Модница Милочка

ЗНАКОМСТВО

Спустя малое время к волонтиру Вере снова обратились за помощью. Вскоре она стояла у нужной двери. Она собралась с духом и нажала на звонок. Раздалась приятная трель. Вера услышала топот чьих-то ног и взволнованное:
– Мама, это она, это она!
Дверь открылась, и Вера увидела миловидную девочку в красных спортивных штанах, зеленых туфлях-лодочках и желтом свитере, расшитом блестками. Большой синий бант в белый горошек украшал ее голову.
Вера на миг остолбенела от такого цветового изобилия. Она от природы обладала хорошим вкусом, он проявлялся во всем. Ее тщательно подобранный гардероб, мебель в квартире и даже такие мелочи, как блокноты и кошельки, всегда были выдержаны в едином стиле. Поэтому Милин гардероб так ошеломил ее.
Впрочем, сама девочка была в очевидном восторге от своего наряда. Вещи удивительно не подходили друг другу, но Мила этого словно и не замечала. Она явно наслаждалась тем, что произвела на Веру впечатление.
– Тебе нравится? – спросила она.
– Конечно, – отреагировала Вера, – столько красивых цветов.
В прихожей было зеркало, и Мила решила еще раз покрутиться перед ним, оценить свой наряд.
– Давай посчитаем, сколько на тебе цветов и какие, – предложила Вера.
Мила бойко насчитала 5 цветов, но с названиями у нее была явная проблема. Она путала синий с зеленым, желтый с красным, только белый и черный знала твердо.
«По крайней мере, со счетом у нее все в порядке», – отметила про себя Вера, а вслух сказала:
– Ну ты модница какая! Я тоже люблю красиво одеваться. Мы с тобой теперь друзья.
Мила расплылась в улыбке и потянула Веру за руку: «Пойдем в мою комнату!»
Это был очаровательный ребенок, очень смешливая и активная девочка. Она любила одежду, любила одеваться и постоянно переодевалась и красовалась перед зеркалом. Как и большинство детей с синдромом Дауна, она всегда упрямо настаивала на своем выборе одежды, который просто сводил с ума ее маму, когда им надо было выйти из дома. Мила была начисто лишена какого-нибудь понятия о приемлемом сочетании, и ее обычный гардероб представлял собою причудливую смесь разных цветов и стилей.
Перед уходом ее мама рассказывала Вере:
– Она так ждала вас, так волновалась… Очень долго выбирала лучшие из своих любимых нарядов. У нас это всегда большая проблема. Каждый раз, когда нужно куда-нибудь пойти, Мила выбирает самые несочетаемые вещи. И самое печальное, что я не могу ее переубедить. Я пыталась научить ее правильно одеваться и подбирать вещи, но Мила, к сожалению, совсем не запоминает цвета, так что я бросила эту затею. Теперь я не реагирую. Люди на улице ей улыбаются, так что она уверена, что красавица.
В свой следующий приход Вера принесла с собой несколько своих журналов мод. Они с Милой долго их рассматривали и обсуждали, кому что нравится, и Вера сообщила ей новость:
– Ты знаешь, Милочка, самым модным сейчас считается носить одежду не более трех цветов одновременно. Какие твои любимые цвета, покажешь?
Мила достала три вещи разных цветов. Вера не просила называть цвета, но один из них оказался и Вериным любимым тоже: она как раз была в такой блузке.
– О, это фиолетовый, как у меня. Я его люблю тоже. Тебе нравится моя кофточка? Надо записать: фиолетовый цвет – наш любимый цвет.
В тот день они провели чудесное время вместе, обсуждая одежду в журналах и отмечая вещи фиолетового цвета.

ФОТОГРАФИЯ НАХОДИТ СВОЁ ПРИМЕНЕНИЕ

Первые встречи с Милочкой прошли хорошо. Вера искренне привязалась к девочке и уже совсем не смущалась гротескным выбором ее одежды. Однако ей хотелось помочь Миле и ее маме, которая расстраивалась из-за неумения дочери нормально одеваться. Постепенно у Веры созрел план, который она намеревалась воплотить: она решила воспользоваться возможностями фотографического искусства.
Много лет назад из одной из своих заграничных командировок отец привез Вере очень хорошую фотокамеру Praktica. Фотокамеры тогда мало у кого были. В лучшем случае у кого-нибудь из старшеклассников имелась простенькая советская «Смена». Родители надеялись, что это поможет Вере наладить общение со школьными друзьями.
Она действительно за короткое время стала в школе настоящей звездой. Однако ее популярность продержалась недолго, ей куда больше нравилось снимать природу, птиц и архитектурные сооружения, нежели людей. Свою любовь к фотографии, так же как к книгам, Вера пронесла через всю жизнь. Со временем она, конечно, купила себе цифровой фотоаппарат.
В следующий раз она принесла свою фотокамеру.
– Мильчик, а давай сделаем собственный журнал мод с твоими нарядами, раз ты у нас такая законодательница моды.
– Давай! А как?
– Да очень просто. Доставай все зеленые вещи, такие же, как моя юбка.
Мила открыла шкаф, достала пару вещей, а потом задумалась. Вещи были разных оттенков зеленого.
«Ага, а ведь девчушка может подбирать вещи по определенному признаку. Это уже кое-что», – подумала Вера, а вслух сказала:
– Ну что ты задумалась, доставай все, что похоже на мою юбку. Светло-зеленые, темно-зеленые – они же все равно зеленые.
Мила сразу оживилась и быстренько достала все свои зеленые вещи.
– Теперь для нашего журнала мод мы должны их все сфотографировать, чтобы читатели смогли их увидеть. Давай я тебе покажу, как фотографировать…
– Я умею. Я уже фотографировала со своим дядей в зоопарке. Он подарил мне камеру на день рожденья. Хочешь принесу?
– О, здорово! Конечно, неси ее сюда!
И работа закипела. Пытаясь сосредоточиться, Мила высовывала язык, что выглядело очень забавно. Вера не могла сдержать улыбку, глядя на нее, и сделала несколько снимков забавного фотографа.
Девочка очень старалась, отнеслась к работе ответственно. Скоро все зеленые вещи были сфотографированы. Мила тоже облачилась в зеленое.
– Я думаю, мы заслужили прогулку, – предложила Вера. – Давай пройдемся, подышим свежим воздухом.
Взявшись за руки и захватив с собой камеры, они спустились по лестнице во двор. Остановившись у куста шиповника, Вера воскликнула:
– Ой, какой красивый зеленый цвет у этих листьев! Я должна их сфотографировать. – Потом она сказала: – А этот зеленый – ну точно как твоя блузка. Встань рядышком, я тебя сфотографирую.
Миле очень понравилось позировать. И она тоже включилась в игру:
– А давай найдем зеленый для твоей юбки, – предложила она, и они вместе начали поиск.
Когда они, немного усталые, но очень довольные и веселые, возвратились домой, Мила с порога объявила:
– Мам, сегодня у нас был Зеленый день!
– Замечательная идея, Милочка, – подхватила Вера.
Они пошли в Милину комнату, где было много разной бумаги, карандашей и разноцветных фломастеров.
– Милочка ты умеешь писать? – спросила Вера.
– Нет еще. Я учусь, но я знаю почти все буквы.
– Ну и отлично. Будем учиться вместе. Пиши букву З.
С Вериной помощью Милочка написала «Зеленый день» и разрисовала лист бумаги изображениями всяких предметов, которые они фотографировали за день: листики деревьев, Верину юбку и многие другие.
Готовый проект они повесили на стену.
– Вот и хорошо, – обрадовалась Вера. – Давай следующий наш день начнем с красного цвета. Договорились? У меня как раз есть новая красная блузка.

ЦВЕТНЫЕ ДНИ

В их следующую встречу Мила ждала Веру на пороге. В ее руках были разноцветные тюльпаны.
– На выходных к нам приезжала моя бабушка с дачи, смотри, что она привезла! Красивые, правда? И они все разные! Мы с мамой решили, что хотим подарить букет тебе. Мы тебя ждали!
С кухни донесся веселый, слегка приглушенный голос ее мамы.
– Вера Авдеевна, это действительно вам.
– Большое спасибо! Они очень красивые! А вот это самый важный тюльпан, он красный… Ты ведь помнишь, что сегодня у нас Красный день? Красный, как этот тюльпан. Позволь, я разденусь, и мы пойдем в твою комнату. Теперь давай достанем все твои вещи нужного цвета.
– Красный цвет. Ладно.
Время от времени поглядывая на цветок, Мила собирала нужную одежду, и ее становилось все больше. Оглядев имеющееся богатство, Вера начала рассказывать девочке о том, что, оказывается, человеческие глаза способны различать множество оттенков цветов. И предложила ей выбрать из всей лежащей одежды самые темные и самые светлые красные тона. Это было не так-то просто, но Милочка работала с увлечением. Ей явно нравилось узнавать новое. Конечно, Вера помогала как могла. Положив две вещи рядом, спрашивала:
– Как ты думаешь, какая из них темнее?
Сначала она выбирала вещи с самым сильным контрастом и постепенно усложняла задание. Вера видела, что для Милочки важна ее похвала, иначе ее личико становилось грустным, поэтому Вера была очень осторожна с заданиями, чтобы почаще видеть радостную и довольную улыбку девочки.
Темное-светлое было изучено и сфотографировано. Милочка оделась в красную одежду, и они с удовольствием отправились на улицу продолжать Красный день на свежем воздухе. Там Мила училась находить вещи красного цвета: красная машина, красная скамейка, красный свет светофора и его значение.
– Я больше люблю зеленый, потому что можно идти, – поделилась Милочка.
– Ты умница. Знаешь правила безопасности.
Проходя мимо газетного киоска, Вера на минутку задержалась и купила для Милочки три красных воздушных шара. Они их сразу надули и, так как погода была ветреной, прикрепили к Милиному запястью. Придя в сквер, Вера устроила девочке целую фотосессию, рассказывая, как ведут себя перед камерой настоящие фотомодели. Милочка очень старалась быть естественной и поменьше смотреть в камеру, играя с воздушными шарами. Ветер помогал ей забавляться с шарами и красиво развевал длинные локоны девочки. Получились интересные снимки. Когда Мила просмотрела все сделанные фотографии, она осталась очень довольна собой. Она никогда не видела себя с такой необычной стороны.
Когда они вернулись домой, девочка подбежала к маме и с восторгом начала рассказывать о том, как они гуляли:
– Мамочка, сегодня был КРАСНЫЙ день. Он был такой интересный Я теперь как настоящая фотомодель. Посмотри, какие фотографии сделала Вера!
– Да, мы сегодня потрудились на славу. Пошли, отдохнем немного за рисованием.
И они стали рисовать Красный день. Вера принесла стикеры, и Милочка набрала из них название странички: «День второй – Красный».
Перед уходом они обсудили, каким будет следующий день. Вариант «желтый» девочку смутил. Выяснилось, что Милочка не любит желтый цвет. Она явно отдавала предпочтение ярким тонам. Одежды желтого цвета у нее было очень мало. Видя ее озабоченную мордашку, Вера предложила:
– А давай сделаем Желто-Голубой день, а? Хочешь?
Милочка не очень понимала, что это такое, но это было явно что-то новое, а все новое Милочка встречала с энтузиазмом.
– Договорились, – радостно заключила она.
На следующий день Вера пришла в голубом платье и желтом шарфике. Это было единственное сочетание желтого с голубым, которое она смогла отыскать в своем гардеробе, ведь нужно было следовать уже установившимся правилам.
Милочка ее ждала. Все желтые вещи были приготовлены.
– Какой красивый голубой цвет у вашего платья, Вера Авдеевна, – встретила ее Милочкина мама. – Я обожаю голубой.
Она тоже включилась в игру.
– Да, это одно из моих любимых платьев. Очень пригодилось для Голубого дня, который у нас будет сегодня.
– Желто-Голубого, – поправила ее Милочка. – Пойдем скорее. Я тебе что-то покажу.
Вера зашла в ее комнату. Мила показала ей фотоаппарат, где ее немногочисленные желтые вещи были уже сфотографированы.
– Ну, Милочка. Ну и молодчина же ты! А у меня для тебя тоже есть сюрприз, только я тебе его покажу позже. У нас с тобой сегодня много работы. За дело! Доставай свои голубые наряды.
Когда Милочка достала нужные вещи, Вера попросила разделить их на светлые и темные. Милочка на минуту задумалась, а потом радостно воскликнула:
– Я помню, как мы делали в Красный день! – и довольно быстро все правильно разложила.
«А ведь у нее хорошая память», – отметила про себя Вера.
Прогулка и фотографии в этот день тоже удались на славу. Им повезло найти множество красивых желтых одуванчиков с длинными стеблями. Вера сплела из них прекрасный венок, который очень гармонировал с желтой Милиной маечкой, а Мила снова позировала для их будущего журнала мод. Потом они вместе собрали для Милиной мамы большой букет одуванчиков, который пах так заманчиво, что Милочка дарила его с абсолютно желтым от пыльцы носом.
Когда они вернулись домой, мама сделала их общий снимок – Милочка в венке и Вера с букетом одуванчиков в руках.

ЦВЕТА:ОСНОВНЫЕ и СОСТАВНЫЕ

Видя, что Милочка с энтузиазмом встречает любое новшество и даже сама делает сюрпризы, Вера решила воспользоваться этим ее замечательным свойством и не сдерживать себя, когда ей захотелось познакомить Милочку с совершенно новыми понятиями.
Когда они устроились в Милочкиной комнате, Вера объявила:
– А теперь мой сюрприз для тебя, Милочка!
Вера достала плотные цветные, но прозрачные пленки, которые специально купила в магазине канцтоваров.
– Милочка, я хочу тебе кое-что показать. Мы уже знаем с тобой много цветов. Давай повторим. Желтый как…
– Солнце!
– Голубой, как…
– Небо!
– Зеленый, как…
– Листики!
– Красный, как…
– Цветок!
– Отлично. Возьми эти пленки, найди желтый и голубой. Молодчина, теперь смотри, я складываю их вместе. Смотреть через пленки нужно на свет, смотри сюда, на окно. Какой ты видишь цвет?
– Ой, теперь получился совсем зеленый.
– Да, конечно. Ты здорово учишь цвета, Милочка. Сейчас я тебе расскажу кое-что новое про цвета. Доставай чистую бумагу и фломастеры. – Вера нарисовала три кружка. – Раскрась один красным, другой желтым, а третий синим… Умница, быстро сделала. Сколько всего цветов получилось?
– Три.
– Так вот, нам надо запомнить эти три цвета, потому что они самые главные или основные.
Милочка смотрела на Веру в ожидании.
– Потому что все остальные цвета получаются из этих трех и называются составными, потому что состоят из двух, а иногда и большего количества цветов. Вот ты сейчас взяла желтый и голубой и получила зеленый. А теперь возьми желтый и красный. Что у тебя получилось?
– Апельсиновый!
– Правильно. Он называется оранжевый. У нас еще не было Оранжевого дня и других дней. А сейчас давай сделаем картинку нашего сегодняшнего дня, и я пойду домой. Пленки я тебе оставлю. Ты можешь с ними играть.
Картинка Желто-Голубого дня получилась очень симпатичной. Желтое солнышко прекрасно гармонировало с голубым небом, а зеленые листы и трава освежали вид и настраивали на позитивный лад.
Вера также познакомила Милочку с красивыми шрифтами на трафаретах, и трудяга Милочка, добросовестно закрашивая каждую букву, нарисовала очень красивое название: «Желто-Голубой день».
В тот день Веру Авдеевну так просто домой не отпустили – мама пригласила ее за стол пить чай и есть ароматный пирог с абрикосами. Увидев его, Мила и Вера, не сговариваясь, посмотрели друг на друга и произнесли: «Он желтый», – и дружно рассмеялись – вот так совпадение! А Милочка побежала за камерой.

ПИСАТЕЛЬ РОДИЛСЯ

Когда фотографии цветных дней были готовы, Вера показала Милочке, как нужно прикреплять их к листам. Они украшали странички будущей фотокнижки, вкладывали их в прозрачные файлы, чтобы сохранить, а затем нанизали на штырьки папки-скоросшивателя.
«Семь Разноцветных дней» были посвящены различным цветам, и каждый из них запечатлел один счастливый день определенного цвета. Зеленый день был посвящен листьям и траве, красный – цветам, желтый – солнцу, голубой – небу, коричневый – земле, белый – бумаге, из которой была сделана книжка, а черный был посвящен соседской собачонке, с которой Милочка любила играть.
На последней ее страничке было написано «Сделано Милой и Верой», там была помещена их Желтая фотография: Вера с букетом желтых одуванчиков, Милочка с венком на голове.
Разноцветные дни помогли Миле запомнить цвета, и она почти перестала их путать. А Вере не терпелось показать книжку своим бывшим сотрудникам в библиотеке. Их реакция оказалось очень бурной.
– Вера Авдеевна, у тебя теперь началась новая жизнь. Она даже интересней твоей старой, библиотечной! Теперь ты у нас автор!
– Ну, девочки, главный автор не я, это, конечно, Милочка! – тактично поправила их Вера.
Сотрудники предложили Вере сделать из этой самодельной настоящую книжку, которую они положат на полку в библиотеке.
– Можно? – обрадовалась Вера. – Но…
– Не волнуйся, – успокоила ее ближайшая подруга. – Я это беру на себя.
Она заказали две книжки. Когда те были готовы, Вера устроила Милочке сюрприз. Она сказала девочке, что та теперь автор, в присутствии семьи вручила ей ее первую книжку и сказала, что каждая книга, с того момента, как она окончена, должна приносить пользу другим людям и жить собственной жизнью, а лучший дом для книги – это библиотека.
Она привела Милочку в родную библиотеку, где сотрудники очень благодарили девочку за такой чудесный подарок. На память они подарили ей сказку «Золушка» и взяли с нее обещание обязательно приходить к ним в гости за новыми книгами, а также сказали, что будут рады ее новым книжкам.
Так, в свои неполные десять лет и спустя полгода знакомства с Верой, Милочка внезапно и официально стала Автором.

ЖУРНАЛ МОД: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Успех книжки о цветах дал Вере и Милочке стимул с еще большим энтузиазмом взяться за оформление «Журнала мод». Они решили посвятить его правилам подбора одежды.
Идея идти в ногу с модой очень привлекла девочку, и она продолжала придерживаться правила «носить не больше трех цветов одновременно».
Это стало основным правилом:
Правило № 1: «He больше трех цветов одновременно».
Собирать комбинации из трех цветов стало их совместной забавой. Вера даже сделала специальную рамку-основу, куда, одна под другой, помещались три фотографии, из которых Милочка составляла всякие комбинации, и вдвоем они их обсуждали. Вера могла видеть, что со временем у Милочки стал вырабатываться неплохой вкус в одежде.
Лучшие комбинации Милочка надевала, и Вера ее фотографировала для «Журнала мод».
Следующее правило, которому Вера научила Милу, было тоже очень интересным. Правило гласило: «Нельзя надевать два разных принта вместе». Под принтом подразумевался любой рисунок на материале, считая и аксессуары.
Правило № 2: «Не надевать вещи в клетку и в полоску (и в другие расцветки) вместе».
Мила играла с этим правилом, выбирая что-нибудь с рисунком и подбирая дополняющие цвета из тех, что были использованы в рисунке.
Позировать для «Журнала мод» было для нее огромным удовольствием.
Вера также предложила разделить одежду и обувь по назначению: на нарядную, повседневную и домашнюю, чтобы сразу подбирать комплекты не только по цвету, но и по назначению.
Правило № 3: «Надевать вещи, принадлежащие только к одной группе по назначению».
Работа шла полным ходом. Они отбирали три самые удачные комбинации и помещали их в книжку. Милочка почувствовала вкус к оформлению и наслаждалась, украшая каждую страничку. Вера начала задумываться, а не попробовать ли познакомить Милочку с цветовым кругом и теорией цветов.
Вторая фотокнижка обещала быть очень полезной, Милочкина мама была ужасно рада.
Верхом неожиданности для всех стала похвала всегда скептически настроенной пожилой соседки, которая обычно, как в засаде, сидела на своей скамейке, щедро рассыпая в адрес соседей колкие комментарии. И вот эта Марфа Васильевна вдруг сказала:
– Посмотрите, кто у нас идет! Это ведь Милочка! А ты знаешь, Мила, что вчера Машина мама ставила тебя Маше в пример? Она сказала, что у Милы теперь стоит поучиться, как красиво подбирать одежду.
Удивленная Милина мама не могла нарадоваться и в знак поощрения объявила, что на следующей неделе они пойдут покупать новую одежду.
– Ура, Вера! – запрыгала счастливая Мила. – Мы будем делать новые фотографии!!!


Рецензии