Серебряные крылья лирики Заболоцкого или Очарована

 Я  восхищаюсь  творчеством Заболоцкого. Это  и  хрестоматийные, врезавшиеся в память со школьной скамьи «Душа обязана трудиться...»,  и «..что есть красота и  почему её обожествляют люди?». Текст  популярной песни « Очарована, околдована» тоже принадлежит перу поэта.
Вот и я — и очарована, и околдована, и оказалась  в плену  душевной лирики Заболоцкого.
     Но тут прочитала про Заболоцкого в инете. Недоумение: почему интерес не  к творчеству? Почему интересны какие-то моменты из личной жизни поэта?  Жёлтая пресса и  всякие там блогеры  подают   жареные факты как главное блюдо к читательскому столу.  Широкая публика привыкла  к такому «кушанью»: обывателю всегда приятно покопаться в чьём-либо грязном белье. Конечно, это примета времени: свобода слова привела к вседозволенности, к стиранию этических  и культурных  границ. Когда-то знаменитая советская актриса Любовь Орлова утверждала так: « Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого!» Личная жизнь известных людей, их подноготная  - не тема для обсуждений!  А для меня важен  внутренний мир творца: в лирике отражается жизнь, судьба, мысли и душа поэта.  Знаменательны эти строки: «Два мира есть у человека… Один, который нас творил… Другой, который мы от века творим по мере наших сил…»
      Писатель В. А. Каверин подчеркивал, что «... Заболоцкий был честен, потому что он был поэтом…» 
     Лучше всего об этом расскажет лирика Николая Алексеевича Заболоцкого. Я буду ограничиваться лишь выдержками из  его стихотворений, которые раскроют нам великую душу поэта. Получится своеобразная «Антология поэзии», где вступление таково:
Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвет мою грудь пополам… 
 Для него   ложь и поэзия  - «две несовместимые вещи», он не мог писать о том, о чём  не думал, потому что «Поднимает над миром наши сердца Неуёмная сила искусства!».  И при этом восклицает в заметке «Почему я не пессимист»: « Я - человек, часть мира, его произведение. С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются»
  И в то же время  - «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!», « Все,что было в душе, все как будто опять потерялось...»  Он честен и с читателем, и самим собой: « Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому...», «Что не сбудется — позабудется, Что не вспомнится, то не исполнится». Какой глубокий смысл в этих строчках!
 И как актуально звучит: «Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю?»
    С каким восторгом пишет  поэт о красоте человеческих лиц: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот».  И всё потому , что он  — поэт, живущий  « … в мире очаровательных тайн».   
      И мне,  заворожённой  «очаровательными тайнами» лирики Николая Заболоцкого,  хочется верить, что этой тайной проникнутся многие. И тогда на  «серебряных крыльях» поэзии попадёте в волшебный край, где «В этой роще берёзовой,  Вдалеке от страданий и бед...»   растёт «можжевеловый куст...» и слышен  «...аметистовых ягод   звон»,   и где « Облетают последние маки...» ,  « И те же звезды в красоте нетленной».
  Ведь «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык»


Рецензии