Греции, особенно в номax Ксанти и Эврос (Западная Фракия). В Греции часть общины также подверглась отуречиванию во второй половине XX века. Бо;льшая часть общины в Турции ассимилирована. Общая численность по оценкам в этих трёх странах — до 500 тыс. человек.

** Существование контролируемых зон на территории Греции (Восточная Македония и Фракия) восходит ко времени диктатуры Иоанниса Метаксаса, а вот решение об их отмене было принято в середине 90-х годов, когда Герасимос Арсенис был Министром национальной обороны.


Рецензии