Глава 11. Родители-помощники. Часть 2
Я отошла от данного принципа в своей работе и сказала на первой же родительской встрече, что постоянно-действующий комитет нам не нужен. Родители удивились.
— Скажите, а кто любит заниматься делами класса, ребят? Не кто хочет, а кому это нравится? — спросила я.
Две мамы подняли руки.
— Супер. А кто не откажется нам помогать, если нужна будет помощь?
Сначала поднялись ещё три руки. Потом другие родители стали поднимать руки.
— Вы всегда сможете сказать «НЕТ». Никто никого за этот отказ карать не будет.
Они радостно закивали. Одну из двух первых поднявших мам выбрали в совет родительского комитета школы (у нас есть такой — очень полезное дело, я вам скажу. Руководит этим комитетом Ирина Вячеславовна Алексеенко, моя близкая подруга и коллега, но о ней — отдельная глава будет написана). Вот и всё! Никакой обязаловки и принудиловки. Забегая вперёд скажу, что все четыре года я вообще беды не знала: надо — все, кто может помочь, тут же подтягиваются. Они ведь понимают, что это нужно нашим ребятам, поэтому вопрос «могу-не могу» отпадает за ненадобностью.
Потом я призналась родителям, что у меня есть один большой плюс и один огромный минус.
— Какой, Майя Леонидовна?
— Я очень люблю куда-нибудь ездить с ребятами. И с огромным удовольствием езжу. Это плюс.
— А минус?
— Я совершенно не умею заниматься организационными вопросами, такими как выбор места, заказ автобусов, питание… Логистические способности у меня отсутствуют напрочь… И если среди вас есть мамы, которые могут с этим помочь — я буду счастлива!
И у меня появилась добрая фея, мама Соня. А остальные родители сказали, что всегда будут на подхвате.
Пятый класс. Дети только пришли из «началки», а питание как-то нужно организовать. В пятых классах ребята уже не едят централизованно, а очереди большие и ребята не успевают за перемену поесть. Хочется, чтобы была горячая пища. Мы с родителями решили так: кто хочет питаться, чтобы стол был уже накрыт, тот сдаёт деньги на обеды. Но собирать деньги для меня — большая проблема, потому что мы, учителя старших классов, этим уже не занимаемся: нужно собрать деньги, потом сходить в столовую, заказать обеды, кому-то с супом, кому-то только второе… Я поняла, что моя погибель пришла в виде этих сборов и подсчётов и обратилась к мамам:
— Скажите, кто бы смог мне помочь с этими делами? Возможно, кто-то не работает, привозит ребёнка в школу? Это, я думаю, не надолго, потому что не факт, что они через пару месяцев захотят, чтобы им накрывали одинаковые обеды. Но пока, чтобы детям освоится, это хорошее дело.
Мама Анджела тут же согласилась мне помочь. Сама, добровольно!
— Майя Леонидовна, я не работаю, могу в понедельник утром приехать и помочь со сборами. И, действительно, через два месяца ребята сказали, что хотят питаться сами. Но эта мамочка с самого пятого класса была с нами во всех поездках, на всех наших тусовках.
Экскурсия.
— Дорогие родители! Кто может найти нас чудесную эдукацию? Чтобы мы поехали, где нас ждало бы увлекательное занятие, чтобы не дорого, чтобы с заездом в кафешку?..
Мама Саша:
— Я знаю такое место!
Мама Соня:
— У меня есть прекрасный автобус.
Мама Света:
— А я могу поехать с вами.
— И я, если можно…
— И я…
Выпускной.
— Мамочки мои дорогие, куда пойдём праздновать? Кто знает чудные места, чтобы приняли 80 человек примерно (30 ребят и 50 родителей)?
Мама Лена:
— У меня есть такое место! Нам ещё и скидку сделают! Всё узнаю, напишу в группу.
— А я готова деньги собрать.
— А я ведущую знаю…
— А я за музыку…
Никакой «обязаловки», никакого насилия над личностью. Только в охотку. И ни одного промаха за 4 года. Знаете почему? Потому что мои дорогие помощники смогла разглядеть главное: да, логист из меня никакой, зато всё остальное я беру на себя. И это остальное — наши дети. Я ради них и родители ради них.
На самой первой нашей встречи мы с Ириной Вячеславовной (моя дорогая подруга, коллега, которая добровольно взвалила на себя труд быть ещё одной классной мамой для моего класса), мы сформулировали главный принцип нашей работы с классом:
«У нас ВАШИ дети, и у вас ВПАШИ дети. А у вас и у нас — НАШИ дети».
Так было все эти четыре года, до самого окончания нашей прогимназии.
Я давно поняла, что родители будут помощниками, если у них не будет внутреннего сопротивления участвовать в жизни класса. А этого сопротивления не будет, если поймут, что делать ВМЕСТЕ с учителем одно дело — это здорово. Если они будут видеть, что и учитель не обманывает, не давит, и, главное, не лицемерит ни при каких обстоятельствах, если они будут знать, что когда бы и с чем они не обратились — они найдут поддержку у классного руководителя, то они станут для вас помощниками во всех ваших делах и начинаниях.
И, что удивительно: 70% родителей класса были мне замечательными помощниками. А в графу «Родительский комитет» я вписывала любые фамилии — никто не обижался…
Продолжение: http://proza.ru/2023/04/30/1127
Свидетельство о публикации №223042101440