Делиция

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. КАРТИНА ПЕРВАЯ.

Больничная палата: тусклое освещение, скрипучая кровать с верёвками, привязанными к её ножкам, неподалёку от неё стоит старый деревянный стол и стул.
Девушка лежит на кровати. На ней длинная белая сорочка. Она потихоньку просыпается и старается приподняться с кровати. Но её начинает шатать в разные стороны, и она с грохотом падает на кровать.

Девушка. Я сплю? (оглядывается.) Нет, я не сплю... (истерически смеясь.) А даже если и сплю, то разве может мне сниться такое ужасное место. Нет, не может. (успокаиДевушка (про себя): Я сплю? (Оглядывается.) Нет, я не сплю… (Истерически смеясь.) А даже если и сплю, то разве может мне сниться такое ужасное место? Нет, не может. (Успокаивая себя.) Да, верно. Не может.

Она приподнимается и облокачивается на спинку кровати.

Девушка: Тогда, где же я? Что это за место? Боже, как же болит голова. Почему я не могу вспомнить? Я хочу вспомнить! Ах, да, я в больнице. (Кивает головой.) В психиатрической больнице. А это...

Она резко меняет своё положение и опирается руками на край кровати.

Девушка: … а это моя палата. Да, всё, теперь я вспомнила.

Медленно возвращается в сидячее положение, берётся за живот.

Девушка: Есть хочу… Когда же принесут еду?

За сценой слышатся шаги, грохот посуды. На сцене появляется медсестра с тарелкой в руке. Девушка не видит её и не слышит, она задумчиво смотрит перед собой. Медсестра ставит тарелку на стол и достаёт из халата маленький пузырёк. Капает в тарелку несколько капель, а потом уходит. Девушка, увидев перед собой тарелку, бросается к ней и жадно съедает всё.

Девушка: Ещё хочу. (Расстроенно.) Почему так мало?

Она берёт тарелку и переворачивает её на бок.

Девушка: Эх. Теперь только завтра опять поем.

Медленно идёт к кровати с опущенными руками. Не замечает, как тарелка выпадает у неё из рук. Она садится на кровать, поджимает ноги. Застывает на несколько секунд и, не меняя своего положения, падает.

КАРТИНА ВТОРАЯ.

Все предметы стоят на своих местах, ничего не меняется. На сцену выносится большое зеркало. Вместе с ним появляется Безликий. На сцене включается свет. Он падает только на спящую девушку, Безликого и зеркало. Создаётся сонная атмосфера.
Безликий в длинном чёрном плаще, его лицо обезображено и едва виднеется из-под капюшона. На руках чёрные кожаные перчатки.
(В этом эпизоде актёры не могут издавать ни звука. Они общаются между собой жестами. Их движения говорят сами за себя. Они отчётливы и хорошо видны зрителям. Только в конце девушка кричит, и её крик раздаётся по сцене.)

Безликий подходит к спящей девушке и несколько секунд смотрит на неё. Он вытягивает правую руку, чтобы дотронуться до её лица, как вдруг девушка просыпается. Она пугается Безликого. Он видит это и опускает голову вниз. Поворачивается к девушке спиной и спокойно, медленными шагами отходит к зеркалу. Девушка потихоньку встаёт с кровати, не сводя глаз с Безликого, и делает несколько шагов, чтобы обойти кровать, но задевает ногой её железную ножку, и в тишине раздаётся дребезжащий звук. Безликий поднимает голову, но не спешит поворачиваться к девушке.

(Секунда. Актёры на сцене стоят неподвижно.)

Безликий поворачивается к девушке и пальцем зазывает её к себе. Девушка показывает, что не хочет идти. Тогда он сжимает свою левую руку, и она начинает задыхаться. Девушка без сил падает на колени. Её руки расположены вдоль тела, голова слегка приподнята вверх, и она ничего не может с этим поделать. Безликий смотрит на неё и сжимает руку ещё сильнее, словно довольствуясь её муками. Но потом он расслабляет свою левую руку и со злобой, будто швыряя какой-то ненужный предмет, откидывает девушку в сторону. Та падает вдоль кровати. Схватившись одной рукой за горло, она приподнимается, в ужасе смотря на Безликого. Он повторяет свой жест, и она покорно начинает делать несколько шагов к нему. Добившись полного её послушания, он показывает на зеркало. Девушка смотрит в него несколько минут (скорее секунд). Пугается, вскрикивает и закрывает лицо руками.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ.

Девушка лежит на кровати. Медсестра возится около стола.

Девушка начинает ворочаться, медсестра замечает это, подбегает к ней и старается как-то успокоить. Но девушке становится ещё хуже, и она резко встаёт. Смотрит в испуге на медсестру и хватает её за руки.

Девушка: Я кое-что вам хочу рассказать. (Плача.) Уверена, что вы меня поймёте...

Медсестра берёт девушку за руки и слегка сжимает их.

Медсестра: Расскажи… (Спокойно.)

Девушка: Мне приснился сон… Там была моя палата, вот эта скрипучая кровать (слегка припрыгивая на ней), зеркало...

Девушка резко меняется в лице, оглядывается вокруг и, не найдя того злосчастного зеркала, успокоившись, снова возвращает взгляд на медсестру.

(С каждым словом, которое будет произносить девушка, ей будет становиться всё хуже и хуже, у неё начнут трястись руки, она станет то агрессивной, то податливой, тихой, спокойной. Безудержный смех начнёт сменяться слезами. Вспоминать это девушке станет в тягость, но она, стиснув зубы, будет рассказывать всё до конца. Создастся такое ощущение, что её силой заставляют делать это.)

И человек, хотя человеком мне его назвать сложно. Я не видела ни его лица, ни его голых рук, лишь одно сплошное чёрное одеяние. Он хотел дотронуться, но я испугалась… (Переводит дыхание.) Испугалась его. Он понял это, отошёл к зеркалу, стоял возле него в ожидании чего-то. Я надумала было убежать, но он не дал мне этой возможности и насильно заставил посмотреть в зеркало. И знаете, кого я там увидела… (С трудом сдерживая слёзы.)

Медсестра: Кого же?

Девушка: Своего отца! Тот день, когда он… когда он… (Запинаясь.)… когда он сгорел в пожаре. Знаете, тогда мне 7-8 лет примерно было. Мы с отцом остались дома одни. Он лежал постоянно на диване из-за того, что был инвалидом и не мог самостоятельно передвигаться, только если при помощи коляски или костылей, а я смотрела телевизор около него либо играла в игрушки. И в один такой обычный день начался пожар. (Нервничая.) Я не помню, как он начался, из-за меня ли или нет… Я не помню! (Яростно.) Просто я пыталась вытащить папу из пожара… Понимаете?! Я пыталась!

Девушка начинает махать руками, плакать, кричать. Медсестра пытается успокоить её, а та всё продолжает говорить.

Но его ноги уже охватило пламя… И знаете, что он сделал?! Не дал мне ему помочь. Нет. Он оттолкнул меня! Мой папа меня оттолкнул! И, видимо, не рассчитал силы, потому что я обо что-то ударилась, упала на пол и, перед тем как закрыть глаза, услышала его голос. (Шёпотом.) Он кричал мне: «Дочка, беги! Беги, милая! Беги отсюда!». А потом просто кричал от невыносимой боли… Дальше я ничего не помню, как спаслась, как выбежала из дома, как меня нашли. Не помню… Ничего не помню!

Девушка кричит и хватается за голову.

Да лучше бы я вместе с ним тогда умерла!

Медсестра видит, что девушке становится всё хуже. Она берёт её за плечи и силой кладёт девушку на кровать, привязывая по бокам руки. Достаёт из халата ампулу с успокоительным лекарством и шприц.

Девушка: Не надо! Пожалуйста! Не надо! Нет..

Приготавливая всё, медсестра делает укол. Девушка засыпает.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ.

Кабинет врача-психиатра.
На сцене стоит стол, на нём светильник, валяются бумаги, ручка. Около стола находится белое офисное кресло, в нём обычно сидит сам лечащий врач, а напротив стоит стул для посетителей или больных. Неподалёку от стола стоит вешалка, на ней висит халат.
За сценой слышатся шум и голоса.

Медсестра: Вы же говорили, что вылечите её! Пройдёт год, и она будет здорова!

Появляется врач, за ним идёт медсестра.

Психиатр: Мадам, что я могу сделать?! Она просто не поддаётся лечению. Я вам предлагал усыпить её, чтобы прекратить страдания. Благо с согласия родных, устав позволяет это сделать, если пациент не поддается лечению и несёт опасность другим людям, но вы отказались.

Он снимает халат, вешает его на вешалку и надевает новый. Медсестра крутится возле него.

Психиатр: Она у нас ни год лежит и ни два. И прогресса в её лечении нет, а даже наоборот, становится только хуже. (Садится за стол.) Вас-то она уже не помнит. Кто вы?! И кем ей являетесь!

Медсестра: А у других как же… Ведь у них и похуже случаи бывают. (Присаживается напротив.) Но их вы как-то вылечиваете. А её не можете! Так не бывает! (Возмущённо.) Пусть тогда ей антибиотики поменяют, будут давать более сильнодействующие.

Психиатр: Куда ещё «более сильнодействующие»?! Мы и так ей их даём, потому что другие уже не помогают. А что будет, если организм и к этим антибиотикам привыкнет? И что тогда? Что вы тогда будете делать?

Медсестра замирает, несколько секунд она пристально смотрит на врача, а потом опускает голову вниз.

Медсестра: «Что я буду делать»… Я дам своё согласие, и вы… и вы усыпите её. (Сдерживая слёзы.)

Она резко встаёт и выбегает из кабинета. Врач тяжело вздыхает, снимает очки и, облокачиваясь на спинку кресла, бросает их на стол.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. КАРТИНА ПЯТАЯ.

Больничная палата. Мягкий полумрак.
На кровати лежит девушка. Безликий появляется на сцене. Он подходит к кровати, усаживается за стол и, достав из своего плаща монетку, начинает её крутить. И как только монетка перестаёт крутиться, Безликий с силой прихлопывает её к столу, создавая при этом сильный шум. От этого шума девушка долго ворочается, а потом просыпается. Нехотя встаёт с кровати и, видя сидящего за столом Безликого, не пугается его, как раньше, а покорно, без какого-либо сопротивления, словно так и должно быть, подсаживается к нему. Берёт из-под его руки монетку и начинает крутить её сама, выполняя те же самые движения, что и Безликий. Он оставляет девушку одну. А она, словно впав в какой-то транс, закрывает глаза.

КАРТИНА ШЕСТАЯ.

Медсестра заходит в палату. Увидев, что девушка сидит с закрытыми глазами, бросается к ней, падая на колени, берёт её за плечи и начинает трясти, пытаясь привести её в чувства.

Медсестра: Что с тобой? Очнись! Прошу тебя!

Девушка открывает глаза, оглядывается вокруг, а потом смотрит на медсестру.

Девушка: Я своего парня убила. (Шёпотом.) Знаете, как?!

Медсестра молчит.

Девушка: Так я вам сейчас расскажу… Он был военный контрактник. И в тот день, когда всё случилось, он должен был снова уехать в какую-то дальнюю командировку по военной службе, а я, как обычно, провожала его. (С усмешкой.) Мы стояли на перроне. Мне захотелось его обнять, но он посмотрел на меня, немного замялся и, сделав шаг назад, начал что-то говорить. Тогда я поняла, что здесь что-то не так.

— Нам надо серьёзно с тобой поговорить, — сказал он. — Мы с тобой больше никогда не увидимся.

Я была в смятении, не понимала, зачем нужно было мне всё это говорить именно сейчас. А он продолжил:

— Понимаешь, я любил… да и сейчас люблю только одну девушку. Она была ещё до тебя… Мы с ней как-то один раз серьёзно поссорились, и она ушла к другому, а я взбесился и приехал сюда. Немного погодя, я познакомился с тобой и думал, что забыл о ней. Но ошибался… Недавно она написала мне, что рассталась со своим парнем и хочет начать наши отношения сначала.

Он взял меня за пдечи и воодушевлённо, в надежде, что я его пойму, продолжил.

— Я, не раздумывая, согласился на её предложение. Просто, понимаешь, я люблю её…

Да я и понимала, но, услышав эти слова, о том, что он любит другую, в моей душе что-то адски больно щёлкнуло и провалилось… Меня больше не было.

— Ты хорошая девушка, но…

Это последние слова, которые я услышала. Он и дальше продолжал что-то говорить, но я не улавливала смысла его слов. Всё было как в тумане, мир вокруг меня словно замедлился. И вдруг, совсем близко, я услышала гудок поезда, сначала один, потом второй. И с каждым разом эти гудки становились всё сильнее и сильнее. Я посмотрела направо и увидела мчащийся на всех парах поезд, который просто не собирался останавливаться. Я в последний раз взглянула на того, кого любила. Он тоже посмотрел на меня и нежно улыбнулся. Я улыбнулась ему в ответ, а потом толкнула его под идущий на полной скорости поезд. Мне хватило легонько толкнуть его, чтобы тяжёлый рюкзак, висевший у него за спиной, перевесил его и потянул за собой.

Девушка замолкает на несколько секунд. Она начинает быстро моргать и трясти головой в разные стороны. Придя в себя, девушка останавливается, поправляет свою ночнушку и поднимает глаза на медсестру.

Девушка: Когда всё произошло, в моей душе не было ничего: ни страха, ни горя, ни облегчения — ничего. (Спокойно.) Только пустота. Я опустила глаза вниз и увидела монетку. Не знаю, может быть, она была у него в руках или выпала из кармана, но она крутилась на перроне около железнодорожных путей. Монетка крутилась — поезд шёл. (Вздыхая.) А вокруг были слышны вопли ужаса и страха. И кто-то из собравшейся около меня толпы выкрикнул: «Убийца!» А я подняла голову, посмотрела в небо и закрыла глаза.

Медсестра изумлённо смотрит на девушку и начинает плакать.

Медсестра: Делиция! Хватит! Я так больше не могу! Уже пять лет прошло, как ты лежишь в этой психиатрической больнице, и каждый день рассказываешь мне одно и то же… Почему ты не хочешь бороться?! Живёшь одним прошлым! Отпусти его, ведь оно погубит тебя! Неужели ты не хочешь жить настоящим?! Вернуться ко мне, к своей маме. Доченька, милая… (Тихо, ласково.)

Она берёт её за руки и начинает целовать их, прикладывая к своим щекам.

Медсестра: Я ведь так больше не могу. Прошу тебя, вспомни же ты обо мне! (Вскрикивает.)

Девушка смотрит на медсестру, пугается её и потихоньку убирает свои руки, пряча их за спиной.

Медсестра: Ну что ж...

Медсестра вытирает слезы, поднимается с колен и отряхивает халат.

Тогда увидимся завтра. Надеюсь, что ты проснешься утром и вспомнишь меня, а не своего Безликого. (Вздыхая.)

Медсестра уходит. Девушка ложится на кровать и засыпает.

На сцене гаснет свет.

Конец.


Рецензии