Матан и его семья 10. Старость
Матан и его семья
10. Старость
Как и следовало ожидать, Матан не удержался на посту главы ешивы. И еще одно огорчение постигло его. Не сумел он, подобно отцу своему Гедалье, сохранить до конца жизни влияние в совете семерых, правившим Нагардеей. Община отступилась от наставлений человека, не увлекшего за собой сыновей и не уберегшего от бед дочерей. Матан принял жизненные поражения смиренно, памятуя о приоритете законов и обычаев над страстями и амбициями.
Трудно с благородством переносить перемены к худшему – они превращают, порой, самую светлую душу в злую. Но не таков Матан. За многие годы он научился и привык винить в своих неудачах себя самого, оправдывая других и не принимая во внимание неблагополучие обстоятельств. Пессимизм и покаяние давали обильную пищу уму и сердцу отверженного мудреца.
Утешая мужа, Эфрат неустанно твердила ему в уши, как много он сделал для упрочения веры в народе и для внедрения законопослушности в широкие массы соплеменников. И еще о многих добрых его деяниях упоминала сострадающая супруга. Но неизменно отвечал ей самокритичный Матан: “Не достоин быть наставником юношества, проглядевший собственных детей, и не нужны городским правителям советы того, кто не умел править своею семьею!”
Царь персов весьма сожалел о смещении Матана. Монарх вынужден был отказать от дворца приятному и головастому собеседнику, ибо полагал, что государю не пристало встречаться с человеком, отвергнутым его собственной общиной. Дабы излить свой гнев, владыка прибегнул к недружественным мерам в отношении жестоковыйного иудейского племени, подвергающее остракизму лучших своих сынов.
Однако царь мог позволить себе иметь сантименты к подданному, угодившему в чужую опалу. Поэтому монарх стал иной раз направлять в Нагардею одного из своих визирей – для бесед с Матаном от высочайшего имени. Авлат, так звали ученого перса, утешавшего и развлекавшего умными разговорами прежнего царского фаворита, бывал сердечно принят в доме Матана и живал у того по нескольку дней. По возвращении во дворец Авлат пересказывал правителю содержание диалогов и заодно докладывал о настроениях иудеев в Нагардее.
К неуспехам других Авлат относился с образцовой невозмутимостью. Он был весьма доволен тем, что времена дружбы царя с иудеем остались позади. “Заглазные разговоры, моими устами ведомые от имени нашего владыки, не опасны, слава богам, и не повредят ни мне, ни кому-нибудь еще из наших придворных ученых!” – думал визирь.
Однажды уселись Матан и Авлат на веранде и, попивая апельсинный сок, завели дружескую беседу.
- Кто эти люди с серпами? - спросил Авлат, указывая на вереницу крестьян, идущих в направлении поля.
- Это мои работники, - ответил Матан, - будут собирать урожай.
- Если я скажу тебе, Матан, что обладаю способностью предвидеть будущее, ты поверишь мне?
- Моя иудейская вера, дорогой Авлат, рациональна и не одобряет мистику. Однако могут быть нюансы…
- Я знаю, ваши мудрецы – большие мастера толкований и не боятся нюансов, поэтому, когда требуется, они и мистике оставляют шанс.
- Совершенно верно! Ведь толкование Святых Книг – это способ направить веру в полезное русло, а толкователи наши, в отличие от вас, ученых, не соблазняются построенными на песке теориями, но всегда следуют прямым путем.
- Оставим в стороне идейное разномыслие, почтенный Матан. Лучше я оглашу свое предсказание, и к вечеру мы проверим его точность.
- Говори, Авлат.
- Вон видишь того крестьянина в белой одежде? Третий с конца. Так вот, вечером он не вернется с поля – его ужалит ядовитая змея, и он умрет.
- На основании чего ты это предположил? Научное предвидение? – с улыбкой спросил Матан.
- Интуиция опыта! – ответил Авлат.
- Что ж, подождем. Как говорится, вечер утра мудренее.
Перед заходом солнца наши собеседники вновь расположились на веранде. Косцы возвращались после дневных трудов.
- Гляди-ка, дружище Авлат! Поторопился ты похоронить крестьянина. Живой возвращается! – воскликнул Матан.
- Не может быть! – не поверил своим глазам Авлат, - это какая-то мистика!
- Давай допытаем его самого. Эй, человек, поди-ка сюда! – крикнул Матан.
- Чего угодно, господин, - спросил подошедший крестьянин.
- Открой свою корзину!
- Пожалуйста, - добродушно сказал косец, и все, включая самого крестьянина, с удивлением узрели на дне корзины мертвую змею.
- Эта змея хотела тебя ужалить и умертвить, но сама погибла, - констатировал Матан, - не иначе, ты совершил сегодня благое дело, и оно спасло тебя!
- Рассказывай, труженик, чем отличился ты! – нетерпеливо вскричал Авлат.
- Да ничего особенного, - скромно ответствовал крестьянин, - мы, когда садимся за обед, то достаем наши припасы и складываем их вместе. Я краем глаза увидал, что у соседа моего корзина пуста, и незаметно подложил ему половину своего хлеба и сыра. Вот и все.
- Ты совершил сразу два добрых поступка, - объяснил Матан, - накормил голодного и сделал это тайно, не смущая его перед людьми. Вот почему не гадюка погубила тебя, но, наоборот, твоя праведность убила ядовитую змею!
- Милейший, иди своей дорогой! – сердито бросил Авлат крестьянину, и тот, пожав плечами, ушел.
- Как видишь, Авлат, никакой мистики!
- Я тоже прав, Матан. Ведь предсказал же я появление змеи!
- Ты оказался прав лишь наполовину, при этом не учел главного: благодеяние спасает от смерти! – провозгласил Матан.
***
Оставшись наедине с самим собой, Матан принялся размышлять о происшествии с крестьянином.
“Благодеяние спасет от смерти – это не подлежит сомнению. А что убережет праведника от несчастий в семье? Разве мало добрых дел совершено мною? Положа руку на сердце, должен признать я: огромны мои заслуги перед верой и народом! И при всем при том страшные бедствия стали итогом плодотворнейшей моей жизни. Несправедливость? Не может быть, ведь Господь всегда прав!”
“Причины собственных невзгод я привык искать в себе. В чем тут выгода для меня? Растравляя раны, оставленные безжалостной необратимостью, я спасаюсь от душевной пустоты. Остаток жизни я щедро наделяю полынно-горьким смыслом”.
“А что, если у несчастий нет причин, и всё со мной произошедшее – лишь случая игра? О, это негодное предположение! Приняв его, я разорю свое сердце, превращусь в пустейшего желчного старца. Пожалуй, мне лучше вместе с Эфрат предаться надежной родительской скорби”.
- Эфрат, у тебя красные глаза, ты плачешь каждый день.
- Горестно, Матан.
- Было четверо, осталась одна, - вздохнул Матан.
- Я несчастна ее несчастьем. Оснат никому не нужна, кроме отца с матерью, - сказала Эфрат, - слишком мало для женщины.
- Не видать нам внуков…
- Откуда тебе известно? У нас есть Ципора.
- Хватит! Ципора умерла!
- Ты не хуже меня знаешь, что она жива! Иначе не запрещал бы мне видаться с ней.
- Повторяю, хватит! – крикнул Матан.
- На лбу твоем написано, ты жаждешь новостей, но не велишь, упрямец, добывать их!
- О сыновьях мое отцово горе.
- Шуваль слишком редко и скупо дает знать о себе, - сокрушенно заметила Эфрат, - он бессемейный, непутевый. Мне кажется, мы не нужны ему.
- Не нужны. Ему мы в тягость. Он занялся разбоем, есть ли чувства у него? Однако я любил Шуваля, да и сейчас люблю.
- Не будем детей бранить. Негоже это, мы уж натворили бед. Сострадание целительнее порицаний, - возразила Эфрат.
- Ты о Карми? С благою целью я осыпал его упреками, не сознавая, что не добро, а зло творю. Карми – самая большая боль моя, - тяжко вздохнул Матан.
- Я помню, маленького Карми ты обожал! – бросила Эфрат.
- Помнят руки мои, как поднимали мальца над головой… Я погубил сына…
- Мы оба равно виноваты! Глухи были к тонкой и хрупкой душе, недуг ее не разглядели. Слепые!
- Твоя вина второстепенна, Эфрат. К тому же, сын прощает матери, но никогда – отцу.
- Сочтемся виною. Да и толку-то что? Всё необратимо. Я опять плачу, Матан…
- Плачь, Эфрат. Ни тебе, ни мне – нет нам продолжения в мире. Как горька в конце жизни простая мысль эта!
- У нас остались воспоминания – и более не будет ничего, - сквозь слезы проговорила Эфрат.
- То – воспоминания о невозвратном блаженном. А нынче мрак вокруг нас. Что хуже – никогда не иметь, и потому об утрате не горевать, или пробавляться памятью, всё потеряв?
Целиком повесть опубликована здесь: ЛИТРЕС
Свидетельство о публикации №223042100480
Александр Михельман 21.04.2023 17:50 Заявить о нарушении
"Что хуже – никогда не иметь, и потому об утрате не горевать, или пробавляться памятью, всё потеряв?"
Дан Берг 21.04.2023 19:55 Заявить о нарушении
Александр Михельман 22.04.2023 06:29 Заявить о нарушении