Дирижёрка
Как это выглядит: стоит студентка со стеклянными глазами и машет руками не хуже вентилятора, пытаясь скомбинировать в голове параллельно несколько задач: схему счёта не сбить, вовремя показать каждой партии вступление рукой, заранее посмотреть на них, показать динамику развития произведения (форте, пиано, крещендо, деменуэндо), штрихи и прочее, прочее, прочее...
Валентин Игоревич со мной бьётся, но что-нибудь я обязательно упускаю. Мозги плавятся. Эх, как сдавать-то буду! А тут ещё дипломная работа на носу! Ну полный завал!
Я боюсь рот открыть на его замечания. Спрашивать? Вроде, всё понятно, вопросов нет. Только не получается ничего. Всё ведь ясно: ритм, счёт, показать вступление, динамику, схему не путать – вот, пожалуй, и всё исполнение.
На хоре у нас началась тем временем практика. Я, в общем, старательно делала всё так, как мне показывал на уроке Валентин Игоревич и, конечно, ужасно боялась сделать какую-нибудь нелепую ошибку.
И тут мне в голову приходит безумная мысль: на практике хоть разок продирижировать не как меня учили, а как я чувствую, как я себе представляю. Так я себе это интерпретировала.
Полное безумие! Да, я трусиха – попадёт ведь точно! Но рискнула! Всё ровно учитель не увидит, что я вытворила. Если поругают, больше не буду. И вот, я выхожу к хору. Схема, не схема, громче тише – я об этом не думала тогда. Просто представила себя уже профессиональным состоявшимся хормейстером, со своим собственным хором, выступающим на концерте.
Я показывала руками так, чтобы они вели музыку и одновременно двигались, словно в танце. Я чувствовала себя уже не метрономом, отсчитывающим такты, как я себя чувствовала на уроке, а исполнителем и руководителем.
Я управляла хором не через одни только руки, а через всё тело: движения, взгляд, улыбка, молчаливый диалог с хором при помощи жестов, совершенно интуитивно - я просто растворялась в этой музыке!
Наконец, финал. Педагог был почему-то в полном восторге: «Прекрасные руки! - повторял он – Прекрасные руки!»
Был момент, когда я всё же ошиблась в схеме, но почему-то он даже не заметил. Или не просто показал этого? Впрочем, и ошибок почти не было к моему удивлению. И так, что я сделала! Стала так делать всегда.
Слухи дошли до "самого". Валентин Игоревич сам пришёл на практику посмотреть, чем я тут занимаюсь. Это было очень страшно, но я уже не отступала. Тут он, конечно, увидел всё своими глазами.
На его недоумение я пристыженно молчала: «Простите - думала я – Я всё сделала неправильно». Впрочем, дело не в этом. Страх – главная причина, страх сделать ошибку, вот я и вцепилась в технику. Техника техникой, но музыка без души мертва!
А хормейстер, который не чувствует музыки или не может, боится передать свой жар души поющим, просто ходячий метроном.
Когда практика окончилась и все стали выходить из аудитории, я вышла следом за остальными и подошла к Валентину Игоревичу. Он стоял в коридоре и пронзительно на меня смотрел, словно сам ждал, когда я выйду. Было чувство, что он меня сейчас прибьёт. Но он никогда не проявлял раздражительности, никогда не кричал на студентов, даже не повышал голоса, поэтому мне нечего было бояться.
- Похвально, что ты чувствуешь музыку, – заметил он, слегка улыбнувшись – Твоё музыкальное чутьё и актёрские таланты очень выручат в жизни. Однако, техническую часть всё же надо знать. Ты и сама себя будешь чувствовать увереннее.
Он прищурился, глядя на меня в упор.
- Ну что ты трясёшься? Не съем я тебя. Будешь теперь у меня на уроке входить в роль великого хормейстера, если по-другому не умеешь. Слышишь?!
- Угу!
- Сколько я с тобой бился?!
- Угу!
Он снова слегка улыбнулся.
- Артистка... – произнёс он как бы сам себе и ушёл в класс.
А я? Что я? В любую роль ведь можно вжиться, и она станет твоей второй натурой.
Да, это мысль…
«А что если придумать характер моего «идеального дирижёра» и действовать как он? – думала я, медленно застёгивая молнию ну куртке – И техника у него, конечно будет идеальная! Значит, надо больше над ней работать».
И не бояться!
Свидетельство о публикации №223042100049
Виталий Поляков 2 21.04.2023 02:59 Заявить о нарушении