Сказка про балкарское Золотое дерево Раубазы

Жил-был в стародавние времена в Балкарии Азамат, сильный парень. Он жил в этих местах много лет и занимался лесорубным делом. В тридцать лет он уже имел свой небольшой каменный дом, десять коров и сотню баранов. Коровы обеспечивали Азамата молоком, айраном, сыром и сметаной. С баранов весной стригли шерсть, из которой делали нить и вязали тёплую одежду.

Однажды парень отправился на работу - срубить несколько деревьев в лесу по заказу односельчанина. Но внезапно, он увидел перед собой самое необычное дерево, которое казалось ему волшебным, даже золотым. Листья казались Азамату золотыми. На дереве сидели серебряные птицы и весело щебетали, а вместо глаз у птиц сверкали бриллианты.

Азамат решил срубить его, чтобы продать дорого на базаре и разбогатеть. Он начал было работать, сделал замах топором, но топор стал тяжёлым и руки отказывались выполнять приказы. "Что со мной"  - подумал дровосек.

Вдруг, изнутри дерева раздался голос: "Остановись, Азамат! Я волшебное дерево Раубазы. У меня есть сила помочь тебе, если ты не будешь меня рубить".

Азамат остановился и удивленно посмотрел на дерево. Он никогда не слышал, чтобы деревья говорили, хотя много лет заготавливал лес. Тогда волшебное дерево объяснило ему, что может дать богатство и счастье, если он оставит его в целости. Азамат подумал и решил послушаться дерева. Он поклялся, что никогда больше не будет резать в лесу деревья, которые там находятся слишком долго, и уйдет в другую работу.

Волшебное дерево благословило его и даровало богатство и удачу. Азамат стал успешным и жил счастливо всю свою жизнь, благодаря своей мудрости и уважению к лесу. Изредка он ходил к золотому дереву Раубазы, разговаривал, советовался.

Однажды придя к тому месту в лесу, где росло волшебное дерево ; обнаружил лишь пень и щепки. Азамат был очень расстроенный. Он уселся на пен;к и стал плакать. Жалко было дерево, с которым он дружил многие годы.

В это же время сзади услышал голос:
-Азамат, что случилось, почему плачешь?
Бывший лесоруб повернулся назад и увидел парнишку, который жил с родителями недалеко от него в Хасанье.
-Здесь росло золотое дерево, к которому я приходил много лет, но кто-то его срубил. - ответил Азамат.
-Это я его заготовил пару дней назад. Дядя Азамат, а почему оно золотое? Вроде обычный чинар был... - спросил Иса, так звали парнишку.
-Да нет, это было волшебное дерево Раубазы, а ты срубил его. - с сожалением сказал Азамат и побрёл расстроенный домой. Когда же уходил домой взял с собой орешек от золотого чинара и посадил в тот же день на своей усадьбе.

Утром выглянул в окно и увидел, что из орешка за ночь вырос красавец чинар. Обрадовался Азамат, выбежал во двор ; к дереву. Не успел перевести дыхание, а Раубазы и говорит :
-Спасибо Азамат. Если-бы не ты...
-Почему ты позволил срубить себя? У тебя же есть сила волшебная. - спросил Азамат.

-Я не могу запретить человеку делать что либо, только попросить. Да и не каждый видит за моей серой корой золото. Большинство людей видят во мне обычное дерево, с обычными зелёными листьями и серыми воробьями, которые сидят на моих ветвях. А золото за грубой корой, да серебряных птиц вместо серых воробьёв, видят люди наделённые от природы мудростью, добротой. Мудрый даже в хаосе жизни видят божественный порядок. Поэтому тот, кто срубил дерево сделал это потому что должен сделать это, так как со временем даже золото перестаёт блистеть и радовать, хотя ценности не теряет. Всё должно обновляться, только вечность неизменна. Потому дерево выросло новое, вместо старого, но суть моя осталась та же. Это я Раубазы, вечное и неизменное древо жизни...


Рецензии