3 Озёры. Никольское. Бековские староверы

Первым крупным землевладельцем на территории района был боярин Лев Кириллович
Нарышкин, имевший в неопределенных границах территории, равные нескольким современным областям. По даче от 25 января 1705 года его детям Александру, Ивану и Евграфу было дано вопче в разных уездах 29208 четей в поле, а в дву по тому ж, со всеми угодьями. По полюбовному разделу 1732 года разделено между братьями Александром и Иваном Львовичами» (Евграф, видимо, умер).

Летопись свидетельствует, что первое поселение на территории Беково возникло на берегах озера. Его остатки еще видны рядом с некогда располагавшимся железнодорожным вокзалом.
 
Первое летописное упоминание о деревне Озёры, на месте которого сейчас и стоит Беково, относится к 1621 году, году правления первого
русского царя из династии Романовых, Михаила Федоровича (1596–1645, годы правления 1613–1645).

Михаил Федорович родился в 1596 году в семье боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета) и его жены Ксении Ивановны, урожденной Шестовой. Он приходился двоюродным племянником Федору Иоанновичу, последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей.

Царствование Михаила Федоровича ознаменовалось дальнейшим закрепощением крестьян.

К середине 1600 годов внутренняя политическая обстановка в России резко обострилась.

Положение служилых людей, посадского населения и крестьян стало тяжелым. Последние были окончательно закабаленными, а с 1649 года не имели права уходить от своего помещика. Соборное уложение юридически определяло безраздельные права феодалов на крестьян, на их труд и имущество, с одной стороны, и бесправие крестьян от произвола господ, с другой.

Резко снизилась и экономика страны, ужесточился феодальный гнет, возросли налоги, повысилась повинность социальных низов.

Рост числа беглых крестьян увеличился, а сыск стал бессрочным. В стране свирепствовали голод и эпидемия сибирской язвы.
Озёрные крестьяне в полной мере ощутили на себе все эти невзгоды.

Село Озёры основано русскими крестьянами из Шацкого уезда Тамбовского наместничества, промышлявшими здесь охотой в непролазных лесах и рыбалкой по берегам озер и рек Медведица и Хопер. В этих местах водилось множество зверей, птиц и рыбы.

В 1671 году в деревне Озёры была открыта церковь во имя Николая Чудотворца. С открытием этой церкви деревня Озеры переименовалась в село Никольское (название селу дано по построенной церкви). Это была обычная практика в Российском государстве тех лет.

На рубеже XVII–XVIII веков село Никольское(Озеры) находилось на окраине Московского государства. Здесь жили русские, мордва, татары, марийцы. В лесах, окружавших село, было много разбойников из беглых крестьян и казаков, да и
жители села тоже не гнушались заниматься разбоем. Рядом с Озерами, в окрестностях Сердобска орудовала шайка разбойника Бакуты.

В середине XVI века в Саратовском правобережье началась раздача земель дворянам и служилому военному сословию. Чтобы полученные земли не пустовали, новоявленные помещики переселяли сюда крепостной люд из своих старых поместий.

Село Никольское (Беково) принадлежало тогда Переяслав-Рязанскому Троицкому монастырю, крепостные крестьяне которого были переселены в основном из разных губерний.

В конце XVII века в связи с расширением границ русского государства на юг служилые люди вместе со своими крестьянами переселялись во вновь построенные города. Только из Пензенского уезда было выселено 12 тысяч человек.

Пензенский край, как и село Никольское, относился к тем регионам страны, где крестьянские волнения были постоянным явлением.

В XVII–XVIII веках он был местом действия повстанческих отрядов Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева, которые всегда поддерживались местным населением.

Начало истории Беково ведется с 1671 года, когда Русью правил второй русский царь из династии Романовых, Алексей Михайлович (Тишайший) (1629–1676, годы правления 1645–1676).

Во время правления Алексея Михайловича церковь, ранее независимая, стала подчиняться государству и платить налоги.

К событиям XVII века относится и реформа Патриарха Никона, которая ввела изменения в проведении церковных обрядов (например, было введено крещение тремя пальцами, а не двумя, как до этого), привела к расколу в православной церкви, появлению движения старообрядцев и в дальнейшем жестокому подавлению инакомыслия. Старообрядцы, не принявшие реформу, были объявлены раскольниками (только за то, что кланялись по-старому и крестились двумя пальцами), за что подлежали наказанию вплоть до сожжения на костре. Много старообрядцев переселилось тогда в Нарышкино, Беково, Пяшу.

БЕКОВСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ

На берегах Хопра старообрядцы (раскольники) появились еще в XVII веке. Здесь, на окраине Русского государства, в глухих местах раскольникам было удобно скрываться от царской власти, которая с ними не церемонилась, но в двухвековом противостоянии сломить старообрядцев так и не смогла.

Царский Манифест от 17 октября 1905 года установил в Российской империи свободу совести. Преследования раскольников прекратились вплоть до прихода к власти большевиков, когда старообрядцы вновь, теперь с представителями других религиозных групп, попали в общий котел борьбы с религией. Атеистический режим считал веру в Бога пережитком прошлого. Вероятно, местные старожилы еще помнят небольшие группы старообрядцев (их называли кулугурами), которые были в Бековском районе во второй половине XX столетия. В них доживало свой век мощное старообрядческое движение.

Узнать о нем подробно позволяют миссионерские издания Русской Православной церкви рубежа XIX–XX столетий.

Они называют три очага раскола в Бековском районе: Беково, Нарышкино и Пяшу. В Беково за два года до царского манифеста, даровавшего свободу совести, проживало 334 раскольника белокриницкого согласия и 34 поморского толка. В Нарышкино жило 1389 белокриничников. В Пяше – 423. Всего в Сердобском уезде (это территория 6 современных районов Пензенской и 1 Саратовской областей) отмечалось 7 сел, где жили крупные общины старообрядцев, из них 3 вышеназванных находились в Бековском районе.

Белокриницкое согласие возникло в октябре 1846 года в старообрядческом монастыре, существовавшем в селе Белая Криница. Тогда это была территория Австро-Венгерской империи, сегодня – Черновицкой области Украины.

Белокриничники – это старообрядцы-поповцы. Так называли раскольников, которые принимали в свои ряды священников из официальной православной церкви. Долгое время у них не было своего епископата, пока в Белой Кринице босноараевский митрополит Амвросий, грек по национальности, смещенный турецкими властями, не присоединился к старообрядческой церкви. Епископ Амвросий до ареста (по требованию императора Николая I) австро-венгерским правительством успел назначить своим преемником митрополита Кирилла, который рукоположил
архиепископа Антония (Шутова). Так у белокриничников возник епископат.

В 1862 году после смягчения правительственных преследований Антоний вернулся в
Россию и основал свою резиденцию на Рогожском кладбище Москвы. При Антонии в Российской империи возникло 12 старообрядческих епархий, одна из которых находилась в Саратовской губернии. Поморский толк появился в северном Поморье, в Выговском монастыре. Поморцы отказались от священников после того, как скончались те, что были рукоположены до церковного раскола (1652). Церковные службы велись грамотными мирянами, которых выбирала община. Взгляды поморцев изложены в знаменитых «Поморских ответах» (1723).

Говоря о Беково, Нарышкино и Пяше (как и о других селах, старообрядческих центрах Саратовской губернии), миссионеры указывали: «Все это многолюдные места, где раскол развит и считается сотнями, основан твердо и стоит непоколебимо. Здесь в указанных местах он главенствует над православием, давит его и своей численностью и своими обычаями и, пожалуй, своим якобы знанием религии. Здесь есть начетчики, которые руководят раскольниками; есть моленные, попы, которые совершают богослужение по уставу церкви; есть монахи и келейницы, которые разносят раскол по другим местам и пропагандируют его. В этих местах православному миссионеру трудно бывает устроить беседу, ибо местные власти мирволят раскольникам и бездействуют при обращении к ним миссионера».

Центром раскола в Саратовской губернии был Саратов, где жили, по словам миссионеров, «главари и коноводы раскольничьих сект». Старообрядцам губернии они оказывали нравственную и денежную поддержку.

В миссионерских отчетах встречаются фамилии бековских староверов: священников Афанасия Кочергина (Беково) и Ивана Фомичева(Пяша), начетчика Петра Прозорова (Нарышкино). Упоминаются и два купца-старообрядца из Бекова: Елисеев и Шотин. Сохранилась даже брошюра, специальный оттиск журнала «Братское слово» за 1892 год «Разговор православного с именующим себя старообрядцем». Начинается она так: «Января 31 дня, сего 1892 года, в селе Бекове, в доме именуемого старообрядца Андрея Григорьевича Ермаченкова беседовали крестьяне: из православных Иван Сидорович Храмов, из именуемых старообрядцев, по австрийскому священству – Иван Онисимович Щукарев».

Завершается спор так, как и положено в миссионерской брошюре – торжеством православия: «Тут один из слушателей старообрядцев Букин стал говорить Щукареву: «Какое время пришло! Стали от нас переходить в великороссийскую церковь! Шутка ли у нас только в Бекове в какие-нибудь семь лет 200 душ перешли в церковь! А в Пяше что теперь творится? Половина Пяши взбунтовалась! «Священство наше незаконное! – твердят да и на! Беда, что у них теперь идет. Того и гляди половина уйдет в церковь!»


Рецензии