Погибнем, но город спасём
Мироточа, капают мгновенья.
Духом Пасхи пышут куличи.
Кровь стекает по гвоздям забвенья».
…Пасхальное утро 6-го апреля 1966 года.
Местная погода Берлина в это время пасмурная.
Задержали вылет. Только во второй половине дня лётчики подняли машины в воздух, набрав высоту в четыре километра, встали на курс.
Простое задание: «перегнать» новые «Як-28П» с аэродрома Финов вблизи Восточного Берлина на Кетен, аэродром Группы советских войск в Германии и вернуться на базу.
…Со старта прошло 12 минут, внезапно ведущий самолет, пилотируемый капитаном Капустиным, начал резко терять скорость. Наблюдавший за ним капитан ведомой машины Подберезкин заметил, что тот отстает, потеряв из вида ведущего, вышел на связь. На вопрос о том, видит ли он его, Капустин ответил отрицательно. Дальнейшие вопросы остались без ответа.
Случилось невозможное: на ведущем самолете отказали разом оба двигателя. Не оставляя попыток их запустить, капитан бросал машину вниз, то дергал вверх, но старания не приносили никакого результата.
Командиру Капустину и штурману Янову оставались считанные секунды на то, чтобы принять решение. Самолет отклонился от курса, высота терялась, облачность редела, показались жилые кварталы Западного Берлина.
Надеясь отвести теряющий управление самолет загород, Капустин направил его в сторону ближайшего леса.
Сообщение наземной службе об этом решении было последним, переговорные устройства отказали, оба летчика увидели то, что было издалека принято ими за лес, — кладбище. Не пустынное, а заполненное людьми, в праздничный день пришедшими почтить память усопших родственников, на которых падал самолет.
«Чашу Божию - не отвести.
От Копья Судьбы - не уклониться.
Слышен Глас: «Господь, ты их прости.
Им не ведомо, что здесь вершится».
...Могли катапультироваться и спастись.
Но если бы сделали — самолет упал на землю, от взрыва горючего погибли люди.
Запись черного ящика передает последние разговоры летчиков: слова командира «-Юра, тебе надо сейчас прыгать», и ответ штурмана «-Борис Владиславович, я с вами».
Капустин мог управлять самолетом один, но Янов остался, выигрывая секунды: от выстрела катапульты самолет теряет несколько драгоценных метров.
Ценой невероятных усилий Капустин отвел машину загород, впереди показалось озеро Штессензее.
Рассчитывая приводниться, направил машину в его сторону, штурман отстегнул ремни, готовясь к посадке на воду.
Они бы выжили, но, прямо на пути выросла из тумана дамба. Напряжением последних сил Капустин приподнялся над строением, машина тяжело перевалилась через него и рухнула в воду.
«Тело очищает скорбь поста.
Церкви молят о души спасенье…
Бог, сошедши с Вечного Креста,
Всем простит в Христово Воскресенье».
...В праздник святой ПАСХИ в небе над Берлином, произошла трагическая авиакатастрофа.
Страшное происшествие в очередной раз доказавшее всему миру удивительное мужество русского воина, отвагу советских летчиков.
Местом падения самолета оказался английский сектор Западного Берлина, вблизи от границы с советским сектором. Трое суток британцы поднимали застрявший в иле самолет (в котором были и интересные для них части). Генерал-майор авиации В. К. Сидоренко рассказывал в интервью изданию «Штерн», что, несмотря на все требования советского командования, оно так и не было допущено до места крушения. Останки погибших были переданы представителям Группы советских войск в Германии на третий день, 8 апреля. Причиной катастрофы оказался конструктивно-производственный дефект.
К торжественной церемонии прощания граждане Германии, шокированные катастрофой и потрясенные героизмом советских летчиков, прислали делегации со всей страны. На мосту, где произошло крушение, установлена мемориальная доска, есть памятные знаки и в других городах Германии.
За мужество и самопожертвование во имя спасения жителей Западного Берлина, военный совет 24;1 воздушной армии решил представить капитана Капустина и старшего лейтенанта Янова к награждению орденом Боевого Красного Знамени посмертно.
Через несколько недель Указом Президиума Верховного Совета СССР погибшие летчики были представлены к этой награде.
Отец Бориса Капустина не смог прожить и дня после гибели сына
У Юрия Янова остались двое детей, у Бориса Капустина — восьмилетний сын. Особо тяжелым оказался удар для семьи капитана: в то время тяжело болел его отец, выдающийся человек, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, умер, не дождавшись похорон сына.
Так и похоронили ИХ в одной могиле символического дня — 12 апреля 1966 года, через пять лет после того, как мир проснулся, пораженный непревзойденным достижением советского народа.
"Время разбрасывать камни, и время собирать камни…"
(Еккл 3:5)
"Если во всём есть промысел Божий, и БОГ разбрасывает свои камни на Земле:
на Содом и Гоморру…, на Подкаменную Тунгуску…, на Хиросиму и Нагасаки…,
то когда же, наконец, ОН придёт их собирать?
Может быть - когда не останется камня на камне"?!
http://stihi.ru/2023/04/16/6371
http://stihi.ru/2023/04/15/6366
Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН
К 57- летию подвига в мирном небе над Берлином капитаном Борисом Владиславовичем Капустиным и старшим лейтенантом Юрием Николаевичем Яновым,
выполнявшим плановый полет на сверхзвуковом перехватчике Як-28П. На высоте 4,5 километров, в результате ПОМПАЖА отказали оба двигателя Р-11Ф2-300.
Лётчики приняли решение не катапультироваться,как требовал КП,а отвести самолет от жилого сектора города, используя по максимуму аэродинамику планирующей машины, отслеживая маршрут и контролируя системы.
Вечная Память Героям Родины - матушки, помнящей своих СЫНОВ, вставших на КРЫЛО БЕССМЕРТИЯ.
ПОСТСКРИПТУМ:
"СПАСИБО, уважаемая Надежда, за прекрасное посвящение Светлой Памяти советских лётчиков, ценой своей жизни спасших Берлин от смертельной опасности, и за обращение к строкам авторской лирики и философии!!
Лирическая душа откликнулась рождением созвучного станса:
На бессмертия крыльях уносятся в вечность
Те герои и светлые подвиги их,
Для которых главнее всего ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ,
Возведённая в степень - «ВО ИМЯ ДРУГИХ».
http://stihi.ru/2023/04/22/6299
С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)
Валерий Старостин 22.04.2023 19:19
PS:
БЛАГОдарю за строки отклика ВАШЕЙ безграничной души, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
НЕ только чтим светлую память,но,как выясняется - восстанавливаем справедливость,честные ИМЕНА ГЕРОЕВ.
"...На место падения резво прибыли английские водолазы и сапёры, которые сразу занялись подъёмом некоторых особо важных частей разбившегося самолёта.
Тела лётчиков-героев для них не представляли никакого значения в отличие от уникальной РЛС «Орёл-Д» («Skipspin» по НАТОвской классификации), которую им удалось демонтировать и позже вместе с деталями двигателей за 2 дня исследовать в Фарнборо (Farnborough).
Корреспондент британской газеты «Telegraph» горделиво назвал эту вопиющую провокацию одной из самых «поразительных шпионских операций „холодной войны“».
Только на третьи сутки, когда всё, что хотели, НАТОвцы с разбившегося сверхзвукового Як-28П изучили, состоялась ПЕРЕДАЧА останков лётчиков, выпотрошенные фрагменты перехватчика представителям Группы Советских войск в Германии.
Мирные граждане обеих частей Германии по достоинству оценили подвиг героев – каждый город ГДР прислал свою делегацию для участия в траурной церемонии.
Великобритания отправила... королевский оркестр.
Будущий канцлер ФРГ Вилли Бранд, сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы, и в согласовании с наземной службой наблюдения повернули самолет в сторону озера Штёссензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием жертве, предотвратившей катастрофу».
...ВСЁ нынче в гейропе кануло в ЛЕТУ - реку ЗАБВЕНИЯ: мозги промыты хлоркой, души "крест накрест заколочены", подвиг наших мужчин -ГЕРОЕВ продажними шкурами грязных писарчуков - оклеветан, вывожен во лжи фейковой стряпни, предан забвению.
Вырвана с кирпичом памятная доска с дома на улице капитана Капустина,выброшены на свалку личные вещи из школьного музея, что прекратил существование по хотению мелкой, чиновничей твари.
НО, осталась НАША светлая ПАМЯТЬ по своим сыновьям, положившим свои жизни на алтарь ОТЧИЗНЫ, расписавшихся кровью на скрижалях истории цивилизации
СВЯТАЯ РУСЬ.
Теперь их дети и внуки встали форпостом на пути у возРОДившейся коричневой чумы фашизма.
Остальные особи из отряда непотопляемого Титаника пятой колонны - с банкой пива, сидя на диване у экранов, следят за СЧЁТОМ битвы СВО,словно футбольным матчем ДОБРА и ЗЛА.
Впали в наркотический анабиоз, попрятались по щелям с награбленным, наивно полагая, что их полюбят за счета в банках, красивые глазки, другие части тела...
НЕ полюбят, ВСЕ мы для Запада - russische Schweine...
СПАСИбо за боевой расчёт хлёстких строк стихаТВОРЕНИЯ, уважаемый ВАЛЕРИЙ,соЗВУЧИЕ СОАВТОРА!
Включаю в текст, отправляя в тираж, читатель ждёт альтернативы.
Искренне, с признательностью и теплом сотворческой души.
Надежда Зернова
Свидетельство о публикации №223042101368
А мы ПОМНИМ о подвиге Бориса Владиславовича Капустина и Юрия Николаевича Янова, чтим их и ГОРДИМСЯ!!! Их героический подвиг воодушевляет не только лётчиков, но и всех воинов России! Буквально вчера погиб ВОИН на Донбассе, спасая маленькую девочку. Сам погиб, а девочку СПАС, прикрыв её своим телом!!! ТОЛЬКО россияне способны на такое! СЛАВА ГЕРОЯМ!!! Низкий поклон и благодарность за их подвиги!!!
Спасибо, Надежда, Валерий, за ПАМЯТЬ торжества русского героизма! Светлая память Борису Владиславовичу Капустину и Юрию Николаевичу Янову!!!
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!!!
С уважением, Алексей
Алексей Балуев 22.04.2023 10:25 Заявить о нарушении
...Самолёт упал в английском секторе ответственности западного Берлина, свидетелем чего был единственный рыбак.
ВСЁ нынче в гейропе кануло в ЛЕТУ - реку ЗАБВЕНИЯ... мозги промыты хлоркой, души "крест накрест заколочены".
Осталась НАША светлая ПАМЯТЬ по своим сыновьям, положившим свои жизни на алтарь России, расписавшихся кровью на скрижалях истории цивилизации.
Теперь их дети и внуки встали форпостом на пути у возРОДившейся коричневой чумы фашизма.
Остальные особи - впали в наркотический анабиоз, попрятались по щелям с награбленным, наивно полагая, что их полюбят за красивые глазки, другие части тела...
НЕ полюбят, ВСЕ мы для Запада - russische Schweine...
"...Холодная война предполагала особый режим секретности, никто в СССР не знал имен героев, которым была посвящена песня "ОГРОМНОЕ НЕБО" (Роберта Рождественского стихи, положенные на музыку Оскаром Фельцманом).
...Об этом знали только в гарнизонах 132-й Севастопольской бомбардировочной авиационной дивизии Группы Советских войск в Германии. Их было три: Вернойхен, Финов и Бранд.
Мой отец служил в Вернойхене в 63-м авиационном бомбардировочном полку, и поэтому мы жили на окраине Берлина. На вооружении дивизии стояли фронтовые бомбардировщики Як-28. В разгар Карибского кризиса мы приехали из Воронежа в Германию. Там срочно перевооружали фронтовую авиацию. на новейшие «Яки». Их делали на заводе в Иркутске, и поэтому наши экипажи перегоняли их в свои полки.
Утром 6 апреля 1966 года звено 668-го авиационного бомбардировочного полка уже сидело на аэродроме в Германии. Осталось немного – перелететь через Берлин на аэродром базирования новой машины. Это была секретная модификация – самолет-разведчик Як-28Р.
В середине 60-х высота катапультирования была ограниченной, и пока Як-28 уходил на окраину, она стала ниже предельно допустимой. Впереди показалась река Хафель, которая впадала в озеро Штессензее. Это был последний шанс.
Вопреки законам аэродинамики летчик выровнял машину над рекой, и экипаж открыл фонарь кабины. Готовились к приводнению.
Но перед впадением в озеро реку перегораживал мост. Капустин потянул ручку на себя, и самолет из последних сил задрал нос. Дамбу с проезжающими по ней машинами перетянули, никого не задев, но в воду ушли с большим наклоном.
Надежды на спасение уже не осталось. Всем фюзеляжем машина придавила в ил кабину с открытым фонарем...
Мне было 13 лет, я учился в 7 классе. Мы все смотрели телевидение ФРГ, где показывали подъем нашего самолета американцами и англичанами. Наших туда не пустили. Американцы снимут всю секретную аппаратуру – уникальную РЛС «Орел-Д» (Skipspin по классификации НАТО), и она вместе с деталями двигателей будет исследована за два дня на британской авиабазе в Фарнборо, а выпотрошенную машину вернут.
В школе объявили конкурс на лучшее сочинение об этом подвиге. Победитель получал право нести портрет героя во главе траурной процессии, мое сочинение признано лучшим.
Прощание проходило в нашем Доме офицеров. В школе отменили занятия. Весь гарнизон провожал капитана Капустина в последний полет на Родину. Со старшим лейтенантом Юрием Яновым прощались в Финове.
...Я шел во главе траурной колонны. В руках у меня был портрет героя. Все, что говорили на инструктаже, вылетело из головы. Свой гарнизон я знал до последнего метра и поэтому шел на «автопилоте». Сотни людей, траурные марши не могли меня отвлечь от всепоглащающего чувства восхищения героической и трагической судьбой летчика.
Бориса Капустина похоронили в Ростове-на-Дону, в один день с отцом, который не пережил горя. У летчика остались жена и сын. Юрий Янов упокоился в Вязьме. У него остались жена и двое детей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич были награждены орденами Красного Знамени (посмертно).
Прошло всего 50 лет после Великой Победы.
СССР повержен.
Холодная война проиграна.
Некогда великая Советская армия изгнана из Европы и заперта в границы XVII века. Ее остатки влачат жалкое существование.
Огромное небо перестало быть символом России.
Но остался еще у русского народа на генетическом уровне дух победителей.
Его надо было искоренить. Этим и стали заниматься захваченные компрадорской буржуазией СМИ.
Не обошло вражеское перо и наших героев.
7 февраля 1997 года в «Комсомольской правде» появляется заметка про песню «Огромное небо» и историю ее создания.
Авторы писали, что никакого подвига не было, а был безответственный поступок капитана Капустина, решившего в небе над Берлином закрутить «бочку», продемонстрировав тем самым возможности самолета. В результате двигатели захлебнулись... Была ссылка на некое свидетельство одного летчика, который служил в этом полку. Но его фамилию не привели, да и все остальное напутали. У них трагедия над Берлином произошла не 6 апреля, как это было на самом деле, а почему-то 2 марта. В их публикации самолет упал не в озеро Штессензее, а в реку Шпрее. Да и с орденами у Парова и Чернова тоже вышел конфуз. Бориса Капустина и Юрия Янова посмертно наградили орденами Красного Знамени, а не Красной Звезды, как написано в заметке. Более того, они попытались провести аналогию между экипажем капитана Капустина и предателем Беленко, угнавшим самолет в Японию.
Галине Андреевне Капустиной, вдове командира экипажа, понадобилось немало времени и 9 судов, чтобы доказать, что все изложенное в статье – подлая клевета. «Комсомольская правда» опубликовала опровержение, но последствия клеветнической статьи были необратимы. Сама вдова героя тяжело заболела и стала инвалидом. С улицы Капустина исчезла мемориальная доска, школа была переименована, а из школьного помещения, в котором был расположен музей памяти капитана Капустина, варварски удалили ценные экспонаты, включая личные вещи летчика, доставленные с места трагедии, которые в дальнейшем были безвозвратно утрачены, не исключаю, что банально выкинуты на свалку. Нашлись даже те, кто разбил надгробие на могиле героя…
После восстановления честного имени капитана Капустина школе вернули его имя. Ростовчане помогли Галине Андреевне поставить новый памятник. Но мемориальную доску на ее прежнее место так и не вернули…
Всю свою жизнь храню то всепоглащающее чувство восхищения героической и трагической судьбой летчика, которое испытал, идя во главе траурной процессии в апреле 1966 года мимо сотен скорбящих людей. Вечная память"!
Фото из семейного архива: Александр ЛУЧАНИНОВ в траурном шествии прощания с портретом капитана КАПУСТИНА.
http://nvo.ng.ru/history/2017-04-21/9_945_podvig.html
СПАСИбо за отклик, уважаемый АЛЕКСЕЙ, спасиБО!
Искренне, с признательностью.
Надежда Зернова 23.04.2023 14:28 Заявить о нарушении