Очень полезная информация

да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
Даниил Сысоев священник
Толкование на группу стихов: Еф: 3: 16-16

Или дословно: «Чтобы силой быть укрепленными через Духа во внутреннем человеке». Есть человек внешний, а есть человек внутренний. Внутренний человек — это душа и ее высшая часть, называемая духом. Отцы Церкви еще называли дух умом человека. Этот ум или дух, созданный дуновением Бога, является истинным внутренним человеком, в котором нужно утвердиться. Эту возможность дает только Бог. Без Него утвердиться во внутреннем человеке невозможно. Это дар Бога Отца, который подается христианам исключительно Им.

Происходит это по богатству славы Его. По преизбытку Своей славы Господь восстанавливает всего человека, ибо Он чрезвычайно богат. К примеру, от бедного человека мы ждем недорогих подарков. Если к нам на Рождество приходят в гости бедняки, мы не ждем, что они подарят «Мерседес». Мы рассчитываем получить хотя бы символический подарочек. А когда в гости к нам приходит, например, президент и дарит китайскую игрушку, это как-то несоразмерно. И вот когда мы обращаемся к Богу с просьбой о дарах, то надеемся получить подарки соразмерные Его величию и богатству Его славы. И Господь по чрезмерной мощи и богатству славы Своей дает нам дар.

Однако в Боге есть не только богатство славы, но и безмерная сила. Необходимо, чтобы эта сила вошла в нас и начала действовать. Сила Бога действует через Святого Духа, Который вводит человека внутрь себя и делает его твердым, укрепленным верой. Изначально человек был создан таким: его ум владел волей и чувствами, они управляли телом, а сам ум покорялся Богу. Слово «укрепленный» происходит от греческого слова «кратос» — держава, самодержец. Надо, чтобы человек державно владел самим собой.

Вопрос: как это сделать? Мы видим, что в нашем нынешнем состоянии у нас все расстроено. Ум, воля и чувства сами по себе, да и тело делает, что ему хочется. Полагаю, все замечали это неприятное явление. А надо, чтобы дух стал властелином, чтобы ум, освященный Богом, правил всем человеком. Это дар Бога, который происходит от богатства славы Его и совершается силой Святого Духа.

В результате, во-первых, начинает выздоравливать человеческий ум. Если он не выздоровеет, ничего покорять ему не надо. Глупо покорять что-либо свихнувшемуся уму. Представьте себе, что было бы, если бы президентом Российской Федерации поставили сумасшедшего, только что взятого из психиатрической клиники. Ничего хорошего не получилось бы. Точно так же необходимо, чтобы в государстве нашей личности сначала выздоровел ум. Для этого он должен быть просвещен верой. Ум должен отказаться от всяческих собственных выдумок и полностью покориться Евангелию. В нем не должно остаться никаких чувствований или мыслительных норм, которые не вытекают из Евангелия. Словом, нужно, чтобы сформировался определенный способ мышления.

Существуют разные способы мышления. Есть такой: что человеку приходит в голову, то он и говорит. Думаю, каждый согласится, что это не самый умный способ мышления. Это называется мыслить по ветру головы своей. В голову пришло — сказал, а потом подумал, и оказалось, что лучше бы не говорил. Лучше бы и рядом тебя в тот момент не было.

Есть и другой способ мышления: человек начинает мыслить, к примеру, по-буддийски. Он ставит своей задачей саморазрушение, а потому начинает уничтожать собственный интеллект. Для этого используются коаны, специальные техники, известные как йога, которые применяют и буддисты, и индуисты. Цель одна — разрушение личности. В итоге у человека ум постепенно разваливается, слабеет, открывается неким иным умам. Очевидно, что не Божиим, потому что Творец не хочет губить Свое творение. Так формируется определенный способ мышления. Когда разговариваешь с буддистом, понимаешь, что многие идеи он принимает без доказательств.

Так вот, наш ум должен научиться мыслить тем способом, который дает Евангелие. Этот способ мышления формируется через веру соединенную с любовью, о чем апостол Павел скажет чуть позже. Необходимо, чтобы ум исцелился, подчинился Богу, стал, как говорит святитель Григорий Нисский, единым, то есть самотождественным и не имеющим помыслов. Помыслы — это мысли, которые человеческий ум не контролирует. Есть популярная песенка Олега Газманова, в которой поется: «Мои мысли — мои скакуны». Сказано, кстати, очень точно. Я не могу остановить свои мысли, так пусть же они летят. Вопрос лишь в том куда. Если человек едет на телеге, запряженной лошадьми, которые летят неизвестно куда, это чревато смертельным исходом. Поток неконтролируемых мыслей — это признак распада разума. Предельное развитие шизофрении заключается в том, что больные полностью теряют контроль над своими мыслями. Мыслей много, но они никак не контролируются. Есть лишь чистый поток сознания, над которым утрачена всякая власть. Как раз с оккультистами такое и происходит. Есть такое понятие, как «оккультная болезнь», когда человек полностью теряет контроль над разумом.

Христиане стремятся к обратному. Они хотят, чтобы разум стал полностью единым и безвидным. Ум должен прекратить постоянно продуцировать бесконечно разнообразные мысли, которые внутренне противоречат друг другу. Он должен мыслить единым процессом, не распадающимся на отдельные мысли. Нужно, чтобы разум видел вещи такими, какие они есть на самом деле. При этом процесс мышления должен быть полностью покорен Богу, Который и дает уму единство, делает так, чтобы он не разбегался в разные стороны, а находился внутри человека. Ум утверждается внутри человека, и он становится владыкой самого себя, собственным епископом.

Мы говорим, что Господь в крещении сделал всех христиан царями и священниками Себе, но что значит быть царем? Царь — это тот, кто владеет самим собой. Если царь не способен править, он не самодержец. Человек должен стать владыкой над собой, что как раз и происходит по дару Бога могущественной силой Святого Духа. По-другому этого состояния никак не достичь. Искусственные попытки добиться этого своими силами, с помощью каких-либо техник, проваливаются. Обычно это заканчивается срывом человека в прелесть, самообольщение и распад. Такой человек повторяет ошибку Адама, то есть пытается стать богом без Бога. Бог полностью владеет Собой. В Нем нет потока мыслей, нет разрыва между словом и делом. Он говорит — и слово тут же становится реальностью. Бог полностью внутренне един, абсолютно внутренне прост. Так же и человеку нужно стать внутренне простым. Он должен видеть реальные вещи, его слово должно быть соединено с делом, как сказал Христос: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37).

Заметьте, именно ум должен полностью владеть человеком, его сердцем и силами. Многие барышни (впрочем, как и некоторые мужчины), придя в Церковь, думают: «Главное, чтобы все было сердечно, а ум пусть летит, куда хочет». Ум же обычно долетает до какой-нибудь полнейшей глупости. На самом деле человек должен быть владыкой над собою, в первую очередь, начиная с ума, который необходимо очистить. С помощью Святого Духа ум входит внутрь и начинает властно покорять себе все.

Приняв силу от Бога, Которым ум живет, он вовлекает в эту же жизнь волю, и она выздоравливает. Воля прекращает пребывать в состоянии распада, когда человек колеблется и не знает, как ему поступить. Бывает, человек сидит и думает: «Куда бы податься? Что сделать, то или это? Столько дел вокруг!» Суета — это очень точное слово, характеризующее болезнь воли. Когда человек суетится, он ничего не может сделать. Он хватается за десять дел сразу и ни одно не доводит до конца. В этом проявляется болезнь воли. Божественная жизнь, охватывая волю человека, делает ее единой, покорной уму. Воля направляется только на то, что прикажет ум, а ум мыслит лишь то, что угодно Богу. Получается сотворчество человека и Бога: Господь, как Творец, не уменьшает ум, а увеличивает его, усиливает; не ослабляет волю, а укрепляет ее. Воля человека как бы входит в резонанс с волей Божией. То же самое происходит и с чувствами. Они становятся едиными и пронизанными жизнью Бога. Если угодно, человек делается богоумным, боговольным и богочувственным. После в эту жизнь вовлекается и тело, полностью покоряясь человеческому духу.

Так христианин становится самодержцем. Он утверждается во внутреннем человеке, его дух начинает властно владеть сердцем и телом — всем его существом. Человек по-настоящему делается царем. Согласитесь, что это достойное дело, когда человек полностью владеет самим собой, будучи причастным Божественной силе. Если же он отходит от Бога, такого не происходит.

Процесс, в котором человек овладевает самим собой, осуществляется, конечно, не сразу, но есть условия, без которых он не может даже начаться. Процесс этот является даром Бога Отца, который дается только Его детям. Стало быть, если человек не крещен, ему просто не с чего начинать. Если же человек крещен, принимает Таинства Божии и ведет духовную борьбу, он постепенно овладевает собой. Собственно говоря, зачем нужны заповеди? Это внешние подпорки для строительства внутреннего дома. Заповедь — это не просто система бессмысленных запретов, а условие, чтобы можно было с собою совладать. Скажем, как вы можете совладать со своим телом, если объедаетесь? Человек заявляет: «Я полностью владею собой», а при этом не может пройти мимо хот-дога. Видит — и ест. Значит, желудок у него командует головой.

Источник власти человека над самим собой вкладывается в момент крещения, и он должен реализовываться. Реализация, естественно, проходит не без борьбы, поскольку весь человек пронизан, по-научному говоря, комплексами, которые правильнее было бы назвать страстями, то есть злыми привычками, злыми моделями поведения, которые отпечатаны и в теле, и в психике, и в воле, и в чувствах, и в разуме. Эти модели поведения противоречат Богу, поэтому человек должен ломать их. Настоящая исповедь заключается не в том, что некто приходит, перечисляет свои грехи, а потом идет и делает то же самое. После настоящей исповеди человек начинает бороться со своими страстями при помощи благодати Божией.

В результате душевно-телесные потребности становятся на свое место. Потребности души и тела сохраняются, но занимают отведенное им место. Человек не занимается тем, что специально морит себя голодом, но, чтобы контролировать свой желудок, ему необходим пост. И для контроля над чувствами тоже есть свои способы, а именно воздержание чувств, их ограничение и т. д. Все это нужно для того, чтобы полностью властвовать над собой. Причем этот процесс ни у кого не проходит без срывов. Бывает, что в человека врываются некие существа, которые могут побить его дух или даже увести его в рабство. Однако если человек борется, он будет освобожден и постепенно станет твердым властелином над собой. Все это совершается силой Святого Духа, данного нам в Таинствах Святого Крещения и Миропомазания.



Источник

Священник Даниил Сысоев. Строительство Дома Божия. Толкование на Послание к Ефесянам — М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2018. — С. 154-163


Рецензии
Ув. Владимир, Христос Воскресе!

Согласен с Вами, что о. Даниил Сысоев зрел в корень и раскрыл очень важные истины. Спасибо за публикацию.
Кстати, ув. Виталий Митропольский недавно опубликовал статью под названием "Святые об Иисусовой молитве". В ней ещё более подробно раскрывается тема. Она может дополнить Вашу статью.
Конечно, потребуются ещё книги современных подвижников (схииеромонах Григорий (Бескровный), Н. Новиков).

Царствие Небесное о. Даниилу.

Координаты ст. Митропольского
http://proza.ru/2023/04/18/1078

Борис Силуанов   22.04.2023 14:20     Заявить о нарушении
Воистину Воскресе! Спасибо, уважаемый Борис! Обязательно прочту.

Владимир Пащенко 1   22.04.2023 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.