Пылающее сердце 4

Глава четвёртая. Сложное становление мощи эскадры.

Лето 42 года - это как раз тот период, когда JG54 стала превращаться в по-настоящему мощную силу, на смену таким авантюрным асам, как Филипп и Остерманн, пришли по-настоящему выдающиеся мастера воздушного боя, такие как Штотц, Байссвенгер, Хайер, Вандель, Цвайгарт, Шиллинг и ряд других. Однако эскадра и в этот период времени продолжала нести потери, пусть и не столь значительные.

Так, 8 июня погиб лейтенант Херманн Ляйште из 4 отряда, имевший 26 побед на счету. Произошло это в районе Крестцы. По немецким данным, сбит он огнём ЗА, советские истребители тоже на эту победу не претендуют. Версия, что его сбил тараном Борис Иванович Ковзан, ошибочна: 8 июня Ковзан не проводил таранов. 11 июня зенитным же огнём был подбит оберфельдфебель Карл Кемпф из 7 отряда, имевший на тот момент 48 побед, и разбил на вынужденной самолёт. На него заявок также нет, но, возможно, немцы списали потерю 12 июня на 11 число, так как в указанный день Кемпф вёл активный бой с 522-м иап. В том бою как раз отличился Карабанов Михаил Николаевич, опытный ас полка. Впрочем, это лишь наша гипотеза.

Июль прошёл для эскадры спокойно. Критических потерь удалось избежать, добиться ряда успехов. В августе части эскадры приняли участие в Ржевской мясорубке. Причём в целом эскадра проявила себя даже лучше, чем JG51, если смотреть по соотношению побед и потерь. Единственной обидной потерей в августе 42 года в небе Ржева стала гибель хауптмана Карла Саттига, командира 6 отряда, аса с 53 победами. Он 10 августа вылетел на отражение налёта Пе-2 ведущим пары, сбил два из них, а потом и сам был сбит огнём стрелков и погиб.

На других участках фронта эскадра несла потери не то чтобы многочисленные, но неприятные. Так, как раз накануне погиб оберлейтенант Макс-Хельмут Остерманн, командир 8 отряда. У этого аса-авантюриста карьера и не могла окончиться иначе: он совершенно не обладал чувством осторожности. В районе Амосово в паре унтерофицером Хайнрихом Боссином он атаковал маленькую группу Р-40,  которые на самом деле были "Илами", сбил один из них, а затем и сам был сбит стремительной атакой советского истребителя, вывалившегося из облаков. Боссин эту атаку проморгал, но и сам Остерманн не учёл, что штурмовики обычно ходят с сопровождением. Пока что не удалось установить, кто же поставил точку в карьере аса, имевшего 102 победы на счету, одного из лучшего асов люфтваффе в тот период.

11 августа досталось ещё одному известному асу - лейтенанту Вальтеру Новотны из 3 отряда. Ас этот, имевший на тот момент уже свыше 50 побед, после долгого и изнурительного боя трижды пролетел над своим аэродромом, сообщая таким образом, что сбил три советских самолёта. Причём делал это на подбитом самолёте. При посадке его бф-109 окончательно развалился, а ас получил травмы. После проверки асу из трёх заявок подтвердили всего одну.

В том бою Новотны в составе пары ввязался в схватку с парой "Яков" 744-го иап и Р-40 630-го иап. Причём в основном бой вели именно Р-40, пилотируемые лётчиками Тетеревом и Часныком. Советские пилоты использовали тактику лобовой атаки, немцы их атаковали на виражах, но наши пилоты успевали развернуться им навстречу, после чего немцы уходили. Им, однако, удалось наконец подбить самолет Часныка. Лётчик, однако, бой продолжал, уходя на свою территорию. Немцы продолжали наседать. Наконец, Михаил Александрович Тетерев смог на лобовой поймать Новотны. Он и нанёс ему фатальные повреждения. Новотны по итогам боя подтвердили одну заявку из трех, однако Часнык благополучно сел на аэродроме, а самолёт его был быстро починен. Заявка Тетерева имеет больше оснований: падения он не видел, но в итоге самолёт Новотны разбился, а сам ас выбыл на некоторое время. К сожалению, через два дня Тетерев погиб в бою.

В сентябре потери асов эскадры выросли. Так, 6 сентября был сбит унтерофицер Герхард Райманн из 7 отряда, имевший на счету 15 побед. Он был тяжело ранен в бою и более не воевал. Бой этот произошёл вечером, противостоял асу 845 иап. Полк атаковал ю-88, Райманн пытался препятствовать этой атаке, но сам попал в прицел опытнейшего лётчика Кобзева Николая Леонтьевича, который воевал на "Кобре" (в то время в полку были одновременно Яки и Кобры).

9 сентября утром был подбит и ранен командир 7 отряда оберлейтенант Вальдемар Вюбке, на счету его было 13 побед. Интересно, что бой, в котором он был ранен, в советских документах был приведён в качестве иллюстрации того, как не нужно воевать, и как пример порочности построения тройкой.

На задание по патрулированию ушла тройка ЛаГГов 160-го иап. Ведущим был Брейтман Исак Волкович. Обнаружив пару бф-109, он дал приказ атаковать, однако его ведомые сильно отстали. Немцы, атакованные им, ушли в облачность, и неожиданно один из них совершил крутой вираж и обстрелял одного из ведомых. Брейтман пошёл наперерез, однако не успел ничего сделать, ведомый уже пылал. Он дал очередь по немцу сбоку и тот, задымив, из боя вышел. В это время ещё один бф-109 спокойно атаковал второго ведомого и сбил его. Таким образом, Брейтман остался один, потеряв обоих ведомых. Никаких побед ему, конечно же, не засчитали, а бой этот показал, что во время боя тройкой часто один самолёт оказывается выпадающим из строя. Однако Вюбке, очевидно, был ранен очередью Брейтмана, а его самолёт получил серьёзные повреждения.

В тот день вечером после боя разбил свой самолёт и ещё один ас - унтерофицер Зигфрид Мюллер из 9 отряда, имевший 15 побед. Сам ас не пострадал. Отличился ас 283-го иап Михайлов Николай Владимирович.

16 сентября был подбит и ранен сильный ас из 9 отряда - оберфельдфебель Вильгельм Шиллинг, на счету его было 47 побед. Он надолго выбыл и после излечения не вернулся на Восточный фронт. По его донесению, он атаковал и сбил "Ил", после чего был подбит огнём с земли и совершил, несмотря на ранение, посадку на брюхо. Однако всё было не совсем так. Собственно, "Ил" асу по итогам боя так и не засчитали.

Ас атаковал ведущего четверки 15-го гшап, которая совершала налет без прикрытия на артбатареи немцев. Ведущим был весьма опытный пилот, Манохин Александр Николаевич, в будущем - Герой Советского Союза. Он не растерялся, вовремя среагировал и перевёл самолет в режим скольжения. Шиллинг решил, что штурмовик сбит, и проскочил вперёд. Этот финт, как мы видели, лётчики "Илов" периодически применяли. Манохин послал вслед асу хорошую очередь, сопроводив её пуском РС. Стоит заметить, что победа над этим выдающимся асом была не единственной в карьере Манохина - он за Войну сбил три вражеских самолёта и ещё 8 сбил в составе группы. Такой счёт сделает честь любому истребителю.

24 сентября погиб фельдфебель Петер Зиглер из 3 отряда, имевший на счету 48 побед. Обстоятельства его гибели таковы.

В то утро на задание по фоторазведке в район  Урицка вылетел Ар-2. Его прикрывала шестёрка Яков 14-го гиап. Ведущим был Старков Николай Михайлович.

Однако Ар-2 был внезапно  атакован звеном бф-109 из 3 отряда и сбит с первой же атаки, упал в воды Финского залива. Экипаж, к счастью, спасли на катере. Немцы продолжили бой. Сбит был пилот Зорин, ранен и попал в госпиталь. Победа над Ар-2 (немцы посчитали его "Бостоном") записана была на счет Альфреда Кромера, Зорина сбил пилот Гюнтер Гетце. А Зиглер атаковал самого ведущего нашей группы, многоопытного Старкова. Старков, уходя от настойчивых атак немца, снижался всё сильнее, уходя под защиту зенитного огня. Зиглер в пылу боя забыл про осторожность и продолжил преследование. В итоге Старков был сбит им и погиб. Он имел на момент гибели 7 побед. Но и Зиглера зацепило огнём ЗА, он попытался сесть на воду, но неудачно. В общем, ас стал жертвой своей неосторожности.

28 сентября состоялся ещё один яркий бой. На патрулирование в район Парфино ушла пара "Киттихоуков" из 630-го иап. Ведущим был опытный боец Чеботарев Николай Петрович. Пара обнаружила ю-87 и решила атаковать, однако бф-109 сопровождения сработали оперативно. Четверка бф-109 пошла в лобовую на наших, Чеботарев вызов принял. Р-40 на лобовой был противником опасным: живучая и мощно вооружённая машина. Первая лобовая закончилась ничем, но противники, сделав быстро разворот, пошли в повторную. На сей раз попали оба. Чеботарев был сбит и тяжело ранен, надолго выбыл. Он в лобовой сошёлся с одним из самых сильных асов "сердец" - лейтенантом Хорстом Ханнигом из 5 отряда. Ас одержал 78-ю победу в том бою, но и его самолёт получил серьёзные повреждения и при посадке на брюхо был окончательно разбит. Впрочем, сам ас не пострадал.

29 числа эскадра опять понесла потерю, выбыл надолго лейтенант Эрвин Лейкауф из штаба третьей группы, имевший 27 побед на счету. По немецким данным, сбили его огнём ЗА. Данных для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это, у нас маловато.

А в целом сентябрь стал для эскадры месяцем непростым. Да, из асов погиб только Зиглер, да и то он погиб от огня ЗА. Но многие асы были ранены, другие испытали горечь поражения. Советские пилоты научились бороться против атак немцев. JG54 окончательно выработала комбинированный стиль: внезапные атаки и затем - бои на вираже. Начали постепенно складываться её знаменитые четвёрки. Однако советские лётчики становились всё более внимательными, а на виражах советские пилоты всегда были сильны. Поэтому, несмотря на все свои успехи, эскадра не смогла добиться в небе Ленинграда и Старой Руссы решающего перевеса.

7 октября эскадра потеряла одного из лучших своих асов. Погиб командир 5 отряда оберлейтенант Йоахим Вандель, ветеран всех кампаний Рейха, начиная с Испании. На счету его было 75 побед. Про его гибель повествует Олег Каминский. Во время свободной охоты он сбил над аэродромом ЛаГГ из состава знаменитого 5-го гиап, погиб пилот Акишин. И далее, вместо того чтобы уйти на вертикаль, как обычно делали немцы, почему-то решил уйти на бреюшем полете. В итоге его догнал и сбил лётчик Кильдюшев Иван Гаврилович. Кстати, новичок, это была его первая победа в карьере. Однако в 5-й гиап слабых пилотов не брали в принципе, и любой новичок в этом полку представлял опасность для немцев.

6 ноября в небе Старой Руссы был сбит лейтенант Фридрих Рупп из 7 отряда, имевший на счету 41 победу. Он посадил самолёт за линией фронта и смог вернуться. Примечательно, что в отчёте о потерях повреждения оценены в 20 процентов, хотя самолёт сел на советской территории. "Пунктуальность" немцев поистине удивительна. Рупп, обнаружив группу "Кобр", тут же её атаковал, однако неудачно, а затем его начал гонять ведущий советской группы, Кирсанов Пётр Семёнович, который уже и в небе Воронежа успел немцам крепко насолить (об этом мы уже рассказывали). Рупп попытался оторваться от советского аса, который к нему крепко прилип, пике, но "Кобра" пикировала не хуже, Кирсанов "достал"в итоге немца, и тот с огромным трудом смог посадить изувеченный самолёт на брюхо. Ему ещё повезло, что Кирсанов не стал добивать его горящий и идущий к земле самолет. В том бою 153-м иап заявлено было две победы, но Руппа, очевидно, сбил именно Кирсанов. Кстати, это не единственный подобный случай: так, в ходе боев на Кубани Эттель из JG3 тоже приземлил самолёт на позициях советских войск, эвакуировать его было невозможно, однако в отчёте о потерях он отмечен как повреждённый на 25 процентов. А в воспоминаниях Новотны был эпизод, когда он после боя с теми же "Кобрами" привёл бф-109 на аэродром в совершенно изуродованном виде, похожем на решето, но в отчётах о потерях этот самолёт вовсе не фигурировал. Примерно та же история с двумя потерянными Липфертом самолетами, которые тоже в списках потерь не фигурируют. Я уже молчу про такие вопиющие случаи, как игнорирование потери своего самолёта в бою со стороны Гюнтера Лютцова, о чем мы уже упоминали. Потеря эта вообще нигде не фигурирует, но она точно имела место быть по воспоминаниям самого аса. Это маленькое отступление специально для некоторых историков (nomina sunt odiosa), которые слишком уж буквально склонны воспринимать немецкие отчёты о потерях.

9 ноября погиб ещё один опаснейший ас - лейтенант Ханс-Йоахим Хайер из 8 отряда. На счету его было 53 победы. И снова его гибель описана Олегом Каминским: во время боя с группой 154-го иап он зашёл в хвост Р-40 лётчика Олина, но его упредил знаменитый ас Покрышев Пётр Афанасьевич: он, зайдя в хвост, подбил аса, и тот на неуправляемом самолете просто врезался в Олина. К сожалению, наш пилот тоже погиб. Как видим, Р-40 был не так уж плох, в руках опытных, искусных пилотов он был достаточно грозным оружием. Тем не менее, популярностью в советских ВВС он не пользовался по причине не самой лучшей маневренности, плохого обзора и банальной ненадёжности. Не любили наши пилоты и разнесенное по крыльям вооружение.

Это была последняя потеря видного аса эскадры в 42 году. К концу года эскадра действовала сразу на трех важных направлениях - Ленинград, Старая Русса и Великие Луки. В декабре она избежала потерь в своём "звёздном" составе и действовала в целом очень удачно. Самые серьёзные испытания эскадру ждали впереди, о чем речь пойдёт в следующей главе.


Рецензии