Самостоятельная работа обучаемых - как важнейшее з

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  ОБУЧАЕМЫХ  - КАК ВАЖНЕЙШЕЕ
 ЗВЕНО ПОДГОТОВКИ   КОМПЕТЕНТНЫХ   КАДРОВ
 

Понятие:    самостоятельная работа студентов (СРС) -    сфера учебной деятельности, связанная с  трансформацией  информации   в  знания, умения, навыки.
Ключевые слова:     информация,  личность,  массив информации, структурирование, формирование умственных действий, самостоятельна работа обучаемых,  саморазвитие, самовоспитание.

Subject: independent work of students (IWS) – is a branch of  the training activity concerning transforming of the information into knowledge, capability, skills.
Key words: information, person, information massive, structuring, forming intellectual action, independent work of students, self-development, self-education.

Осуществляемое в течение многих тысячелетий  обучение    различных поколений  молодежи  характеризовалось как определенными успехами, так  и   досадными педагогическими   неудачами. Проводимые структурные  изменения  в системе  образования в разные годы   в ряде стран мира приводили  как к определенным сдвигам в развитии данного общества, так  сводили  на «НЕТ» достижения  прошлых эпох. Трансгрессивные периоды  в жизни человеческого общества  сменялись периодами «застоя», регрессии, «темноты», инквизиции, мракобесия... Так, например эпоха Возрождения   сменялась  периодом  дикого мракобесия  и дремучего средневековья.
Последние столетия характеризуются  значительным прогрессом  многих сторон развития и жизни общества, где  не последняя роль принадлежит  рациональной  системе обучения. Учебный  процесс  ХХ  и XXI столетий  существенно отличается  и должен отличаться  от процесса  обучения    прошлых  эпох и столетий. Период  колоссального  роста  информационных  носителей и  появления многообразных сфер деятельности   обусловил  существенную перестройку всей системы образования – от самого  её низа  и  до  его  возможного верха.
Сейчас путь  от  начального  обучения (всеми  элементарно необходимыми  сведениями)  до  высот максимального уровня развития науки и культуры  необходимо человеку проходить  в максимально сжатые сроки, отведенные  ему для этого жизнью.  Времени на неторопливую «раскачку»  у него, как это было  в прежние годы и эпохи, у него  уже  нет.
Проведенные  в нашей  стране  существенные   структурные изменения  на верхних этажах обучения ( высшая школа) требуют  быстрейшего освоения  всех премудростей  изучаемых специальностей и,  по возможности, в самые короткие сроки…Быстрое  прохождение  обучающей дистанции возможно  в  случае применения  на практике  оптимальных  по затратам  времени  и  эффективных     по качеству усвоения  - методов, способов, приемов и средств  обучения.
Принимая согласно Б.С.Алякринскому  положение, что  обучение  сродни плаванию по бурной реке   на весельной лодке   против течения – «стоит только  приподнять весла, как тебя быстро относит далеко назад».  Поэтому  обучение должно быть построено так, чтобы     такие «относы»  и «откаты»  были бы минимальными, а движение   к   конечной цели было бы наибыстрейшим и  привязано прочным.
Педагоги всего мира  пытались и продолжают пытаться   найти  надежные способы и средства, когда при сохранении и даже уменьшении сроков обучения, не снижается качество подготовки  специалистов. На практике  они стараются реализовать самые разнообразные способы, методы, подходы, организационные структуры, новые активизирующие и интенсифицирующие  информационно-обучающие технологии. 
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.
В современных же  условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов.
Важно прививать обучаемым умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации.
Быстрые темпы развития науки, техники, производства, а также духовных сфер ставит человека в такие условия, когда ему приходится решать такие задачи, появление которых невозможно было порою даже  и  предвидеть.
Учитывая тот факт, что учебно-воспитательный процесс в вузе является весьма сложной, взаимосвязанной, взаимозависимой системой, характеризующейся многомерными параметрами и показателями, где могут иметь место рядом и сосуществовать  разные формы, методы, способы, приемы. 
Так, например, без использования объяснительно-иллюстративного метода не может начаться обучение принципиально новому   материалу.
Без применения репродуктивного метода не могут быть приобретены навыки и умения (даже если знакомый способ действий включен в решение творческой задачи, его осуществление представляет репродукцию внутри исследовательского метода).
Современное обучение нельзя сегодня представить без использования элементов эвристики и элементов научного исследования.
Несмотря на свой низкий КПД, лекция остается основным видом обучения в вузе, так как она дает возможность студентам воспринимать и усваивать материал в более короткие сроки и обеспечивает активную мыслительную работу во время занятий. Нужно только, чтобы лекция не включала излишний фактологический, вспомогательный, справочный и подсобный материал: дополнительной информацией студент должен пользоваться самостоятельно. Согласно С.И. Архангельскому лекция должны быть  «компасом в мире информации», своеобразной инструкцией к  выполнению самостоятельной работы.
Другим  (после лекции)  важнейшим этапом совершенствования учебного процесса является эффективная организация самостоятельной работы. На этом этапе необходимо только обеспечить прочное усвоение воспринятой учебной информации. Хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает переработку знаний в умения и навыки. И вообще самостоятельная работа основа всякого образования и, прежде всего ,высшего.
Развитие самостоятельности человека – при обучении происходит успешно тогда, когда он видит результаты обучения, будучи поставленным, в надлежащие условия.
Встречи с новой трудовой ситуацией  требуют непрерывной перестройки сознания, отказа от сложившихся установок, освоенных ранее приемов и методов труда и замены их творческой разработкой, соответствующей изменяющимся условиям. Ибо творческий труд приводит к созданию продуктов деятельности, отличающихся новизной, оригинальностью, представляющих объективно-общественную значимость и ценность.
Развитию творческой личности  должна быть подчинена деятельность любого учебного заведения, и, прежде всего, высшего. Вузы призваны способствовать формированию у студентов готовности к самообразованию ( и даже к самообучению).
Однако никакие меры не дадут ожидаемых результатов, если учебно-воспитательный процесс будет вестись в рамках традиционно сложившихся педагогических технологий.
Смысл новой технологии подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы и воспитанию  у них потребности к самостоятельной работе,  стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.
Передовой мировой педагогической мыслью и отечественными специалистами (С.И.Архангельский, Ю.К. Бабановой, В.К. Буряк, Л.Г. Вяткин, В.Г. Дайри, В.Н. Есипов, Л.В. Жарова, Р.М. Михельсон, О.А. Нильсон, Н.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.) доказано, что гораздо лучше   наряду с определенным минимумом (оптимумом)  знаний, дать еще студентам и возможность  «открыть» для себя приемы и методы творческой деятельности, подобные тех методов и приемов,  которыми пользовались при решении различных  проблем науки великие естествоиспытатели   разных эпох и народов, чем сообщать все  знания, умения, навыки в готовом виде,  подробно изложенные в разнообразной учебной литературе (учебники, учебные пособия, методические указания, руководства, инструкции и пр.) Для этого  образовательные  заведения должны готовить своих воспитанников к сознательному  и непрерывному совершенствованию   своего профессионального мастерства. Они обязаны сформировать  у обучаемых  навыки самостоятельной учебы,  способствовать систематическому повышению уровня их образования, дать студентам такие основы знаний, которые позволят самостоятельно овладевать новыми сведениями о достижениях науки и техники.
При осуществлении этого принципа центр тяжести  должен  быть   перенесен   с содержания учебных дисциплин на методы самостоятельной работы
Ведь навыки самообразования и самовоспитания, приобретенные в образовательных учреждениях, не только станут основой личного самосовершенствования специалистов (инженеры, врачи, ученые), но и помогут им решать вопросы организации самообразования и самовоспитания членов производственных коллективов, которыми они со временем  будут управлять
Отсюда важнейшей целью образования (наряду с приобретением знаний) становится проблема " научить УЧИТЬСЯ", т.е. формирование у индивида умения анализировать состояние своих знаний, распознавать их соответствие объективно складывающимся условиям жизни и, отталкиваясь от них,  постоянно и систематически пополнять их.
Научить учиться "- это обучить каждого учащегося методике восприятия и переработки информации, приемам чтения, ведения записей при слушании и чтении, принципам самоорганизации, использования знаний при анализе новой информации, соотнесению непонятного с известным и понятным, самопроверке усвоения, технике преобразования текста (свертки, сжатие информации) и т.п., создать у него психологический   настрой к учению, к самостоятельной работе...  к самообразованию, самообучению
Самостоятельность в обучении (или познавательная самостоятельность ) представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого, одновременно является одним из путей подготовки человека к жизни, к труду, в условиях постоянно и быстро развивающихся знаний, обновления техники, развития духовной культуры, совершенствования литературы и искусства.
Обучение через исследование - один из главных способов формирования творческих знаний и умений  будущих специалистов.
Занимаясь УНИРС (учебно-научно-исследовательской работой) студенты вырабатывают у себя творческий подход к решению научно-технических проблем.
В процессе подготовки и проведения исследовательских работ студенты учатся анализировать и использовать научно-техническую литературу, развивать у себя навыки проведения эксперимента, самостоятельно формулировать выводы по результатам проведенного исследования и излагать их в форме реферата, доклада, статьи и более серьезных работ.
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью  и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности (познавательный) в  другой  (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей,  действий, поступков, средств, предметов и   конечных результатов.
Важно прививать обучаемым умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью  могли бы  уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации. Отсюда важнейшей целью образования (наряду с приобретением знаний) становится проблема «научить учиться», т.е. формирование у индивида  умения анализировать состояние своих знаний, распознавать их соответствие объективно складывающимся условиям жизни и, отталкиваясь от них постоянно, и систематически пополнять свои знания.
Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого, одновременно является одним из путей подготовки человека к жизни, к труду, в условиях постоянно и быстро развивающихся научных знаний, обновляющейся  техники, развития духовной культуры, совершенствования искусства,  литературы.
Прогресс в обществе значительно повысил  спрос на все виды творческого труда и творческой деятельности, он органически  слит с научным творчеством, открытиями, техническими изобретениями, рационализацией и требует постоянного усовершенствования трудового процесса, поиска путей совершенствования его эффективности.
Встречи с новой трудовой ситуацией  требуют непрерывной перестройки сознания, отказа от сложившихся установок, освоенных ранее приемов и методов труда и замены их творческой разработкой, соответствующей изменяющимся условиям. Ибо творческий труд приводит к созданию продуктов деятельности, отличающихся новизной, оригинальностью, представляющих объективно-общественную значимость и ценность. Развитию творческой личности  должна быть подчинена деятельность любого учебного заведения, и, прежде всего, высшего. Вузы призваны способствовать формированию у студентов готовности к самообразованию (и даже к самообучению). Однако никакие меры не дадут ожидаемых результатов, если учебно-воспитательный процесс будет продолжаться  вестись в рамках традиционно сложившихся педагогических технологий.
Смысл новой технологии подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы и воспитанию  у них потребности в самообразовании,  стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.
Важным условием продуктивной работы студентов является вооружение их существенными знаниями в области научной организации умственного труда.
Без помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении...,  расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья...
При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют  рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и  т.д.
 Преподавателю необходимо целенаправленно контролировать и направлять самостоятельную работу учащихся. Это можно сделать при помощи хорошо организованных консультаций.
Консультации - это не просто ответы на случайные вопросы, а скорее стремление распознать и поддержать интересные мысли, дать дельный  совет,  - в каком направлении стоит продолжать дальше работать
Индивидуальные консультации преследуют цель выборочно осуществлять контроль за поэтапностью действий  и систематичностью работы студента, предотвращать штурмовщину в выполнении работ, повышать её качество.
Самостоятельная индивидуализированная работа - это  своеобразная форма проявления обучаемыми  студентами   определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания.
Такой способ деятельности, в конечном счете, приводит  индивида  к получению совершенно нового, неизвестному ему, а порою и обществу,  знания, либо к углублению и упорядочению уже известных ( т.е. полученных) знаний.
При самостоятельной работе происходят процесс коммуляции  знаний и приобретение опыта их творческого применения.  В итоге происходит процесс умственного развития студента и совершенствование его профессиональной подготовки.
 
КОНЦЕПЦИЯ целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию  может содержать следующие положения:
• целенаправленное  формирование готовности к  самообразованию -  это одна из главных задач учебно-воспитательного процесса;
• воспитание, образование, развитие и профессиональная подготовка осуществляются на основе неразрывной взаимосвязи учения с их самообразовательной деятельностью, научно-исследовательской работой, участием в решении производственных задач;
• управление самообразованием тесно увязывается с педагогическим процессом (с учетом фактического уровня готовности личности к самообразованию и направление всех усилий на дальнейшее повышение этого уровня );
• формирование потребности пользоваться самообразованием, как средством решения социально значимых задач и удовлетворения своих интересов                ( обеспечивается высокий уровень усвоения систем обобщенных знаний, умений, навыков по всем изучаемым . дисциплинам);
• отрабатываются умения пользоваться наиболее распространенными источниками информации ( книга, конспект, ЭВМ, АОС, САПР ) и получившими в последнее время распространение дистанционными средствами доставки информации ( радио-, теле- компьютерные коммуникации) и рационально организовывать ( планировать, реализовывать, а затем оценивать и корректировать) свою деятельность в процессе самообразования;
• управление самообразованием осуществляется с помощью специального учебно-воспитательного комплекса, функционирующего во взаимосвязи с педагогическим процессом;
• постоянное преобразование целостного педагогического процесса в самообразовательный, происходящее на основе роста уровня готовности к самообразованию каждого студента и соответствующее по задачам и конечным результатам - интересам общества, является главным направлением деятельности, направленной на совершенствование процесса управления самообразованием студентов;
• формирование у обучающихся отказа от потребительского подхода в приобретении знаний и её производных (умения, навыки, творческие способности),  к  готовности получения необходимых знаний, ориентируясь на собственные силы
• становление индивида как личности и удовлетворения своих личных интересов, без чего невозможно движение к высотам профессионализма в работе и,  следовательно, поступательное движение науки, техники, производства...;
• целенаправленная подготовка профессорско-преподавательского состава., где от них требуются новые подходы к целостному педагогическому процессу, чтобы правильно организовать работу по формированию у студентов готовности к самообразованию - преподаватели должны овладеть соответствующими знаниями, - главным образом психолого-педагогическими, тогда они смогут грамотно руководить всей системой мероприятий, лежащих в основе новой педагогической технологии, а также творчески подходить к опыту других коллег, с учетом конкретных условий своей работы. Важным моментом является возможность самообразования самих преподавателей и формирование и у них творческого подхода к решению соответствующих задач, как на этапе планирования самих мероприятий, так и на этапе их реализации в учебно-воспитательном процессе.
  Реализация  оптимальной технологии СРС при подготовке  компетентных кадров   для  различных сфер  государственного хозяйства страны  представляет собой сложную  систему умственной деятельности  обучаемых,  и для  своего осуществления  требует  применения, прежде всего,  системного анализа, который состоит из  множества  необходимых для осуществления   компонент,   и требует  для своего решения  некоторого количества  мер,  позволяющих эффективно решить поставленные перед  современным образованием задачи, таких как:
• Иллюстрация оптимальных методов  приобретения знаний   и  высокоэффективной работы великих людей (разных эпох и народов): естествоиспытателей,  деятелей культуры,  работников различных  сфер деятельности;
• Ориентировка  молодежи  на мотивацию достижимых жизненных вершин,   и демонстрация огромных потенциальных возможностей человеческого организма  при   осуществлении познавательных задач;
• Методология научного  и технического творчества   и показ ее возможностей при решении самых различных жизненных проблем  и задач; 
• Методы и средства   психолого-педагогического воздействия индивида на себя  и окружающих ( индивидуальная и коллективная медитация,  тренинг мозга,   сознания, переход   в  виртуальный мир, отключение и включение сознания,      подключения  составных частей   подсознания,  научения  методикам   быстрого  перехода ( ДЭИР,  СК-сознание, медитация,   использование  альфа  ..бета..и тета - циклов  и ритмов);
• Анализ методов рациональной физической и умственной  работы  и эффективных приемов   умственной деятельности (ориентирование на соблюдение   режима   дня  ( объективное сочетание  работы   и  отдыха)  и    рациональное питание ( исключение из рациона  неэффективных и вредных блюд));
Выводы.  Главные  особенности  прошлых эпох и современного состояния образования  заключаются в том, что  если раньше педагоги  имели огромное преимущество перед  обучаемыми  ( редкость  и ценность книг,  ограниченный доступ к информации и т.п.), то  в конце ХХ века  их познавательные  возможности почти  сравнялись ( вследствие массового книгоиздания и общедоступности любой информации), то с появлением дистанционных методов (локальные и глобальные  коммуникативные  сети,  Интернет, мультимедия, ЭВМ, ПК )  обучаемые даже  стали иметь  преимущества перед своими наставниками  при получении  разнообразной информации. 
Узким местом  в реализации  самостоятельной работы у студентов  является вопрос  «считывания» ими  информации  с различных носителей  ( книги, мониторы ПК,  экраны  ТС и пр.) и трансформации её   в начале запоминающиеся образы ( зрительные, слуховые, тактильные ), а затем и преобразование их в  ЗУНы.
Связи с этим важным компонентом   СРС  является  наряду  с формированием  позитивной мотивации, развитие  у них способности  к  восприятию информации путем применения  средств  психолого- конструктивного восприятия ( сосредоточенность, внимательность   процесс мобилизации, переход на высшие уровни восприятия)    …..)
Поэтому  процесс обучения  в  XXI веке  должен  быть переориентирован   с  информационно-логического  на  структуированно-(вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный, где главным  средством  познания мира  и приобретения  профессиональных знаний   должна стать  самостоятельная творческая  работа обучаемых  при  направляющей  и консультирующей деятельности  всего профессорско-преподавательского состава   вуза. Главная задача которых -  помочь  обучаемым «выделить полезные  сигналы на фоне информационных шумов  различной мощности и частоты». Такая обучающая  система  позволит наиболее талантливым  студентам   получить добротное   образование  по лично-качественной  траектории  и в более сжатые сроки по сравнению со своими менее  развитыми  сокурсниками.   

Литература

1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,
2. Алякринский  Б.С. О таланте и способностях.- М.: Знание 1984. 
3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения  в высшей школе –М.: Высшая школа, 1974.
4. Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В.Петровского. -М.: Педагогика, 1989
5.Педагогика. Учебное пособие. / под ред П.И.Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России, 1998. -640с.
6. Фарберман Б.Л. Передовые педагогические технологии. –Ташкент:  .ФАН, 2003.


Рецензии