Дирижёрка

     Урок дирижирования в хоровом училище. Мы готовим программу к итоговому экзамену: дирижирую хоровой фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Садко» и «Сокол к соколу летит». Проходим уже сложные размеры. Не могу сказать, что я уж совсем ничего не понимаю, но элементарно закопалась в технике.

     Как это выглядит: стоит студентка со стеклянными глазами и машет руками не хуже вентилятора, пытаясь скомбинировать в голове параллельно несколько задач: схему счёта не сбить, вовремя показать каждой партии вступление рукой, заранее посмотреть на них, показать динамику развития произведения (форте, пиано, крещендо, деменуэндо), штрихи и прочее, прочее, прочее...
 
     Валентин Игоревич со мной бьётся, но что-нибудь я обязательно упускаю. Мозги плавятся. Эх, как сдавать-то буду! А тут ещё дипломная работа на носу! Ну полный завал!

     Я боюсь рот открыть на его замечания. Спрашивать? Вроде, всё понятно, вопросов нет.  Только не получается ничего. Всё ведь ясно: ритм, счёт, показать вступление, динамику, схему не путать – вот, пожалуй, и всё исполнение.

     На хоре у нас началась тем временем практика.  Я, в общем, старательно делала всё так, как мне показывал на уроке Валентин Игоревич и, конечно, ужасно боялась сделать какую-нибудь нелепую ошибку.

     И тут мне в голову приходит безумная мысль: на практике хоть разок продирижировать не как меня учили, а как я чувствую, как я себе представляю. Так я себе это интерпретировала.

    Полное безумие! Да, я трусиха – попадёт ведь точно! Но рискнула! Всё ровно учитель не увидит, что я вытворила. Если поругают, больше не буду. И вот, я выхожу к хору. Схема, не схема, громче тише – я об этом не думала тогда. Просто представила себя уже профессиональным состоявшимся хормейстером, со своим собственным хором, выступающим на концерте.

     Я показывала руками так, чтобы они вели музыку и одновременно двигались, словно в танце. Я чувствовала себя уже не метрономом, отсчитывающим такты, как я себя чувствовала на уроке, а исполнителем и руководителем.

     Я управляла хором не через одни только руки, а через всё тело: движения, взгляд, улыбка, молчаливый диалог с хором при помощи жестов, совершенно интуитивно -  я просто растворялась в этой музыке!

     Наконец, финал. Педагог был почему-то в полном восторге: «Прекрасные руки! - повторял он – Прекрасные руки!»

     Был момент, когда я всё же ошиблась в схеме, но почему-то он даже не заметил. Или не просто показал этого? Впрочем, и ошибок почти не было к моему удивлению.  И так, что я сделала! Стала так делать всегда.

     Слухи дошли до "самого". Валентин Игоревич сам пришёл на практику посмотреть, чем я тут занимаюсь. Это было очень страшно, но я уже не отступала. Тут он, конечно, увидел всё своими глазами. 

     На его недоумение я пристыженно молчала: «Простите - думала я – Я всё сделала неправильно». Впрочем, дело не в этом. Страх – главная причина, страх сделать ошибку, вот я и вцепилась в технику. Техника техникой, но музыка без души мертва!

     А хормейстер, который не чувствует музыки или не может, боится передать свой жар души поющим, просто ходячий метроном.

     Когда практика окончилась и все стали выходить из аудитории, я вышла следом за остальными и подошла к Валентину Игоревичу. Он стоял в коридоре и пронзительно на меня смотрел, словно сам ждал, когда я выйду. Было чувство, что он меня сейчас прибьёт. Но он никогда не проявлял раздражительности, никогда не кричал на студентов, даже не повышал голоса, поэтому мне нечего было бояться.

- Похвально, что ты чувствуешь музыку, – заметил он, слегка улыбнувшись – Твоё музыкальное чутьё и актёрские таланты очень выручат в жизни. Однако, техническую часть всё же надо знать. Ты и сама себя будешь чувствовать увереннее.

     Он прищурился, глядя на меня в упор.

- Ну что ты трясёшься? Не съем я тебя. Будешь теперь у меня на уроке входить в роль великого хормейстера, если по-другому не умеешь. Слышишь?!

- Угу!

- Сколько я с тобой бился?!

- Угу!

     Он снова слегка улыбнулся.

- Артистка... – произнёс он как бы сам себе и ушёл в класс.

     А я? Что я? В любую роль ведь можно вжиться, и она станет твоей второй натурой.

     Да, это мысль…

     «А что если придумать характер моего «идеального дирижёра» и действовать как он? – думала я, медленно застёгивая молнию ну куртке – И техника у него, конечно будет идеальная! Значит, надо больше над ней работать».

     И не бояться!



Рецензии
Редкая это профессия-дирижер,но очень интересная!

Виталий Поляков 2   21.04.2023 02:59     Заявить о нарушении